Внедрение информационных технологий в ЛПУ в рамках программ модернизации: практические рекомендации

20

Программа информатизации: второй год реализации

На Парламентских слушаниях "О ходе реализации регио­нальных программ модернизации здравоохранения субъек­тов Российской Федерации", организованных Комитетом ГД СФ РФ по охране здоровья, Минздрав России представил следующие данные.

На 2011 г на внедрение информационных систем было за­планировано: из средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - ФФОМС) - 9 521, 1 млн руб.,

из бюджетов субъектов Российской Фе­дерации - 4 474, 4 млн руб., из бюджетов территориальных фондов обязательно­го медицинского страхования (далее - ТФОМС) - 28, 1 млн руб.

По состоянию на 01.01.2012 было ос­воено менее 20% предусмотренных средств.

Что привело к таким задержкам в реализации программы и как нужно действовать сейчас?

Как сделать так, чтобы в результате проводимой работы были не просто до­стигнуты установленные целевые пока­затели, но и была бы создана единая си­стема поддержки управленческих решений - как на уровне медицинских организаций, так и на уровне регио­нальных и муниципальных органов управления здравоохранением?

Отметим, что основная проблема, с которой столкнулись разработчики региональных программ информатиза­ции, - итерационная подготовка мето­дических рекомендаций Минздравсоцразвития России.

Так, "Методические рекомендации по составу создаваемых в 2011-2012 гг. в рамках реализации региональных программ модернизации здравоохра­нения прикладных компонентов регио­нального уровня единой государствен­ной информационной системы в сфере здравоохранения, а также функцио­нальные требования к ним" (далее - Методические рекомендации) были из­даны в пяти редакциях, причем последняя - в мае 2012 г.

Однако, это лишь одна из причин то­го, что разработка и утверждение про­грамм информатизации медицинскими организациями существенно затяну­лись: многие регионы согласовали свои программы лишь в четвертом квартале 2011 г., а некоторые продолжили их корректировку и в 2012 г.

Отметим, что риск претензий при про­верках контролирующих и надзорных ор­ганов сохраняется даже по завершении работ: например, при определении пра­вильности расходования финансовых средств или оценке эффективности меро­приятий программ модернизации стороны.

Как реализовать программу информатизации на уровне ЛПУ?

Как известно, информатизация - одно из трех направлений региональных про­грамм модернизации здравоохранения. Внедрение информационных технологий в повседневную практику медицинских организаций должно, в первую очередь, повысить доступность и качество меди­цинской помощи для населения.

В медицинских организациях должна быть создана современная информаци­онная инфраструктура и налажен инфор­мационный обмен (как между специали­стами своей организации, так и со специалистами других организаций).

Как правило, сегодня эти задачи ре­шены на уровне отдельных рабочих мест.

Например, наличие автоматизирован­ных рабочих мест медицинских статисти­ков обеспечивает формирование отчет­ности об оказанных медицинских услугах для ТФОМС и страховых медицинских

Автоматизированные рабочие места в бухгалтерии или отделе кадров необхо­димы для выполнения процессов управ­ления организаций.

Рабочие места могут быть объедине­ны в локальную сеть и не иметь широко­полосного выхода в Интернет.

В перспективе информационная ин­фраструктура должна охватывать все подразделения ЛПУ и обеспечивать по­степенный переход на безбумажные тех­нологии документооборота (как админи­стративно-хозяйственного, так и медицинского).

Распространенная в ряде субъектов РФ практика проведения единого кон­курса на создание регионального сегмен­та информационной системы в сфере здравоохранения (при всей привлека­тельности такого подхода) представляет­ся нам нарушением требований Феде­рального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки това­ров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (в части закупки стандартизиро­ванного оборудования и выполнения стандартных работ по его установке и запуску).

Применение такого подхода может существенно увеличить срок подготов­ки проектной документации.

Это обусловлено тем, что каждая ме­дицинская организация имеет инфра­структурные особенности и специфиче­ские требования к реализации деловых процессов. Поэтому типовое проектное решение потребует адаптации разра­ботки к нуждам учреждения (кастомизации).

