Закон № 94-ФЗ стал для страны прорывным в плане развития конкурентной среды

18

Михаил Яковлевич, Федеральным законом от 20.07.2012 № 122-ФЗ были внесены изменения в Закон № 94-ФЗ. Какие наиболее важные направления совершенствования законо­дательства в контексте указанных изменений вы можете назвать?

Прежде всего, это отмена поручительства. Сложилась боль­шая проблема с финансовым обеспечением: по нашим эксперт­ным оценкам, около 80% предоставляемого государственным заказчикам финансового обеспечения являлось фальшивым, т. е. обеспечение предоставляли компании, которые на самом деле заявленные балансы не имеют; заказчикам их проверить практически было невозможно, и это была большая проблема для всех.

Внесение изменений в действующее законодательство с це­лью отмены поручительства было нашей давней задумкой. Сей­час она реализована. В связи с этим в ФАС России и на элек­тронные площадки поступала масса вопросов: когда поручительство уже можно не предоставлять или можно требо­вать, чтобы его не предоставляли, а когда этого делать нельзя. Мы подготовили разъяснение, которое было направлено и заказчикам, и предпринимателям. Речь идею разъяснении ФАС России от 30.07.2012 № ИА/24213, согласно которо­му изменения в Закон № 94-ФЗ вступили в силу с 23 июля 2012 г. Это значит, что по всем торгам, которые объявлены, начи­ная с 23 июля 2012 г. поручительство в качестве обеспечения обязательств по контракту предоставляться уже не может. По тем торгам, которые были объявлены до 22 июля 2012 г. включительно, поручи­тельство предоставляться может за од­ним исключением: если заказчик не внес изменения в документацию и исключил такую возможность. Заказчик может так сделать, и в случае внесения таких изме­нений участники размещения заказа по­ручительство предоставлять также не смогут.

Кроме этого, в закон введена норма о том, что отныне все заказы по лекарствен­ным средствам, начиная с определяемой Правительством РФ суммы, нужно разме­щать исходя из правила "1 лот - 1 между­народное непатентованное наименова­ние (МНН)". Это большой прорыв для повышения конкуренции между произво­дителями на рынке лекарственных средств. Данное положение еще не всту­пило в силу, поскольку Правительство РФ должно утвердить начальную цену конт­ракта, с которой данное правило действует.

Третье важное направление законо­проекта составляют вопросы, касающие­ся закупок детского питания и услуг по детскому питанию. Следует отметить, что юридического определения, что такое детское питание, в российском законода­тельстве нет, поэтому в законе эта норма изложена через субъектный состав заказ­чиков, закупающих продукты или услуги по их приготовлению. Это означает, что такие закупки могут осуществляться: во- первых, на конкурсе; во-вторых, субъек­тивный критерий на таком конкурсе по­вышен до 30%; в-третьих, по таким закупкам введена определенная предва­рительная квалификация (т. е. заказчик имеет право выставить требование о том, чтобы компании, которые приходят на та­кие торги, за последние три года имели не менее двух качественно исполненных контрактов по государственному или му­ниципальному заказу на поставку про­дуктов или услуг по их приготовлению тем же заказчикам, которые перечислены в законе, на сумму не менее 20% от НМЦК, на который они претендуют. При­чем эти контракты должны быть исполне­ны без штрафных санкций).

Какие основные проблемы в сфере государственного и муниципального заказа, не охваченные нормативным регулированием, вы можете назвать?

Мы высоко оцениваем Закон № 94-ФЗ и те изменения, которые он привнес в на­шу экономическую жизнь. Мы считаем, что Закон № 94-ФЗ стал для страны про­рывным с точки зрения развития конку­рентной среды, повышения качества гос­заказа и борьбы с коррупцией. Одной из заслуг этого закона является введение Общероссийского сайта, общественного контроля и электронных торгов вместе с электронными технологиями.

Некоторые заказчики при формирова­нии документации впервые были вынуж­дены задуматься о том, что такое каче­ственный товар и чем он отличается от некачественного. У предпринимателей появилась возможность защиты своих прав всего за пять рабочих дней, чего нет ни в одной сфере экономики нашей стра­ны. Цены контрактов перестали безу­держно расти при их исполнении.

В числе ключевых проблем, поправки по которым в настоящее время подготов­лены ФАС России, можно обозначить пре­жде всего вопросы качества финансового обеспечения, отсутствие процедуры бы­строго расторжения контракта, специаль­ные требования к участникам торгов по аналогии с требованиями к участникам по поставкам детского питания, которые должны быть распространены на все за­казы товаров, работ и услуг с целью, что­бы на средние и крупные торги приходи­ли только те компании, которые уже имеют опыт поставок по контрактам по государственному или муниципальному заказу, чтобы избежать ситуации, когда, к примеру, компания, ранее не занимавша­яся поставками медицинского оборудо­вания, решила заняться такими поставка­ми и хочет сразу участвовать в контракте на 3 млрд руб. По нашему мнению, таких ситуаций быть не должно.

