Росздравнадзор: проверка медицинских организаций

324

Росздравнадзор: проверка медицинских организаций, оказывающих платные медицинские услуги. Объекты и основания проверок, штрафные санкции

В 2012 г. в государственных учреждениях здравоохранения РФ увеличился объем платных медицинских услуг. Например, в Татарстане рост доходов учреждений здравоохранения республики от платных медицин- ских услуг составил 20% по сравнению с 2011 г.1 наибо- лее востребованные услуги – диагностические исследования и профилактические медицинские осмотры. согласно постановлению правительства РФ от 30.06.2004 № 323 полномочия по осуществлению функции государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности возложены на федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения – Росздравнадзор, в том числе при оказании платных медицинских услуг населению.

На основании п. 3 Положения о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности2 государственный контроль качества и безопасности платных медицинских услуг может осуществляться путем:

• проведения проверок соблюдения органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, а также осуществляющими медицинскую и фармацевтическую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями прав граждан в сфере охраны здоровья граждан;

• осуществления лицензирования медицинской деятельности;

• проведения проверок соблюдения организациями, осуществляющими медицинскую деятельность, порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи;

• проведения проверок соблюдения указанными организациями порядков проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований;

• проведения проверок соблюдения безопасных условий труда, а также требований по безопасному применению и эксплуатации медицинских изделий и их утилизации (уничтожению);

• проведения проверок соблюдения медицинскими работниками, руководителями медицинских организаций, фармацевтическими работниками и руководителями аптечных организаций ограничений, применяемых к указанным лицам при осуществлении профессиональной деятельности;

• проведения проверок организации и осуществления внутреннего и ведомственного контроля качества оказания медицинской помощи. Рассмотрим последние пункты более подробно.

Так, согласно ст. 90 Федерального закона от 21.11.2013 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 323-ФЗ) внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности является обязательной процедурой, осуществляемой медицинской организацией. Контроль проводится в соответствии с порядком, установленным руководителем медицинской организации (утверждается соответствующим приказом по учреждению). Также представляется необходимым наряду с подобным порядком утвердить:

• форму журнала внутреннего контроля качества медицинской помощи;

• инструкцию по ведению такого журнала;

• классификатор дефектов медицинской помощи;

• форму карты экспертной оценки качества медицинской помощи.

Настоящая документация в случае ее наличия может быть предоставлена сотрудникам Росздравнадзора, осуществляющим проверку.

Особо стоит отметить, что осуществлять функцию внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности может действующая в  медицинской организации врачебная комиссия  Согласно Порядку создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации (далее – Порядок) в ее функции входит следующее:

• оценка качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов;

• оценка соблюдения в медицинской организации установленного порядка ведения медицинской документации;

• разработка мероприятий по устранению и предупреждению нарушений в процессе диагностики и лечения пациентов;

• изучение каждого случая смерти пациента в целях выявления причины смерти, выработки мероприятий по устранению нарушений в деятельности медицинской организации и медицинских работников (в случае, если такие нарушения привели к смерти пациента) (п. 4.6–4.9 Порядка).

Фактически осуществление врачебной комиссией этих функцией – форма внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

Сотрудниками Росздравнадзора могут быть затребованы протоколы заседаний врачебных комиссий, а также журналы учета решений врачебных комиссий. 

С недавнего времени к полномочиям Росздравнадзора отнесено проведение проверок соблюдения медицинскими работниками, руководителями медицинских организаций ограничений, применяемых к указанным лицам при осуществлении профессиональной деятельности (п. 5.1.3.5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения). Эти ограничения перечислены в ст. 74 Закона № 323-ФЗ.

В настоящий момент административный регламент проведения подобной проверки отсутствует. Основываясь на ограничениях, налагаемых на медицинских работников при осуществлении ими профессиональной деятельности, которые установлены законодательством, обозначим перечень документов, которые могут быть затребованы органами Росздравнадзора при проведении соответствующих проверок. Это:

• договоры о проведении клинических исследований лекарственных препаратов, клинических испытаний медицинских изделий (в контексте п. 2 ч. 1 ст. 74 Закона № 323-ФЗ);

первичная медицинская документация (в контексте п. 4 ч. 1 ст. 74 Закона № 323-ФЗ);

• рецептурные бланки (п. 5 ч. 1 ст. 74 Закона № 323-ФЗ).

Объектом проверки, осуществляемой контролирующей организацией, в  том числе Росздравнадзором, может быть, например, наличие необходимых разрешений, условий для осуществления деятельности и т. п.  Несмотря на то что, согласно п. 33 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг (далее – Правила), контроль за соблюдением настоящих Правил осуществляет Роспотребнадзор (в рамках установленных полномочий), в настоящий момент продолжает действовать приказ Росздравнадзора от 21.01.2008 № 116-Пр/08 и Модельная методика проверки, которая касается соблюдения правил предоставления платных медицинских услуг населению государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения.

