text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

Внедрение информационных технологий в ЛПУ в рамках программ модернизации: практические рекомендации

  • 15 ноября 2012
  • 20

Программа информатизации: второй год реализации

На Парламентских слушаниях "О ходе реализации регио­нальных программ модернизации здравоохранения субъек­тов Российской Федерации", организованных Комитетом ГД СФ РФ по охране здоровья, Минздрав России представил следующие данные.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

На 2011 г на внедрение информационных систем было за­планировано: из средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - ФФОМС) - 9 521, 1 млн руб.,

из бюджетов субъектов Российской Фе­дерации - 4 474, 4 млн руб., из бюджетов территориальных фондов обязательно­го медицинского страхования (далее - ТФОМС) - 28, 1 млн руб.

По состоянию на 01.01.2012 было ос­воено менее 20% предусмотренных средств.

Что привело к таким задержкам в реализации программы и как нужно действовать сейчас?

Как сделать так, чтобы в результате проводимой работы были не просто до­стигнуты установленные целевые пока­затели, но и была бы создана единая си­стема поддержки управленческих решений - как на уровне медицинских организаций, так и на уровне регио­нальных и муниципальных органов управления здравоохранением?

Отметим, что основная проблема, с которой столкнулись разработчики региональных программ информатиза­ции, - итерационная подготовка мето­дических рекомендаций Минздравсоцразвития России.

Так, "Методические рекомендации по составу создаваемых в 2011-2012 гг. в рамках реализации региональных программ модернизации здравоохра­нения прикладных компонентов регио­нального уровня единой государствен­ной информационной системы в сфере здравоохранения, а также функцио­нальные требования к ним" (далее - Методические рекомендации) были из­даны в пяти редакциях, причем последняя - в мае 2012 г.

Однако, это лишь одна из причин то­го, что разработка и утверждение про­грамм информатизации медицинскими организациями существенно затяну­лись: многие регионы согласовали свои программы лишь в четвертом квартале 2011 г., а некоторые продолжили их корректировку и в 2012 г.

Отметим, что риск претензий при про­верках контролирующих и надзорных ор­ганов сохраняется даже по завершении работ: например, при определении пра­вильности расходования финансовых средств или оценке эффективности меро­приятий программ модернизации стороны.

Как реализовать программу информатизации на уровне ЛПУ?

Как известно, информатизация - одно из трех направлений региональных про­грамм модернизации здравоохранения. Внедрение информационных технологий в повседневную практику медицинских организаций должно, в первую очередь, повысить доступность и качество меди­цинской помощи для населения.

В медицинских организациях должна быть создана современная информаци­онная инфраструктура и налажен инфор­мационный обмен (как между специали­стами своей организации, так и со специалистами других организаций).

Как правило, сегодня эти задачи ре­шены на уровне отдельных рабочих мест.

Например, наличие автоматизирован­ных рабочих мест медицинских статисти­ков обеспечивает формирование отчет­ности об оказанных медицинских услугах для ТФОМС и страховых медицинских

Автоматизированные рабочие места в бухгалтерии или отделе кадров необхо­димы для выполнения процессов управ­ления организаций.

Рабочие места могут быть объедине­ны в локальную сеть и не иметь широко­полосного выхода в Интернет.

В перспективе информационная ин­фраструктура должна охватывать все подразделения ЛПУ и обеспечивать по­степенный переход на безбумажные тех­нологии документооборота (как админи­стративно-хозяйственного, так и медицинского).

Распространенная в ряде субъектов РФ практика проведения единого кон­курса на создание регионального сегмен­та информационной системы в сфере здравоохранения (при всей привлека­тельности такого подхода) представляет­ся нам нарушением требований Феде­рального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки това­ров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (в части закупки стандартизиро­ванного оборудования и выполнения стандартных работ по его установке и запуску).

Применение такого подхода может существенно увеличить срок подготов­ки проектной документации.

Это обусловлено тем, что каждая ме­дицинская организация имеет инфра­структурные особенности и специфиче­ские требования к реализации деловых процессов. Поэтому типовое проектное решение потребует адаптации разра­ботки к нуждам учреждения (кастомизации).

