text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

Закон № 94-ФЗ стал для страны прорывным в плане развития конкурентной среды

  • 15 декабря 2012
  • 18

Михаил Яковлевич, Федеральным законом от 20.07.2012 № 122-ФЗ были внесены изменения в Закон № 94-ФЗ. Какие наиболее важные направления совершенствования законо­дательства в контексте указанных изменений вы можете назвать?

Прежде всего, это отмена поручительства. Сложилась боль­шая проблема с финансовым обеспечением: по нашим эксперт­ным оценкам, около 80% предоставляемого государственным заказчикам финансового обеспечения являлось фальшивым, т. е. обеспечение предоставляли компании, которые на самом деле заявленные балансы не имеют; заказчикам их проверить практически было невозможно, и это была большая проблема для всех.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

Внесение изменений в действующее законодательство с це­лью отмены поручительства было нашей давней задумкой. Сей­час она реализована. В связи с этим в ФАС России и на элек­тронные площадки поступала масса вопросов: когда поручительство уже можно не предоставлять или можно требо­вать, чтобы его не предоставляли, а когда этого делать нельзя. Мы подготовили разъяснение, которое было направлено и заказчикам, и предпринимателям. Речь идею разъяснении ФАС России от 30.07.2012 № ИА/24213, согласно которо­му изменения в Закон № 94-ФЗ вступили в силу с 23 июля 2012 г. Это значит, что по всем торгам, которые объявлены, начи­ная с 23 июля 2012 г. поручительство в качестве обеспечения обязательств по контракту предоставляться уже не может. По тем торгам, которые были объявлены до 22 июля 2012 г. включительно, поручи­тельство предоставляться может за од­ним исключением: если заказчик не внес изменения в документацию и исключил такую возможность. Заказчик может так сделать, и в случае внесения таких изме­нений участники размещения заказа по­ручительство предоставлять также не смогут.

Кроме этого, в закон введена норма о том, что отныне все заказы по лекарствен­ным средствам, начиная с определяемой Правительством РФ суммы, нужно разме­щать исходя из правила "1 лот - 1 между­народное непатентованное наименова­ние (МНН)". Это большой прорыв для повышения конкуренции между произво­дителями на рынке лекарственных средств. Данное положение еще не всту­пило в силу, поскольку Правительство РФ должно утвердить начальную цену конт­ракта, с которой данное правило действует.

Третье важное направление законо­проекта составляют вопросы, касающие­ся закупок детского питания и услуг по детскому питанию. Следует отметить, что юридического определения, что такое детское питание, в российском законода­тельстве нет, поэтому в законе эта норма изложена через субъектный состав заказ­чиков, закупающих продукты или услуги по их приготовлению. Это означает, что такие закупки могут осуществляться: во- первых, на конкурсе; во-вторых, субъек­тивный критерий на таком конкурсе по­вышен до 30%; в-третьих, по таким закупкам введена определенная предва­рительная квалификация (т. е. заказчик имеет право выставить требование о том, чтобы компании, которые приходят на та­кие торги, за последние три года имели не менее двух качественно исполненных контрактов по государственному или му­ниципальному заказу на поставку про­дуктов или услуг по их приготовлению тем же заказчикам, которые перечислены в законе, на сумму не менее 20% от НМЦК, на который они претендуют. При­чем эти контракты должны быть исполне­ны без штрафных санкций).

Какие основные проблемы в сфере государственного и муниципального заказа, не охваченные нормативным регулированием, вы можете назвать?

Мы высоко оцениваем Закон № 94-ФЗ и те изменения, которые он привнес в на­шу экономическую жизнь. Мы считаем, что Закон № 94-ФЗ стал для страны про­рывным с точки зрения развития конку­рентной среды, повышения качества гос­заказа и борьбы с коррупцией. Одной из заслуг этого закона является введение Общероссийского сайта, общественного контроля и электронных торгов вместе с электронными технологиями.

Некоторые заказчики при формирова­нии документации впервые были вынуж­дены задуматься о том, что такое каче­ственный товар и чем он отличается от некачественного. У предпринимателей появилась возможность защиты своих прав всего за пять рабочих дней, чего нет ни в одной сфере экономики нашей стра­ны. Цены контрактов перестали безу­держно расти при их исполнении.

В числе ключевых проблем, поправки по которым в настоящее время подготов­лены ФАС России, можно обозначить пре­жде всего вопросы качества финансового обеспечения, отсутствие процедуры бы­строго расторжения контракта, специаль­ные требования к участникам торгов по аналогии с требованиями к участникам по поставкам детского питания, которые должны быть распространены на все за­казы товаров, работ и услуг с целью, что­бы на средние и крупные торги приходи­ли только те компании, которые уже имеют опыт поставок по контрактам по государственному или муниципальному заказу, чтобы избежать ситуации, когда, к примеру, компания, ранее не занимавша­яся поставками медицинского оборудо­вания, решила заняться такими поставка­ми и хочет сразу участвовать в контракте на 3 млрд руб. По нашему мнению, таких ситуаций быть не должно.

