Сравнение систем здравоохранения стран, использующих "страховую" и "бюджетную" модели финансирования

102

Около половины стран, входящих в первую тридцатку рей­тинга Bloomberg, отражающего уровень здоровья населения, в той или иной форме используют "бюджетную" модель финан­сирования здравоохранения.

Основа рейтинга - оценка стран мира по ряду комплексных показателей, таких как общий уровень здоро­вья (в том числе ожидаемая продолжитель­ность жизни, младенческая смертность, смерт­ность от заболеваний, смертность по возрастным группам, дожитие до возраста 65 лет); факторы риска (доля курящих старше 15 лет, потребление алкоголя, распространенность ожирения, недостаточная физическая ак­тивность, высокий уровень холестерина и глюкозы в крови, повышенное артери­альное давление, распространенность ВИЧ-инфекции, загрязнение окружающей среды, уровень вакцинации, доля детей до года с низкой массой тела, риск мате­ринской смертности), общий риск. При этом используют корректирующие коэф­фициенты, учитывающие уровень дохо­дов населения.

Эти реформы трудно назвать успеш­ными: за эти годы Россия отстала не только от стран Запада, но и от боль­шинства стран бывшего СССР (Эстония, Грузия, Армения, Латвия, Литва, Таджи­кистан, Узбекистан, Азербайджан и Беларусь).

Так насколько обоснованным было решение отказаться от "модели Семаш­ко". Ответ на этот вопрос невозможен без сравнения эффективности "бюджет­ной" и "страховой" моделей, используе­мых странами, сопоставимыми друг с другом по ключевым факторам, влияю­щим на эффективность здравоохране­ния. Авторами была проведена оценка национальных систем здравоохранения 18 стран по критерию "затраты - управ­ляемые показатели здоровья насе­ления".

Предполагалось, что более эффектив­на та система, которая:

а) при меньших затратах обеспечивает аналогичные (сопоставимые) или лучшие показатели здоровья населения;

б) при сопоставимых затратах позво­ляет достичь аналогичных (сопоставимых) или лучших показателей здоровья населения:

• при большей доле пожилых в структу­ре населения;

• при менее благоприятных социально- бытовых и климатических условиях

жизни (определялись по показателю распространенности туберкулеза); при большей распространенности вредных привычек (употребление алкоголя, избыточный вес у взросло­го населения; при этом распространенность курения в качестве отдель­ного фактора не учитывалась). Страны были распределены на три группы методом "копия - пара". В каче­стве признака различия для пар сравни­ваемых стран во всех группах было при­нято использование преимущественно "бюджетной" или "страховой" модели фи­нансирования здравоохранения.

Сходство стран определялось на ос­новании таких критериев:

а) общность культуры (общая языко­вая группа, общность истории, близость религии);

б) схожесть демографических показа­телей (половозрастной структуры насе­ления, уровня урбанизации, показателей рождаемости и общей смертности);

в) сопоставимые (близкие) уровни управляемых показателей здоровья населения.

Кроме того, в отдельных группах использовались дополнительные признаки:

а) в группе 1 - сопоставимые уровни ВВП на душу населения, численности на­селения, уровни управляемых показате­лей здоровья населения;

б) в группе 2 - сопоставимые уровни ВВП на душу населения, уровни управля­емых показателей здоровья населения.

Для рандомизации стран по их эконо­мическому развитию и демографическим показателям использовались открытые данные ЦРУ США, для оценки эффективно­сти национальных систем здравоохране­ния сравниваемых стран - данные ВОЗ и интегральный показатель Bloomberg, отра­жающий рейтинг страны по уровню здоро­вья населения.

Результаты сравнительного анализа уровней управляемых показателей здор­овья населения и затрат на здравоохра­нение стран всех трех групп (табл. 5-7, см. с. 36-37) свидетельствуют о более высокой эффективности преимущественно "бюджетной" модели финансирования здраво­охранения, позволяющей при меньших за­тратах достигать сопоставимых или более высоких показателей здоровья населения.

Так, в группе 1, подгруппе "Страны средиземноморской культуры" сравне­ние эффективности систем здравоохра­нения Франции и Италии, близких по культуре, демографическим показателям, развитию экономики и численности насе­ления, дает основание говорить об ощу­тимом преимуществе "бюджетного" здра­воохранения Италии. Расходуя на здравоохранение меньше средств (как в относительном, так и в абсолютном выра­жении) и имея "более старое" население, Италия обеспечивает сопоставимые, а по материнской смертности и вероятности смерти в возрасте от 15 до 60 лет - значи­тельно лучшие показатели здоровья на­селения. Представляется, что это преиму­щество не может быть обусловлено более высоким уровнем потребления ал­коголя, менее благоприятными социаль­но-бытовыми и климатическими условия­ми во Франции и более значительной долей взрослых с избыточным весом.

В подгруппе "Страны германской куль­туры с населением 8-10 млн чел." заметно преимущество "бюджетного" здравоохра­нения Швеции: расходуя меньше, чем Ав­стрия, Швеция демонстрирует сопостави­мые и превосходящие показатели здоровья населения и имеет более высо­кий интегральный показатель рейтинга Bloomberg. При этом климат Швеции су­ровее, чем климат Австрии, и этот фактор представляется более значимым в аспек­те расходов на здравоохранение, чем бо­лее высокий уровень потребления алко­голя жителями Австрии.

