text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

Как организовать деятельность по оценке медицинских технологий на уровне субъекта РФ, медицинской организации

  • 15 июня 2013
  • 34

Для современного здравоохранения характерны появление большого количества новых лечебных (лекарственных и нелекарственных), профилактических и реабилитационных технологий, повышение осведомленности об этих технологиях медицинских работников и пациентов, рост стоимости этих технологий, ограниченность бюджета здравоохранения. В этих условиях ключевые вопросы для руководителей здравоохранения – как отобрать наилучшие технологии с позиции безопасности, эффективности и затрат и при этом иметь сбалансированный бюджет? Как больница может рационализировать медицинскую практику и закупки?

В связи с принятием Федеральных законов от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» региональные власти становятся ответственными за решения в сфере здравоохранения и за их финансовое обеспечение.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

Это повысит расход бюджетных средств. На региональный уровень переданы финансовые полномочия по обеспечению лекарственными средствами, применяемыми для лечения орфанных заболеваний; финансовое обеспечение скорой медицинской помощи и высокотехнологичной медицинской помощи поэтапно передаются в систему обязательного медицинского страхования. Увеличивается число автономных медицинских организаций с большей финансовой и хозяйственной самостоятельностью; внедряются стандарты и порядки оказания медицинской помощи и др.

Основные подходы к оценке медицинских технологий Попытаемся осветить возможности аналитической деятельности по поддержке принятия решений менеджерами здравоохранения на уровне субъектов РФ и медицинских организаций. Такая деятельность, называемая оценкой медицинских технологий, известна в мировой практике. Ее применение позволит оптимизировать оказание медицинской помощи и расходование средств на здравоохранение в субъектах РФ, а во многих случаях – сократить расходы. В условиях крайне ограниченного бюджета на уровне субъекта РФ или медицинской организации не стоит задача обеспечить доступ к инновационному оборудованию или к ультрасовременным лекарственным средствам – это забота федеральных властей.

На этом уровне могут быть внедрены только медицинские технологии с доказанной эффективностью. Оценка медицинских технологий (далее – ОМТ) подразумевает научный анализ эффективности и безопасности этих технологий, экономических аспектов их применения (влияния на бюджет или затратной эффективности), а также особенностей внедрения этих технологий при принятии решений об использовании этих технологий (например, внедряя профилактическую программу при фибрилляции предсердий с использованием варфарина, необходимо обеспечить мониторинг коагуляционных параметров крови). При этом научный анализ не отменяет процедуры принятия ответственным лицом решения об использовании технологии.

В России такая оценка зачастую воспринимается как некое клиническое исследование, однако в  контексте ОМТ нужно понимать оценку как всесторонний научный анализ на основе литературных данных.

Выбор технологий и оснащения

Нормативно-правовая база в сфере здравоохранения позволяет органам управления здравоохранения субъектов РФ самостоятельно принимать решения по целому ряду вопросов. В области лекарственного обеспечения региональный формуляр лекарственных средств (как составляющая часть территориальной программы государственных гарантий) должен соответствовать Перечню жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (ЖНВЛС); формуляры медицинских организаций должны быть гармонизированы с региональным формуляром. Регион альный и больничные формуляры могут включать в себя препараты, не вошедшие в Перечень. В субъектах РФ может существовать собственная программа дополнительного лекарственного обеспечения.

В одних субъектах (Санкт-Петербург) в нее могут быть включены препараты для лечения онкологических больных, в других (Москва, Ханты-Мансийский АО, Краснодарский край) – лекарственные средства для лечения редких заболеваний. Субъекты РФ имеют полную свободу действий в отношении выбора лекарственных средств для программ дополнительного лекарственного обеспечения. Организации следуют стандартам оснащения, приведенным в порядках оказания медицинской помощи, и другим нормативным документам.

При этом дополнительное оснащение находится в ведении бюджета субъекта РФ, и руководители здравоохранения имеют большую степень свободы при определении необходимости закупать оборудование и при определении вида конкретного оборудования для закупки. Расходные материалы и имплантируемые медицинские изделия в субъектах РФ, которые перешли на одноканальное финансирование, покрываются за счет тарифов ОМС, а в субъектах с многоканальным финансированием – за счет бюджетных средств. Потребность в расходных материалах определяется характером деятельности организации; стандарты оказания медицинской помощи также содержат список медицинских услуг и имплантатов.

На уровне субъекта РФ и медицинской организации существует большая свобода выбора медицинских технологий  – как лекарственных, так и  нелекарственных.

Сегодня в России отсутствуют аналитические структуры для оценки медицинских технологий. В 2005–2006 гг. определенный опыт был получен в Ставропольском краевом центре специализированных видов медицинской помощи, однако эти подходы еще не нашли своего применения. Мы можем позволить себе смелые предложения, которые могут быть реализованы в подобном или адаптированном виде. Безусловно, важнейшее условие для работ по ОМТ в регионе – активная поддержка на уровне руководителя органа управления здравоохранения субъекта РФ и руководителей ключевых медицинских организаций.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Журнал
Гость, Ваш бесплатный доступ к журналу «Здравоохранение» сгорает через

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Здравоохранение»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для начмедов
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.