Какая роль отводится обществен­ному контролю за государственными и муниципальными заказами? Насколь­ко реализована доступность для об­щественной оценки контрактной деятельности?

На наш взгляд, общественный кон­троль - это прежде всего возможность любого гражданина посредством Интер­нета выяснить, что закупается государ­ством и по какой цене, кто стал победите­лем торгов, исполнен контракт или не исполнен, были ли применены штрафные санкции и т. д. С момента появления об­щероссийского интернет-портала www. zakupki.gov.ru, на котором размещена вся информация о проводимых торгах, а так­же реестр контрактов, можно говорить о становлении настоящего общественного контроля. Сейчас любые средства массо­вой информации, блогеры, обществен­ные организации и простые граждане ак­тивно используют данные этого интернет-портала. Нередко как на регио­нальном, так и федеральном уровне воз­никают громкие скандальные ситуации.

В результате некоторые заказчики были вынуждены отменить торги и корректи­ровать свою документацию. Это и есть общественный контроль.

Кроме того, с октября 2012 г. вся ин­формация о закупках, которые осущест­вляют унитарные предприятия, акцио­нерные общества с государственным участием, субъекты естественных моно­полий и т. д., размещается на Общерос­сийском сайте. Это довольно обширный сектор экономики, и если в государствен­ном заказе многое уже было открыто, то во втором, не менее крупном секторе го­сударственной, или "тарифной", экономи­ки информация только сейчас стала до­ступной для анализа и обсуждения.

У всех перечисленных в этом законе заказчиков появилась обязанность при­нять положения по закупкам и разме­стить их на указанном интернет-сайте, а также размещать там все протоколы, связанные с торгами. Можно с уверенно­стью сказать, что и средства массовой ин­формации, и граждане заинтересуются этой информацией, таким образом у нас появится общественный контроль в дан­ной сфере, а после многочисленных громких скандалов, которые нас ожида­ют, думаю, что появятся и обязательные процедуры размещения заказов такими организациями.

Какие нарушения при размещении государственных заказов встречают­ся чаще всего?

Можно обозначить такие нарушения, как необоснованный отказ в допуске к участию в торгах или формирование документации, которая приводит к огра­ничению количества участников.

Надо отметить, что в государственном заказе есть два очень сложных вопроса:

• формирование требований к това­рам, работам, услугам, поскольку в техническом задании можно, с од­ной стороны, описать технические характеристики только одного произво­дителя и дискриминировать всех остальных, а с другой стороны, заказ­чик должен прописать в документа­ции требования так, чтобы получить действительно качественный товар, работу или услугу;

• формирование лотов, а именно то, что можно объединять в один лот, а что нельзя; ведь формализовать все слу­чаи достаточно сложно. Хорошо, что в настоящее время по закупкам лекар­ственных средств уже принято прави­ло закупок "1 лот - 1 МНН". Безуслов­но, в определенных случаях оно может быть спорным, но само появле­ние подобного правила -это шаг впе­ред, поскольку участники будут четко понимать правила. Иначе у всех: у за­казчиков, предпринимателей, контро­лирующих органов, правоохранитель­ных органов, судов - будет свое мнение по данному вопросу. Такие бе­лые пятна мы стараемся шаг за шагом убирать.

Также мы обращаем повышенное вни­мание на те торги, информация по кото­рым размещена на Общероссийском сай­те, но недоступна для копирования.

В соответствии с законодательством фор­мат размещения информации на сайтах органов государственной власти должен позволять ее копировать. Во всех случа­ях, когда информация недоступна для ко­пирования или используются любые дру­гие задумки, связанные с ограничением доступа к такой информации или к рабо­те с ней, такие торги аннулируются.

В настоящее время ФАС России зани­мается подготовкой разъяснений для всех территориальных управлений (в центральном аппарате такая практика уже используется) по следующему вопро­су: если торги уже прошли, победитель определен и на конкурсе конверты вскрыты, но есть проблемы с документа­цией, в этом случае торги не отменяются.

Существует буквально несколько ис­ключений - это неправильный выбор способа размещения заказа (например, конкурс вместо аукциона) или некоррект­ность размещения информации по "твер­дым полям» Общероссийского сайта, не позволяющая найти данную информацию на сайте. К примеру, может быть не ука­зан предмет торгов или заказчик. Только в этих случаях торги подлежат аннулиро­ванию, во всех остальных необходимо каждое нарушение зафиксировать и при­менить нормы КоАП РФ. Но не должно возникать ситуаций, когда контролирую­щие органы могут произвольно отменять торги, результат по которым тем или иным образом не устраивает органы власти.

