text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

О реализации кадровой политики на уровне субъектов РФ

  • 15 августа 2013
  • 58

Изменение кадровой политики является одним из приоритетных направлений развития отечественного здравоохранения. Как отметил Президент Российской Федерации В.В. Путин, медлить с проведением структурных преобразований в социальной сфере больше нельзя: недопустимо, когда за счет государственных бюджетных средств оплачиваются низкокачественные услуги. Следствием таких факторов, как снижение престижа медицинской профессии и «демотивирующий» уровень заработной платы, стали негативные изменения в отрасли в целом. Из-за текучести кадров и дефицита персонала (особенно в сельской местности), недостаточного уровня квалификации медицинских работников снижаются доступность и качество медицинской помощи.

Среди приоритетных задач государственной политики в сфере здравоохранения, поставленных в Указе Президента РФ от 07.05.2012 № 5982 , важное место занимает разработка мер по обеспечению медицинской отрасли кадрами. Перечень таких мероприятий, сформированный на основе государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения», утвержден распоряжением Правительства РФ от 28.02.2013 № 267-р3 . На повестке дня – решение социальных проблем медицинского персонала, работающего в государственном секторе здравоохранения, и создание системы непрерывного профессионального развития. При этом очевидно, что совершенствовать кадровую политику в сфере здравоохранения необходимо с учетом особенностей каждого региона, специфики работы медицинских организаций, трудозатрат и квалификации медработников.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

Во всех субъектах РФ должны быть приняты программы, направленные на поэтапное устранение дефицита медицинских кадров и  повышение их квалификации, реализованы дифференцированные меры социальной поддержки медработников (в первую очередь наиболее дефицитных специальностей). 

По мнению большинства руководителей здравоохранения в субъектах РФ, главные причины нарастающего кадрового дефицита таковы:

1. Проблема жилья.

2. Отсутствие социальной поддержки и низкая заработная плата.

3. Уменьшение числа выпускников учебных учреждений, которые после окончания обучения приходят в систему здравоохранения субъекта РФ.

4. Отсутствие механизма распределения выпускников вузов и средних специальных учебных заведений.

5. Снижение престижа медицинской профессии.

К сожалению, большая часть программ по совершенствованию кадровой политики в здравоохранении в субъектах РФ, представленных на согласование в Минздрав России, была недостаточно проработана. Важно Только пять проектов региональных программ были рекомендованы к утверждению без замечаний.

После устранения замечаний, высказанных экспертами, и  проведения повторной экспертизы было рекомендовано утвердить еще 60  программ. Имеется еще 18 программ, по которым замечания экспертов не полностью устранены (16 из них нуждаются в небольшой доработке, а два проекта до сих пор не представлены на проверку)  Сведения, содержащиеся в проектах программ, в целом позволяют понять ситуацию с кадровым обеспечением системы здравоохранения в субъектах РФ.

Наиболее проработаны и детализированы разделы, касающиеся повышения квалификации (с указанием конкретных цифр; в ряде случаев приведены данные о финансовых ресурсах, необходимых для решения данной задачи). Вместе с тем нужно сказать, что развитие непрерывного профессионального образования медицинских работников является очень важным, но не основным фактором, способствующим устранению кадрового дефицита.

Первоочередными мерами на региональном уровне являются значительное повышение заработной платы медработников (для врачей – до 200%, для средних медработников – до 100% от средней заработной платы по субъекту РФ) и меры по их социальной поддержке. Именно такие мероприятия можно рассматривать как действенные «инвестиции» в охрану здоровья населения региона. Понятно, что реализация мер социальной поддержки невозможна силами только органов управления здравоохранением региона. Однако при проверке выяснилось, что межсекторальное сотрудничество предусмотрено далеко не во всех проектах.

Так, помимо руководства системы здравоохранения субъекта РФ, государственных медицинских организаций и подведомственных образовательных учреждений, в состав участников реализации программы не включались другие заинтересованные организации, в том числе общественные.

В целом структура программ соответствует утвержденному Паспорту. Но в большинстве случаев значительной доработки и конкретизации требовал раздел «Механизмы реализации программы» – только в немногих проектах были указаны лица, ответственные за координацию, разработку, реализацию и контроль мероприятий по устранению кадрового дефицита.

Планируемое в  программах количество персонала и  соотношение численности врачей, средних и  младших медработников не всегда соответствует прогнозируемой в  будущем потребности в  кадровых ресурсах. В частности, часто не учтены перспективные изменения демографической ситуации (рассчитанные по методике Минздрава России) и  организационные преобразования системы здравоохранения субъекта РФ при реализации программ модернизации. 