Сравнение показателей Дании и Швейцарии (подгруппа "Страны герман­ской культуры с населением до 8 млн чел.") позволяет говорить о примерном паритете: в Швейцарии более высокие показатели здоровья населения, но и за­траты на здравоохранение на душу насе­ления ощутимо больше, чем в Дании.

В группе 2, подгруппе "Англоязычные страны" безусловно лидируют страны, ис­пользующие преимущественно "бюджет­ную модель": здравоохранение США практически по всем сравниваемым по­казателям здоровья населения проигры­вает здравоохранению Великобритании, Австралии и Канады. Отставание США усугубляется целым рядом факторов. При наличии более молодого населения и бо­лее благоприятных климатических усло­вий серьезной социально-политической проблемой страны стала низкая доступ­ность современной медицинской помо­щи для значительной части населения.

Швеция и Германия (подгруппа "Стра­ны германской культуры") демонстриру­ют практически равные показатели здо­ровья населения, при этом факторы более "старого" населения и большего потребления алкоголя в Германии как минимум нивелируются более суровыми климатическими условиями Швеции. Ключевой фактор сравнения - затраты на здравоохранение: в Швеции расходуют ощутимо меньше (как в относительном, так и в абсолютном выражении), чем в Германии с преимущественно страховой моделью здравоохранения.

В группе 3, подгруппе "Латиноамери­канские страны" Чили, Куба и Коста-Рика, существенно различаясь между собой по численности населения и развитию эко­номики, располагают достаточно эффек­тивными системами здравоохранения и опережают многие развитые страны в рейтинге Bloomberg (Чили и Куба даже превосходят США). Однако "бюджетное" здравоохранение Кубы (построенное с учетом советского опыта) демонстрирует безусловное преимущество в части за­трат; при этом население Кубы более "старое" чем в Чили и Коста-Рике.

Турция и Сирия (подгруппа "Страны Ближнего Востока"), имея много общего в своей истории и культуре, существенно отличаются уровнем развития экономики и численностью населения. В то же время по показателям здоровья населения "стра­ховое" здравоохранение Турции и "бюд­жетное" здравоохранение Сирии демон­стрируют практически равные результаты; при этом расходы Турции на эти цели мно­гократно превосходят расходы Сирии.

Наконец, о подгруппе "Славянские постсоветские страны". Сопоставимость Украины, Беларуси и России по культуре, демографическому и экономическому развитию не требует особых доказа­тельств. Беларусь сохранила практически неизменной централизованную советскую модель здравоохранения. Украина, отка­завшись от централизации в пользу пере­дачи функций управления здравоохране­нием на уровни муниципалитетов и администрации областей, сохранила "бюд­жетную" модель его финансирования. Рос­сия стремится к почти полному переходу на "страховую" модель, сохраняя государ­ственную форму собственности на основ­ную часть лечебных учреждений.

Население России моложе населения Украины и Беларуси. Факторами употре­бления алкоголя и социально-бытовых условий представляется возможным пре­небречь: потребление алкоголя в России и Беларуси практически одинаково (в Украине меньше). Распространенность туберкулеза (как отражение климатиче­ских и социально-бытовых условий жиз­ни) в России и в Украине практически одинакова. Более значимым представля­ется фактор курения (в России ежедневно курит 33, 8% взрослого населения против 25, 5% в Украине и 23, 8% в Беларуси), но влияния этого фактора явно недостаточ­но для объяснения низкой эффективно­сти здравоохранения России.

Таким образом, можно сделать следу­ющие выводы.

1. Национальные системы здравоохра­нения в странах, использующих "бюджет­ную" модель здравоохранения, в целом демонстрируют более высокую эффектив­ность по критерию отношения "затраты на здравоохранение - управляемые пока­затели здоровья населения" по сравне­нию со странами, близкими по культуре, сопоставимыми по демографическим по­казателям, но использующими преимуще­ственно "страховую" модель. Эта законо­мерность не зависит от географического положения, культуры, численности насе­ления и развития экономики страны.

2. Эффективность "бюджетной" мо­дели финансирования здравоохранения напрямую связана с уровнем социально- экономического развития сравниваемых стран: чем ниже уровень этого развития, тем очевиднее преимущества "бюджет­ной" модели. Такая закономерность на­блюдалась во всех группах сравнения. Исключение - показатели эффективно­сти в США - возможно, в силу уникаль­ности этой страны (необычайно высокие гонорары врачей; мощные лоббистские группы, защищающие интересы врачей,лечебных учреждений и страховщиков, активно противодействующие любым попыткам реформ в пользу потребите­лей; высокий уровень жизни большин­ства населения и привычка платить за медицинскую помощь, и т. д.). Это обу­словило причудливое сочетание самой передовой с технологической точки зре­ния медицины с самыми архаичными формами организации общественного здравоохранения и исключительно вы­соких затрат на здравоохранение - с бо­лее чем скромными показателями здо­ровья населения.

3. Предположение, положенное в ос­нову проводимых в течение последних 20 лет реформ здравоохранения России, о том, что эффективность "страховой" модели финансирования здравоохране­ния более высока по сравнению с "бюд­жетной" моделью, не может считаться доказанной.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Критерии качества 2017: готовимся к оценке по-новому

Интервью

ФФОМС Наталья Стадченко

Председатель ФФОМС Наталья Стадченко в интервью журналу «Здравоохранение»:

Для медработника страховой представитель – это и контролер, и юридический консультант, и помощник одновременно


Рассылка




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль