Законопроект о федеральной контрактной системе: способы закупки

26

Изменения коснутся не только потенциальных поставщиков товаров и услуг, но и заказчиков, осуществляющих закупки для государственных, муниципальных нужд и нужд бюджетных уч­реждений. В частности, предлагается пересмотреть вопросы поведения процедур закупки.

Напомним, что действующее законодательство о размеще­нии заказов предоставляет заказчику возможность при осу­ществлении закупок продукции воспользоваться следующими способами: открытый и закрытый конкурс, закрытый аукцион, открытый аукцион в электронной форме, запрос котировок, у единственного поставщика.

Открытый конкурс - способ определения поставщиков, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неогра­ниченному кругу лиц путем размещения ее в единой информа­ционной системе. Победителем конкурса признается лицо, предложившее лучшие условия исполнения контракта.

Конкурс с ограниченным участием - разновидность открытого конкурса. От­личительная особенность данного спосо­ба состоит в том, что участники сначала проходят предквалификационный отбор и только потом могут участвовать непо­средственно в конкурсе.

Двухэтапный конкурс - способ закуп­ки, который также является разновидно­стью открытого конкурса. Его отличитель­ная особенность - конкурс проводится в два этапа.

На первом этапе участники представ­ляют первоначальные конкурсные заяв­ки без указания в них ценовых предло­жений. Заказчик рассматривает поступившие заявки и после заверше­ния первого этапа вправе уточнить тре­бования к объекту закупок и к критери­ям оценки заявок. По окончании первого этапа заказчик уведомляет всех участников о принятых им решениях о внесении изменений в конкурсную доку­ментацию, а также публикует эту информацию в единой информационной системе.

На втором этапе конкурса участники вправе представить окончательные кон­курсные заявки с указанием цены либо отказаться от дальнейшего участия в кон­курсе. Согласно Законопроекту, принять участие во втором этапе конкурса вправе любые участники, а не только те, которые принимали участие в первом этапе.

"Для подготовки к проведению кон­курса, в том числе в случае, если заказ­чик, уполномоченный орган не имеют возможности составить подробные спецификации товаров, определить ха­рактеристики работ (выполнение слож­ных научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ) или услуг в целях наиболее полного удовлетворения нужд заказчика, заказчик, уполномоченный орган могут разместить на официальном сайте со­общение о своей заинтересованности в проведении конкурса с указанием сро­ка представления предложений о тех­нических, технологических и качествен­ных характеристиках товаров, работ, услуг. Представленные предложения могут учитываться при определении предмета конкурса. После определения предмета конкурса заказчик, уполномо­ченный орган принимают решение о проведении конкурса. При этом заказ­чик, уполномоченный орган не вправе устанавливать какие-либо преимуще­ства для лиц, подавших указанные предложения".

Электронный аукцион - открытый аук­цион, проведение которого обеспечива­ется оператором электронной площадки на сайте в информационно-телекоммуни­кационной сети Интернет.

Запрос котировок - способ определе­ния поставщиков, при котором информа­ция о закупке сообщается заказчиком не­ограниченному кругу лиц путем размещения ее в единой информацион­ной системе. Победителем признается участник, предложивший наиболее низ­кую цену контракта.

Запрос предложений - способ опре­деления поставщиков, при котором ин­формация о закупке сообщается заказчи­ком неограниченному кругу лиц путем размещения ее в единой информацион­ной системе. Победителем признается участник, представивший окончательную оферту, которая наилучшим образом удовлетворяет потребностям заказчика.

Закрытые способы определения по­ставщиков (подрядчиков, исполните­лей) - способы закупок, при которых ин­формация о закупке сообщается ограниченному кругу лиц. Данные лица должны соответствовать перечисленным в Законопроекте требованиям и быть способны осуществить поставку продук­ции, необходимой заказчику.

Способ закупки из единственного ис­точника - способ, при котором заказчик самостоятельно, без проведения каких- либо процедур, определяет поставщика продукции. Осуществление закупок из единственного источника возможно ис­ключительно по основаниям, предусмо­тренным Законопроектом.

Список возможных способов закупки, применяемых заказчиком, дополнен но­выми видами конкурсных процедур. Обу­словлено это тем, что именно конкурс, а не электронный аукцион должен стать для заказчиков основным способом закупки.

Так, нормы Законопроекта предписы­вают заказчикам во всех случаях осу­ществлять закупки путем проведения от­крытого конкурса.

Исключениями из данного правила могут быть следующие случаи:

1. Проведение заказчиком конкурса с ограниченным участием (ст. 50 Законо­проекта). При этом проведение заказчи­ком такого конкурса возможно, если за­купаемая им продукция может быть поставлена ограниченным числом по­ставщиков в силу ее высокосложного, ин­новационного или специализированного характера. Перечень случаев отнесения продукции к высокосложной, инноваци­онной или специализированной должен быть определен Правительством Россий­ской Федерации. Вместе с тем продукция, для которой нормативными документа­ми определены стандартные показатели и требования, не может относиться к ука­занным группам и не должна закупаться заказчиком путем проведения конкурса с ограниченным участием.

2. Проведение заказчиком двухэтап­ного конкурса (ст. 51 Законопроекта).

В случае принятия Законопроекта заказ­чик будет вправе проводить двухэтапный конкурс. Условия - если одновременно будут выполнены следующие требования:

• если задача заказчика - заключить контракт для проведения научных ис­следований, проектных работ, экспе­риментов, изысканий или разработок, на поставку инновационной продук­ции, в целях реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, му­зейных предметов и музейных кол­лекций, включенных в состав Музей­ного фонда РФ, документов Архивного фонда РФ, особо ценных и редких документов, входящих в со­став библиотечных фондов, а также для создания произведения литерату­ры или искусства, исполнения (как ре­зультата интеллектуальной деятель­ности), на финансирование проката или показа национального фильма;

• для уточнения тех или иных характе­ристик объекта закупок необходимо провести обсуждение с поставщика­ми (подрядчиками, исполнителями).

3. Проведение заказчиком электрон­ного аукциона (ст. 52 Законопроекта).

В соответствии с Законопроектом заказ­чик, как и сейчас, будет обязан приме­нять процедуру электронного аукциона, если он будет осуществлять закупку про­дукции, включенной в установленный Правительством РФ "аукционный пере­чень". Однако в отличие от действующих норм Закона № 94-ФЗ, предусматриваю­щих формирование этого перечня на ос­новании наличия неконкретной заявки заказчика, функционирующего рынка, а также возможности сравнивать закупае­мые товары по их ценам, Законопроект определяет право Правительства РФ формировать названный перечень при одновременном выполнении ряда условий.

Так, для формирования перечня будет необходимо наличие:

• возможности сформулировать под­робное и точное описание объекта закупок;

• конкурентного рынка поставщиков продукции, отвечающей требованиям заказчика;

• критериев определения победителя аукциона, поддающихся количествен­ному и денежному выражению.

На основании изложенного можно уже сейчас сделать предположение о том, что "аукционный перечень", который будет принят в дальнейшем, будет вклю­чать в себя меньшее количество позиций товаров, нежели действующее распоря­жение Правительства Российской Феде­рации от 27.02.2008 № 236-р. Следова­тельно, количество случаев проведения заказчиками электронных аукционов сократится.

4. Проведение заказчиком запроса ко­тировок (ст. 64 Законопроекта). В Законо­проекте сохраняются предусмотренные Законом № 94-ФЗ условия применения данного способа закупки: заказчик вправе проводить закупки с помощью запроса ко­тировок в отношении имеющейся в нали­чии продукции, которая производится или предоставляется не по конкретному опи­санию заказчика и для которой сложился рынок, - при условии, что цена контракта не превышает 500 тыс. руб. При этом со­гласно Законопроекту изменяется сово­купный объем возможных к проведению данным способом закупок: не более 10% объема средств, предусмотренных на все закупки заказчика в соответствии с планом-графиком.

Заказчики получат, с одной стороны, возможность способом запроса котиро­вок закупать любую продукцию, соответствующую вышеперечисленным требова­ниям (в том числе одноименную продукцию), но, с другой стороны, не бо­лее чем на 10% годового объема всех за­купок заказчика.

5. Проведение заказчиком запроса предложений (ст. 74 Законопроекта). За­прос предложений, как уже было отмече­но выше, - это новый для госзаказа спо­соб закупки, вводимый Законопроектом. Заказчик будет вправе проводить закуп­ки данным способом в одном из следую­щих случаев:

• в четвертом квартале текущего фи­нансового года возникла потребность (в том числе вследствие чрезвычайно­го события) в осуществлении закупок в связи с увеличением бюджетных ас­сигнований;

• ранее проведенные заказчиком про­цедуры закупок признаны несостоявшимися и заказчик пришел к обосно­ванному выводу, что повторное проведение процедур закупок с уче­том срочности закупок нецелесо­образно.

Данные положения Законопроекта призваны исключить случаи, при которых потребности государственного (муници­пального) заказчика в той или иной про­дукции удовлетворялись с опозданием либо не удовлетворялись вовсе в связи с несовершенством законодательства.

6. Проведение заказчиком закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (ст. 76 Зако­нопроекта). Согласно Законопроекту за­крытыми способами определения по­ставщика (подрядчика, исполнителя) являются закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, двух­этапный закрытый конкурс, закрытый аукцион, закрытый запрос предложений.

Закрытые процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) могут проводиться заказчиком исключи­тельно в случаях:

• закупки продукции, сведения о кото­рой составляют государственную тай­ну, - при условии, что такие сведения содержатся в документации об осу­ществлении закупки либо в проекте контракта;

• заключения контрактов на оказание услуг по страхованию, транспорти­ровке и охране ценностей Государ­ственного фонда драгоценных метал­лов и драгоценных камней РФ; на оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их ко­пии), имеющих историческое, художе­ственное или иное культурное значе­ние и передаваемых заказчиками во временное владение и пользование либо во временное пользование фи­зическим и юридическим лицам, в том числе в связи с проведением выста­вок на территории Российской Феде­рации и (или) территориях иностран­ных государств.

