text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

Опыт реализации региональной системы электронной записи на прием к врачу по модели SaaS

  • 15 ноября 2012
  • 22

Электронная регистратура должна охватывать единой сетью все ЛПУ региона. Это позволит вести единое расписание для всех специалистов, корректировать его и в режиме онлайн осу­ществлять маршрутизацию потоков пациентов, добиваясь рав­номерной нагрузки на персонал всех лечебно-профилактиче­ских учреждений.

SaaS - это одна из моделей облачных сервисов. Она удобна тем, что поставщик программного обеспечения сам управляет системой, предоставляя конечному пользователю доступ к ее ресурсам. Например, всем знакомы такие онлайн-сервисы, как Yandex или Mail.Ru, которые работают по данной технологии. Для работы в них достаточно наличия ка­нала связи и доступа в Интернет.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

Они предоставляют пользователям це­лый спектр готовых услуг (от электронной почты до сервиса хранения фотографий), единственным условием для получения ко­торых является наличие каналов связи и доступа в Интернет.

Построение системы дистанционной за­писи на прием по типу SaaS предоставляет системе здравоохранения региона ряд преимуществ: отсутствует необходимость покупать дорогостоящее серверное обору­дование и специальное программное обе­спечение, самостоятельно предпринимать меры по защите данных, хранящихся в си­стеме, обеспечивать бесперебойную рабо­ту сервиса. Все эти функции выполняются централизованно.

Особенности технологии SaaS

В 2007 г. в рамках регионального про­екта по повышению качества и увеличе­нию доступности медицинской помощи для населения Пермского края началась разработка проекта "Электронная регистратура".

К тому времени в крае уже было соз­дано единое информационное простран­ство, которое включало единый центр обработки данных (далее - ЦОД) и регио­нальную информационно-аналитическую медицинскую систему (далее - РИАМС) "ПроМед". "Электронная регистратура" создавалась как новый модуль РИАМС.

Незадолго до начала разработок было принято решение отказаться от построе­ния системы с распределенной архитек­турой и использовать web-технологии, таким образом, "Электронная регистрату­ра" изначально проектировалась как об­лачный сервис.

На момент создания система дистан­ционной записи к врачу представляла собой комплекс организационно-техни­ческих решений, включавших в себя еди­ную информационную систему с цент­рализованной базой данных и специализированный контакт-центр.

Внедрение проекта во всех медицин­ских учреждениях Перми заняло не­сколько месяцев. Благодаря использова­нию технологии SaaS для подключения к системе было достаточно установить в регистратуре Л ПУ один компьютер с вы­ходом в Интернет.

С 2008 г. начал работу специализиро­ванный портал https://k-vrachu.ru, кото­рый предоставил жителям Пермского края возможность записаться на прием к врачу через Интернет.

В рамках региональной программы модернизации здравоохранения в 2012 г. к единой системе электронной записи были подключены медицинские учреж­дения Пермского края.

На сегодняшний день пермская "Элек­тронная регистратура "является самым масштабным проектом в этой сфере на территории Российской Федерации.

В будни система осуществляет до 40 тыс. записей в день.

Услуга существует на протяжении пяти лет, и ее популярность среди населения непрерывно растет. В 2011 г. количество жителей региона, воспользовавшихся дан­ным сервисом, составило б 456 097 чел., что в 22 раза больше, чем в 2007 г. (292 922 чел.). Всего за пять лет работы с помощью "Электронной регистратуры" в Пермском крае было осуществлено 23 591 296 записей на прием (рисунок).

Обеспечение стабильной работы системы

Обязательное требование для ин­формационных систем, особенно рабо­тающих в сфере здравоохранения, - от­казоустойчивость, т. е. сохранение работоспособности системы даже при выходе из строя одного или нескольких ее компонентов. В нашем случае поль­зователи должны в любой момент вре­мени иметь доступ к информации, пред­ставленной в системе.

