text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

Государственно-частное партнерство – одна из форм привлечения внебюджетного финансирования в систему здравоохранения

  • 15 августа 2013
  • 67

Термин «Государственно-частное партнерство» (далее – ГЧП) появился в начале 1990-х гг. и относится главным образом к «британской модели» ГЧП. В 1992 г. правительство Д. Мейджора объявило о так называемой частной финансовой инициативе (PrivateFfinanceIinitiative – PFI), которая представляла собой новую концепцию управления государственной собственностью. В рамках нового подхода к управлению государственной собственностью функции финансирования (строительства, ремонта, эксплуатации, управления и т. п.) объектов социальной и производственной инфраструктуры, находящихся в государственной собственности, стали передавать частному сектору. В свою очередь, такое кардинальное изменение подхода повлекло за собой существенные изменения во взаимоотношениях государственного аппарата и частного бизнеса в великобритании.

В условиях дефицита финансовых ресурсов органы, выполняющие функции и полномочия учредителя, вынуждены искать дополнительные источники денежных средств. Одна из форм привлечения внебюджетных средств в систему здравоохранения – ГЧП. Государственно-частное партнерство можно определить как форму сотрудничества между органами государственной власти и бизнесом.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

Основная цель ГЧП  – обеспечить финансирование, строительство, ремонт, управление и содержание объектов инфраструктуры или предоставление государственных (муниципальных) услуг. 

Отличительные особенности государственно-частного партнерства:

• заказчиком всегда выступает государство;

• сторонами являются государство (субъекты Федерации или муниципальные образования) и частный бизнес;

• взаимодействие сторон закрепляется, как правило, на официальной, юридической основе (соглашения, договоры, контракты и т. п.);

• взаимодействие указанных сторон имеет партнерский, равноправный характер (в обязательном порядке должен соблюдаться паритет, баланс обоюдных интересов);

• ГЧП имеет четко выраженную публичную, общественную направленность (его главная цель – удовлетворение государственных интересов);

• в процессе реализации проектов объединяются активы (ресурсы и вклады) сторон;

• финансовые риски и затраты, а также достигнутые результаты распределяются между сторонами пропорционально вкладам согласно взаимным договоренностям, зафиксированным в соответствующих соглашениях, договорах, контрактах и т. п.

Термин «государственно-частное партнерство» в узком смысле подразумевает привлечение частных инвестиций в экономику в целях повышения качества и обеспечения доступности предоставляемых населению государственных и муниципальных услуг.

Формы ГЧП, направленные на выполнение функций управления:

• аутсорсинг, • передача функций управления государственным (муниципальным) учреждением внешней организации;

• формирование фондов целевого капитала некоммерческой организации;

• концессия; • заключение договора «простого товарищества» (государство и частная организация);

• создание коммерческой/некоммерческой организации (государство и частная компания);

• соглашение о сотрудничестве (протокол о намерениях).

ГЧП в виде аутсорсинга

Аутсорсинг – это деятельность внешних исполнителей (подрядчиков, поставщиков), осуществляющих на основании гражданско-правовых договоров функции обеспечения и управления ресурсами учреждений здравоохранения. Главные цели такого партнерства системы здравоохранения и бизнеса – дать медицинским учреждениям возможность сосредоточить усилия на основной деятельности и получать более качественный уровень обеспечения этой деятельности без увеличения бюджетных расходов.

Чаще всего медицинские организации всех форм собственности пользуются услугами сторонних организаций в следующих областях:

• бухгалтерский учет;

• юридические услуги;

• питание пациентов;

• охрана организаций;

• эксплуатация и обслуживание автотранспорта;

• услуги в области информационных технологий;

• доставка лекарств;

• эксплуатация объектов недвижимости;

• установка и обслуживание систем охранной и пожарной сигнализации, кондиционирования, вентиляции, водоснабжения, канализации;

• уборка помещений (медицинский клининг);

• услуги по хранению вещей пациентов;

• вывоз мусора;

• утилизация медицинских отходов;

• услуги клинических лабораторий.

Аутсорсинг осуществляется силами внешних исполнителей и силами привлекаемых ими соисполнителей.

Источники финансирования расходов при реализации указанных функций внешними исполнителями  – бюджетные средства; средства целевых программ, а также средства, полученные от приносящей доход деятельности. 

Справедливости ради надо сказать, что организация-аутсорсер может быть не только частной, но и государственной (или муниципальной). Всем известны, например, централизованные бухгалтерии, которые по сути являются организацией – аутсорсером бухгалтерских услуг.

