Закупки по Закону № 223-ФЗ в бюджетных учреждениях здравоохранения

72

Бюджетные учреждения здравоохранения вправе осуществлять закупки в упрощенном порядке , за счет средств, полученных:

– в результате предоставления грантов, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

– в результате ведения приносящей доход деятельности – за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию;

– для привлечения иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги в ходе исполнения заключенного учреждением контракта.

Обязательным условием, позволяющим бюджетным учреждениям здравоохранения (далее – БУЗ) воспользоваться нормами Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), является принятие локального правового акта – Положения о закупке.

Это Положение – основной документ учреждения, регламентирующий закупочную деятельность в соответствии с требованиями Закона № 223-ФЗ. Оно должно содержать порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы ее осуществления), условия их выбора, порядок заключения и исполнения договоров и требования, связанные с обеспечением закупки.

Другое условие – Положения о закупке должно быть размещено в ЕИС до начала года, в котором заказчик планирует перейти на закупки по закону № 223-ФЗ. Обращаем внимание, что Закон № 223-ФЗ определяет требования к проведению трех способов закупки: аукцион, конкурс и закупка у единственного поставщика. При этом в Положении о закупке могут быть предусмотрены иные способы закупки – тогда должен быть установлен порядок закупки такими способами.

В Положении о закупках должны быть обязательно описаны процедуры проведения аукциона и  конкурса  – независимо от того, будут они применяться или нет. 

Рекомендуется, по аналогии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ), описать требования к участникам закупки и их отбору, условия заключения и изменения договоров, процедуры проведения закупки и критерии отбора поставщика. При этом стоит оценить объем планируемых закупок и выбирать для себя наиболее приемлемые, не требующие больших экономических и организационных затрат условия закупок. Необходимо также обеспечить:

• информационную открытость закупки;

• равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

• целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг с учетом (при необходимости) стоимости жизненного цикла закупаемой продукции и реализацию мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

Нельзя ограничивать допуск к участию в  закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки Так, например, в соответствии с ч. 5 ст.  3 Закона № 223-ФЗ в Положении о закупке следует прописать, что участником закупки могут быть лица, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с Положением о закупке:

• любое юридическое лицо (или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки), независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала;

• любое физическое лицо (или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки), в том числе индивидуальный предприниматель (или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки). Возникает вопрос, может ли заказчик устанавливать дополнительные требования к участникам закупки?

Дело в том, что в ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ определено такое условие: требования, предъявляемые к участникам закупки, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки.

Например, установлено требование, что к закупке допускаются участники закупки, имеющие действующий сертификат ISO 9001–2011, действующий сертификат OHSAS 18001. Согласно приказу Росстандарта от 22.12.2011 № 1575-ст «О введении в действие межгосударственного стандарта», утвердившему национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ ISO 9001–2011 «Системы менеджмента качества. Требования», данный стандарт не является обязательным и предназначен для добровольного применения. В соответствии с п. 1 приказа Росстандарта от 06.07.2012 № 154-ст «Об утверждении национального стандарта» национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 54934–2012/OHSAS 18001:2007 «Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Требования», идентичного международному документу OHSAS 18001:2007 «Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Требования», также не является обязательным к применению. Соответственно организации вправе применять его добровольно.

По нашему мнению, включение требования о наличии у участника закупки действующего сертификата ISO 9001– 2011 или OHSAS 18001 будет нарушать права участников и принципы равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Как вариант, можно установить данное условие для участников в критериях оценки при проведении конкурсов и других видов закупок, определив в порядке оценки такое условие: «при отсутствии у участника закупки действующего сертификата ISO 9001–2011 или OHSAS 18001 этому участнику по данному подкритерию присваивается 0 баллов».

