text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

Организационно-экономическое обеспечение стандартизации Российского здравоохранения

  • 15 июля 2013
  • 122

Изменение организационно-экономических отношений в здравоохранении происходит во всем мире, и это связано с повышением социально-политического и экономического значения здоровья – личностной и общественной категории. во второй половине xx в. во всех экономически развитых странах начались и продолжаются реформы национальных систем здравоохранения. С принятием федерального закона от 29.11.2012 № 326- ФЗ «Об обязательном медицинском страховании граждан в Российской Федерации» был взят курс на движе- ние к «страховой» модели здравоохранения. это требует новых методологических подходов к планированию медицинской помощи и ее финансированию. в основе этой методологии должна лежать объективная потребность граждан в современных медицинских технологиях диагностики и лечения различных заболеваний.

В соответствии с законодательством РФ на федеральные органы государственной власти возлагается обязанность подготовки порядков и стандартов медицинской помощи. Органам государственной власти субъектов РФ переданы полномочия по установлению региональных медико-экономических стандартов в соответствии с федеральными стандартами медицинской помощи.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

Медико-экономические стандарты – это стандарты оказания медицинской помощи (услуг), определяющие не только ее профилактические и клинические аспекты (виды клинического вмешательства, диагностических и лечебных процедур и т. п.), но и один или несколько экономических параметров этой помощи (объем, средняя продолжительность больничного или амбулаторного лечения, количественное выражение затрат материальных ресурсов и т. п.), которые служат основанием для определения стоимости (цены) медицинской помощи (услуги) и проведения других экономических расчетов. Один из основных факторов создания системы качественной и доступной медицинской помощи – наличие единых для всей территории Российской Федерации порядков и стандартов оказания медицинской помощи при наиболее распространенных и социально значимых заболеваниях и патологических состояниях.

Стандарты медицинской помощи используются при формировании территориальной программы государственных гарантий в сфере медицинских услуг и  их выполнение гарантируется гражданам на всей территории Российской Федерации.

В целом стандарт – это нормативно-технический документ, устанавливающий единицы величин, термины и их определения; требования к продукции (услугам) и производственным процессам, требования, обеспечивающие безопасность людей и  сохранность материальных ценностей. Стандарт – это документ, который устанавливает обязательные требования к качеству услуг.

Исходя из общего определения понятия, под «стандартами качества медицинской помощи» следует понимать нормативные документы, устанавливающие требования к качеству медицинской помощи при данном виде патологии (нозологической форме) с учетом современных представлений о необходимых методах диагностики, профилактики, лечения, реабилитации и возможностей конкретного медицинского учреждения.

Медицинская стандартизация является приоритетным направлением современного развития здравоохранения в  большинстве экономически развитых стран мир.

Необходимость стандартизации определяется рядом тенденций. Это, в первую очередь, растущая стоимость медицинской помощи, что обусловлено совершенствованием (и соответственно удорожанием) медицинских технологий, демографическим старением населения и повышением уровня требований пациентов.

При этом возможности государства удовлетворять потребности в медицинской помощи ограничены, пусть и в разной степени, во всех странах мира. Разработка и внедрение в медицинскую практику стандартных унифицированных алгоритмов, позволяющих делить пациентов по нуждаемости в различных видах медицинских услуг, должны способствовать более рациональному расходованию ресурсов.

Дискуссии о необходимости и возможности стандартизации в медицине сводятся к обсуждению степени жесткости стандартов и обязательности их выполнения. Стандарт медицинской помощи – это образец, модель, эталон. Стандарт устанавливает комплекс норм, требований и правил к лечебно-диагностическому процессу. В ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 323-ФЗ) определено, что стандарт медицинской помощи разрабатывается в соответствии с номенклатурой медицинских услуг и включает в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения:

• медицинских услуг;

• зарегистрированных на территории Российской Федерации лекарственных препаратов (с указанием средних доз) в соответствии с Инструкцией по применению лекарственного препарата и фармакотерапевтической группой по анатомо-терапевтическо-химической классификации, рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения;

• медицинских изделий, имплантируемых в организм человека;

• компонентов крови;

• видов лечебного питания, включая специализированные продукты лечебного питания;

• иного исходя из особенностей заболевания (состояния).

Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии. Законодательная трактовка содержания стандарта медицинской помощи позволяет оценить объем, сроки и качество медицинской помощи.

Стандарты описывают медицинскую технологию, которая применима к «среднему» пациенту и не всегда учитывает особенности течения заболевания у  конкретного пациента, поэтому стандарт необходимо использовать в  комплексе с другими критериями оценок.

