text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

Реализация региональной программы модернизации здравоохранения: проблемы и решения

  • 15 декабря 2012
  • 22

Еще при разработке программы модернизации здравоохра­нения возникал вопрос о приемлемости альтернативного вари­анта - об увеличении тарифов ОМС за оказанные медицинские услуги вместо целевого программного финансирования. Умест­но вспомнить слова П. Друкера о том, что локальный эффект достигается, если делать вещи правильными методами, а струк­турный - если делать "правильные вещи". В случае отказа от программы модернизации и простого увеличения тарифов ОМС с 2011 г. мы получили бы явно "неправильные вещи". Почему?

Возможность отремонтировать поме­щения, заменить комму­никации, приобрести но­вое медицинское оборудование и увеличить размер зара­ботной платы работников за счет целево­го финансирования позволила несколько выровнять условия работы государствен­ных и негосударственных ЛПУ.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

Вместе с тем "правильные вещи" нуж­но делать правильными методами. К со­жалению, при разработке региональной программы модернизации в 2010 г. был допущен ряд ошибок, которые затем при­шлось "героически преодолевать". При­чин этому несколько. Наиболее суще­ственные из них - отсутствие необходимых нормативных и методиче­ских документов, а также неоднократное изменение "правил игры" в ходе разра­ботки и реализации программы.

С какими основными проблемами мы столкнулись?

Впоследствии при реализации утверж­денной программы, при составлении про­ектно-сметной документации начали вы­являться значительные расхождения между расходами, запланированными в проектно-сметной документации (далее - ПСД), и фактически необходимыми объе­мами и видами работ. Внести изменения в программу без согласования на федеральном уровне было невозможно, из-за чего значительно затягивались сроки подготов­ки документации для проведения торгов на ремонт запланированных объектов.

Конечно, можно обвинить админи­страцию ЛПУ в недостаточной компетен­ции при изначальном планировании объ­ектов и объемов работ для включения в программу. Но можно ли было качествен­но выполнить эту задачу силами штатно­го инженера, в должностные обязанности которого входила только организация те­кущих ремонтов?

Проблемы возникли и при проведе­нии аукционов на выполнение ПСД и на проведение ремонтных работ, и на этапе исполнения договоров. Недобросовест­ных исполнителей заинтересовали значи­тельные объемы ремонтных работ, кото­рые нужно было выполнить в кратчайшие сроки. Желание получить государствен­ный заказ во что бы то ни стало приводи­ло к снижению начальной цены аукциона в два раза. Как результат - низкое каче­ство ПСД, проводимых работ и срыв сро­ков их завершения.

Процедуры, связанные с закупкой медицинского оборудования, вызывали у администрации больницы желание на­нять детективов. С одной стороны, администрация медицинской организации учреждения должна учитывать требова­ния врачей-специалистов получить со­временное оборудование, позволяющее оперативно и качественно диагностиро­вать и лечить пациентов на самом высо­ком уровне. С другой стороны, контро­лирующим органам необходимо представить предложения как минимум пяти производителей оборудования, имеющие одинаковые параметры, а так­же обосновать необходимость заявлен­ных параметров. Если аргументы адми­нистрации ЛПУ окажутся недостаточно убедительными, она будет вынуждена согласиться на заявку оборудования, удовлетворяющего всех поставщиков, а не врачей-специалистов.

Возникает закономерный вопрос: по­чему бы не сформировать на федераль­ном уровне реестр наиболее востребо­ванного оборудования, где были бы указаны технические характеристики, производители, цены и условия постав­ки? Сколько времени и трудозатрат было бы сэкономлено, насколько раньше паци­енты могли бы получить своевременные обследование и лечение, если бы на эта­пе формирования технических заданий можно было использовать такой реестр!

Формирование технических заданий и проведение торгов - это только начало проблем, связанных с приобретением оборудования.

В рамках программы закупается боль­шое количество "тяжелого" оборудова­ния, требующего установки и монтажа в специально подготовленных помещени­ях. При этом возникают новые проблемы: в момент поставки обнаруживаются от­дельные дефекты оборудования, отсут­ствие части документации или комплек­тующих или, допустим, при монтаже оборудования выясняется, что несмотря на согласование проектно-сметной доку­ментации с поставщиком помещение подготовлено без учета особенностей оборудования.

В сложившейся ситуации во избежа­ние вечного "хотели как лучше..."было бы правильно действовать согласно Фе­деральному закону от 30.11.2011 № 369-Ф2 Он гласит: "остатки средств на 01.01.2013 образовавшиеся в бюджетах территори­альных фондов (бюджетах субъектов РФ) в результате неполного использования в 2012 г. средств, предоставленных из бюджета Федерального фонда (бюджетов территориальных фондов) на финансо­вое обеспечение региональных про­грамм модернизации здравоохранения субъектов РФ, могут быть использованы в очередном финансовом году..., при на­личии потребности в указанных сред­ствах в соответствии с решением Феде­рального фонда". Тогда руководитель ЛПУ сможет требовать надлежащего ис­полнения договоров без оглядки на 31 декабря 2012 г. (это касается только тех договоров, исполнение которых на­чато в 2012 г.).

Следующее направление программы внедрение стандартов оказания медицинской помощи - наиболее важное для пациентов. Наше учреждение оказывает медицинскую помощь по стандартам в 11 отделениях стационара.

Калужская область входила в число 19 субъектов РФ, участвовавших в 2007-2008 гг. в пилотном проекте Минздравсоцразвития России. Одно из на­правлений проекта - оказание медицин­ской помощи по стандартам.

