text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

Оценка эффективности затрат на здравоохранение: опыт Вологодской области

  • 15 декабря 2012
  • 49

Один из наиболее наглядных, но сложных для практическо­го применения методов экономического анализа расходов на здравоохранение - сопоставление фактических затрат и до­стигнутых результатов. Проблема заключается в том, что пока­затели, характеризующие уровень здоровья населения - сохра­нение и воспроизводство здоровья жителей, обладают большой инерционностью, поэтому положительный эффект фи­нансовых вложений в здравоохранение проявляется лишь с те­чением длительного времени.

В качестве альтернативы авторы предлагают методику, осно­ванную на анализе финансовых и демографических показателей в разрезе основных классов заболеваний и муниципальных районов. При этом используется показатель "потерянные годы потенциальной жизни" (далее - ПГПЖ).

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

Суть рассматриваемого методологического подхода, апроби­рованного в Вологодской области, заключается в сопоставле­нии совокупных затрат на финансирование здравоохранения (бюджета и внебюджетных государствен­ных фондов) с демографическими поте­рями от преждевременной смерти.

Авторами была изучена эффектив­ность затрат на региональное здравоох­ранение на основании статистической ин­формации за 2003-2008 гг. В зависимости от конкретных задач показатели демогра­фического благополучия муниципальных образований (оцениваемые в ПГПЖ) и за­трат на здравоохранение (оцениваемых по консолидированным общественным расходам в расчете на одного жителя) дифференцировались по структурному, территориальному и прочим признакам.

Следует отметить, что к используемо­му методу более применим термин "за­траты - потери" чем "затраты - эффектив­ность" так как последний подразумевает количественную оценку прироста резуль­тата деятельности.

Кроме того, на преждевременную смертность оказывает влияние целый ряд факторов (условия труда, развитость транспортной инфраструктуры и пр.), по­этому мы говорим об оценке эффектив­ности не системы оказания медицинской помощи, а региональной здравоохрани­тельной политики (в реализации которой принимают участие различные ведом­ства и институты гражданского общества).

Соотношение показателей затрат на здравоохранение и демографических потерь представлено в виде типологиче­ской матрицы (табл. 1, см. с. 22).

Оценка затрат и демографических потерь в разрезе муниципальных образований

Муниципальные образования разне­сены по группам "затраты - потери"; для каждого района и городского округа при­ведены значения индекса "стоимость - эффективность" (в руб. на 1 тыс. чел.-лет).

Стрелками указано направление увеличе­ния значений индекса в группе (т. е. сни­жения эффективности).

Сравнение результатов за шестилетний период (2003-2008 гг.) дало возможность выявить районы со стабильными показа­телями затрат и демографических потерь.

Отметим, что количество таких муници­пальных образований (они названы инди­кативными) в каждой группе невелико.

Статус индикативных районов в каж­дом году исследуемого периода времени дало возможность оценить постоянство рассматриваемых показателей (табл. 3). Выявление причин "позиционной не­устойчивости" некоторых муниципальных образований по показателям эффектив­ности здравоохранения потребовало дальнейшего изучения социально-эконо­мической ситуации в каждом из них.

В то же время достаточно устойчивые характеристики затрат в здравоохранении и преждевременной смертности населе­ния в ряде районов позволяют предполо­жить, что предложенный метод анализа социально-экономической ситуации и эффективности здравоохранения может претендовать на научную объективность и достоверность.

Для выявления регионов области, для которых отмечались наибольшие откло­нения от средних по области показателей затрат и демографических потерь, нами использованы аналитическая таблица  и диаграмма рассеяния.

Результаты анализа позволили выде­лить следующие проблемы распределе­ния и эффективного расходования финан­совых средств в системе здравоохранения Вологодской области.

1. Для ряда муниципальных образо­ваний характерны высокие показатели затрат на здравоохранение в сочетании со значительными демографическими потерями, связанными с преждевремен­ной смертью. Например, такое сочета­ние имеет место в Междуреченском районе.

Несмотря на то, что Междуреченский район является одним из самых малона­селенных в области, в нем функциониру­ют центральная районная и участковые больницы, все основные медицинские службы, а расходы на душу населения оказываются выше средних по области. Бюджетные расходы на обеспечение ра­боты стационаров (в относительном вы­ражении) превысили аналогичный пока­затель г. Череповца почти в два раза.

В то же время в районе высокие показатели преждевременной смертности, по­этому ситуация должна трактоваться как неблагоприятная.

2. Великоустюгский район и г. Чере­повец вошли в группу муниципальных образований с высокими затратами и низкими демографическими потерями.

Наблюдаемые здесь высокие относи­тельные затраты на здравоохранение от­ражают большой коечный фонд и высо­кий уровень технической оснащенности ЛПУ дорогостоящим медицинским обору­дованием. Это свидетельствует о необхо­димости более широко применять мало­затратные стационарозамещающие технологии и реструктуризировать ле­чебно-профилактическую сеть.

3. Никольский, Вытегорский и Грязовецкий районы имеют высокие потери от преждевременной смерти на фоне низких подушевых затрат на здравоохранение.

Уровень финансирования медицин­ских учреждений в этих районах должен быть повышен. Кроме того, должна быть расширена практика оказания медицин­ской помощи населению на базе межрай­онных центров (например Тотемской ЦРБ). Перечисленные муниципальные об­разования требуют особого внимания при принятии управленческих решений, поскольку помимо проблем с недофинан­сированием в них наблюдаются неблаго­приятные демографические тенденции.

4. Муниципальные образования, де­монстрирующие близкий к среднеобластному значению уровень расходов на здравоохранение и незначительные по­казатели преждевременной смертности населения (ниже среднеообластного зна­чения), были оценены как относительно благополучные.

Оценка затрат и демографических потерь в разрезе заболеваний

Описанный алгоритм был применен и для анализа затрат и демографических потерь в разрезе основных групп заболе­ваний. Это позволило выявить болезни, обусловливающие наибольшие демогра­фические и финансовые потери в регио­не (травмы, отравления и другие послед­ствия воздействия внешних причин; болезни органов кровообращения; бо­лезни органов пищеварения), а также заболевания, затраты на профилактику и лечение которых были недостаточны (новообразования).

Иерархический порядок причин смер­ти оказался близким для большинства муниципалитетов региона, но вклад того или иного заболевания в общий объем демографических потерь в разных райо­нах существенно различался. Это говорит о необходимости активизации профилак­тической работы и совершенствования оказания экстренной и неотложной ме­дицинской помощи.

Анализ "затраты - потери" в который были включены данные за 2003-2008 гг., позволяет выявить наиболее проблем­ные группы заболеваний, для которых ха­рактерны устойчивые показатели затрат и вызываемых ими потерь от преж­девременной смерти.

Одна из важнейших особенностей предложенной методологии в том, что результаты анализа могут интерпретиро­ваться с позиций межотраслевого подхо­да к здравоохранительной политике. Например, данные о высокой смертности от производственных травм или дорож­но-транспортных происшествий в кон­кретном муниципальном образовании служат обоснованием для принятия мер по созданию безопасных условий производственного процесса или по ремонту дорог. Если делается вывод о недостаточ­ном финансовом обеспечении объекта анализа, то дополнительные ресурсы бу­дут направляться не только в систему здравоохранения, но и в другие систе­мы - в зависимости от того, какие меро­приятия дадут максимальный эффект по предупреждению или снижению пре­ждевременной смертности.

Результаты экономического анализа могут найти применение на всех основ­ных этапах проведения региональной здравоохранительной политики:

• при ее формировании (как основа для определения приоритетов финанси­рования здравоохранения);

• в процессе ее принятия (как доказа­тельство объективности выдвигаемых финансовых требований);

• при реализации (для разработки кон­кретных мероприятий);

• при оценке достижений (для реализа­ции механизма "обратной связи"

Основные итоги внедрения нового механизма в управление здравоохране­нием Вологодской области - организация мониторинга процессов планирования и реализации плановых инициатив в регио­нальном здравоохранении, оценка ре­зультатов на основе информации, полу­ченной за много лет.

Мониторинг результатов экономиче­ского анализа, включая информацию о за­тратах и демографических потерях по от­дельным муниципальным образованиям, о причинах смерти и часто регистрирую­щихся заболеваниях, позволяет с высокой достоверностью и обоснованностью оце­нивать эффективность затрат на здраво­охранение в муниципальных образовани­ях региона. Особое внимание при этом уделяется тем районам, в которых в тече­ние определенного периода выявляются негативные тенденции.

Использование показателей эконо­мической эффективности здравоохране­ния в повседневной практике управле­ния открывает широкие возможности для внедрения качественно нового под­хода при реализации региональной по­литики охраны здоровья населения и оценке ее результатов. Этот подход ори­ентирован на реальные результаты по­литики в сфере здравоохранения - на состояние здоровья жителей региона. Однако данная методика не является универсальным и абсолютно безошибоч­ным способом оценки эффективности финансовой политики в региональном здравоохранении.

Во-первых, при проведении исследова­ний в регионе не учитываются различия половозрастной структуры населения рай­онов. Во-вторых, оказываются неучтенны­ми затраты на предотвращение и лечение заболеваний, которые не характеризуются высокой смертностью населения, но значи­тельно ограничивают возможности челове­ка в его профессиональной деятельности. В-третьих, при проведении мероприятий, разработанных в результате проведенного анализа, необходимо проводить контроль над изменением ситуации.

Особенно сложно вычислить, какая доля расходов использовалась для пре­дотвращения смертности по муници­пальному образованию (или в рамках класса заболеваний) в определенный пе­риод времени. Как уже указывалось, ре­зультаты предпринятых в здравоохране­нии инициатив обладают свойством проявляться лишь через определенный, часто довольно длительный промежуток времени и только при условии реализа­ции всех запланированных действий.

При этом при финансовом анализе затра­ты соотносятся с показателями социаль­ной эффективности того года, в течение которого они были непосредственно произведены.

Наконец, в-четвертых, среди факто­ров, влияющих на смертность, эффектив­ность работы системы здравоохранения занимает далеко не первое место.

Рекомендованная авторами методика имеет преимущества в части оценки эф­фективности бюджетных затрат. Тем не менее остается ряд нерешенных вопро­сов, а практическая реализация сделан­ных выводов может представлять опре­деленную сложность.

В целом применение методики на уровне регионального здравоохранения можно считать вполне оправданным и эф­фективным в силу его универсальности, научности и репрезентативности резуль­татов. Особенно это касается исследова­ния эффективности затрат по классам за­болеваний, поскольку в этом случае показатели затрат и потерь демонстриру­ют большую стабильность. При анализе затрат и потерь по муниципальным райо­нам области стабильность названных по­казателей проявляется в гораздо мень­шей степени, поэтому полученные данные, могут быть не вполне достоверными.

Серьезным препятствием использова­ния методики в региональном управле­нии остается консерватизм администра­тивных структур. На практике разработка бюджетов муниципальных образований происходит в основном на основе анали­за динамики фактических среднегодовых расходов (за три года) и прогнозного ис­полнения доходной части бюджета. Обычно процедура "защиты" бюджетов муниципальных образований не предпо­лагает проведения анализа данных о структуре смертности, заболеваемости, потерь от преждевременной смерти.

Наконец, использование данной мето­дики отдельным ЛПУ также сопряжено с трудностями: главные врачи действуют в рамках хронического финансового дефи­цита, не влияют на формирование тари­фов. Кроме того, роль ЛПУ в сокращении смертности в регионе ограничивается со­хранением жизни тех пациентов, которым медицинская помощь оказывается в дан­ном учреждении.

Тем не менее концепция оценки эф­фективности политики в сфере здраво­охранения на основе финансовых и соци­альных показателей представляется авторам не только перспективной, но и единственно возможной.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Журнал
Гость, Ваш бесплатный доступ к журналу «Здравоохранение» сгорает через

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Здравоохранение»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для начмедов
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.