Реализация региональной программы модернизации здравоохранения: проблемы и решения

22

Еще при разработке программы модернизации здравоохра­нения возникал вопрос о приемлемости альтернативного вари­анта - об увеличении тарифов ОМС за оказанные медицинские услуги вместо целевого программного финансирования. Умест­но вспомнить слова П. Друкера о том, что локальный эффект достигается, если делать вещи правильными методами, а струк­турный - если делать "правильные вещи". В случае отказа от программы модернизации и простого увеличения тарифов ОМС с 2011 г. мы получили бы явно "неправильные вещи". Почему?

Возможность отремонтировать поме­щения, заменить комму­никации, приобрести но­вое медицинское оборудование и увеличить размер зара­ботной платы работников за счет целево­го финансирования позволила несколько выровнять условия работы государствен­ных и негосударственных ЛПУ.

Вместе с тем "правильные вещи" нуж­но делать правильными методами. К со­жалению, при разработке региональной программы модернизации в 2010 г. был допущен ряд ошибок, которые затем при­шлось "героически преодолевать". При­чин этому несколько. Наиболее суще­ственные из них - отсутствие необходимых нормативных и методиче­ских документов, а также неоднократное изменение "правил игры" в ходе разра­ботки и реализации программы.

С какими основными проблемами мы столкнулись?

Впоследствии при реализации утверж­денной программы, при составлении про­ектно-сметной документации начали вы­являться значительные расхождения между расходами, запланированными в проектно-сметной документации (далее - ПСД), и фактически необходимыми объе­мами и видами работ. Внести изменения в программу без согласования на федеральном уровне было невозможно, из-за чего значительно затягивались сроки подготов­ки документации для проведения торгов на ремонт запланированных объектов.

Конечно, можно обвинить админи­страцию ЛПУ в недостаточной компетен­ции при изначальном планировании объ­ектов и объемов работ для включения в программу. Но можно ли было качествен­но выполнить эту задачу силами штатно­го инженера, в должностные обязанности которого входила только организация те­кущих ремонтов?

Проблемы возникли и при проведе­нии аукционов на выполнение ПСД и на проведение ремонтных работ, и на этапе исполнения договоров. Недобросовест­ных исполнителей заинтересовали значи­тельные объемы ремонтных работ, кото­рые нужно было выполнить в кратчайшие сроки. Желание получить государствен­ный заказ во что бы то ни стало приводи­ло к снижению начальной цены аукциона в два раза. Как результат - низкое каче­ство ПСД, проводимых работ и срыв сро­ков их завершения.

Процедуры, связанные с закупкой медицинского оборудования, вызывали у администрации больницы желание на­нять детективов. С одной стороны, администрация медицинской организации учреждения должна учитывать требова­ния врачей-специалистов получить со­временное оборудование, позволяющее оперативно и качественно диагностиро­вать и лечить пациентов на самом высо­ком уровне. С другой стороны, контро­лирующим органам необходимо представить предложения как минимум пяти производителей оборудования, имеющие одинаковые параметры, а так­же обосновать необходимость заявлен­ных параметров. Если аргументы адми­нистрации ЛПУ окажутся недостаточно убедительными, она будет вынуждена согласиться на заявку оборудования, удовлетворяющего всех поставщиков, а не врачей-специалистов.

Возникает закономерный вопрос: по­чему бы не сформировать на федераль­ном уровне реестр наиболее востребо­ванного оборудования, где были бы указаны технические характеристики, производители, цены и условия постав­ки? Сколько времени и трудозатрат было бы сэкономлено, насколько раньше паци­енты могли бы получить своевременные обследование и лечение, если бы на эта­пе формирования технических заданий можно было использовать такой реестр!

Формирование технических заданий и проведение торгов - это только начало проблем, связанных с приобретением оборудования.

В рамках программы закупается боль­шое количество "тяжелого" оборудова­ния, требующего установки и монтажа в специально подготовленных помещени­ях. При этом возникают новые проблемы: в момент поставки обнаруживаются от­дельные дефекты оборудования, отсут­ствие части документации или комплек­тующих или, допустим, при монтаже оборудования выясняется, что несмотря на согласование проектно-сметной доку­ментации с поставщиком помещение подготовлено без учета особенностей оборудования.

В сложившейся ситуации во избежа­ние вечного "хотели как лучше..."было бы правильно действовать согласно Фе­деральному закону от 30.11.2011 № 369-Ф2 Он гласит: "остатки средств на 01.01.2013 образовавшиеся в бюджетах территори­альных фондов (бюджетах субъектов РФ) в результате неполного использования в 2012 г. средств, предоставленных из бюджета Федерального фонда (бюджетов территориальных фондов) на финансо­вое обеспечение региональных про­грамм модернизации здравоохранения субъектов РФ, могут быть использованы в очередном финансовом году..., при на­личии потребности в указанных сред­ствах в соответствии с решением Феде­рального фонда". Тогда руководитель ЛПУ сможет требовать надлежащего ис­полнения договоров без оглядки на 31 декабря 2012 г. (это касается только тех договоров, исполнение которых на­чато в 2012 г.).

Следующее направление программы внедрение стандартов оказания медицинской помощи - наиболее важное для пациентов. Наше учреждение оказывает медицинскую помощь по стандартам в 11 отделениях стационара.

Калужская область входила в число 19 субъектов РФ, участвовавших в 2007-2008 гг. в пилотном проекте Минздравсоцразвития России. Одно из на­правлений проекта - оказание медицин­ской помощи по стандартам.