К 2009 г. специалистами ГБУ "Калуж­ская областная больница" было разрабо­тано 1115 региональных стандартов с по­следующим расчетом их стоимости (т. е. были сформированы медико-экономиче­ские стандарты - МЭС). Кроме того, была рассчитана стоимость нескольких феде­ральных стандартов, утвержденных при­казами Минздравсоцразвития России (ис­ходя из расходов на лечение по этим стандартам, сложившимся в Калужской области).

Оказание в течение двух лет медицин­ской помощи по стандартам, имеющим полное финансовое обеспечение, позво­лило значительно повысить качество по­мощи пациентам более чем по 30 нозоло­гиям. Медицинскими работниками был накоплен опыт оценки эффективности оказания медицинской помощи (что яв­ляется одним из обязательных условий внедрения стандартов). Согласно Феде­ральному закону от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" (далее - Закон № 323-ФЗ) с 2013 г.

оказание медицинской помощи должно осуществляться по порядкам и в соответ­ствии со стандартами, разработанными Минздравом России. Наш опыт по расче­ту и внедрению стандартов будет иметь большое значение.

Надо сказать, что в реализации и это­го направления программы не обошлось без трудностей. Постановлением Прави­тельства РФ от 15.02.2011 № 851 преду­смотрены общие направления расходо­вания средств федеральной составляющей по оплате стандартов, а конкретное распре­деление средств осуществляется по локаль­ным нормативным документам субъектов РФ и учреждений.

Вопросы, которые необходимо от­разить в "Положении по распределению федеральных средств", - процентное со­отношение между направлениями рас­ходов, а также перечень должностей и процентное соотношение распределен­ных между ними средств на оплату труда.

В нашем ЛПУ был произведен полный расчет стоимости стандартов, поэтому установить процентное соотношение между направлениями расходов не пред­ставляло особой сложности. При опреде­лении перечня должностей было принято решение включить в него должности врачей-специалистов и средних медицинских работников тех отделений стациона­ра, в которых внедряются стандарты, а также диагностических подразделений, количество исследований в которых зна­чительно возросло в связи с внедрением стандартов.

Работы по третьему направлению программы модернизации - внедрение информационных технологий - в нашем учреждении не осуществлялись. Изна­чально предусматривалось, что эти рабо­ты будут проводиться в централизован­ным порядке, поэтому передача их на региональный уровень вызвала недоумение.

Во многих регионах информационные технологии широко внедрены в деятель­ность лечебно-профилактических учреждений.

Руководитель учреждения несет от­ветственность за реализацию всех на­правлений программы модернизации в учреждении - за освоение выделенных денежных средств, рациональное ис­пользование приобретенного оборудо­вания, качественное исполнение ремонт­ных работ, достижение запланированных результатов от внедрения стандартов.

Это соответствует должностным обязанностям руководителя и Уставу учрежде­ния. Однако хотелось бы обратить вни­мание контролирующих органов на следующее.

Соответствует ли масштабность дан­ного мероприятия - двухгодичная про­грамма модернизации, аналогов которой не припомнить за все годы российского здравоохранения - уровню подготовки к нему (как в отношении нормативно-­правовой и методической базы, так и в части обучения)? При этом следует учесть, что в период реализации про­граммы руководители учреждений посто­янно получали противоречивую инфор­мацию - и это не из-за некомпетентности специалистов органов управления здра­воохранением, а из-за отсутствия консен­суса по сложившейся проблеме ввиду сложности рассматриваемого вопроса.

Обобщая опыт практической реализа­ции региональной программы, необходи­мо отметить следующее:

1. Учреждения, работающие в системе ОМС, получили возможность подготовки к оказанию медицинской помощи в кон­курентной среде в условиях преимуще­ственно одноканального финансирова­ния. Однако степень реализации этой возможности в значительной мере зави­села от созданных в регионе условий и от действий конкретных руководителей.

2. Приобретение медицинского обо­рудования осуществлялось в соответ­ствии с табелями оснащения, предусмот­ренными порядками оказания медицинской помощи, что позволяет по­высить конкурентоспособность учрежде­ния. Вместе с тем для этого требуются:

• обучение медицинского персонала работе на новом медицинском обору­довании и применению новых техно­логий;

• своевременное приобретение рас­ходных материалов;

• своевременное осуществление ме­трологических поверок и техническо­го обслуживания медицинского обо­рудования.

3. С 2013 г. оказание медицинской по­мощи по порядкам и с учетом стандартов является обязательной нормой, предусмотренной Законом № 323-ФЗ, поэтому опыт внедрения стандартов должен ак­тивно применяться во всех структурных подразделениях с обязательной оценкой достигнутых результатов лечения и оцен­кой трудового вклада каждого сотрудника.

4. Заинтересованность администра­ции учреждения и трудового коллектива во внедрении стандартов будет обеспе­чена только при оплате оказанной меди­цинской помощи по "полному тарифу" стандарта с учетом достигнутого уровня качества. При оплате по усредненным групповым тарифам мотивация к соблю­дению стандартов отсутствует.

Хочется надеяться, что опыт оказа­ния медицинской помощи по порядкам и стандартам с последующей оценкой трудового вклада медицинских работ­ников (с целью адекватной оплаты их труда), а также укрепление материаль­но-технической базы учреждений, по­зволяющее обеспечить доступность и надлежащее качество медицинской по­мощи, повысят статус государственных лечебно-профилактических учреждений и подготовят их к работе в новых условиях.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Журнал
Гость, Ваш бесплатный доступ к журналу «Здравоохранение» сгорает через

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Здравоохранение»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для начмедов
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.