text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

Предоставление платных медицинских услуг по новым правилам

  • 15 декабря 2012
  • 47

В отличие от большинства нормативных правовых актов, принятых в постсоветский период, за время действия поста­новления № 27 в него не было внесено ни одного изменения. На наш взгляд, документ содержал всего две неточности. Во-первых, утвержденные правила касались только учрежде­ний, тогда как на момент принятия постановления уже суще­ствовали медицинские организации другой организационно-­правовой формы (автономные некоммерческие организации, товарищества с ограниченной ответственностью и пр.). Во-вторых, в нем устанавливалось, что государственные и муниципальные медицинские учреждения оказывают платные медицинские услуги населению по специальному разреше­нию соответствующего органа управления здравоохранением.

Наконец Правительством РФ было принято решение об утверждении абсо­лютно нового документа. В чем его ос­новные отличия от старого?

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

Прежде всего, "Правила предостав­ления медицинскими организациями платных медицинских услуг" (далее - Правила) распространяются на все ме­дицинские организации, причем это по­нятие трактуется в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (да­лее - Закон № 323-ФЗ). Это:

• юридическое лицо любой организа­ционно-правовой формы, осущест­вляющее медицинскую деятельность в качестве основного вида деятель­ности и имеющее соответствующую лицензию;

• юридические лица, осуществляющие медицинскую деятельность наряду

с основной деятельностью;

• индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую дея­тельность.

Теперь в Правилах указано, что плат­ные медицинские услуги - это медицин­ские услуги, предоставляемые на воз­мездной основе за счет личных средств граждан, средств юридических лиц и иных средств на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования.

Напомним, что в соответствии с Зако­ном № 323-ФЗ имеется целый ряд основа­ний для оказания пациентам платных ус­луг. В частности, получение платных услуг является правом пациента при его волеизъявлении.

Организации, участвующие в реализа­ции программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам меди­цинской помощи (далее - программы гос­гарантий), могут оказывать платные ме­дицинские услуги:

• на иных условиях, чем предусмотрено программами госгарантий и (или) це­левыми программами;

• анонимно (кроме случаев, предусмо­тренных законодательством РФ);

• гражданам иностранных государств, лицам без гражданства, за исключе­нием лиц, застрахованных по ОМС,

и гражданам РФ, не проживающим постоянно на ее территории и не являющимся застрахованными по ОМС;

• при самостоятельном обращении па­циента за получением медицинских услуг (кроме случаев, предусмотрен­ных законом № 326-ФЗ).

В новых Правилах конкретизировано, что в "иные условия, чем предусмотрено программами госгарантий и (или) целе­выми программами", включаются:

• установление индивидуального поста медицинского наблюдения при лече­нии в условиях стационара;

• применение лекарственных препара­тов, не входящих в перечень жизнен­но необходимых и важнейших лекар­ственных препаратов, если их назначение и применение не обу­словлены жизненными показаниями или заменой из-за индивидуальной непереносимости лекарственных препаратов, входящих в указанный перечень, а также применение меди­цинских изделий, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, не предусмотренных стандартами меди­цинской помощи.

Кроме того, выразить желание о том, чтобы медицинская помощь оказывалась на "иных условиях" может не только сам пациент, но и заказчик (физическое или юридическое лицо, имеющее намерение приобрести либо приобретающее плат­ные медицинские услуги в пользу потребителя).

В Правилах нечетко урегулирован во­прос об оказании медицинской помощи сверх объемов, запланированных про­граммой госгарантий. В документе не ука­зано, что сверхплановые услуги оказыва­ются за плату, но можно предложить пациенту получить их вне очереди - т. е. на "иных условиях" Учитывая возможные проблемы с оплатой сверхплановой меди­цинской помощи со стороны страховых компаний, можно предположить, что ме­дицинские организации предпочтут пере­нести эти финансовые риски на пациентов.

Порядок определения цен на меди­цинские услуги бюджетных и казенных учреждений устанавливается органами, осуществляющими функции и полномо­чия учредителей. Все иные медицинские организации устанавливают цены самостоятельно.

Пунктом 10 новых Правил предусмо­трено, что платные медицинские услуги могут не соответствовать стандартам ме­дицинской помощи, утвержденным Минздравом России, - они могут быть как ниже стандарта (в виде отдельных консультаций или медицинских вмеша­тельств), так и превышать его.

В соответствии с действующими до конца 2012 г. правилами медицинские организации самостоятельно определя­ли, как именно они будут предоставлять пациенту информацию, которая должна быть доведена до его сведения (о место­нахождении и режиме работы учрежде­ния, прейскуранте, об условиях получе­ния платных услуг, о льготах для отдельных категорий граждан, о квали­фикации и сертификации специалистов).

В новых Правилах четко определено, что информация размещается на инфор­мационных стендах (стойках) и на сайте медицинской организации в Интернете, однако количество информационных стендов и место их расположения не уточняются, и неясно, можно ли отнести к ним переносные конструкции ("штендеры") рядом с входом в ЛПУ.

Стоит учесть, что есть прецедент су­дебного разбирательства по вопросу предоставления информации пациентам согласно постановлению № 27. Проверя­ющие органы настаивали на необходимо­сти наличия информационных стендов в медицинской организации рядом с каж­дой кассой (которых было несколько), од­нако суд посчитал, что правилами не определено ни количество стендов, ни форма предоставления информации.