Какая роль отводится обществен­ному контролю за государственными и муниципальными заказами? Насколь­ко реализована доступность для об­щественной оценки контрактной деятельности?

На наш взгляд, общественный кон­троль - это прежде всего возможность любого гражданина посредством Интер­нета выяснить, что закупается государ­ством и по какой цене, кто стал победите­лем торгов, исполнен контракт или не исполнен, были ли применены штрафные санкции и т. д. С момента появления об­щероссийского интернет-портала www. zakupki.gov.ru, на котором размещена вся информация о проводимых торгах, а так­же реестр контрактов, можно говорить о становлении настоящего общественного контроля. Сейчас любые средства массо­вой информации, блогеры, обществен­ные организации и простые граждане ак­тивно используют данные этого интернет-портала. Нередко как на регио­нальном, так и федеральном уровне воз­никают громкие скандальные ситуации.

В результате некоторые заказчики были вынуждены отменить торги и корректи­ровать свою документацию. Это и есть общественный контроль.

Кроме того, с октября 2012 г. вся ин­формация о закупках, которые осущест­вляют унитарные предприятия, акцио­нерные общества с государственным участием, субъекты естественных моно­полий и т. д., размещается на Общерос­сийском сайте. Это довольно обширный сектор экономики, и если в государствен­ном заказе многое уже было открыто, то во втором, не менее крупном секторе го­сударственной, или "тарифной", экономи­ки информация только сейчас стала до­ступной для анализа и обсуждения.

У всех перечисленных в этом законе заказчиков появилась обязанность при­нять положения по закупкам и разме­стить их на указанном интернет-сайте, а также размещать там все протоколы, связанные с торгами. Можно с уверенно­стью сказать, что и средства массовой ин­формации, и граждане заинтересуются этой информацией, таким образом у нас появится общественный контроль в дан­ной сфере, а после многочисленных громких скандалов, которые нас ожида­ют, думаю, что появятся и обязательные процедуры размещения заказов такими организациями.

Какие нарушения при размещении государственных заказов встречают­ся чаще всего?

Можно обозначить такие нарушения, как необоснованный отказ в допуске к участию в торгах или формирование документации, которая приводит к огра­ничению количества участников.

Надо отметить, что в государственном заказе есть два очень сложных вопроса:

• формирование требований к това­рам, работам, услугам, поскольку в техническом задании можно, с од­ной стороны, описать технические характеристики только одного произво­дителя и дискриминировать всех остальных, а с другой стороны, заказ­чик должен прописать в документа­ции требования так, чтобы получить действительно качественный товар, работу или услугу;

• формирование лотов, а именно то, что можно объединять в один лот, а что нельзя; ведь формализовать все слу­чаи достаточно сложно. Хорошо, что в настоящее время по закупкам лекар­ственных средств уже принято прави­ло закупок "1 лот - 1 МНН". Безуслов­но, в определенных случаях оно может быть спорным, но само появле­ние подобного правила -это шаг впе­ред, поскольку участники будут четко понимать правила. Иначе у всех: у за­казчиков, предпринимателей, контро­лирующих органов, правоохранитель­ных органов, судов - будет свое мнение по данному вопросу. Такие бе­лые пятна мы стараемся шаг за шагом убирать.

Также мы обращаем повышенное вни­мание на те торги, информация по кото­рым размещена на Общероссийском сай­те, но недоступна для копирования.

В соответствии с законодательством фор­мат размещения информации на сайтах органов государственной власти должен позволять ее копировать. Во всех случа­ях, когда информация недоступна для ко­пирования или используются любые дру­гие задумки, связанные с ограничением доступа к такой информации или к рабо­те с ней, такие торги аннулируются.

В настоящее время ФАС России зани­мается подготовкой разъяснений для всех территориальных управлений (в центральном аппарате такая практика уже используется) по следующему вопро­су: если торги уже прошли, победитель определен и на конкурсе конверты вскрыты, но есть проблемы с документа­цией, в этом случае торги не отменяются.

Существует буквально несколько ис­ключений - это неправильный выбор способа размещения заказа (например, конкурс вместо аукциона) или некоррект­ность размещения информации по "твер­дым полям» Общероссийского сайта, не позволяющая найти данную информацию на сайте. К примеру, может быть не ука­зан предмет торгов или заказчик. Только в этих случаях торги подлежат аннулиро­ванию, во всех остальных необходимо каждое нарушение зафиксировать и при­менить нормы КоАП РФ. Но не должно возникать ситуаций, когда контролирую­щие органы могут произвольно отменять торги, результат по которым тем или иным образом не устраивает органы власти.