Осуществление закупки у единственного поставщика

Определяя случаи закупки у единственного поставщика, следует помнить, что целями регулирования Закона № 223ФЗ являются:

• обеспечение единства экономического пространства;

• создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности;

• эффективное использование денежных средств;

• расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также – закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия;

• развитие добросовестной конкуренции;

• обеспечение гласности и прозрачности закупки;

• предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Например, осуществление закупки у единственного поставщика для поставки товара (выполнения работы, оказания услуги) в ходе исполнения заключенного БУЗ контракта (или за счет средств, полученных в результате предоставления грантов – если грантодателем не установлено иное), будет обоснованным. А закупка товаров (работ, услуг), для которых есть функционирующий рынок, за счет средств, полученных в результате ведения приносящей доход деятельности, может быть обжалована конкурентами единственного поставщика, и действия заказчика оценены антимонопольным органом в порядке, установленном ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

При обосновании закупок у единственного поставщика следует исключать условия, которыми заказчик может управлять (например: закупка у единственного поставщика для нужд заказчика осуществляется в других случаях, предусмотренных Положением о закупке (т. е. без раскрытия этих случаев), или при наличии иных обстоятельств, требующих закупки только у единственного поставщика).

Может ли БУЗ планировать и осуществлять «малые закупки»?

Возможность планировать и осуществлять «малые закупки» у БУЗ есть: в соответствии с ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, заказчик вправе не размещать на официальном сайте сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 100 тыс. руб. В случае если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более 5 млрд руб., заказчик вправе не размещать на официальном сайте сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 500 тыс. руб.

Таким образом, если стоимость одной закупки превышает указанные суммы, то надо размещать эту закупку (независимо от способа закупки) на официальном сайте, для того чтобы доступ был у всех поставщиков. Если стоимость одной закупки меньше указанных сумм, то заказчик вправе разместить эту закупку у единственного поставщика без размещения информации на официальном сайте.

В Положении о закупках заказчику необходимо указать, что обязательным условием закупки у единственного поставщика на основании ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ должно быть в том числе ограничение суммы одной закупки.

В данном случае Закон № 223-ФЗ не ограничивает возможность закупки у единственного поставщика по предмету закупки и условиям одноименности, как это было установлено в Законе № 94-ФЗ. Из этого следует, что заказчик вправе определить в Положении о закупке условие, что он вправе закупать у единственного поставщика любые товары, работы и услуги и заключать с ним договор на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. (если, например, годовая выручка БУЗ не превышает 5 млрд руб.).

Рекомендуется установить условие, что заказчик вправе заключать прямые договоры без размещения сведений о данной закупке на официальном сайте и  хранить извещение, документацию о закупке, протоколы и отчетную документацию в соответствии с внутренними правилами документооборота. При этом (как вариант) заказчик может вести внутренний реестр таких закупок. 

При планировании закупок у единственного поставщика на основании ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ и Положения о закупке заказчик вправе в дальнейшем в соответствии с п. 4 Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) не указывать данные закупки также в плане закупок.

Напоминаем, что согласно п. 1 и 2 ч. 19 ст. 4 Закона № 223-ФЗ заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, должен размещать на официальном сайте соответственно сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных по результатам закупки товаров, работ, услуг, и сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

Советуем не дробить закупки до 100 (500) тыс. руб. с целью ухода от других способов закупки, так как вся статистика прозрачна, и в дальнейшем подобная практика может быть выявлена контролирующими органами.

Осуществление закупок в электронной форме

На основании ч. 4 ст. 3 Закона № 223ФЗ Правительству РФ предоставлено право устанавливать перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме. Данный Перечень был утвержден постановлением Правительства РФ от 21.06.2012 № 616 (далее – Перечень № 616). Постановление предписывает проводить закупки товаров, работ и услуг из Перечня № 616, осуществляемые через торги, запрос котировок и другие конкурентные процедуры, в электронной форме.

Если заказчик, реализуя принципы и основные положения закупки товаров, работ, услуг и  учитывая большой конкурентный рынок, выберет конкурентные способы закупки (аукцион, конкурс, запрос котировок, запрос предложений) для закупки запчастей для санитарных автомобилей, то ему необходимо осуществлять их в  электронной форме через сторонние электронные площадки либо через свой сайт (свою электронную площадку), во всех случаях размещая информацию о закупке, предусмотренную положениями ст. 4 Закона №  223-ФЗ, на официальном сайте. 

В свою очередь, согласно п. 2 данного постановления закупка товаров, работ и услуг, включенных в Перечень № 616, не осуществляется в электронной форме:

1. Если информация о закупке в соответствии с ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ не подлежит размещению на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, т. е. если сведения о закупке составляют государственную тайну (при условии, что такие сведения содержатся в извещении о закупке, в документации о закупке или в проекте договора, а также есть сведения о закупке, по которым принято решение Правительства Российской Федерации о неразмещении их на официальном сайте).