Пункт 13 Правил обязывает медицин­скую организацию предоставить потре­бителю и заказчику по его просьбе для ознакомления копию устава, учредитель­ного договора, положения (или положе­ния о филиале) (сведения, содержащиеся в учредительных документах юридиче­ского лица, не могут составлять коммер­ческую тайну1). Заметим, что это требова­ние не означает необходимости передавать такую копию пациенту или заказчику, а положение о филиале (обо­собленном структурном подразделении) предоставляется только в том случае, ес­ли специалисты, которые в нем работают, участвуют в оказании соответствующих платных медицинских услуг.

Согласно обычаям делового оборота на сайте и на информационных стойках размещают копию выписки о внесении организации в единый государственный реестр регистрации юридических лиц (ЕГРЮЛ) или индивидуальных предприни­мателей (ЕГРИП). Если такая информация размещена в виде выписки, а не копии, то потребитель или заказчик вправе требо­вать для ознакомления именно копию.

При заключении договора по требова­нию потребителя или заказчика им в до­ступной форме должна предоставляться информация:

• о порядках оказания медицинской по­мощи и стандартах медицинской по­мощи, применяемых при предостав­лении платных медицинских услуг;

• о конкретных медицинских работни­ках, предоставляющих соответствую­щую платную медицинскую услугу (их профессиональном образовании и квалификации);

• о методах оказания медицинской помощи, связанных с ними рисках, о возможных видах медицинского вмешательства, их последствиях и ожидаемых результатах оказания ме­дицинской помощи.

• другие сведения, относящиеся к пред­мету договора.

Статьей 20 Закона № 323-ФЗ установ­лено: "необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добро­вольного согласия гражданина или его законного представителя на медицин­ское вмешательство на основании предо­ставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, воз­можных вариантах медицинского вмеша­тельства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи".

Указанная норма дублируется в новых Правилах. При этом добавлено требова­ние информировать пациента об исполь­зуемых лекарственных препаратах и ме­дицинских изделиях, в том числе о сроках их годности (гарантийных сроках), показаниях (противопоказаниях) к при­менению.

Важной новацией Правил стало следу­ющее требование: до заключения догово­ра в письменной форме уведомить по­требителя (заказчика) о том, что несоблюдение указаний медицинского работника, предоставляющего медицин­скую услугу, может снизить ее качество, сделать невозможным ее своевременное завершение или отрицательно сказаться на состоянии здоровья пациента.

До конца 2012 г. медицинские органи­зации могли использовать как письмен­ные договоры (что делало большинство из них), так и публичную оферту.

С 01.01.2013 определена только одна воз­можная форма договора на оказание платных медицинских услуг - письмен­ный договор.

В Правилах установлено также, что ес­ли при предоставлении платных меди­цинских услуг требуется предоставление на возмездной основе дополнительных услуг, не предусмотренных договором, то исполнитель обязан предупредить об этом потребителя (заказчика), - оказание таких услуг без согласия пациента не до­пускается. Это означает, что в таких слу­чаях сторонам необходимо заключать до­полнительное соглашение к договору (или заключать новый договор).

В этой связи сложная ситуация может возникнуть, например, при увеличении продолжительности стационарного лече­ния (по сравнению с той, которая указана в договоре). Можно рекомендовать ис­пользовать понятие приблизительной це­ны2 и указать в договоре: "цена услуги яв­ляется приблизительной и может быть изменена в сторону уменьшения или увеличения в зависимости от фактического количества дней пребывания пациента в стационаре" (подобные формулировки могут быть применены и для других услуг).

Если пациент отказался от получения медицинских услуг после заключения до­говора, то такой договор расторгается с формулировкой "по инициативе потреби­теля" а потребитель (заказчик) оплачива­ет фактически понесенные исполнителем расходы, связанные с исполнением обя­зательств по договору. Понятно, что та­кие расходы должны быть подтверждены документально.

В новых Правилах нет указания на то, как именно могут оплачиваться медицинские услуги, - перечислением денежных средств на расчетный счет исполнителя, посредством банковской карты, наличны­ми в кассу учреждения.

Безналичные формы оплаты стали привычным способом расчетов за меди­цинские услуги. В то же время Правила допускают использование в качестве до­кумента, подтверждающего произведен­ную оплату медицинских услуг, не только контрольно-кассовый чек, но и квитан­ции или иные бланки строгой отчетности установленной формы.

В заключение отметим, что новые Правила распространяются на услуги, оплачиваемые не только за счет личных средств граждан, но и за счет средств юридических лиц и иных средств на ос­новании договоров, в том числе догово­ров добровольного медицинского стра­хования. Указано также, что заключение договора добровольного медицинского страхования и оплата медицинских ус­луг, предоставляемых в соответствии с указанным договором, осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Законом РФ от 27.11.1992 № 4015-1 "Об организации страхового дела в Рос­сийской Федерации". Фактически это оз­начает, что любые ограничения и усло­вия, не упомянутые в Законах РФ и содержащиеся в Правилах, не могут распространяться на правоотношения хозяйствующих субъектов - юридиче­ских лиц.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×
Справочная сиистема
Вы выиграли отличный подарок!
Получите доступ к Системе «Главный врач» на 3 дня!

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главный врач»:
возможность скачать СОПы • доступ к тренингамжурналы для главного врача
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.