Новые правила закупки продуктов питания для нужд ЛПУ

516

Федеральным законом от 20.07.2012 № 122-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ “о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” (далее – закон № 94-ФЗ).

Изменения коснулись, в частности, порядка размещения заказов на поставки пищевых продуктов и (или) на оказание услуг общественного питания для медицинских организаций. теперь лпу разрешено проводить конкурс на поставки продуктов питания и устанавливать требование к участникам – иметь опыт аналогичных контрактов.

Ранее экспертами экспертно-консультационного центра института госзакупок ргтэу уже были освещены особенности закупок пищевых продуктов для лпу.

Выбор способа размещения заказа

Изменения, внесенные Федеральным законом от 20.07.2012 № 122-ФЗ, вступили в силу 27.07.2012. С этого времени медицинские организации получили право проведения конкурсов на закупку продуктов питания и (или) услуг общественного питания.

До указанной даты закупка продуктов питания и услуг по организации питания осуществлялась преимущественно через электронный аукцион и запрос котировок. Проведение конкурсов было запрещено в силу ч. 4 ст. 10 Закона № 94-ФЗ, поскольку пищевые продукты (код ОКДП2 1500000) и услуги по общественному питанию (код ОКДП 5520200) вошли в аукционный перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 27.02.2008 № 236-р.

Соответствующие разъяснения были даны также ФАС России3 : «…Перечнем4 установлено проведение торгов на предоставление услуг по приготовлению пищи заведениями общественного питания (код ОКДП 5520200), в том числе механическая и тепловая обработка продуктов, услуги, связанные с раздачей пищи, в форме открытого аукциона в электронной форме.

Кроме того, поставка пищевых продуктов и напитков (код ОКДП 1500000) также входит в Перечень, и размещение заказа, включающего поставку продуктов питания, заказчики обязаны проводить в форме открытого аукциона в электронной форме.

Таким образом, в случае если предметом размещения заказа являются не только услуги, соответствующие коду “Услуги столовых” (код ОКДП 5520107), но и иные услуги, включенные в Перечень, например, соответствующие кодам ОКДП 5520200, 1500000, то размещение такого заказа должно осуществляться исключительно путем проведения открытого аукциона в электронной форме».

С 23.07.2012 ч. 4.3 ст. 10 Закона №  94-ФЗ для ЛПУ введена специальная норма закона, согласно которой размещение заказов на поставки пищевых продуктов в  медицинские организации и (или) на оказание услуг общественного питания для указанных в  ч. 4.3 ст. 10 Закона №  94-ФЗ учреждений и  организаций путем проведения торгов осуществляется по решению заказчика или уполномоченного органа в  форме конкурса или открытого аукциона в  электронной форме.

Возможные способы закупок продуктов питания и (или) услуг общественного питания для нужд ЛПУ:

• закупка в соответствии с п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ (так называемые малые закупки до 100 тыс. руб.);

• запрос котировок;

• открытый аукцион в электронной форме;

• открытый конкурс.

Не решен вопрос о возможности применения при закупке продуктов питания п. 6 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ, если торги приостановлены или аннулированы контрольным органом. В этой ситуации заказчики порой используют упомянутую норму и заключают контракт (договор) на поставку продуктов питания с единственным поставщиком, не проводя торги и запросы котировок, в связи со срочностью и действием обстоятельств непреодолимой силы.

Минэкономразвития России считает1 , что использование п. 6 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ при срочной закупке продуктов питания неправомерно: “…В случае, если проведенные торги отменены по решению контрольного органа, а потребность в товарах, работах, услугах является срочной (продукты питания, медикаменты, монтаж охранно-пожарной сигнализации по предписаниям органов пожарного надзора), срыв поставки которых может привести в дальнейшем к негативным последствиям, то это не является обстоятельством непреодолимой силы, и размещение заказа в данном случае, в соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 55 Закона, неправомерно”.

