Организация внутреннего финансового контроля в ЛПУ аудит, бухгалтерский учет

164

Согласно ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ  “О бухгалтерском учете” учреждение обязано организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни.

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности утверждены постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696. в приложении № 2 “элементы системы внутреннего контроля” к правилу (стандарту) № 8 “понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности” сказано о том, что такое система внутреннего контроля с точки зрения аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Рассмотрим, как организовать службу, ответственную за данный процесс, в автономном учреждении.

Предмет контроля Понятие внутреннего финансового контроля законодательно не установлено. Его можно определить как ревизию и анализ денежных потоков (поступление различных источников и расходование средств) и использования иного имущества с точки зрения обоснованности и эффективности. Помимо этого, предмет финансового контроля включает проверку достоверности бухгалтерской отчетности и соответствия проводимых операций законодательству. Для органов управления автономных учреждений это означает не только организацию контроля целевого использования полученных бюджетных средств, но и операций, совершаемых в рамках приносящей доход деятельности, а также использования иных источников финансирования.

Организация внутреннего финансового контроля – задача каждого конкретного учреждения.

Инициатива при этом может принадлежать как руководителю, так и главному бухгалтеру, ведь контролю часто подлежит именно сам бухгалтерский учет (п. 6 Инструкции № 157н1 ). Кроме того, в эффективности внутреннего контроля заинтересованы – юрисконсульт, экономист, начальник отдела размещения государственного (муниципального) заказа и другие сотрудники. Все они в процессе работы принимают ответственные решения, которые связаны с финансовой деятельностью учреждения, и могут участвовать в разработке системы внутреннего финансового контроля:

• распределить обязанности между подразделениями учреждения, чтобы их работа стала согласованной и выполнялась в определенной логической последовательности;

• разработать перечень мероприятий, результаты которых будут рассматриваться руководством учреждения;

• утвердить аналитические таблицы, мониторинги, расшифровки для контроля за показателями финансовой деятельности учреждения;

• разработать должностные обязанности сотрудников так, чтобы был реализован принцип взаимозаменяемости и взаимной проверки;

• организовать эффективную систему документооборота (ввести листы согласования, визирования, определить сроки оформления документов и ответственных лиц, применять электронные документы с электронноцифровой подписью);

• спланировать желаемые результаты финансовой деятельности учреждения, придерживаться намеченной стратегии и своевременно определять причины отклонений;

• подготовить нормативы расхода ресурсов учреждения, использовать их в деятельности учреждения, своевременно определять отклонение фактических показателей от плановых (нормативных);

• автоматизировать работу структурных подразделений учреждения, связанных с финансовой деятельностью (оборудовать рабочие места компьютерной техникой, максимально использовать возможности программных средств для целей оперативного, управленческого и статистического учета);

• принять иные меры для организации внутреннего финансового контроля.

В бухгалтерском учете в  целях осуществления внутреннего финансового контроля учреждение может на основе первичных учетных документов составлять специально разработанные сводные учетные документы (п. 7 Инструкции № 157н).

Минфин России в 2012–2015 гг. планирует разработать рекомендации по организации и осуществлению внутреннего контроля бухгалтерского учета и составления отчетности (п. 16 Плана Министерства финансов РФ на 2012–2015 годы по развитию бухгалтерского учета и отчетности в РФ на основе международных стандартов финансовой отчетности2 ).

Контрольные функции

В Федеральном законе от 03.11.2006 № 174-ФЗ “Об автономных учреждениях” (далее – Закон № 174-ФЗ) указываются отдельные операции, которые контролируются учредителем и не могут быть осуществлены руководителем учреждения без согласования с ним. Определенные контрольные функции в части рассмотрения плана финансово-хозяйственной деятельности и его выполнения, годовой бухгалтерской отчетности возложены на наблюдательный совет учреждения. Руководитель учреждения несет ответственность за текущее руководство его деятельностью. Он наделяет сотрудников учреждения контрольными функциями, а затем проверяет их выполнение.

Значительный объем данной работы выполняется бухгалтерским подразделением учреждения. В Перечень обязанностей главного бухгалтера, который рекомендован Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утв. постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37, входит контроль расходования фонда оплаты труда работников, правильность его расчетов, порядка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, а также ему может быть поручено проведение документальных ревизий в подразделениях учреждения и инвентаризаций.

Контрольные мероприятия

Как указывалось выше, установить универсальные обязательные для всех учреждений нормы, определяющие предмет, цели и организацию внутреннего финансового контроля, затруднительно. Принимаемые организацией контрольные меры зависят от ее размеров, наличия обособленных подразделений, других особенностей деятельности и в итоге должны обеспечить соответствие проводимых операций и бухгалтерской отчетности законодательству.

Учреждение имеет право разработать внутренние регламенты для осуществления контроля ответственными сотрудниками и  руководством (например, положение о порядке заключения договоров и  их реестр, график, план платежей, порядок внутреннего перемещения основных средств).

Регламенты могут быть объединены в положение о внутреннем финансовом контроле.