Согласно указанным нормативно-правовым актам объектами проверок в медицинской организации, оказывающей платные медицинские услуги, могут являться:

1. Наличие у медицинской организации, предоставляющей платные медицинские услуги населению, лицензии на осуществление медицинской деятельности.

2. Перечень платных медицинских услуг, предоставляемых медицинской организацией (проверяется соответствие оказываемых услуг лицензии, выданной медицинской организации).

3. Обеспечение соответствия предоставляемых медицинской организацией платных медицинских услуг населению требованиям, предъявляемым к методам диагностики, профилактики и лечения, разрешенным на территории Российской Федерации (соблюдение медицинской организацией при оказании медицинской помощи соответствующих порядков и стандартов ее оказания).

4. Ведение медицинской организацией статистического учета платных медицинских услуг, предоставляемых населению.

5. Ведение бухгалтерского учета, составление требуемой отчетности и представление ее в установленные законодательством порядки и сроки.

6. Наличие у медицинской организации, оказывающей платные медицинские услуги, договоров с гражданами или организациями на оказание платных медицинских услуг работникам и членам их семей. В договорах регламентируются условия и сроки получения услуг, порядок расчетов, права, обязанности и ответственность сторон.

7. Обеспечение граждан бесплатной, доступной и достоверной информацией (сведения о местонахождении медицинской организации (о месте государственной регистрации), о режиме работы, перечне платных медицинских услуг с указанием их стоимости; об условиях предоставления и получения этих услуг, включая сведения о льготах для отдельных категорий граждан; сведения о квалификации и сертификации специалистов (проверка отражения всей необходимой информации на сайте медицинской организации в сети Интернет и на информационных стендах)).

8. Организация оплаты медицинских услуг, предоставляемых населению за счет личных средств граждан:

• способы внесения платы за медицинские услуги: непосредственно в учреждениях банков и/или в медицинских организациях;

• применение медицинской организацией контрольно-кассовых машин для расчетов с населением за предоставление платных услуг;

• использование медицинской организацией бланка – документа строгой отчетности, утвержденного в установленном порядке, – при расчетах с населением без применения контрольно-кассовых машин;

• выдача потребителю чека (кассового) или квитанции к приходному кассовому ордеру, подтверждающих прием наличных денег.

Представляется очевидным, что существующие проверки (за исключением проверок, связанных с выполнением лицензионных требований) должны осуществляться Роспотребнадзором , поскольку постановление Правительства РФ обладает более высшей юридической силой по отношению к локальным нормативно-правовым актам Росздравнадзора. На основании Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ возможны два вида проведения проверок юридических лиц (плановые и внеплановые проверки).

Согласно ст. 9 указанного закона в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, плановые проверки могут проводиться в течение трех лет два раза и более. Перечень таких видов деятельности и периодичность плановых проверок утвержден постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 № 944. Так, согласно Перечню, установлена следующая периодичность плановых проверок Росздравнадзором:

• для организаций, оказывающих амбулаторно-поликлиническую медицинскую помощь, – не чаще одного раза в год;

• для организаций, оказывающих стационарную и санаторно-курортную медицинскую помощь, – не чаще одного раза в два года;

• для организаций, оказывающих скорую медицинскую помощь, – не чаще одного раза в два года.

В соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ) плановые проверки проводятся на основании ежегодных планов, разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями.

Утвержденный руководителем органа государственного контроля (надзора) ежегодный план проведения плановых проверок доводят до сведения заинтересованных лиц, разместив его на официальном сайте органа государственного контроля в сети Интернет, либо иным доступным способом. Как уже было указано, согласно нормам Закона № 294-ФЗ проверки по основаниям для проведения подразделяют на плановые (ст. 9) и внеплановые (ст. 10).

В соответствии с ч. 3 ст. 9 Закона № 294-ФЗ плановые проверки проводятся на основании ежегодных планов, разрабатываемых органами государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. В соответствии с ч. 7.2 ст. 9 Закона № 294-ФЗ федеральные органы исполнительной власти (в данном случае – органы Росздравнадзора) размещают ежегодные планы проведения плановых проверок на своих официальных сайтах в сети Интернет.

Периодичность внеплановых проверок законодательством не установлена  – она может быть любой. При этом проведение внеплановых проверок возможно лишь при наличии соответствующих оснований. 

Согласно ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ основания для проведения внеплановой проверки таковы:

1. Истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;

2. Поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации:

• о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, бе зопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

• о причинении вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

• о нарушении прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);

3. Приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Приведенный перечень является исчерпывающим, следовательно, какиелибо иные основания не могут повлечь за собой проведение органами Росздравнадзора внеплановой проверки медицинской организации. Проведение подобной проверки может быть оспорено. 

Согласно ч. 3 ст. 10 Закона № 294-ФЗ обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в ч. 2 ст. 10 Закона, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки. Это значит, что если подобные обращения послужили основанием для проведения проверки, то ее результаты могут быть оспорены.