Практика судов по этому вопросу неоднозначная. Так, например, при рассмотрении одного дела суд первой инстанции указал: «…в связи с решением антимонопольной службы от 23.03.2007 Управление… было лишено возможности провести… конкурс. Поскольку процесс организации питания в образовательных учреждениях носит непрерывный характер, отсутствие необходимых продуктов питания привело бы к невыполнению Управлением… своих обязанностей как муниципального заказчика. Отсутствие у образовательных учреждений, самостоятельно организовывающих процесс питания обучающихся, необходимых продуктов питания, безусловно, является чрезвычайным обстоятельством, требующим принятия незамедлительных решений, именно такая возможность и преду смотрена п. 6 ч. 2 ст. 55 Федерального закона “О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд”…». Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции. Суд кассационной инстанции поддержал позицию суда апелляционной инстанции, указав следующее: «… при таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о неправомерном заключении сторонами муниципального контракта… без проведения торгов. Кроме того, суд апелляци  онной инстанции верно указал, что решение антимонопольной службы, не может являться обстоятельством не преодолимой силы, влекущим возникновение тех или иных потребностей и требующим принятия незамедлительных решений согласно ст. 55 Федерального закона “О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание
услуг для государственных и муниципальных нужд”…».

Если торги приостановлены или аннулированы, то при закупке продуктов питания не рекомендуется применять п. 6 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ.  В этом случае можно воспользоваться п. 14 ч. 2 ст. 55 (закупка “малого” объема) или ч. 6 ст. 42 Закона № 94-ФЗ (при соблюдении предусмотренных в ней условий). Можно также провести запрос котировок или “короткий” электронный аукцион до 3 млн руб. для срочного обеспечения нужд ЛПУ в продуктах питания.

В случае невыполнения или ненадлежащего выполнения контракта (договора) поставщиком заказчики могут воспользоваться п. 6 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ. Например, для применения указанной нормы в случае срыва поставщиком поставки продуктов питания последовательность действий заказчика должна быть следующей:

1. Проведение торгов или запроса котировок на поставку продуктов питания и (или) оказание услуг общественного питания. Доказательством проведения этого этапа выступают утвержденная документация и ссылка на номер извещения, размещенного на общероссийском официальном сайте www.zakupki.gov.ru.

2. Заключение контракта с предоставлением обеспечения исполнения контракта (при необходимости), подтверждаемое копией заключенного контракта.

3. Составление заказчиком акта о недостатках при срыве поставки и претензии, которые направляются в адрес поставщика.

4. Составление повторного акта о недостатках при повторном срыве поставки.

5. Предъявление поставщику претензии об уплате пени и о расторжении контракта.

6. Подготовка (объявление) заказчиком новых торгов и (или) подготовка (обращение) иска о расторжении в суд, подтверждаемые ссылкой на номер размещенного на общероссийском официальном сайте www.zakupki.gov.ru заказа, копией определения суда о принятии дела к производству.

7. Составление заказчиком (материально ответственным лицом заказчика) акта об отсутствии остатков необходимых продуктов питания на складе заказчика с указанием на невозможность замены недостающих продуктов питания имеющимися со ссылкой на меню и нормы.

8. Констатация факта крайней необходимости в продуктах питания.

9. Констатация отсутствия свободных лимитов по договорам до 100 тыс. руб. со ссылкой на приказ Минэкономразвития России от 07.06.2011 № 273 “Об утверждении номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчиков” группы № 12, 19–30, и приложением копий заключенных в данном квартале договоров по п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ.

10. Заключение контракта с единственным поставщиком в соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ.

Срочную закупку продуктов питания на основании п. 6 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ рекомендуется осуществлять по формуле: ежедневная потребность × × количество дней, необходимых для расторжения предыдущего контракта (договора) и проведения новых торгов (запроса котировок). Сам по себе срыв поставки товаров не может расцениваться как чрезвычайное и  непредотвратимое обстоятельство, дающее заказчику возможность использовать п. 6 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ. Для этого наряду со срывом поставки должны иметь место такие обстоятельства, как крайняя необходимость в  продуктах питания, невозможность применения иных способов размещения заказа, отсутствие остатков продукции на складе заказчика и т. п.