По экспертным оценкам, инфраструк­турный проект для медицинской органи­зации может быть реализован в преде­лах 100 тыс. руб. - если использовать типовые подходы в построении тополо­гии локальной сети и архитектуры тех­нических и программных средств.

Проект должен содержать реальные обоснования всех элементов инфра­структурного решения в части тополо­гии и параметров локальной вычисли­тельной сети и размещения локальных рабочих мест и аппаратуры передачи данных. Он должен соответствовать Ме­тодическим рекомендациям и учитывать предполагаемые процессы обработки информации в учреждениях, опреде­ленных Концепцией создания единой государственной информационной си­стемы в сфере здравоохранения1 (далее - Концепция).

При проведении проектных работ необходимо особое внимание обратить на возможность экономии средств за счет отказа от создания специальных серверных помещений.

Во-первых, современные технологии позволяют размещать серверные устройства начального уровня (мощно­сти которых достаточно для большин­ства организаций) в шумо- и вандалоза­щищенных корпусах непосредственно в рабочих помещениях (например в ре­гистратуре или в административных помещениях).

Во-вторых, Концепция предусматри­вает широкое использование "облач­ных" технологий.

Несмотря на то, что завершение программы информатизации перенесе­но на 2013 г., всем регионам и меди­цинским организациям, не приступив­шим к проектным работам, следует выполнить их в течение ближайшего времени: с начала 2013 г. ожидаются проверки эффективности использова­ния финансовых средств, выделенных на модернизацию.

Отдельно остановимся на обеспече­нии доступа в Интернет..

Проведенные нами в 2009 г. экспери­менты показали, что при использовании "облачных" технологий полоса пропуска канала связи для 150 рабочих мест в ЛПУ должна составлять не менее 10 МБит. Кроме того, такой канал должен быть дублирован.

Как правило, ответственность за под­ключение организаций к широкополос­ному доступу берет на себя "Ростелеком" либо оператор связи, победивший в региональном конкурсе.

Однако в последнее время сложи­лась порочная практика обеспечивать медицинские организации всего одним каналом передачи данных, без органи­зации дублирующего. Кроме того, един­ственный канал может строиться без учета необходимой пропускной способности.

В идеале, в самом учреждении ос­новной и дублирующий каналы сети передачи данных должны располагать­ся на таком же расстоянии.

Однако очевидно, что условиях де­фицита выделенных финансовых средств эти требования могут остаться нереализованными.

Тогда нужно учесть существующие риски использования информационных технологий в конкретном учреждении: в проектных решениях должны быть предусмотрены меры на случай выхода из строя различных элементов системы.

Практика последних 6-8 лет показы­вает, что в медицинских организациях наиболее активно решают задачи учет­но-отчетного типа (формирование ста­тистических и бухгалтерских отчетов, ведение организационного и кадрового документооборота, учет платных услуг и т. п.). Однако при этом используется "ручной" ввод информации, что создает дополнительные риски с точки зрения достоверности обрабатываемых данных.

Такие риски будут сохраняться до тех пор, пока все отчеты не будут формиро­ваться на основе первичных данных, од­нократно вводимых в систему в элек­тронном виде.

В целом, в медицинских учреждениях можно выделить два основных типа информации:

• связанную с пациентом с момента его записи на прием до выписки (элек­тронная медицинская карта) и норма­тивно-справочную;

• связанную с ведением администра­тивной и хозяйственной деятельности учреждения.

В рамках программы информатизации в системе здравоохранения предполага­ется внедрить пять федеральных сервисов.

Первым из них внедряется сервис "За­пись на прием к врачу в электронном ви­де", который взаимодействуете порталом государственных услуг РФ и аналогичны­ми региональными порталами.

В соответствии с Дорожной картой по вводу сервиса в эксплуатацию, разрабо­танной Минздравом России, эти работы планируется завершить до конца 2012 г.