Оценивая реальный случай оказания медицинской помощи, следует ориентироваться на стандарты, однако в соответствии с принципом «лечи больного, а не болезнь» при оценке качества медицинской помощи конкретному пациенту должны учитываться его индивидуальные особенности, наличие сопутствующих заболеваний и возможных осложнений. В ряде случаев это может служить основанием для отступления от стандартов качества медицинской помощи при данной нозологической форме. Более того, по решению врачебной комиссии допускается изменение и расширение стандартов, если это требуется по медицинским показаниям.

С организационно-экономической позиции предложенная формулировка стандарта медицинской помощи позволяет использовать методологию формирования лечебной сети, структуры медицинских организаций и необходимый ресурсный потенциал здравоохранения с учетом применения конечного набора медицинских технологий, обеспечивающих адекватное воздействие на индивидуальное и общественное здоровье граждан России.

Ключевые задачи научных дисциплин «Организация здравоохранения и общественное здоровье» и «Экономика здравоохранения» – определение баланса между состоянием здоровья населения и совокупностью медицинских услуг и технологий, определение структуры и нормативов ресурсного обеспечения медицинской помощи и эффективное использование ограниченных финансовых средств.

Качество медицинской помощи должно быть обеспечено, с одной стороны, применением медицинских технологий, содержащихся в порядках и стандартах медицинской помощи, а с другой стороны  – мероприятиями по контролю качества конкретного случая обращения пациента в медицинскую организацию.  

В соответствии с Законом № 323-ФЗ основа стандартизации и формирования стандартов медицинской помощи – медицинские услуги, общероссийская номенклатура которых утверждена приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Данная номенклатура (в текущей редакции вышеназванного приказа) содержит 6512 медицинских услуг, в том числе 5936 класса «А» («простых») и 576 класса «В» («сложных»). Медицинскую услугу класса «А» выполняют по схеме: «Пациент» + «специалист» = «один элемент профилактики, диагностики или лечения». Номенклатура простых медицинских услуг представляет собой построенный по иерархической системе свод кодов и наименований простых медицинских услуг, применяемых при оказании медицинской помощи. Номенклатура включает в себя класс, раздел и подраздел услуг и представляет собой открытую систему, элементы которой поддаются корректировке и дополнению, что особенно важно в условиях быстроразвивающихся медицинских технологий.

Медицинская услуга класса «В» определена как набор простых услуг, требующих для реализации определенного персонала, технического обеспечения, помещения и т. п., отвечающая схеме: «Пациент» + «комплекс простых услуг» = «этап профилактики, диагностики или лечения». Любая медицинская услуга – простая или сложная – является базовым элементом системы стандартизации.

Технология ее выполнения унифицирована и мало зависит от специфики заболевания у конкретного пациента. В свою очередь, любая медицинская услуга при реализации в условиях медицинской организации или за ее пределами содержит такие элементы медицинской технологии, как трудозатраты врачебного и среднего медицинского персонала, расходные материалы, перечень необходимого оборудования и инструментов, а также время работы с оборудованием и инструментами. Использование различного медицинского оборудования, предметов медицинского назначения и инструментов необходимо отражать в номенклатуре медицинских услуг как различные технологические вариации одной и той же услуги (по функциональному назначению), если это приводит к изменению технологии.

Требование соблюдать технологический процесс при выполнении конкретной медицинской услуги в любой медицинской организации является неотъемлемым элементом соблюдения порядков оказания медицинской помощи и выполнения стандартов медицинской помощи, условием достижения конечного результата лечебного процесса и обеспечения качества оказания медицинской помощи.

Простые и сложные услуги имеют класс, раздел, подраздел и порядковый номер группы, а также возможность «технологического расширения» в пределах одной группы услуг (т. н. код подгруппы). Для простых медицинских услуг раздел – это методы и способы лечения (исследования, операции и т. п.), подраздел – это органы и системы организма (мышечная система, суставы и т. п.); для сложных медицинских услуг раздел – это тип медицинской услуги (врачебные, сестринского ухода и т. п.), а подраздел – это врачебные специальности (терапевт, хирург и т. п.)

Для объективной (с позиции выбранной технологии лечения) оценки необходимого ресурсного обеспечения медицинской помощи обязательно наличие нормативных трудозатрат. Это позволяет оценить время, необходимое различным специалистам медицинских организаций, непосредственно оказывающим данные услуги; обосновать число требуемых штатных единиц; определить перечень медицинского оборудования и инструментов и их нормативную загрузку.

Федеральная номенклатура медицинских услуг не содержит данных по трудоемкости для врачебного и среднего медицинского персонала, поэтому нельзя использовать медицинские услуги как объективный элемент нормирования труда в здравоохранении. Кроме того, отсутствует состав сложных услуг, поэтому невозможно однозначно определить факт их выполнения и обеспечить контроль их качества.