Во внутренних регламентах могут быть отражены график документооборота, порядок организации договорной работы, положения о проведении инвентаризаций (материальных ценностей, финансовых активов, обязательств) и сверок с контрагентами. Определенные нормы установлены законодательно, например, порядок ведения кассовых операций и инвентаризаций. Если сотрудники часто направляются в командировки и получают средства под отчет на хозяйственные нужды, может потребоваться разработка положения о порядке выдачи денежных средств и отчета по ним. Независимо от объема указанных операций в должностной инструкции бухгалтера предусматривается обязанность по проверке подтверждающих документов и пересчету сумм.

При существенном количестве поставщиков (подрядчиков), покупателей (заказчиков) необходимо предусмотреть во внутренних документах и должностных инструкциях обязанности по контролю выполнения договорных обязательств и проведению периодических сверок. Для возмещения потенциальных убытков, упущенной выгоды могут применяться такие меры, как штрафные санкции, банковская гарантия для договоров с поставщиками и покупателями, договоры о материальной ответственности с работниками в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ). С целью контроля организации и ведения бухгалтерского учета целесообразно разработать график документооборота, а также специальное программное обеспечение.

Контрольная служба

Проверку проводимых операций и правильности составления отчетности в учреждении может осуществлять как специально созданное подразделение, так и отдельный сотрудник. При этом указания о необходимости организации в структуре учреждения соответствующей службы могут содержаться в документах, регулирующих его создание и деятельность. Порядок проведения определенных ревизионных процедур, создания независимого подразделения внутреннего контроля может регламентироваться также ведомственными распорядительными документами. Таким образом, основные принципы работы, состав, порядок назначения и подотчетности подразделения внутреннего финансового контроля утверждаются учредителем.

Служба внутреннего контроля может быть создана не только по инициативе самого автономного учреждения, учредителя, но и органами его управления.

 Это не противоречит полномочиям наблюдательного совета и руководителя учреждения в соответствии с нормами Закона № 174-ФЗ. Целесообразность создания подразделения внутреннего контроля зависит от особенностей деятельности учреждения.

В первую очередь это численность его сотрудников, количество и разнообразие проводимых операций, наличие обособленных подразделений, ранее выявленные нарушения. Учреждению необходимо обосновать расходы на создание и содержание в его структуре дополнительной службы (должности) контроля. Не для каждого учреждения расходы на службу внутреннего контроля будут оправданы. В этом случае задача решается распределением обязанностей между действующими подразделениями и выполнением контрольных процедур (инвентаризаций, сверок).

Функции службы внутреннего финансового контроля обычно выполняют отделы внутреннего аудита или ревизионная служба (комиссия). Возможно наличие обоих отделов, каждый из которых специализируется на определенном аспекте. Как принято на практике, ревизионная служба занимается последующим контролем проведенных операций, выявляя неправомерное и неэффективное использование ресурсов. Внутренний аудит оценивает систему внутреннего контроля, т. е. затрагивает все стороны деятельности учреждения.

Однако не существует обязательных требований по регламентации деятельности рассматриваемых подразделений. Например, задача выявления мошенничества и злоупотреблений может быть поставлена не только перед ревизионной службой, но и перед отделом внутреннего аудита. В этом случае их функции будут дублироваться. Кроме того, важен вопрос независимости органа контроля, ведь без соблюдения данного принципа снижается объективность его работы. Определенная независимость может быть достигнута за счет подотчетности органа контроля наблюдательному совету, запретом на замещение должностей в учреждении.

Руководитель учреждения не вправе входить в  состав органов учреждения, осуществляющих функции надзора и контроля в соответствии с ч. 2 ст. 276 Трудового кодекса РФ.

Для эффективной работы подразделения внутреннего контроля необходимо установить цели и предмет его деятельности, полномочия и подотчетность.

Ежегодные планы деятельности службы могут быть согласованы с наблюдательным советом или учредителем автономного учреждения. Обязанности подразделения внутреннего контроля устанавливаются положением о внутреннем финансовом контроле и обычно включают:

• проведение плановых и внеплановых проверок финансово-хозяйственной деятельности учреждения, выявление операций, не соответствующих законодательству и внутренним регламентам, а также нецелевого использования полученных средств;

• проверку ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.

Результаты контрольных мероприятий должны быть оформлены в письменной форме и содержать достаточную информацию по выявленным нарушениям, а также ссылки на нормативно-правовые акты. Ранее выявленные замечания должны быть исправлены. Положение о подразделении внутреннего финансового контроля должно содержать ключевые показатели для планирования и оценки результатов его деятельности, например, повышение эффективности и экономия расходов, выявление нарушений и их устранение. Служба контроля может выступать в роли внутреннего консультанта других отделов и руководства учреждения и взаимодействовать с органами внешнего финансового контроля при проведении проверок.

Помимо прочего, в положении преду сматривается обязанность всех подразделений учреждения представлять документы и пояснения лицам, уполномоченным осуществлять функции внутреннего финансового контроля. В нем также могут быть определены требования к уровню профессиональной подготовки и повышению квалификации для сотрудников.



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Мероприятия

    Повышаем квалификацию

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...








    Наши продукты






















    © МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

    Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

    Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
    Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×