Так, один из инструментов обеспече­ния отказоустойчивости, - кластеризация серверов. Это означает, что несколько связанных друг с другом серверов, обе­спечивающих жизнедеятельность систе­мы, действуют как один.

Такая группа серверов отличается гораздо более высоким уровнем до­ступности и производительности по сравнению с отдельной машиной. Раз­ные функции системы могут переме­щаться с одного сервера на другой или запускаться на нескольких серверах одновременно.

Когда один узел по какой-то причине выходит из строя, его ресурсы переклю­чаются на другой узел, входящий в кла­стер. В более простой ситуации, напри­мер, при отключении электричества питание серверов обеспечивает резерв­ный генератор. В обоих случаях весь функционал системы остается доступным для пользователя.

Требования к медицинским учрежде­ниям, работающим в си­стеме, - своевременно размещать и обновлять расписание работы врачей.

Информационная безопасность

Для надежного функционирования си­стемы необходимо проводить мероприя­тия по обеспечению информационной безопасности.

В соответствии с Федеральным зако­ном от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персо­нальных данных" (далее - Закон № 152-ФЗ) медицинские учреждения должны провести специальные меропри­ятия по защите каждого автоматизиро­ванного рабочего места врача.

Если у ЛПУ нет финансовых возможно­стей для найма высококвалифицирован­ных технических специалистов, то инфор­мационная безопасность системы оказывается крайне уязвимой - нет га­рантии, что не произойдет несанкциони­рованный доступ к информации или дан­ные не будут потеряны.

Безопасность персональных данных, поступающих в систему, обеспечивается за счет многоуровневой защиты инфор­мации. Она включает ряд подсистем.

Подсистема управления доступом и подсистема регистрации и учета. В ос­нове этих подсистем - программные средства сигнализации, регистрации и блокирования несанкционированного доступа, которые не являются частью ядра операционной системы. Они полно­стью исключают или снижают вероят­ность выполнения несанкционированных действий со стороны пользователей или нарушителей. Например, неавторизован­ные в системе пользователи не смогут получить доступ к какой бы то ни было информации, хранящейся в системе.

Подсистема обеспечения целостно­сти исключает несанкционированные из­менения программной среды и обраба­тываемой информации как умышленные, так и случайные. Она уведомляет о сбое в передаче пакетов сообщений, о повторе передачи непринятых пакетов.

Подсистема антивирусной защиты предотвращает заражение вирусами и другими вредоносными программами серверов и компьютеров компании, зани­мающейся обработкой информации. Она представляет собой многоуровневую централизованную систему, которая ис­пользует средства различных вендоров (поставщиков), раздельно устанавливае­мые на автоматизированных рабочих ме­стах, почтовых серверах и межсетевых экранах.

Подсистема обеспечения безопас­ности межсетевого взаимодействия информационной системы персональ­ных данных. В данной подсистеме ис­пользуются межсетевые экраны - комп­лексы аппаратных и программных средств, которые контролируют и фильт­руют поступающую в систему информа­цию в соответствии с заданными прави­лами. Межсетевые экраны необходимы для защиты от несанкционированного доступа. Их устанавливают между защи­щаемой внутренней и внешней сетями.

В процессе настройки задаются правила, которые позволяют ограничивать доступ пользователей из внутренней сети во внешнюю и наоборот.

Подсистема анализа защищенности контролирует настройки защиты опера­ционных систем на серверах и автомати­зированных рабочих местах. Она позво­ляет оценить, насколько высока вероятность проведения атак на сетевое оборудование, проверяет безопасность программного обеспечения.

Подсистема обнаружения вторже­ний собирает информацию из различных точек системы, анализирует ее и своевре­менно выявляет попытки нарушения и реальные вторжения.

Подсистема резервного копирова­ния информации предназначена для соз­дания копий, которые позволят восстано­вить все данные не только в случае сбоев или выхода из строя аппаратуры, но и в результате ошибок программных средств и пользователей. Ежедневно проводится резервное копирование основных данных на носитель отдельного сервера.