2. Если потребность в закупке возникла вследствие произошедшей аварийной ситуации непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а также в целях предотвращения угрозы их возникновения.

3. Если закупка осуществляется у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии с Положением о закупке.

Описывая процедуры проведения закупок в электронной форме, заказчики должны учесть, что в настоящее время законодательно определен только порядок проведения электронных аукционов. Определение электронной формы закупок дано в Соглашении от 09.12.2010 «О государственных (муниципальных) закупках» (далее – Соглашение), ратифицированном Федеральным законом от 11.07.2011 № 176-ФЗ.

Так, в соответствии с п. 11 ст. 1 Соглашения электронная форма (формат) закупок – это процедура закупок, осуществляемая с использованием сети Интернет, веб-портала и (или) электронной торговой площадки (электронной площадки), а также программно-аппаратных средств. В ст. 8 Соглашения описан порядок проведения конкурса в электронном формате (форме). Возможна подача заявок на участие в конкурсе в форме электронного документа, который предусматривает использование веб-портала. Заказчики могут использовать его при проведении запросов котировок (ценовых предложений).

Как вариант – заказчики могут согласовать проведение закупок в электронной форме с выбранными электронными площадками, в т. ч. федеральными, которые наряду с проведением электронных аукционов в соответствии с гл. 3.1 Закона № 94-ФЗ обеспечивают закупки по Закону № 223-ФЗ, и прописать эти условия в Положении о закупке.

Информационное обеспечение закупки

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона № 223-ФЗ изменения, вносимые в Положение о закупке, подлежат обязательному размещению на официальном сайте не позднее чем в течение 15 дней со дня утверждения. В соответствии с п. 12 Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке (утв. постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 № 908; далее – Положение № 908) для размещения информации о внесении изменений в Положение о закупке представитель заказчика в соответствии с п. 10 Положения № 908 размещает измененный электронный вид Положения о закупке и при необходимости вносит изменения в документ, содержащий основные сведения о Положении о закупке, а также размещает электронный вид документа, предусмотренного п. 5 Положения № 908. Согласно п. 6 Положения № 908 при изменении размещенной на официальном сайте информации о закупке все предыдущие редакции измененных документов должны сохраняться; они должны быть доступны для свободного ознакомления. В ч. 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ определено, что при закупке на официальном сайте размещается информация о закупке, в том числе:

• извещение о закупке;

• документация о закупке;

• проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке;

• изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию;

• разъяснения такой документации;

• протоколы, составляемые в ходе закупки;

• иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом № 223-ФЗ и Положением о закупке (за исключением случаев, предусмотренных ч. 15 и 16 ст. 4 Закона № 223-ФЗ). Важно Если при заключении и  исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров (работ, услуг) или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в  протоколе, составленном по результатам закупки, то не позднее чем в  течение 10 дней со дня внесения изменений в  договор, на официальном сайте размещают информацию об изменении договора с указанием измененных условий.  

В соответствии с ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ заказчик вправе не размещать на официальном сайте сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 100 тыс. руб. В случае если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более 5 млрд руб., заказчик вправе не размещать на официальном сайте сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 500 тыс. руб. В свою очередь, перечень сведений о закупке определен в ч. 5, 6, 8–10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ и предусматривает обязательное наличие порядка оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, т. е. конкурентность закупок независимо от выбранного способа закупки.

Если стоимость одной закупки превышает 100 (500) тыс. руб., то заказчик обязан размещать сведения о закупке на официальном сайте, чтобы доступ был у всех поставщиков независимо от выбранного способа закупки. 

Если заказчик осуществляет предусмотренную в Положении закупку у единственного поставщика на основании ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ по сделке не более 100 (500) тыс. руб. (право неразмещения сведений о которой также предусмотрено Положением), то он готовит только сведения о закупке и не размещает их на официальном сайте. Если заказчик в Положении о закупке установил другие условия проведения закупки у единственного поставщика (например, осуществление закупки у единственного поставщика для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги в ходе исполнения заключенного БУЗ контракта), то на этом основании он должен размещать на официальном сайте сведения о закупке у единственного поставщика в соответствии с ч. 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ. Соответственно если заказчик осуществляет несколько закупок на этом основании, то протоколы должны оформлять по каждой закупке.