Действующий Закон № 94-ФЗ позволя­ет в качестве закрытых способов закупки определять только торги (конкурс, аукцион).

7. Осуществление заказчиком заку­пок у единственного источника в соот­ветствии с основаниями, перечисленны­ми в ст. 85 Законопроекта.

Подводя промежуточный итог сказан­ному, отметим, что в случае принятия За­конопроекта в редакции, прошедшей первое чтение в Государственной Ду­ме РФ, заказчики будут обязаны намного чаще, чем сейчас, осуществлять закупки продукции путем проведения торгов.

Так, в ст. 30 Законопроекта устанавли­вается, что к участникам закупки должны предъявляться единые требования вне зависимости от выбранного заказчиком способа закупки. Данное положение от­личает Законопроект от Закона № 94-ФЗ, предусматривающего, что требования к участникам могут быть предъявлены за­казчиком только при проведении торгов (ст. 11 Закона № 94-ФЗ).

Помимо этого, Законопроект расширя­ет перечень обязательных требований, предъявляемых к участникам, в том числе:

• правомочность участников процедур закупок заключать контракт;

• отсутствие в реестре недобросовест­ных поставщиков сведений об участ­нике процедуры, а для юридических лиц - сведений об учредителях, чле­нах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного орга­на участника процедуры;

• отсутствие судимости у физического лица - участника процедуры либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера участника процедуры; не­применение в отношении указанных лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной дея­тельностью и административного на­казания в виде дисквалификации;

• обладание (для участников) исключи­тельными правами на результаты ин­теллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказ­чик приобретает такие права.

Статьей 31 Законопроекта изменяются правила оценки предложений участни­ков закупки. В качестве критериев оцен­ки в Законопроекте предлагается опре­делить только четыре критерия:

• цена контракта;

• расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, на использование результа­тов работ;

• качественные, функциональные и эко­логические характеристики объекта закупок;

• квалификация участников (включая наличие у участника необходимой профессиональной и технической квалификации, трудовых и финансо­вых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов для исполне­ния контракта, опыта работы).

Помимо этого, в отношении критерия "расходы на эксплуатацию и ремонт това­ров, на использование результатов ра­бот" в Законопроекте указано, что значи­мость данного критерия не может превышать значимость критерия "цена контракта".

Вероятно, такое указание будет вклю­чено в Порядок оценки заявок, который вновь должно утвердить Правительство Российской Федерации. Косвенно сде­лать вывод об этом позволяет норма ч. 6 ст. 31 Законопроекта, предусматривающая, что критерии "цена контракта" и "расходы на эксплуатацию и ремонт това­ров, на использование результатов ра­бот" могут не использоваться заказчиком в случае, если законодательством Рос­сийской Федерации установлены фикси­рованные государством цены (тарифы) на закупаемую продукцию. На основании данной нормы можно также предполо­жить, что для применения заказчиками будет обязателен не только критерий "це­на контракта", но и критерий "расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, на ис­пользование результатов работ".

При проведении заказчиком закупок способами электронного аукциона, за­крытого аукциона, запроса котировок це­на контракта всегда будет выступать обя­зательным критерием оценки заявок, поскольку в данном случае особенность названных процедур предполагает выбор победителя на основании снижения участниками начальной (максимальной) цены контракта.

В продолжение разговора об измене­ниях, затрагивающих содержание приме­няемых заказчиком способов закупок, нельзя пройти мимо вопроса об отклоне­нии заявок с демпинговой ценой.

Если участник не представит соответ­ствующие документы, то комиссия заказ­чика будет обязана отклонить заявку участника, а в случае осуществления за­казчиком закупки научно-исследователь­ских, опытно-конструкторских или техно­логических работ заявка участника с ценой, которая на 25% ниже начальной (максимальной) цены контракта, подле­жит отклонению комиссией в любом слу­чае (вне зависимости от состава подан­ной таким участником заявки).

В заключение следует отметить, что в настоящей статье автором описаны лишь основные, но далеко не все измене­ния, планируемые к принятию. Вполне возможно, что в ходе дальнейших слуша­ний в Государственной Думе РФ, посвя­щенных Законопроекту о ФКС, ряд пред­лагаемых положений будет скорректирован. Вместе с тем заказчи­кам, проводящим процедуры госзакупок, следует внимательно отслеживать про­цесс принятия Закона о ФКС. Это позво­лит лучше подготовиться к вступлению изменений в силу и своевременно при­нять необходимые решения.



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Мероприятия

    Повышаем квалификацию

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...








    Наши продукты






















    © МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

    Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

    Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
    Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×