Еще один инструмент - программно­-аппаратные комплексы - средства обе­спечения доверенного сеанса связи "МАРШ!" которые обеспечивают полно­ценную криптографическую защиту ин­формации во время доверенного сеанса связи (далее - ДСС) для пользователей, обеспеченных "клиентами ДСС". Эти пользователи могут работать на любом компьютере в двух режимах:

• обычный режим, когда отсутствует до­ступ к сервисам доверенной распре­деленной информационной системы через Интернет;

• доверенный сеанс связи, в рамках ко­торого обеспечивается защищенная работа с сервисами информационной системы. На протяжении всего сеанса обеспечиваются доверенная загрузка операционной системы, защищенное соединение, поддерживаются усло­вия работы с электронно-цифровой подписью.

Пользователь самостоятельно выби­рает режим работы в системе. Это позво­ляет избежать неудобств, связанных с не­обходимостью выполнять ряд организационных требований: ограниче­ние перечня, установленного на компью­тере программного обеспечения, прав доступа, периода работы и т. д. При необ­ходимости получения доступа к сервисам доверенной информационной системы пользователь может перейти в режим ДСС, а по окончании работы - вернуться в обычный режим и использовать ком­пьютер без ограничений.

Все используемые в системе средства защиты информации сертифицированы Федеральной службой по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России) и Федеральной службой безопасности (ФСБ России). Проверка Роскомнадзора подтвердила соответствие системы защи­ты персональных данных требованиям Закона № 152-ФЗ.

Результаты эксплуатации единой региональной информационной системы

Благодаря выбору технологии SaaS удалось минимизировать расходы на внедрение системы дистанционной за­писи к врачу и одновременно обеспе­чить высокую эффективность ее работы формация, поступающая в систему, име­ет максимальную степень защиты.

Для полноценного функционирования "Электронной регистратуры" необходимо наличие каналов связи и компьютеров.

Использование технологии позволяет контролировать занятость врачей и по возможности устранять дисбаланс в на­грузке. Медицинский персонал, в свою очередь, получает возможность макси­мально эффективно планировать свое рабочее время.

Кроме того, централизация процесса ввода, хранения и обработки информа­ции о деятельности учреждений здраво­охранения в онлайн-режиме дает воз­можность получать оперативные и корректные отчеты: анализ доступности отдельных специалистов в медицинских учреждениях, среднее время ожидания приема, половозрастной состав пациен­тов и т. д. Все отчеты, основанные на пер­вичных данных, формируются в течение нескольких секунд.

Комплексное внедрение "Электрон­ной регистратуры" упрощает процедуру записи как на первичный прием, так и на последующие этапы лечения. Лечащий врач, чье рабочее место оборудовано компьютером, подключенным к системе, может выписать пациенту электронное направление на повторный прием, на об­следования, на дополнительные осмотры и на госпитализацию непосредственно при первичном осмотре.

За счет внедрения механизма управ­ления потоками пациентов и оптимиза­ции расписания врачей сроки ожидания приема у медицинских специалистов первичного звена сократились на 22%, у узких специалистов - на 34%. Время ожи­дания диагностических процедур умень­шилось на 28%, госпитализации - на 24%.

Повышение доступности медицинской помощи привело к увеличению потока пациентов трудоспособного возраста.

Благодаря системе дистанционной записи к врачу Пермь стала первым го­родом России, в котором была решена проблема очередей у регистратур поли­клиник. В 2009 г. межведомственная ра­бочая группа по региональной инфор­матизации Совета при Президенте РФ по развитию информационного сообщества назвала "Электронную регистратуру" лучшим решением в сфере информаци­онно-аналитического сопровождения услуг в области здравоохранения на тер­ритории СНГ.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Журнал
Гость, Ваш бесплатный доступ к журналу «Здравоохранение» сгорает через

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Здравоохранение»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для начмедов
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.