Как, на ваш взгляд, будет происхо­дить переход с Закона № 94-ФЗ на за­кон о Федеральной контрактной системе? Не будет ли разрушена суще­ствующая система контрактных от­ношений раньше, чем будет введен в действие новый закон?

Действительно, риски достаточно вы­соки, поскольку законопроект, передан­ный в Государственную Думу, требует очень серьезной качественной доработ­ки. В настоящее время ФАС России со­вместно с коллегами из Минэкономраз­вития России, Минфина России и других ведомств готовят поправки, направлен­ные на доработку законопроекта. В част­ности, такие изменения подразумевают введение реестра добросовестных по­ставщиков (лиц, которые качественно ис­полнили определенное количество кон­трактов в данной сфере), что позволит организациям и предпринимателям, включенным в данный реестр, предостав­лять финансовое обеспечение в 2-3 раза меньше стандартного. Можно сказать, что это финансовая мотивация - заботиться о своей репутации (количественно измеряемой) и качественно исполнять государ­ственные контракты.

На взгляд ФАС России, государствен­ный заказ в принципе должен строиться на финансовой мотивации работать от­ветственно и качественно. Другие меха­низмы могут работать только в дополне­ние к этому, так как финансовую мотивацию заменить в любом случае невозможно.

Кроме того, существуют вопросы включения в реестр недобросовестных поставщиков физических лиц - руководи­телей компаний, введение количественно измеряемой предквалификации (как по детскому питанию) для всех товаров, ра­бот и услуг, централизация государствен­ного и муниципального заказа, введение платности за необоснованные жалобы, повышение размера предоставления фи­нансового обеспечения в случае значи­тельного снижения цены на торгах, разра­ботка быстрой процедуры расторжения контрактов при их ненадлежащем испол­нении, введение централизованного рее­стра выданных банковских гарантий, во­просы приемки и многое другое.

Хотелось бы обозначить и самый глав­ный риск - юридико-техническую про­блему, когда из-за иначе изложенного текста (по сравнению с Законом № 94-ФЗ) заказчики не понимают, что делать в си­туации, когда контролирующие органы начинают отменять их решения, правоох­ранительные органы - возбуждать уго­ловные дела, судебные органы - отме­нять решения заказчиков или контролирующих органов, т. е. когда на­чинается полный бардак. Поэтому ФАС России пытается "перевести" текст норм законопроекта о ФКС в процедурной ча­сти на язык действующего в настоящее время Закона № 94-ФЗ с целью понима­ния заказчиками и участниками торгов устоявшихся в практике госзаказа норма­тивных положений, терминов, понятий.

Сейчас все изложено в такой форме, что применять на практике закон, написан­ный таким текстом, будет просто невоз­можно, не говоря уже о преемственности подзаконных актов и судебной практики, которая нарабатывалась годами.

И последнее - раньше у нас была очень серьезная критика Закона № 94-ФЗ, сейчас ее стало значительно меньше. Почему? Потому что когда Закон № 94-ФЗ сравнивали с каким-то идеалом (идеаль­ное размещение заказа), то закон все время проигрывал этому идеалу. Потому что у идеала выиграть вообще невозмож­но, не только в сфере госзаказа, у идеала нельзя выиграть вообще нигде. А когда все увидели законопроект о ФКС, то мы заметили, что критики стало значительно меньше, потому что Закон № 94-ФЗ нача­ли сравнивать уже не с идеалом, а с зако­нопроектом о ФКС.

Работа предстоит серьезная, сложная, и все будет зависеть от того, сумеет ФАС России ее выполнить или нет, и сейчас неизвестно, какой будет результат - хо­роший или плохой, но я призываю смо­треть на все это с оптимизмом.

Видимо, законопроект о ФКС будет не­однократно обсуждаться и дорабатывать­ся и вступит в силу, скорее всего, не ра­нее 1 января 2014 г. А жить нам всем надо сейчас и имеющиеся проблемы надо ре­шать. Поэтому на данный момент ФАС России считает необходимым осенью 2012 г. внести в Закон № 94-ФЗ измене­ния, касающиеся ключевых вопросов, обозначенных мною ранее: например, ввести быструю процедуру расторжения контракта, а также количественно изме­ряемую предварительную квалификацию с целью повышения качества государ­ственного заказа. Необходимо сделать первоочередные шаги, чтобы с 1 января 2013 г. государственный и муниципаль­ный заказ вышел на качественно новый уровень.



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Мероприятия

    Повышаем квалификацию

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...








    Наши продукты






















    © МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

    Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

    Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
    Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×