text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

Дистанционные образовательные технологии при повышении квалификации врачей

  • 15 ноября 2012
  • 35

Преимущество непрерывного образования с использова­нием телемедицинских технологий в том, что приобретение но­вых знаний не требует отсутствия сотрудника на рабочем месте на длительный срок, работодатель не тратит средства на заме­ну отсутствующего специалиста, на командировочные расходы и, что не менее важно, не снижается доступность медицинской помощи для пациентов.

При организации образовательного процесса с использова­нием телемедицинских технологий можно сочетать разные формы работы - телеконсультации, телекон­силиумы, телевидеоконференции, циклы дистанционного обучения.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

В 2011-2012 гг. в ГБОУ ДПО Пензен­ский институт усовершенствования вра­чей Минздравсоцразвития России был разработан и реализован пилотный про­ект по использованию дистанционных образовательных технологий. В его рам­ках силами восьми кафедр института бы­ли проведены 16 курсов в режиме он­лайн с использованием сервиса Webinar, ru и/или оборудования для видеоконфе­ренцсвязи POLYCOM.

В реализации проекта участвовали со­трудники кафедры инфекционных болез­ней. В 2011 г. ими были разработаны и на бюджетной основе проведены два цикла "Избранные вопросы инфекцион­ных болезней и ВИЧ-инфекция" в режиме онлайн. Причем в одном случае исполь­зовалось исключительно дистанционное обучение. Заказчик проекта - админи­страция МБУЗ "Городская детская больни­ца" г. Кузнецка (Пензенская обл.), которая направила на обучение 39 врачей-педиатров. Объем курса составил 72 ч, сам цикл продолжался 37 дней.

Во втором случае обучение 27 врачей- инфекционистов по заказу администра­ции Медицинского института при ФГБОУ ВПО "Тамбовский государственный уни­верситет им. Г.Р. Державина" было частич­но дистанционным. Курс объемом 144 ч продолжался 26 дней.

Проведение циклов дистанционного обучения врачей на кафедре инфекцион­ных болезней осуществлялась в пять этапов.

На первом этапе в зависимости от контингента обучавшихся и темы цик­ла определялись цели конкретного про­екта и назначались участники-исполни­тели со стороны кафедры.

Работа на втором этапе заключалась в подготовке информационных ресурсов, разработке учебно-методических материалов и создании их электронных версий (кейсов) на основе "Типовой программы дополнительного профессионального об­разования врачей по инфекционным болезням".

Комплект учебно-методических доку­ментов (включая учебные электронные кейсы) был утвержден на Ученом совете института.

В состав кейсов по теме "Избранные вопросы инфекционных болезней и ВИЧ- инфекция" вошли:

• программа цикла;

• учебный и учебно-тематические планы;

• расписание;

• методические разработки к каждому занятию;

• текстовые учебные материалы по те­матике цикла (14 модулей, 43 темы);

• электронные версии клинических разборов по реальным клиническим случаям;

• список литературы и нормативных до­кументов, необходимых для подготов­ки к занятиям и экзаменам;

• перечень практических навыков, ко­торые необходимо освоить за время цикла;

• экзаменационные тесты;

• ситуационные задачи;

• пакет мультимедийных презентаций и других иллюстративных материа­лов, разработанных сотрудниками кафедры, содержащий 165 элемен­тов.

Для проведения экзамена использо­вались тестовые задания из программы "Квалификационный тест по инфекцион­ным болезням".

На третьем этапе (организационном) производились:

• заключение договоров с заказчиком и сервисом Webinar.ru;

• оценка технических возможностей

у обучающихся на циклах: определе­ние места, сроков и режима работы;

• техническое тестирование телеком­муникационных систем;

• выбор модератора и тьюторов3, в том числе кураторов информационного обмена.

Четвертый этап - проведение дис­танционного цикла при поддержке отде­ла медицинской информатики ГБОУ ДПО Пензенский институт усовершенствова­ния врачей Минздравсоцразвития России.

Дистанционная часть цикла с частич­ным дистанционным обучением (35 из 144 ч) проводилась в первые семь дней цикла ежедневно по пять академи­ческих часов в день. Затем цикл завер­шился проведением в традиционной фор­ме - восемь академических часов в день, для чего к месту обучения выехали пре­подаватели кафедры. При проведении выездной части больше времени уделя­лось закреплению практических навыков и повышению компетентности специали­стов. В ходе циклов проведен базисный контроль знаний с передачей его резуль­татов модератору (по электронной почте или по факсу).

Необходимое условие образователь­ного процесса - оценка его качества. Контроль уровня полученных по резуль­татам цикла знаний для врачей-педиатров осуществлялся посредством тести­рования, контроля практических навыков и собеседования.

По окончании обучения слушателям выданы документы государственного об­разца: удостоверение - при 72-часовом обучении; свидетельство и сертификат- при 144-часовом обучении.

Четвертый этап показал, что решаю­щие факторы успешной реализации дис­танционного проекта:

• интерактивность;

• обратная связь со слушателями при проведении лекций, семинаров и практических занятий;

• высокая дидактическая и врачебная квалификация преподавателей;

• обязательная демонстрация больных и проведение клинических разборов в режиме онлайн (не менее 8-12

за цикл);

• интегративность учебных программ и согласованность информационных ресурсов; контроль качества обуче­ния;

• использование современной телеком­муникационной аппаратуры с обеих сторон образовательного процесса;

• отсутствие технических сбоев телеком­муникационных систем (Интернет, ви­деоконференцсвязь);

• квалифицированные кураторы техни­ческой поддержки.

На пятом этапе проводилась эксперт­ная оценка качества дистанционного обу­чения. Был проведен комплексный анализ результатов экзаменов, материалов заклю­чительного собеседования со слушателя­ми, оценок со стороны преподавателей, проводивших циклы, и отзывов со сторо­ны администраций заказчиков циклов.

Полученные данные позволили сде­лать следующие выводы:

1. Внедрение дистанционных образо­вательных технологий актуально при орга­низации непрерывного профессионально­го образования врачей, оно необходимо для повышения профессиональной компе­тентности специалистов, в частности - по вопросам инфекционных болезней.

2. Организация и проведение циклов повышения квалификации для врачей по актуальным вопросам инфектологии в форме дистанционного обучения (полно­стью или частично) в режиме онлайн пред­усматривает этапность и системность реа­лизуемого проекта.

3. Внедрение дистанционного обуче­ния предполагает использование совре­менных информационных ресурсов и те­лекоммуникационных, интерактивных технологий, четких организационных

и управленческих решений, профессио­нализм преподавателей и взаимодей­ствие всех участников образовательного процесса (в том числе врачей-слушателей).

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×
Справочная сиистема
Вы выиграли отличный подарок!
Получите доступ к Системе «Главный врач» на 3 дня!

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главный врач»:
возможность скачать СОПы • доступ к тренингамжурналы для главного врача
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.