По экспертным оценкам, инфраструк­турный проект для медицинской органи­зации может быть реализован в преде­лах 100 тыс. руб. - если использовать типовые подходы в построении тополо­гии локальной сети и архитектуры тех­нических и программных средств.

Проект должен содержать реальные обоснования всех элементов инфра­структурного решения в части тополо­гии и параметров локальной вычисли­тельной сети и размещения локальных рабочих мест и аппаратуры передачи данных. Он должен соответствовать Ме­тодическим рекомендациям и учитывать предполагаемые процессы обработки информации в учреждениях, опреде­ленных Концепцией создания единой государственной информационной си­стемы в сфере здравоохранения1 (далее - Концепция).

При проведении проектных работ необходимо особое внимание обратить на возможность экономии средств за счет отказа от создания специальных серверных помещений.

Во-первых, современные технологии позволяют размещать серверные устройства начального уровня (мощно­сти которых достаточно для большин­ства организаций) в шумо- и вандалоза­щищенных корпусах непосредственно в рабочих помещениях (например в ре­гистратуре или в административных помещениях).

Во-вторых, Концепция предусматри­вает широкое использование "облач­ных" технологий.

Несмотря на то, что завершение программы информатизации перенесе­но на 2013 г., всем регионам и меди­цинским организациям, не приступив­шим к проектным работам, следует выполнить их в течение ближайшего времени: с начала 2013 г. ожидаются проверки эффективности использова­ния финансовых средств, выделенных на модернизацию.

Отдельно остановимся на обеспече­нии доступа в Интернет..

Проведенные нами в 2009 г. экспери­менты показали, что при использовании "облачных" технологий полоса пропуска канала связи для 150 рабочих мест в ЛПУ должна составлять не менее 10 МБит. Кроме того, такой канал должен быть дублирован.

Как правило, ответственность за под­ключение организаций к широкополос­ному доступу берет на себя "Ростелеком" либо оператор связи, победивший в региональном конкурсе.

Однако в последнее время сложи­лась порочная практика обеспечивать медицинские организации всего одним каналом передачи данных, без органи­зации дублирующего. Кроме того, един­ственный канал может строиться без учета необходимой пропускной способности.

В идеале, в самом учреждении ос­новной и дублирующий каналы сети передачи данных должны располагать­ся на таком же расстоянии.

Однако очевидно, что условиях де­фицита выделенных финансовых средств эти требования могут остаться нереализованными.

Тогда нужно учесть существующие риски использования информационных технологий в конкретном учреждении: в проектных решениях должны быть предусмотрены меры на случай выхода из строя различных элементов системы.

Практика последних 6-8 лет показы­вает, что в медицинских организациях наиболее активно решают задачи учет­но-отчетного типа (формирование ста­тистических и бухгалтерских отчетов, ведение организационного и кадрового документооборота, учет платных услуг и т. п.). Однако при этом используется "ручной" ввод информации, что создает дополнительные риски с точки зрения достоверности обрабатываемых данных.

Такие риски будут сохраняться до тех пор, пока все отчеты не будут формиро­ваться на основе первичных данных, од­нократно вводимых в систему в элек­тронном виде.

В целом, в медицинских учреждениях можно выделить два основных типа информации:

• связанную с пациентом с момента его записи на прием до выписки (элек­тронная медицинская карта) и норма­тивно-справочную;

• связанную с ведением администра­тивной и хозяйственной деятельности учреждения.

В рамках программы информатизации в системе здравоохранения предполага­ется внедрить пять федеральных сервисов.

Первым из них внедряется сервис "За­пись на прием к врачу в электронном ви­де", который взаимодействуете порталом государственных услуг РФ и аналогичны­ми региональными порталами.

В соответствии с Дорожной картой по вводу сервиса в эксплуатацию, разрабо­танной Минздравом России, эти работы планируется завершить до конца 2012 г.

Предполагается, что инфоматы и авто­матизированные рабочие места в ЛПУ, а также, региональные контакт-центры обеспечат возможность записи пациента к врачу посредством федерального или регионального портала государственных услуг (используя любую точку доступа в Интернет), по телефону или при личной явке в ЛПУ. Все это позволит избавиться от очередей в регистратуре, эффективно использовать ресурсы, наладить управ­ление лечебно-профилактической сетью в целом.

Интересный опыт получен в ходе соз­дания такого сервиса в г. Москве. Уже в 2012 г. с его помощью должно обеспечи­ваться управление ресурсами москов­ской поликлинической сети (около 350 поликлиник, 20 тыс. рабочих мест).

Для этого необходимо подготовить проект и провести конкурсные процеду­ры на создание локальной сети и обору­дование рабочих мест (от 5 до 25 на поликлинику).

При этом можно использовать доку­ментацию по подключению, размещенную на сайте http://egisz.rosminzdrav.ru/, или обратиться к ответственным за реа­лизацию программы информатизации в регионе (для того, чтобы проект можно было интегрировать с другими регио­нальными сервисами).

Другие разработанные федераль­ные сервисы - ведение нормативно­справочной информации и поддержка административно-хозяйственной деятельности.

После опытной эксплуатации, кото­рая проводится в настоящее время, и внедрения в практику эти сервисы смо­гут в значительной мере облегчить об­работку информации медицинской орга­низации. Фактически они должны обеспечить возможность обрабатывать весь поток информации, которая не ка­сается пациентов напрямую (то есть всей, кроме содержащейся в электрон­ной медицинской карте и иной персони­фицированной информации пациентов).

Решение такой сложной задачи, как использование федеральных сервисов, может быть выполнено в медицинской организации только при координации всех процессов со стороны регионально­го органа управления здравоохранением в рамках программы модернизации.

Крайне актуальная тема - защита персональных данных. Основные доку­менты в этой сфере - Федеральные за­коны от 27.07.2006 № 152-ФЗ"0 персо­нальных данных" (далее - Закон № 152-ФЗ) и от 06.04.2011 № 63-ФЗ "Об электронной подписи".

Выполняя требования этих докумен­тов операторы персональных данных (к которым относятся все медицинские организации) могут обеспечить защиту персональных данных пациентов (в до­полнение к требованиям обеспечения врачебной тайны, закрепленным в Феде­ральном законе от 23.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации").

Отметим, что помимо оформления ин­формированного согласия пациента на медицинские вмешательства, многие ме­дицинские организации оформляют так­же согласие на обработку персональных данных пациента.

Следует упомянуть Методические ре­комендации для организации защиты информации при обработке персональ­ных данных в учреждениях здравоохра­нения, социальной сферы, труда и заня­тости1. Руководитель учреждения должен убедиться в том, что создавае­мая или уже работающая в ЛПУ инфор­мационная система соответствует ука­занным рекомендациям.

От разработчиков программного обеспечения можно требовать раздель­ного хранения медицинской и демографической информации (позволяющей идентифицировать пациента).

Программные средства должны обе­спечивать объединение элементов этих информационных массивов только при формировании экранных форм - на ра­бочих местах медицинского персонала.

По возможности, рабочие места долж­ны находиться не ближе чем 20 м от внеш­него забора вокруг учреждения; либо не­обходимо иметь акт уполномоченной организации о проверке отсутствия излу­чений по периметру здания (что гораздо лучше, но требует существенных затрат).

При проведении конкурсов по за­купке компьютеров для рабочих мест медицинского персонала, в соответ­ствии Методическими рекомендация­ми, в конкурсную документацию необ­ходимо вносить требование по обеспечению ограничения доступа к рабочему месту средствами модуля доверенной загрузки. В этом случае у представителей проверяющих органов не будет оснований вынести предписа­ние о нарушениях и приостановить об­работку информации.

В заключение отметим, что реализа­ция программы информатизации систе­мы здравоохранения позволит повысить качество оказания медицинской помощи, освободить персонал медицинских орга­низаций от рутинных операций много­кратного заполнения бумажных докумен­тов и подготовки отчетов.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Журнал
Гость, Ваш бесплатный доступ к журналу «Здравоохранение» сгорает через

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Здравоохранение»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для начмедов
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.