Исходя из установленных показателей по целевой подготовке кадров (по количеству и структуре), могут быть достигнуты плановые значения кадровой обеспеченности – как в целом, так и по наиболее востребованным специальностям. Не во всех представленных проектах динамика соотношения средней заработной платы врачей (и среднего медицинского персонала, имеющего высшее образование) и средней заработной платы в субъекте Российской Федерации соответствовала уровням, определенным Указом Президента РФ № 598; часто она имела «скачкообразный» характер.

Кроме того, эксперты рекомендовали устанавливать зависимость среднего уровня заработной платы административно-управленческого аппарата учреждений от среднего уровня заработной платы медицинского персонала. Не всегда был определен объем финансирования, необходимый для реализации мер социальной поддержки, направленных на привлечение и удержание медицинских кадров в сельских районах, а также на развитие института врачей общей практики.

Часто не были указаны виды мотивации медработников и конкретные мероприятия по повышению престижа медицинской профессии (с учетом необходимого финансового обеспечения). Вызывала вопросы и обоснованность значений некоторых индикаторов выполнения программ (например, «подготовка специалистов в сфере организации здравоохранения», «доля перешедших на эффективный контракт», «динамика обеспечения жильем» и т. д.).

Обращает на себя внимание небрежность подготовки ряда проектов: срок реализации программы был определен Минздравом России на период 2013– 2017 гг., а в половине представленных проектов были указаны другие периоды времени (до 2015 г., до 2020 г.). По мнению экспертов, с точки зрения успешной реализации наиболее перспективными являются проекты программ Республики Татарстан, Республики Алтай, Кабардино-Балкарской Республики, Сахалинской, Магаданской, Липецкой, Кемеровской, Мурманской и Курской областей. В этих проектах программ четко сформулированы задачи и определены индикаторы, конкретизировано финансовое обеспечение программы и указаны этапы ее реализации, определены конкретные меры социальной поддержки медицинских кадров.

В большинстве программ хорошо описаны меры социальной поддержки медицинских работников. 

В частности, предусматриваются:

• меры по обеспечению жилищной площадью как молодых специалистов, так и специалистов, уже работающих в отрасли (покупка жилплощади за счет средств регионального бюджета, выделение субсидий на покупку жилой площади, льготное ипотечное кредитование);

• компенсация оплаты жилищно-коммунальных услуг;

• возмещение расходов, связанных с ремонтом служебного жилья для приглашенных специалистов (Магаданская область);

• возмещение расходов за найм (поднайм) жилого помещения приглашенным специалистам (в том числе молодым), трудоустроившимся в ЛПУ, на период отсутствия служебного жилья;

• выделение земельных участков специалистам, приступившим к работе в сельской местности;

• доплаты специалистам, приступившим к работе в сельской местности (подъемные), – от 1 млн до 500 тыс. руб. по программе «Сельский доктор» из средств ОМС;

• доплаты молодым специалистам до 35 лет – от 2 тыс. до 10 тыс. руб. в месяц в зависимости от региона и бюджета;

• единовременные доплаты молодым специалистам по особо дефицитным специальностям (практически по всем регионам – неонатология, анестезиология и реанимация, скорая помощь, терапия, некоторые хирургические специальности (нейрохирургия)) – от 30 тыс. до 60 тыс. руб.;

• доплата специалистам, уже работающим в региональной системе здравоохранения, – от 2 тыс. до 10 тыс. руб. в месяц;

• целевой прием студентов в вузы и средние специальные учебные заведения за счет средств регионального бюджета с заключением трех- или четырехсторонних договоров; • выплата дополнительной стипендии «целевым» студентам – от 2 тыс. до 4 тыс. руб.;

• повышение квалификации и первичная переподготовка специалистов за счет регионального бюджета;

• возмещение расходов по проезду студентов, врачей-интернов и ординаторов, членов их семей к месту прохождения практики и обратно к месту учебы, к месту проведения каникул и обратно к месту учебы, а также к  месту дальнейшей работы в учреждениях здравоохранения (Магаданская область);

• вручение премий «Лучший врач года» и «Лучший средний медицинский работник года»;

• создание единого бесплатного информационного образовательного портала для врачей (Липецкая область).

В заключение хотелось бы отметить, что разнообразие мероприятий в представленных проектах программ свидетельствует о необходимости более системного подхода к разработке такого рода документов. Нужно понимать, что главное не в том, на сколько процентов будут выполнены те или иные запланированные мероприятия, а какой итоговый результат будет достигнут в конкретном субъекте РФ.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Журнал
Гость, Ваш бесплатный доступ к журналу «Здравоохранение» сгорает через

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Здравоохранение»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для начмедов
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.