Предполагается, что инфоматы и авто­матизированные рабочие места в ЛПУ, а также, региональные контакт-центры обеспечат возможность записи пациента к врачу посредством федерального или регионального портала государственных услуг (используя любую точку доступа в Интернет), по телефону или при личной явке в ЛПУ. Все это позволит избавиться от очередей в регистратуре, эффективно использовать ресурсы, наладить управ­ление лечебно-профилактической сетью в целом.

Интересный опыт получен в ходе соз­дания такого сервиса в г. Москве. Уже в 2012 г. с его помощью должно обеспечи­ваться управление ресурсами москов­ской поликлинической сети (около 350 поликлиник, 20 тыс. рабочих мест).

Для этого необходимо подготовить проект и провести конкурсные процеду­ры на создание локальной сети и обору­дование рабочих мест (от 5 до 25 на поликлинику).

При этом можно использовать доку­ментацию по подключению, размещенную на сайте http://egisz.rosminzdrav.ru/, или обратиться к ответственным за реа­лизацию программы информатизации в регионе (для того, чтобы проект можно было интегрировать с другими регио­нальными сервисами).

Другие разработанные федераль­ные сервисы - ведение нормативно­справочной информации и поддержка административно-хозяйственной деятельности.

После опытной эксплуатации, кото­рая проводится в настоящее время, и внедрения в практику эти сервисы смо­гут в значительной мере облегчить об­работку информации медицинской орга­низации. Фактически они должны обеспечить возможность обрабатывать весь поток информации, которая не ка­сается пациентов напрямую (то есть всей, кроме содержащейся в электрон­ной медицинской карте и иной персони­фицированной информации пациентов).

Решение такой сложной задачи, как использование федеральных сервисов, может быть выполнено в медицинской организации только при координации всех процессов со стороны регионально­го органа управления здравоохранением в рамках программы модернизации.

Крайне актуальная тема - защита персональных данных. Основные доку­менты в этой сфере - Федеральные за­коны от 27.07.2006 № 152-ФЗ"0 персо­нальных данных" (далее - Закон № 152-ФЗ) и от 06.04.2011 № 63-ФЗ "Об электронной подписи".

Выполняя требования этих докумен­тов операторы персональных данных (к которым относятся все медицинские организации) могут обеспечить защиту персональных данных пациентов (в до­полнение к требованиям обеспечения врачебной тайны, закрепленным в Феде­ральном законе от 23.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации").

Отметим, что помимо оформления ин­формированного согласия пациента на медицинские вмешательства, многие ме­дицинские организации оформляют так­же согласие на обработку персональных данных пациента.

Следует упомянуть Методические ре­комендации для организации защиты информации при обработке персональ­ных данных в учреждениях здравоохра­нения, социальной сферы, труда и заня­тости1. Руководитель учреждения должен убедиться в том, что создавае­мая или уже работающая в ЛПУ инфор­мационная система соответствует ука­занным рекомендациям.

От разработчиков программного обеспечения можно требовать раздель­ного хранения медицинской и демографической информации (позволяющей идентифицировать пациента).

Программные средства должны обе­спечивать объединение элементов этих информационных массивов только при формировании экранных форм - на ра­бочих местах медицинского персонала.

По возможности, рабочие места долж­ны находиться не ближе чем 20 м от внеш­него забора вокруг учреждения; либо не­обходимо иметь акт уполномоченной организации о проверке отсутствия излу­чений по периметру здания (что гораздо лучше, но требует существенных затрат).

При проведении конкурсов по за­купке компьютеров для рабочих мест медицинского персонала, в соответ­ствии Методическими рекомендация­ми, в конкурсную документацию необ­ходимо вносить требование по обеспечению ограничения доступа к рабочему месту средствами модуля доверенной загрузки. В этом случае у представителей проверяющих органов не будет оснований вынести предписа­ние о нарушениях и приостановить об­работку информации.

В заключение отметим, что реализа­ция программы информатизации систе­мы здравоохранения позволит повысить качество оказания медицинской помощи, освободить персонал медицинских орга­низаций от рутинных операций много­кратного заполнения бумажных докумен­тов и подготовки отчетов.



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Мероприятия

    Повышаем квалификацию

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...








    Наши продукты






















    © МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

    Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

    Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
    Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×