Что касается требований к форме такой документации, то они должны соответствовать положениям ч. 8–10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ с учетом особенностей закупки у единственного поставщика. Например, в разделе «Порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке» заказчик вправе указать: «Не применяется».

Если при заключении и  исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в  протоколе, составленном по результатам закупки, то представитель заказчика формирует информацию об изменении договора с указанием измененных условий договора в закрытой части официального сайта.

Вместе с информацией об изменении договора представитель заказчика при необходимости может разместить электронную версию дополнительного согла (или) его графическое изображение, другие документы в электронном виде, предусмотренные Положением о закупке, размещенном на официальном сайте. Изменения, внесенные в сведения о договоре, считаются размещенными на официальном сайте надлежащим образом только после того, как в закрытой части официального сайта будет подписан документ, содержащий указанную информацию. Подпись осуществляется квалифицированным сертификатом ключа проверки электронной подписи лица, уполномоченного на размещение на официальном сайте информации от имени заказчика.

Планирование закупок

В соответствии с п. 6 Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана (утв. постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 № 932; далее – Правила № 932). План закупки может формироваться с учетом таких сведений, как курс валют, биржевые индексы и др. Основание Плана – программы, определяющие деятельность заказчика:

а) производственная программа (учитываются все закупки, формирующие смету затрат на производство и реализацию товаров (работ, услуг));

б) ремонтная программа (план ремонтов);

в) инвестиционная программа (включая техническое перевооружение и реконструкцию, в том числе в области информационных технологий, строительство новых медицинских корпусов);

г) иные программы. Законодатель не устанавливает строгих правил формирования Плана закупок, а лишь указывает основные направления, которые заказчик может учитывать в своей деятельности и указывать в Положении о закупке или в локальных актах заказчика.

Если в результате подготовки к процедуре проведения конкретной закупки будет выявлено, что на момент закупки цены изменились более чем на 10% от стоимости планируемых к приобретению товаров (работ, услуг), вследствие чего будет невозможно осуществить закупку в соответствии с планируемым объемом денежных средств, предусмотренным Планом закупки, то заказчик на основании п. 8 Правил № 932 вправе провести корректировку Плана закупок – изменить сведения о начальной (максимальной) цене договора (как вариант – увеличение цены либо уменьшение объемов за счет экономии материалов, не влияющих на основной вид деятельности). Согласно п. 4 Плана закупок в него не включаются (с учетом ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ) сведения о закупке товаров (работ, услуг), составляющие государственную тайну, – при условии, что такие сведения содержатся в извещении о закупке, в документации о закупке или в проекте договора.

Не включаются также сведения о закупке, по которой принято решение Правительства РФ в соответствии с ч. 16 ст. 4 Закона № 223-ФЗ. В Плане закупки можно не отражать (с учетом ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ) сведения о закупке товаров (работ, услуг), если стоимость товаров (работ, услуг) не превышает 100 тыс. руб., а в случае если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более 5 млрд руб., – сведения о закупке товаров (работ, услуг), стоимость которых не превышает 500 тыс. руб.

В случае если закупка товаров (работ, услуг) осуществляется путем проведения конкурса или аукциона, то изменения в  План закупки вносят не позднее размещения на официальном сайте извещения о закупке, документации о закупке или вносимых в них изменений.  

Особенностью планирования закупок по Закону № 223-ФЗ является подготовка Плана закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, который размещается заказчиком на официальном сайте на период от пяти до семи лет. Критерии отнесения товаров, работ, услуг к инновационной и (или) высокотехнологичной продукции для целей формирования Плана закупки такой продукции должны быть установлены Минздравом России.

Таким образом, несмотря на некоторое облегчение процедур осуществления закупок в БУЗ следует внимательно подойти к подготовке Положений о закупках. Требуется осуществлять закупки в строгом соответствии с нормами Закона № 223-ФЗ.



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Мероприятия

    Повышаем квалификацию

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...








    Наши продукты






















    © МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

    Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

    Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
    Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×