При заключении указанного контракта количество поставляемого товара не должно превышать количества товара, которое требуется для нормального функционирования заказчика в течение срока, необходимого для расторжения предыдущего контракта и проведения новых торгов. Данный вывод подтверждается судебной практикой. Так, например, по одному из дел заказчик заключил контракт с поставщиком на поставку круп. В итоге контракт был не исполнен на сумму 720 тыс. руб. и расторгнут по соглашению сторон 08.10.2010 в связи со срывом поставки. Спустя 1 мес и 10 дней (18.11.2010) заказчик заключил новый контракт на поставку круп с единственным поставщиком на основании п. 6 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ на сумму 1 111 500 руб. ФАС России оспорила заключение такого контракта в суде.

Суд, рассматривая дело, пришел к выводу, что заказчик не представил доказательств действия непреодолимой силы для применения способа размещения как у единственного поставщика. Ссылка заказчика на заключение государственного контракта с целью предотвращения чрезвычайной ситуации и ликвидации дефицита продовольствия документально не подтверждена. Также не подтверждена обоснованность заключения государственного контракта на сумму 1 111 500 руб. Кроме того, с 09.10.2010 по 18.11.2010 у заказчика было достаточно времени для размещения заказа путем проведения торгов, как это предусмотрено Законом № 94-ФЗ. При таких обстоятельствах, принимая во внимание цену контракта и срок его исполнения, суд согласился с выводами антимонопольного органа о том, что такая поставка не связана с возникновением обстоятельств непреодолимой силы (постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2012 № 06АП-3370/2012 по делу № А04-1589/2012).

Требования к участникам размещения заказа

В Закон № 94-ФЗ Федеральным законом от 20.07.2012 № 122-ФЗ внесены изменения: установлены новые требования к участникам размещения заказа при закупке продуктов питания и (или) услуг общественного питания.

Разберем существующие и вновь введенные требования к участникам. Если учреждение размещает заказ путем проведения торгов (конкурса или электронного аукциона), то к участникам размещения заказа необходимо предъявить следующие обязательные требования, предусмотренные ст. 11 Закона № 94-ФЗ:

1. Соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов. При закупке продуктов питания и (или) услуг общественного питания специальные требования по п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона № 94-ФЗ не предъявляются. Соответствующие виды деятельности не лицензируются.

2. Непроведение ликвидации участника размещения заказа – юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника размещения заказа – юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства. Чтобы проверить соответствие участника размещения заказа указанному требованию, заказчик вправе направить запрос в арбитражный суд по месту регистрации (месту нахождения) участника размещения заказа.

3. Неприостановление деятельности участника размещения заказа в порядке, предусмотренном КоАП РФ, на день подачи заявки на участие в аукционе. Приостановление деятельности является видом административного наказания и регулируется ст. 3.12 КоАП РФ. Для проверки соответствия участника размещения заказа указанному требованию заказчик вправе направить соответствующий запрос в суд по месту регистрации (месту нахождения) участника размещения заказа и в Федеральную службу судебных приставов.

4. Отсутствие у участника размещения заказа задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает 25% балансовой стоимости активов участника размещения заказа по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период. Для проверки соответствия участника размещения заказа указанному требованию заказчик вправе направить соответствующий запрос в Федеральную налоговую службу.

5. Наличие статуса субъекта малого предпринимательства (в случае размещения заказа среди субъектов малого предпринимательства в соответствии со ст. 15 Закона № 94-ФЗ). Заявки, поданные участниками размещения заказа, не являющимися субъектами малого предпринимательства, подлежат отклонению (ч. 4 ст. 15 Закона № 94-ФЗ).

Помимо обязательных требований к участникам размещения заказа могут быть предъявлены дополнительные требования:

1. Отсутствие сведений об участнике размещения заказа в реестре недобросовестных поставщиков. Сведения, содержащиеся в таком реестре, находятся в открытом доступе на сайте в сети Интернет www.rnp.fas.gov.ru.

2. Наличие у участника опыта исполнения соответственно двух контрактов на поставки одноименных товаров (поставки пищевых продуктов и (или) на оказание одноименных услуг (услуг общественного питания), стоимость каждого из которых составляет не менее чем 20% начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится конкурс или электронный аукцион.