Как, на ваш взгляд, будет происхо­дить переход с Закона № 94-ФЗ на за­кон о Федеральной контрактной системе? Не будет ли разрушена суще­ствующая система контрактных от­ношений раньше, чем будет введен в действие новый закон?

Действительно, риски достаточно вы­соки, поскольку законопроект, передан­ный в Государственную Думу, требует очень серьезной качественной доработ­ки. В настоящее время ФАС России со­вместно с коллегами из Минэкономраз­вития России, Минфина России и других ведомств готовят поправки, направлен­ные на доработку законопроекта. В част­ности, такие изменения подразумевают введение реестра добросовестных по­ставщиков (лиц, которые качественно ис­полнили определенное количество кон­трактов в данной сфере), что позволит организациям и предпринимателям, включенным в данный реестр, предостав­лять финансовое обеспечение в 2-3 раза меньше стандартного. Можно сказать, что это финансовая мотивация - заботиться о своей репутации (количественно измеряемой) и качественно исполнять государ­ственные контракты.

На взгляд ФАС России, государствен­ный заказ в принципе должен строиться на финансовой мотивации работать от­ветственно и качественно. Другие меха­низмы могут работать только в дополне­ние к этому, так как финансовую мотивацию заменить в любом случае невозможно.

Кроме того, существуют вопросы включения в реестр недобросовестных поставщиков физических лиц - руководи­телей компаний, введение количественно измеряемой предквалификации (как по детскому питанию) для всех товаров, ра­бот и услуг, централизация государствен­ного и муниципального заказа, введение платности за необоснованные жалобы, повышение размера предоставления фи­нансового обеспечения в случае значи­тельного снижения цены на торгах, разра­ботка быстрой процедуры расторжения контрактов при их ненадлежащем испол­нении, введение централизованного рее­стра выданных банковских гарантий, во­просы приемки и многое другое.

Хотелось бы обозначить и самый глав­ный риск - юридико-техническую про­блему, когда из-за иначе изложенного текста (по сравнению с Законом № 94-ФЗ) заказчики не понимают, что делать в си­туации, когда контролирующие органы начинают отменять их решения, правоох­ранительные органы - возбуждать уго­ловные дела, судебные органы - отме­нять решения заказчиков или контролирующих органов, т. е. когда на­чинается полный бардак. Поэтому ФАС России пытается "перевести" текст норм законопроекта о ФКС в процедурной ча­сти на язык действующего в настоящее время Закона № 94-ФЗ с целью понима­ния заказчиками и участниками торгов устоявшихся в практике госзаказа норма­тивных положений, терминов, понятий.

Сейчас все изложено в такой форме, что применять на практике закон, написан­ный таким текстом, будет просто невоз­можно, не говоря уже о преемственности подзаконных актов и судебной практики, которая нарабатывалась годами.

И последнее - раньше у нас была очень серьезная критика Закона № 94-ФЗ, сейчас ее стало значительно меньше. Почему? Потому что когда Закон № 94-ФЗ сравнивали с каким-то идеалом (идеаль­ное размещение заказа), то закон все время проигрывал этому идеалу. Потому что у идеала выиграть вообще невозмож­но, не только в сфере госзаказа, у идеала нельзя выиграть вообще нигде. А когда все увидели законопроект о ФКС, то мы заметили, что критики стало значительно меньше, потому что Закон № 94-ФЗ нача­ли сравнивать уже не с идеалом, а с зако­нопроектом о ФКС.

Работа предстоит серьезная, сложная, и все будет зависеть от того, сумеет ФАС России ее выполнить или нет, и сейчас неизвестно, какой будет результат - хо­роший или плохой, но я призываю смо­треть на все это с оптимизмом.

Видимо, законопроект о ФКС будет не­однократно обсуждаться и дорабатывать­ся и вступит в силу, скорее всего, не ра­нее 1 января 2014 г. А жить нам всем надо сейчас и имеющиеся проблемы надо ре­шать. Поэтому на данный момент ФАС России считает необходимым осенью 2012 г. внести в Закон № 94-ФЗ измене­ния, касающиеся ключевых вопросов, обозначенных мною ранее: например, ввести быструю процедуру расторжения контракта, а также количественно изме­ряемую предварительную квалификацию с целью повышения качества государ­ственного заказа. Необходимо сделать первоочередные шаги, чтобы с 1 января 2013 г. государственный и муниципаль­ный заказ вышел на качественно новый уровень.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Журнал
Гость, Ваш бесплатный доступ к журналу «Здравоохранение» сгорает через

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Здравоохранение»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для начмедов
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.