К 2009 г. специалистами ГБУ "Калуж­ская областная больница" было разрабо­тано 1115 региональных стандартов с по­следующим расчетом их стоимости (т. е. были сформированы медико-экономиче­ские стандарты - МЭС). Кроме того, была рассчитана стоимость нескольких феде­ральных стандартов, утвержденных при­казами Минздравсоцразвития России (ис­ходя из расходов на лечение по этим стандартам, сложившимся в Калужской области).

Оказание в течение двух лет медицин­ской помощи по стандартам, имеющим полное финансовое обеспечение, позво­лило значительно повысить качество по­мощи пациентам более чем по 30 нозоло­гиям. Медицинскими работниками был накоплен опыт оценки эффективности оказания медицинской помощи (что яв­ляется одним из обязательных условий внедрения стандартов). Согласно Феде­ральному закону от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" (далее - Закон № 323-ФЗ) с 2013 г.

оказание медицинской помощи должно осуществляться по порядкам и в соответ­ствии со стандартами, разработанными Минздравом России. Наш опыт по расче­ту и внедрению стандартов будет иметь большое значение.

Надо сказать, что в реализации и это­го направления программы не обошлось без трудностей. Постановлением Прави­тельства РФ от 15.02.2011 № 851 преду­смотрены общие направления расходо­вания средств федеральной составляющей по оплате стандартов, а конкретное распре­деление средств осуществляется по локаль­ным нормативным документам субъектов РФ и учреждений.

Вопросы, которые необходимо от­разить в "Положении по распределению федеральных средств", - процентное со­отношение между направлениями рас­ходов, а также перечень должностей и процентное соотношение распределен­ных между ними средств на оплату труда.

В нашем ЛПУ был произведен полный расчет стоимости стандартов, поэтому установить процентное соотношение между направлениями расходов не пред­ставляло особой сложности. При опреде­лении перечня должностей было принято решение включить в него должности врачей-специалистов и средних медицинских работников тех отделений стациона­ра, в которых внедряются стандарты, а также диагностических подразделений, количество исследований в которых зна­чительно возросло в связи с внедрением стандартов.

Работы по третьему направлению программы модернизации - внедрение информационных технологий - в нашем учреждении не осуществлялись. Изна­чально предусматривалось, что эти рабо­ты будут проводиться в централизован­ным порядке, поэтому передача их на региональный уровень вызвала недоумение.

Во многих регионах информационные технологии широко внедрены в деятель­ность лечебно-профилактических учреждений.

Руководитель учреждения несет от­ветственность за реализацию всех на­правлений программы модернизации в учреждении - за освоение выделенных денежных средств, рациональное ис­пользование приобретенного оборудо­вания, качественное исполнение ремонт­ных работ, достижение запланированных результатов от внедрения стандартов.

Это соответствует должностным обязанностям руководителя и Уставу учрежде­ния. Однако хотелось бы обратить вни­мание контролирующих органов на следующее.

Соответствует ли масштабность дан­ного мероприятия - двухгодичная про­грамма модернизации, аналогов которой не припомнить за все годы российского здравоохранения - уровню подготовки к нему (как в отношении нормативно-­правовой и методической базы, так и в части обучения)? При этом следует учесть, что в период реализации про­граммы руководители учреждений посто­янно получали противоречивую инфор­мацию - и это не из-за некомпетентности специалистов органов управления здра­воохранением, а из-за отсутствия консен­суса по сложившейся проблеме ввиду сложности рассматриваемого вопроса.

Обобщая опыт практической реализа­ции региональной программы, необходи­мо отметить следующее:

1. Учреждения, работающие в системе ОМС, получили возможность подготовки к оказанию медицинской помощи в кон­курентной среде в условиях преимуще­ственно одноканального финансирова­ния. Однако степень реализации этой возможности в значительной мере зави­села от созданных в регионе условий и от действий конкретных руководителей.

2. Приобретение медицинского обо­рудования осуществлялось в соответ­ствии с табелями оснащения, предусмот­ренными порядками оказания медицинской помощи, что позволяет по­высить конкурентоспособность учрежде­ния. Вместе с тем для этого требуются:

• обучение медицинского персонала работе на новом медицинском обору­довании и применению новых техно­логий;

• своевременное приобретение рас­ходных материалов;

• своевременное осуществление ме­трологических поверок и техническо­го обслуживания медицинского обо­рудования.

3. С 2013 г. оказание медицинской по­мощи по порядкам и с учетом стандартов является обязательной нормой, предусмотренной Законом № 323-ФЗ, поэтому опыт внедрения стандартов должен ак­тивно применяться во всех структурных подразделениях с обязательной оценкой достигнутых результатов лечения и оцен­кой трудового вклада каждого сотрудника.

4. Заинтересованность администра­ции учреждения и трудового коллектива во внедрении стандартов будет обеспе­чена только при оплате оказанной меди­цинской помощи по "полному тарифу" стандарта с учетом достигнутого уровня качества. При оплате по усредненным групповым тарифам мотивация к соблю­дению стандартов отсутствует.

Хочется надеяться, что опыт оказа­ния медицинской помощи по порядкам и стандартам с последующей оценкой трудового вклада медицинских работ­ников (с целью адекватной оплаты их труда), а также укрепление материаль­но-технической базы учреждений, по­зволяющее обеспечить доступность и надлежащее качество медицинской по­мощи, повысят статус государственных лечебно-профилактических учреждений и подготовят их к работе в новых условиях.



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Мероприятия

    Повышаем квалификацию

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...








    Наши продукты






















    © МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

    Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

    Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
    Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×