Это требование является новым. Возможность его предъявления предусмотрена ч. 2.3 ст. 11 Закона № 94-ФЗ. Устанавливая данное требование, нужно иметь в виду следующее:

1. Подавая заявку на участие в торгах, проводимых ЛПУ, участник может подтвердить свой опыт поставки продуктов питания не только в ЛПУ, но и в школы, детские сады и иные учреждения и организации, указанные в ч. 4.3 ст. 10 Закона № 94-ФЗ1 .

2. Опыт аналогичных поставок подтверждается только теми контрактами, по которым с участника не взыскивалась неустойка (штраф, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных этими контрактами.

3. Участник самостоятельно выбирает контракты, по которым ранее являлся поставщиком (исполнителем), стоимость каждого из которых составляет не менее чем 20% от начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) и по которым не взыскивалась неустойка.

4. К учету принимаются только те контракты, которые были полностью исполнены за последние три года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, электронном аукционе.

5. Участник сам подтверждает свое соответствие требованию, установленному ч. 2.3 ст. 11 Закона № 94-ФЗ, и представляет в составе заявки сведения об исполненных участником размещения заказа контрактах, номера записей исполненных контрактов из реестра контрактов , копии исполненных контрактов, копии актов приемки поставленных товаров, оказанных услуг по таким контрактам.

Не допускается требовать от участников размещения заказа представить иные документы и сведения. При размещении заказов путем запроса котировок из всех вышеперечисленных требований к участникам размещения заказа можно предъявить только следующие:

• отсутствие сведений об участнике размещения заказа в реестре недобросовестных поставщиков;

• наличие статуса субъекта малого предпринимательства (в случае размещения заказа среди субъектов малого предпринимательства).

Техническое задание: основные требования к продуктам питания  

Основные нормативные документы в области качества продуктов питания:

• Федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ “О качестве и безопасности пищевых продуктов”;

• Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”;

• постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 14.11.2001 № 36 “О введении в действие Санитарных правил” (вместе с “СанПиН 2.3.2.1078-01.2.3.2. Продовольственное сырье и пищевые продукты. Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы”, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 06.11.2001);

• постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2003 № 98 “О введении в действие Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.3.2.1324-03” (вместе с “СанПиН 2.3.2.1324-03.2.3.2. Продовольственное сырье и пищевые продукты. Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов. Санитарноэпидемиологические правила и нормативы”, утв. Главным государственным врачом РФ 21.05.2003).

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 02.01.2000 №  29-ФЗ “О  качестве и  безопасности пищевых продуктов” пищевые продукты подлежат подтверждению соответствия обязательным требованиям нормативных документов в  порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. 

В первую очередь это Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ “О техническом регулировании”. В соответствии с Единым перечнем продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, утвержденным постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 № 982, подтверждение соответствия пищевых продуктов требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляется в форме принятия декларации о соответствии.

В отношении продуктов питания действуют следующие технические регламенты, подтверждение соответствия которым необходимо осуществлять:

• Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей, принятый Федеральным законом от 27.10.2008 № 178-ФЗ;

• Технический регламент на масложировую продукцию, принятый Федеральным законом от 24.06.2008 № 90-ФЗ. Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 883 утвержден технический регламент Таможенного союза “Технический регламент на масложировую продукцию” (ТР ТС 024/2011), вступающий в силу в силу с 01.07.2013. В соответствии с п. 3 ст. 5 Соглашения от 18.11.2010 со дня вступления в силу технического регламента Таможенного союза на территориях стран – участниц Таможенного союза не применяются соответствующие обязательные требования, установленные законодательствами сторон;

• Технический регламент на молоко и молочную продукцию, принятый Федеральным законом от 12.06.2008 № 88-ФЗ. Некоторые заказчики устанавливают в техническом задании требование о соответствии продукции государственным стандартам (ГОСТ). Хотя применение ГОСТ носит добровольный характер, но тем не менее если заказчик установил требование о соответствии продуктов питания такому ГОСТу, он становится обязательным к применению в данных конкретных правоотношениях по размещению заказа и соответственно обязательным к примене нию при исполнении контракта (ст. 469 ГК РФ).



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Мероприятия

    Повышаем квалификацию

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...








    Наши продукты






















    © МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

    Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

    Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
    Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×