Данные недостатки номенклатуры могут быть устранены на региональном уровне, но ввиду того что стандартизация в здравоохранении реализуется исключительно на федеральном уровне, легитимность данных региональных разработок может быть поставлена под сомнение, особенно при использовании совокупности стандартов для обоснования требуемых финансовых ресурсов и инвестиционных затрат здравоохранения.

Трудоемкость и  состав медицинских услуг должны быть едиными для всего национального здравоохранения; они должны являться базой для объективного определения ресурсов регионального здравоохранения, в  том числе финансовых. 

Одна из самых сложных проблем – определение стоимости труда в здравоохранении. Существует традиционный, используемый экономистами и организаторами здравоохранения способ определения структуры медицинских организаций, их штатной численности, а также размера фонда оплаты труда. Этот способ закреплен в нормативных документах, которые были сформированы в 1950– 1980 гг. Они имеют рекомендательный характер и не отражают реалии современного здравоохранения.

Анализ нормативных документов по труду, утвержденных Минздравсоцразвития России за последнее десятилетие, показывает значительное уменьшение их числа и отсутствие достаточно веских обоснований для того или иного норматива. В последние годы в практику здравоохранения широко внедряются стандарты объема медицинской помощи, протоколы обследования и лечения. Однако пожелания специалистов – разработчиков этих документов часто оказываются нереализованными из-за недостаточной ресурсной обеспеченности лечебных учреждений.

Экономическое обеспечение этих документов требует соответствующего методического обеспечения, связанного прежде всего с нормированием труда. Для корректного определения стоимости трудозатрат необходимо дополнить номенклатуру услуг показателем, который оценивал бы качественную характеристику трудозатрат для каждой медицинской услуги, связанную с интенсивностью и сложностью трудового процесса и наличием специальных знаний и навыков для ее успешного выполнения.

Данный групповой показатель может быть определен как «разряд» медицинской услуги – в зависимости от ее технологических особенностей при определении трудозатрат и требований к квалификации исполнителя. Этот показатель можно использовать при расчете стоимости трудозатрат как повышающий коэффициент. Критериями для определения разряда могут быть профессиональные умения специалиста, наличие сертификата специализации, ученая степень, практические навыки работы с современным диагностическим и лечебным оборудованием.

Трудоемкость и состав медицинских услуг должны быть едиными для всего национального здравоохранения; они должны являться базой для объективного определения ресурсов ре- гионального здравоохранения, в том числе финансовых.

Дополнительные требования, определяющие разряд услуги, – продолжительность непрерывного оказания услуги, сложные и вредные условия оказания и т. п.

Разрядность услуги формирует коэффициент, влияющий на функцию зависимости трудозатрат и стоимости труда по следующей формуле:

Sу = f (T, R, St ),

где Sу – стоимостное выражение трудозатрат медицинской услуги;

Т – время оказания услуги;

R – повышающий разрядный коэффициент;

St – стоимость единицы времени.

Таким образом, повышающий коэффициент разряда медицинской услуги – это показатель, учитывающий специфику оказываемой услуги и требования к квалификации исполнителя. Он позволяет определить стоимостную характеристику трудовых ресурсов здравоохранения с позиции обоснованной оценки трудозатрат.

В структуре затрат отечественного здравоохранения первое место занимает оплата труда , поэтому важно количественно оценить трудозатраты и определить их стоимостную характеристику.

Для решения данной задачи предложена следующая формула:

SТ = (Sу × V)i × (1 + Kp ),

где SТ  – стоимость трудозатрат в здравоохранении;

Sу  – стоимостное выражение трудозатрат i-й медицинской услуги;

V – количество i-х медицинских услуг, оказанных пациентам;

Kp  – коэффициент, учитывающий стоимость трудозатрат в здравоохранении, не связанных непосредственно с оказанием медицинских услуг.

Используя статистические данные по заболеваемости населения региона и выразив их в объемах необходимых (в соответствии со стандартами медицинской помощи) лечебных и диагностических услуг, можно определить суммарные трудозатраты, структурированные по врачебным и сестринским специальностям.

Эти данные позволят рассчитать необходимую численность штатных единиц, а также (с учетом «разряда») – общий фонд оплаты труда по региону и средний уровень заработной платы на врачебную и сестринскую ставки. Рассмотренный подход определения штатной численности и фонда оплаты труда позволяет изменить принципы построения отраслевой системы оплаты труда в здравоохранении. Объемы деятельности конкретных медицинских работников, «разряд» выполняемых медицинских услуг и качество их оказания станут нормирующей величиной заработной платы.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Журнал
Гость, Ваш бесплатный доступ к журналу «Здравоохранение» сгорает через

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Здравоохранение»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для начмедов
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.