Дистанционные образовательные технологии при повышении квалификации врачей

34

Преимущество непрерывного образования с использова­нием телемедицинских технологий в том, что приобретение но­вых знаний не требует отсутствия сотрудника на рабочем месте на длительный срок, работодатель не тратит средства на заме­ну отсутствующего специалиста, на командировочные расходы и, что не менее важно, не снижается доступность медицинской помощи для пациентов.

При организации образовательного процесса с использова­нием телемедицинских технологий можно сочетать разные формы работы - телеконсультации, телекон­силиумы, телевидеоконференции, циклы дистанционного обучения.

В 2011-2012 гг. в ГБОУ ДПО Пензен­ский институт усовершенствования вра­чей Минздравсоцразвития России был разработан и реализован пилотный про­ект по использованию дистанционных образовательных технологий. В его рам­ках силами восьми кафедр института бы­ли проведены 16 курсов в режиме он­лайн с использованием сервиса Webinar, ru и/или оборудования для видеоконфе­ренцсвязи POLYCOM.

В реализации проекта участвовали со­трудники кафедры инфекционных болез­ней. В 2011 г. ими были разработаны и на бюджетной основе проведены два цикла "Избранные вопросы инфекцион­ных болезней и ВИЧ-инфекция" в режиме онлайн. Причем в одном случае исполь­зовалось исключительно дистанционное обучение. Заказчик проекта - админи­страция МБУЗ "Городская детская больни­ца" г. Кузнецка (Пензенская обл.), которая направила на обучение 39 врачей-педиатров. Объем курса составил 72 ч, сам цикл продолжался 37 дней.

Во втором случае обучение 27 врачей- инфекционистов по заказу администра­ции Медицинского института при ФГБОУ ВПО "Тамбовский государственный уни­верситет им. Г.Р. Державина" было частич­но дистанционным. Курс объемом 144 ч продолжался 26 дней.

Проведение циклов дистанционного обучения врачей на кафедре инфекцион­ных болезней осуществлялась в пять этапов.

На первом этапе в зависимости от контингента обучавшихся и темы цик­ла определялись цели конкретного про­екта и назначались участники-исполни­тели со стороны кафедры.

Работа на втором этапе заключалась в подготовке информационных ресурсов, разработке учебно-методических материалов и создании их электронных версий (кейсов) на основе "Типовой программы дополнительного профессионального об­разования врачей по инфекционным болезням".

Комплект учебно-методических доку­ментов (включая учебные электронные кейсы) был утвержден на Ученом совете института.

В состав кейсов по теме "Избранные вопросы инфекционных болезней и ВИЧ- инфекция" вошли:

• программа цикла;

• учебный и учебно-тематические планы;

• расписание;

• методические разработки к каждому занятию;

• текстовые учебные материалы по те­матике цикла (14 модулей, 43 темы);

• электронные версии клинических разборов по реальным клиническим случаям;

• список литературы и нормативных до­кументов, необходимых для подготов­ки к занятиям и экзаменам;

• перечень практических навыков, ко­торые необходимо освоить за время цикла;

• экзаменационные тесты;

• ситуационные задачи;

• пакет мультимедийных презентаций и других иллюстративных материа­лов, разработанных сотрудниками кафедры, содержащий 165 элемен­тов.

Для проведения экзамена использо­вались тестовые задания из программы "Квалификационный тест по инфекцион­ным болезням".

На третьем этапе (организационном) производились:

• заключение договоров с заказчиком и сервисом Webinar.ru;

• оценка технических возможностей

у обучающихся на циклах: определе­ние места, сроков и режима работы;

• техническое тестирование телеком­муникационных систем;

• выбор модератора и тьюторов3, в том числе кураторов информационного обмена.

Четвертый этап - проведение дис­танционного цикла при поддержке отде­ла медицинской информатики ГБОУ ДПО Пензенский институт усовершенствова­ния врачей Минздравсоцразвития России.

Дистанционная часть цикла с частич­ным дистанционным обучением (35 из 144 ч) проводилась в первые семь дней цикла ежедневно по пять академи­ческих часов в день. Затем цикл завер­шился проведением в традиционной фор­ме - восемь академических часов в день, для чего к месту обучения выехали пре­подаватели кафедры. При проведении выездной части больше времени уделя­лось закреплению практических навыков и повышению компетентности специали­стов. В ходе циклов проведен базисный контроль знаний с передачей его резуль­татов модератору (по электронной почте или по факсу).

Необходимое условие образователь­ного процесса - оценка его качества. Контроль уровня полученных по резуль­татам цикла знаний для врачей-педиатров осуществлялся посредством тести­рования, контроля практических навыков и собеседования.

По окончании обучения слушателям выданы документы государственного об­разца: удостоверение - при 72-часовом обучении; свидетельство и сертификат- при 144-часовом обучении.

Четвертый этап показал, что решаю­щие факторы успешной реализации дис­танционного проекта:

• интерактивность;

• обратная связь со слушателями при проведении лекций, семинаров и практических занятий;

• высокая дидактическая и врачебная квалификация преподавателей;

• обязательная демонстрация больных и проведение клинических разборов в режиме онлайн (не менее 8-12

за цикл);

• интегративность учебных программ и согласованность информационных ресурсов; контроль качества обуче­ния;

• использование современной телеком­муникационной аппаратуры с обеих сторон образовательного процесса;

• отсутствие технических сбоев телеком­муникационных систем (Интернет, ви­деоконференцсвязь);

• квалифицированные кураторы техни­ческой поддержки.

На пятом этапе проводилась эксперт­ная оценка качества дистанционного обу­чения. Был проведен комплексный анализ результатов экзаменов, материалов заклю­чительного собеседования со слушателя­ми, оценок со стороны преподавателей, проводивших циклы, и отзывов со сторо­ны администраций заказчиков циклов.

Полученные данные позволили сде­лать следующие выводы:

1. Внедрение дистанционных образо­вательных технологий актуально при орга­низации непрерывного профессионально­го образования врачей, оно необходимо для повышения профессиональной компе­тентности специалистов, в частности - по вопросам инфекционных болезней.

2. Организация и проведение циклов повышения квалификации для врачей по актуальным вопросам инфектологии в форме дистанционного обучения (полно­стью или частично) в режиме онлайн пред­усматривает этапность и системность реа­лизуемого проекта.

3. Внедрение дистанционного обуче­ния предполагает использование совре­менных информационных ресурсов и те­лекоммуникационных, интерактивных технологий, четких организационных

и управленческих решений, профессио­нализм преподавателей и взаимодей­ствие всех участников образовательного процесса (в том числе врачей-слушателей).



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Критерии качества 2017: готовимся к оценке по-новому

Интервью

ФФОМС Наталья Стадченко

Председатель ФФОМС Наталья Стадченко в интервью журналу «Здравоохранение»:

Для медработника страховой представитель – это и контролер, и юридический консультант, и помощник одновременно


Рассылка




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль