text
Портал для медицинских работников

Сравнение систем здравоохранения стран, использующих "страховую" и "бюджетную" модели финансирования

  • 15 декабря 2012
  • 191

Около половины стран, входящих в первую тридцатку рей­тинга Bloomberg, отражающего уровень здоровья населения, в той или иной форме используют "бюджетную" модель финан­сирования здравоохранения.

Основа рейтинга - оценка стран мира по ряду комплексных показателей, таких как общий уровень здоро­вья (в том числе ожидаемая продолжитель­ность жизни, младенческая смертность, смерт­ность от заболеваний, смертность по возрастным группам, дожитие до возраста 65 лет); факторы риска (доля курящих старше 15 лет, потребление алкоголя, распространенность ожирения, недостаточная физическая ак­тивность, высокий уровень холестерина и глюкозы в крови, повышенное артери­альное давление, распространенность ВИЧ-инфекции, загрязнение окружающей среды, уровень вакцинации, доля детей до года с низкой массой тела, риск мате­ринской смертности), общий риск. При этом используют корректирующие коэф­фициенты, учитывающие уровень дохо­дов населения.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

Эти реформы трудно назвать успеш­ными: за эти годы Россия отстала не только от стран Запада, но и от боль­шинства стран бывшего СССР (Эстония, Грузия, Армения, Латвия, Литва, Таджи­кистан, Узбекистан, Азербайджан и Беларусь).

Так насколько обоснованным было решение отказаться от "модели Семаш­ко". Ответ на этот вопрос невозможен без сравнения эффективности "бюджет­ной" и "страховой" моделей, используе­мых странами, сопоставимыми друг с другом по ключевым факторам, влияю­щим на эффективность здравоохране­ния. Авторами была проведена оценка национальных систем здравоохранения 18 стран по критерию "затраты - управ­ляемые показатели здоровья насе­ления".

Предполагалось, что более эффектив­на та система, которая:

а) при меньших затратах обеспечивает аналогичные (сопоставимые) или лучшие показатели здоровья населения;

б) при сопоставимых затратах позво­ляет достичь аналогичных (сопоставимых) или лучших показателей здоровья населения:

• при большей доле пожилых в структу­ре населения;

• при менее благоприятных социально- бытовых и климатических условиях

жизни (определялись по показателю распространенности туберкулеза); при большей распространенности вредных привычек (употребление алкоголя, избыточный вес у взросло­го населения; при этом распространенность курения в качестве отдель­ного фактора не учитывалась). Страны были распределены на три группы методом "копия - пара". В каче­стве признака различия для пар сравни­ваемых стран во всех группах было при­нято использование преимущественно "бюджетной" или "страховой" модели фи­нансирования здравоохранения.

Сходство стран определялось на ос­новании таких критериев:

а) общность культуры (общая языко­вая группа, общность истории, близость религии);

б) схожесть демографических показа­телей (половозрастной структуры насе­ления, уровня урбанизации, показателей рождаемости и общей смертности);

в) сопоставимые (близкие) уровни управляемых показателей здоровья населения.

Кроме того, в отдельных группах использовались дополнительные признаки:

а) в группе 1 - сопоставимые уровни ВВП на душу населения, численности на­селения, уровни управляемых показате­лей здоровья населения;

б) в группе 2 - сопоставимые уровни ВВП на душу населения, уровни управля­емых показателей здоровья населения.

Для рандомизации стран по их эконо­мическому развитию и демографическим показателям использовались открытые данные ЦРУ США, для оценки эффективно­сти национальных систем здравоохране­ния сравниваемых стран - данные ВОЗ и интегральный показатель Bloomberg, отра­жающий рейтинг страны по уровню здоро­вья населения.

Результаты сравнительного анализа уровней управляемых показателей здор­овья населения и затрат на здравоохра­нение стран всех трех групп (табл. 5-7, см. с. 36-37) свидетельствуют о более высокой эффективности преимущественно "бюджетной" модели финансирования здраво­охранения, позволяющей при меньших за­тратах достигать сопоставимых или более высоких показателей здоровья населения.

Так, в группе 1, подгруппе "Страны средиземноморской культуры" сравне­ние эффективности систем здравоохра­нения Франции и Италии, близких по культуре, демографическим показателям, развитию экономики и численности насе­ления, дает основание говорить об ощу­тимом преимуществе "бюджетного" здра­воохранения Италии. Расходуя на здравоохранение меньше средств (как в относительном, так и в абсолютном выра­жении) и имея "более старое" население, Италия обеспечивает сопоставимые, а по материнской смертности и вероятности смерти в возрасте от 15 до 60 лет - значи­тельно лучшие показатели здоровья на­селения. Представляется, что это преиму­щество не может быть обусловлено более высоким уровнем потребления ал­коголя, менее благоприятными социаль­но-бытовыми и климатическими условия­ми во Франции и более значительной долей взрослых с избыточным весом.

В подгруппе "Страны германской куль­туры с населением 8-10 млн чел." заметно преимущество "бюджетного" здравоохра­нения Швеции: расходуя меньше, чем Ав­стрия, Швеция демонстрирует сопостави­мые и превосходящие показатели здоровья населения и имеет более высо­кий интегральный показатель рейтинга Bloomberg. При этом климат Швеции су­ровее, чем климат Австрии, и этот фактор представляется более значимым в аспек­те расходов на здравоохранение, чем бо­лее высокий уровень потребления алко­голя жителями Австрии.

Сравнение показателей Дании и Швейцарии (подгруппа "Страны герман­ской культуры с населением до 8 млн чел.") позволяет говорить о примерном паритете: в Швейцарии более высокие показатели здоровья населения, но и за­траты на здравоохранение на душу насе­ления ощутимо больше, чем в Дании.

В группе 2, подгруппе "Англоязычные страны" безусловно лидируют страны, ис­пользующие преимущественно "бюджет­ную модель": здравоохранение США практически по всем сравниваемым по­казателям здоровья населения проигры­вает здравоохранению Великобритании, Австралии и Канады. Отставание США усугубляется целым рядом факторов. При наличии более молодого населения и бо­лее благоприятных климатических усло­вий серьезной социально-политической проблемой страны стала низкая доступ­ность современной медицинской помо­щи для значительной части населения.

Швеция и Германия (подгруппа "Стра­ны германской культуры") демонстриру­ют практически равные показатели здо­ровья населения, при этом факторы более "старого" населения и большего потребления алкоголя в Германии как минимум нивелируются более суровыми климатическими условиями Швеции. Ключевой фактор сравнения - затраты на здравоохранение: в Швеции расходуют ощутимо меньше (как в относительном, так и в абсолютном выражении), чем в Германии с преимущественно страховой моделью здравоохранения.

В группе 3, подгруппе "Латиноамери­канские страны" Чили, Куба и Коста-Рика, существенно различаясь между собой по численности населения и развитию эко­номики, располагают достаточно эффек­тивными системами здравоохранения и опережают многие развитые страны в рейтинге Bloomberg (Чили и Куба даже превосходят США). Однако "бюджетное" здравоохранение Кубы (построенное с учетом советского опыта) демонстрирует безусловное преимущество в части за­трат; при этом население Кубы более "старое" чем в Чили и Коста-Рике.

Турция и Сирия (подгруппа "Страны Ближнего Востока"), имея много общего в своей истории и культуре, существенно отличаются уровнем развития экономики и численностью населения. В то же время по показателям здоровья населения "стра­ховое" здравоохранение Турции и "бюд­жетное" здравоохранение Сирии демон­стрируют практически равные результаты; при этом расходы Турции на эти цели мно­гократно превосходят расходы Сирии.

Наконец, о подгруппе "Славянские постсоветские страны". Сопоставимость Украины, Беларуси и России по культуре, демографическому и экономическому развитию не требует особых доказа­тельств. Беларусь сохранила практически неизменной централизованную советскую модель здравоохранения. Украина, отка­завшись от централизации в пользу пере­дачи функций управления здравоохране­нием на уровни муниципалитетов и администрации областей, сохранила "бюд­жетную" модель его финансирования. Рос­сия стремится к почти полному переходу на "страховую" модель, сохраняя государ­ственную форму собственности на основ­ную часть лечебных учреждений.

Население России моложе населения Украины и Беларуси. Факторами употре­бления алкоголя и социально-бытовых условий представляется возможным пре­небречь: потребление алкоголя в России и Беларуси практически одинаково (в Украине меньше). Распространенность туберкулеза (как отражение климатиче­ских и социально-бытовых условий жиз­ни) в России и в Украине практически одинакова. Более значимым представля­ется фактор курения (в России ежедневно курит 33, 8% взрослого населения против 25, 5% в Украине и 23, 8% в Беларуси), но влияния этого фактора явно недостаточ­но для объяснения низкой эффективно­сти здравоохранения России.

Таким образом, можно сделать следу­ющие выводы.

1. Национальные системы здравоохра­нения в странах, использующих "бюджет­ную" модель здравоохранения, в целом демонстрируют более высокую эффектив­ность по критерию отношения "затраты на здравоохранение - управляемые пока­затели здоровья населения" по сравне­нию со странами, близкими по культуре, сопоставимыми по демографическим по­казателям, но использующими преимуще­ственно "страховую" модель. Эта законо­мерность не зависит от географического положения, культуры, численности насе­ления и развития экономики страны.

2. Эффективность "бюджетной" мо­дели финансирования здравоохранения напрямую связана с уровнем социально- экономического развития сравниваемых стран: чем ниже уровень этого развития, тем очевиднее преимущества "бюджет­ной" модели. Такая закономерность на­блюдалась во всех группах сравнения. Исключение - показатели эффективно­сти в США - возможно, в силу уникаль­ности этой страны (необычайно высокие гонорары врачей; мощные лоббистские группы, защищающие интересы врачей,лечебных учреждений и страховщиков, активно противодействующие любым попыткам реформ в пользу потребите­лей; высокий уровень жизни большин­ства населения и привычка платить за медицинскую помощь, и т. д.). Это обу­словило причудливое сочетание самой передовой с технологической точки зре­ния медицины с самыми архаичными формами организации общественного здравоохранения и исключительно вы­соких затрат на здравоохранение - с бо­лее чем скромными показателями здо­ровья населения.

3. Предположение, положенное в ос­нову проводимых в течение последних 20 лет реформ здравоохранения России, о том, что эффективность "страховой" модели финансирования здравоохране­ния более высока по сравнению с "бюд­жетной" моделью, не может считаться доказанной.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×

×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главный врач»:
возможность скачать СОПы • доступ к тренингамжурналы для главного врача
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.