ГЧП в форме передачи внешней организации функций управления государственным (муниципальным) учреждением здравоохранения

Управляющая компания – это юридическое лицо или группа компаний (вне зависимости от формы собственности или организационно-правовой формы), наделенная собственником учреждения здравоохранения правом выполнять функции собственника по управлению учреждениями и принявшая имеющиеся финансовые и властные ресурсы, переданные в целях реализации государственного (муниципального) задания.

Орган, исполняющий функции собственника учреждения здравоохранения, представляет учреждению и  управляющей компании сформулированное и обеспеченное ресурсами государственное задание на выполнение основной функции учреждения и  контролирует качество, сроки и объемы выполнения. 

Одновременно собственник передает управляющей компании ресурсы и право управления учреждением здравоохранения с целью обеспечить эффективное и качественное управление учреждением и эффективное использование финансовых ресурсов. В соответствии с действующим законодательством привлечение управляющей компании может осуществляться на основе концессионных соглашений, договора на оказание услуг для муниципальных (государственных) нужд, государственного задания и т. п.

ГЧП в форме формирования фондов целевого капитала некоммерческой организации.

Данная форма ГЧП осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2006 № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций».

Согласно этому закону целевой капитал – это та часть имущества некоммерческой организации, которую она формирует из пожертвований в виде денежных средств, а затем передаст в доверительное управление управляющей компании в целях получения дохода. Этот доход будет использоваться для финансирования уставной деятельности данной некоммерческой организации – собственника целевого капитала или иных некоммерческих организаций – получателей доходов от целевого капитала.

Сформировать целевой капитал и быть его собственником могут не все некоммерческие организации, а лишь те из них, которые созданы в организационно-правовой форме фонда, автономной некоммерческой организации, общественной организации, общественного фонда или религиозной организации.

Учреждения, в том числе медицинские, наряду с другими некоммерческими организациями, не могут быть собственниками целевого капитала, но могут быть получателями дохода от целевого капитала.

Физическое или юридическое лицо – жертвователь – заключает со специализированной некоммерческой организацией договор пожертвования, по которому обязуется передать в собственность этой некоммерческой организации денежные средства для формирования целевого капитала, доход от которого будет распределять в пользу иных получателей дохода от целевого капитала (например, одного или нескольких учреждений здравоохранения).

ГЧП в форме простого товарищества

Его создание основано на положениях гл. 55 Гражданского кодекса РФ. По договору простого товарищества, более известному как договор о совместной деятельности, два или несколько лиц обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели. Вместе с тем некоммерческая организация, в том числе медицинское учреждение, не может быть участником простого товарищества, созданного для извлечения прибыли, поэтому в сфере здравоохранения ГЧП в форме простого товарищества могут создаваться, например, в целях:

• консолидации и рационального использования материальных и кадровых ресурсов медицинских учреждений для повышения качества медицинской помощи населению;

• совместного решения таких вопросов, как внедрение информационно-коммуникационных технологий и т. п.;

• совместного решения организационно-хозяйственных и кадровых вопросов.

Вкладом в простое товарищество признается все, что вносится товарищем в общее дело.

В качестве вклада могут выступать не только деньги и иное имущество, но и  профессиональные и  иные знания, навыки и  умения, а также деловая репутация и деловые связи. 

Вкладом медицинского учреждения может быть право пользования его помещениями, оборудованием, операционными и иными ресурсами. В одно товарищество могут объединяться как учреждения одного типа, так и учреждения здравоохранения разных типов (например, несколько поликлиник, больница, медицинский центр и т. п.). Помимо медицинских учреждений и бизнесструктур участниками простого товарищества могут быть любые заинтересованные физические и юридические лица.

ГЧП в форме коммерческой организации

Создание ГЧП в форме коммерческой организации основано на положениях главы 4 Гражданского кодекса РФ. Долевое участие в капитале хозяйственного общества или товарищества – одна из распространенных форм взаимодействия партнеров. Это позволяет обеспечить максимальную защиту интересов обеих сторон, четкое распределение прав и обязанностей, эффективный контроль использования финансовых ресурсов и мониторинг результатов деятельности юридического лица для реализации целей партнерства. Государственно-частное взаимодействие на основе участия в капитале хозяйственного общества или товарищества позволяет сохранить достаточно высокую степень государственного (муниципального) контроля над этими организациями через представителей в их органах управления. В соответствии с Федеральным законом от 14.06.2011 № 142-ФЗ «Об автономных учреждениях» автономные учреждения с согласия своего учредителя могут быть учредителями коммерческих организаций. Они вправе вносить денежные средства и иное имущество в уставный капитал других юридических лиц в качестве их учредителя или участника, становясь участниками совместной с частным бизнесом коммерческой организации.

ГЧП в форме некоммерческой организации

Деятельность в рамках этой формы ГЧП регламентируется Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Благотворительные фонды и фонды развития как составляющую часть государственно-частного партнерства создают, как правило, частные бизнес-структуры. Государство или муниципальное образование участвуют в управлении фондом через представителей в попечительском совете фонда, который осуществляет надзор за деятельностью фонда, за принятием другими органами фонда решений, за обеспечением их исполнения, за использованием средств фонда.

ГЧП в форме соглашения о сотрудничестве или протокола о намерениях по осуществлению совместных действий (без наступления гражданскоправовых обязательств)

Это наиболее простая и наименее обязывающая форма партнерства. Суть такого ГЧП состоит в добровольном совместном планировании действий, соответствующих соглашению, и реализации этих действий на основе доброй воли сторон. Управление данным механизмом может быть организовано любым способом, приемлемым для сторон. В общем случае координация деятельности осуществляется уполномоченными представителями сторон, участвующих в соглашении, а оперативное управление – менеджментом организаций, представляющих стороны соглашения. Обязанности и полномочия распределяются в соответствии с основной деятельностью и ресурсами, которыми располагают стороны соглашения. Они предоставляют ресурсы исходя из своих возможностей, основываясь на согласованных полномочиях и обязанностях. Планирование и мониторинг осуществляются уполномоченными представителями сторон соглашения.

ГЧП в форме попечительских или управляющих советов, в которых участвуют представители частных организаций

В этом случае в управление учреждением включены представители разных заинтересованных групп – государства (в лице органов государственной власти субъектов Российской Федерации), муниципалитетов, благотворителей, бизнеса, общественности. Для того чтобы использовать эту форму ГЧП, в устав учреждения вносят пункт о создании и полномочиях управляющего или попечительского совета. В совет избирают представителей групп, заинтересованных в деятельности учреждения здравоохранения, в том числе благотворителей и социальных инвесторов. Управляющий совет в большей степени, чем попечительский, участвует в управлении учреждением и, соответственно, наделяется большими полномочиями, что позволяет ему влиять на руководство организации. В зависимости от данных полномочий совет учреждения может назначать руководителей (главного врача, директора и т. п.) организации, утверждать ключевые кадровые решения, рассматривать и утверждать программу, план развития организации, отчеты о работе организации, решать вопросы инвестирования и денежного вознаграждения руководителей. Управляющий совет проводит регулярные заседания под руководством председателя совета, избранного членами совета, по утвержденной членами совета повестке заседания. Совет избирает из своего числа, а также из числа сотрудников организации и внешних экспертов комиссии по рассмотрению ключевых вопросов (оценка деятельности организации, вознаграждение сотрудников и руководителей и др.). По результатам заседания совета принимаются обязательные для руководства организации решения, которые фиксируются в документах совета. Документы публикуются для рассмотрения заинтересованными сторонами и общественностью.

ГЧП в форме института общественного взаимодействия на основании решений органов государственного управления в форме экспертных советов, рабочих групп и др.

Это наиболее широко распространенная в РФ форма ГЧП. Практически все администрации регионов имеют при себе экспертные и общественные советы и рабочие группы.

Как правило, спектр задач таких ГЧП – экспертиза законодательных инициатив, обсуждение и  оценка важных вопросов социально-экономической и  общественно-политической жизни региона, консультирование администрации региона.

Экспертный совет (рабочая группа или другая подобная форма ГЧП создается на основании постановления органа государственной власти, при котором создается совет. В рамках экспертного совета разрабатываются проекты экспертных заключений, которые после рассмотрения и утверждения советом рассылаются заинтересованным органам государственной власти. Первоначальный состав экспертного совета определяется органом государственной власти; это фиксируется в  постановлении. Из числа членов экспертного совета избирают президиум и председателя президиума экспертного совета. Президиум готовит повестки заседаний экспертного совета, принимает вопросы для рассмотрения. Из числа членов экспертного совета могут быть образованы профильные комиссии и комитеты, которым поручают подготовку документов по определенным вопросам и их представление для рассмотрения экспертному совету. В постановлении органа государственной власти о создании экспертного совета могут быть определены правила работы совета и его формирования (регламент работы совета). Следует отметить, что на федеральном уровне есть только проект закона о государственно-частном партнерстве, но на региональном уровне действуют несколько десятков законов субъектов Федерации. В указанных законах установлены порядок и условия участия субъектов РФ в государственно-частных партнерствах путем заключения и исполнения от их имени соглашений, в том числе концессионных. Эти законы работают, и в систему здравоохранения уже поступают средства частных инвесторов.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Журнал
Гость, Ваш бесплатный доступ к журналу «Здравоохранение» сгорает через

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Здравоохранение»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для начмедов
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.