Порядок согласования органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля и органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя утвержден приказом Генерального прокурора РФ от 27.03.2009 № 93. Уведомление медицинской организации о проведении проверки со стороны органов Росздравнадзора обязательно в следующих случаях:

1. При проведении плановой проверки медицинская организация согласно ч. 12 ст. 9 Закона № 294-ФЗ уведомляется не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала проведения проверки. Копию распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа Росздравнадзора о начале проведения плановой проверки направляют в организацию заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

2. При проведении внеплановой проверки по истечении срока исполнения медицинской организацией ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, медицинская организация должна получить уведомление о проведении проверки не менее чем за 24 ч до ее начала любым доступным способом (ч. 16 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ).

Во всех остальных случаях (перечисленных в ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ) о проведении внеплановой проверки медицинской организации не сообщается. Заслуживает внимания порядок уведомления медицинской организации при проведении Росздравнадзором внеплановой проверки в связи с нарушением прав потребителей в случае обращения граждан, права которых нарушены. В законе нет прямого указания на то, что уведомление медицинской организации при проведении внеплановой проверки по вышеобозначенному основанию вообще не требуется (в отличие от оснований, приведенных в ст. 17 указанного закона).

Органы Росздравнадзора обязаны предупредить медицинскую организацию о проведении внеплановой проверки, однако минимальный срок и  способ уведомления законодательством не установлены. 

В результате проверок предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг наиболее часто выявляют следующие нарушения со стороны медицинских организаций:

1. Отсутствие информации о платных услугах, оказываемых учреждением; об исполнителе платных медицинских услуг с указанием наименования организации, места ее нахождения, режима работы; о номере и сроке действия лицензии; об уровне квалификации специалистов; отсутствие прейскуранта на платные услуги и т. п.

2. Отсутствие внутреннего контроля качества предоставляемых услуг (обязателен в соответствии со ст. 90 Закона № 323-ФЗ).

3. Нарушения лицензионных требований: • отсутствие у медицинских работников, оказывающих определенный вид услуг, соответствующего сертификата специалиста (либо наличие просроченного сертификата);

• оказание отдельных видов услуг, не предусмотренных имеющейся лицензией;

• ведение учетной и отчетной медицинской документации неустановленной формы.

4. Отсутствие локальных нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок оказания платных медицинских услуг (как правило, приказов руководителя медицинской организации), устанавливающих, в частности:

• правила оказания платных медицинских услуг в медицинской организации;

• должность заведующего отделением, в котором осуществляется предоставление платных медицинских услуг;

• положение об оплате труда медицинских работников, участвующих в оказании платных медицинских услуг.

5. Отсутствие отдельного учета рабочего времени специалистов, оказывающих платные медицинские услуги.

Часто возникает вопрос, могут ли сотрудники Росздравнадзора самостоятельно накладывать штрафы на медицинские организации. Обратимся к Положению о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения, которое устанавливает полномочия Росздравнадзора (раздел II Положения). Такие полномочия, как самостоятельное применение штрафных санкций к организациям по результатам проведенных проверок, в Положении отсутствуют. Поскольку перечень полномочий носит исчерпывающий характер, представляется очевидным, что органы Росздравнадзора не могут самостоятельно применять штрафные санкции к медицинским организациям, но могут выносить соответствующие предписания по устранению выявленных правонарушений, а также возбуждать дела об административных правонарушениях. По результатам проверок, проведенных органами Росздравнадзора, для медицинских организаций и их должностных лиц возможны следующие санкции:

1. Предписание об устранении выявленных нарушений (выдается с указанием конкретного срока устранения выявленных нарушений; подлежит исполнению в установленный срок).

2. Административный штраф (назначается при выявлении правонарушений, предусмотренных ст. 6.2, 6.15, 6.16, 14.43, 14.44, 14.46, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ).

3. Административное приостановление деятельности (назначается при выявлении правонарушений, предусмотренных ст. 6.15, 6.16, 14.43, ч. 2, 3 и 4 ст. 14.1, 14.43, 19.20 КоАП РФ).

4. Конфискация предметов административного правонарушения (назначается при выявлении правонарушений, предусмотренных ст. 14.43 КоАП РФ).

5. Дисквалификация (для должностных лиц) (назначается при выявлении правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ).

В случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований возможно применение таких санкций, как приостановление лицензии медицинской организации, а в случае подачи лицензирующим органом соответствующего заявления в суд – аннулирование лицензии (на основаниях, пре дусмотренных ст. 20 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Критерии качества 2017: готовимся к оценке по-новому

Интервью

Обновить руководящий состав медорганизаций

Есть задача – обновить руководящий состав медорганизаций

Федот ТУМУСОВ: журналу «Здравоохранение». «Есть задача – обновить руководящий состав медорганизаций»


Рассылка




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль