text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

Законопроект о федеральной контрактной системе: способы закупки

  • 15 декабря 2012
  • 26

Изменения коснутся не только потенциальных поставщиков товаров и услуг, но и заказчиков, осуществляющих закупки для государственных, муниципальных нужд и нужд бюджетных уч­реждений. В частности, предлагается пересмотреть вопросы поведения процедур закупки.

Напомним, что действующее законодательство о размеще­нии заказов предоставляет заказчику возможность при осу­ществлении закупок продукции воспользоваться следующими способами: открытый и закрытый конкурс, закрытый аукцион, открытый аукцион в электронной форме, запрос котировок, у единственного поставщика.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

Открытый конкурс - способ определения поставщиков, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неогра­ниченному кругу лиц путем размещения ее в единой информа­ционной системе. Победителем конкурса признается лицо, предложившее лучшие условия исполнения контракта.

Конкурс с ограниченным участием - разновидность открытого конкурса. От­личительная особенность данного спосо­ба состоит в том, что участники сначала проходят предквалификационный отбор и только потом могут участвовать непо­средственно в конкурсе.

Двухэтапный конкурс - способ закуп­ки, который также является разновидно­стью открытого конкурса. Его отличитель­ная особенность - конкурс проводится в два этапа.

На первом этапе участники представ­ляют первоначальные конкурсные заяв­ки без указания в них ценовых предло­жений. Заказчик рассматривает поступившие заявки и после заверше­ния первого этапа вправе уточнить тре­бования к объекту закупок и к критери­ям оценки заявок. По окончании первого этапа заказчик уведомляет всех участников о принятых им решениях о внесении изменений в конкурсную доку­ментацию, а также публикует эту информацию в единой информационной системе.

На втором этапе конкурса участники вправе представить окончательные кон­курсные заявки с указанием цены либо отказаться от дальнейшего участия в кон­курсе. Согласно Законопроекту, принять участие во втором этапе конкурса вправе любые участники, а не только те, которые принимали участие в первом этапе.

"Для подготовки к проведению кон­курса, в том числе в случае, если заказ­чик, уполномоченный орган не имеют возможности составить подробные спецификации товаров, определить ха­рактеристики работ (выполнение слож­ных научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ) или услуг в целях наиболее полного удовлетворения нужд заказчика, заказчик, уполномоченный орган могут разместить на официальном сайте со­общение о своей заинтересованности в проведении конкурса с указанием сро­ка представления предложений о тех­нических, технологических и качествен­ных характеристиках товаров, работ, услуг. Представленные предложения могут учитываться при определении предмета конкурса. После определения предмета конкурса заказчик, уполномо­ченный орган принимают решение о проведении конкурса. При этом заказ­чик, уполномоченный орган не вправе устанавливать какие-либо преимуще­ства для лиц, подавших указанные предложения".

Электронный аукцион - открытый аук­цион, проведение которого обеспечива­ется оператором электронной площадки на сайте в информационно-телекоммуни­кационной сети Интернет.

Запрос котировок - способ определе­ния поставщиков, при котором информа­ция о закупке сообщается заказчиком не­ограниченному кругу лиц путем размещения ее в единой информацион­ной системе. Победителем признается участник, предложивший наиболее низ­кую цену контракта.

Запрос предложений - способ опре­деления поставщиков, при котором ин­формация о закупке сообщается заказчи­ком неограниченному кругу лиц путем размещения ее в единой информацион­ной системе. Победителем признается участник, представивший окончательную оферту, которая наилучшим образом удовлетворяет потребностям заказчика.

Закрытые способы определения по­ставщиков (подрядчиков, исполните­лей) - способы закупок, при которых ин­формация о закупке сообщается ограниченному кругу лиц. Данные лица должны соответствовать перечисленным в Законопроекте требованиям и быть способны осуществить поставку продук­ции, необходимой заказчику.

Способ закупки из единственного ис­точника - способ, при котором заказчик самостоятельно, без проведения каких- либо процедур, определяет поставщика продукции. Осуществление закупок из единственного источника возможно ис­ключительно по основаниям, предусмо­тренным Законопроектом.

Список возможных способов закупки, применяемых заказчиком, дополнен но­выми видами конкурсных процедур. Обу­словлено это тем, что именно конкурс, а не электронный аукцион должен стать для заказчиков основным способом закупки.

Так, нормы Законопроекта предписы­вают заказчикам во всех случаях осу­ществлять закупки путем проведения от­крытого конкурса.

Исключениями из данного правила могут быть следующие случаи:

1. Проведение заказчиком конкурса с ограниченным участием (ст. 50 Законо­проекта). При этом проведение заказчи­ком такого конкурса возможно, если за­купаемая им продукция может быть поставлена ограниченным числом по­ставщиков в силу ее высокосложного, ин­новационного или специализированного характера. Перечень случаев отнесения продукции к высокосложной, инноваци­онной или специализированной должен быть определен Правительством Россий­ской Федерации. Вместе с тем продукция, для которой нормативными документа­ми определены стандартные показатели и требования, не может относиться к ука­занным группам и не должна закупаться заказчиком путем проведения конкурса с ограниченным участием.

2. Проведение заказчиком двухэтап­ного конкурса (ст. 51 Законопроекта).

В случае принятия Законопроекта заказ­чик будет вправе проводить двухэтапный конкурс. Условия - если одновременно будут выполнены следующие требования:

• если задача заказчика - заключить контракт для проведения научных ис­следований, проектных работ, экспе­риментов, изысканий или разработок, на поставку инновационной продук­ции, в целях реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, му­зейных предметов и музейных кол­лекций, включенных в состав Музей­ного фонда РФ, документов Архивного фонда РФ, особо ценных и редких документов, входящих в со­став библиотечных фондов, а также для создания произведения литерату­ры или искусства, исполнения (как ре­зультата интеллектуальной деятель­ности), на финансирование проката или показа национального фильма;

• для уточнения тех или иных характе­ристик объекта закупок необходимо провести обсуждение с поставщика­ми (подрядчиками, исполнителями).

3. Проведение заказчиком электрон­ного аукциона (ст. 52 Законопроекта).

В соответствии с Законопроектом заказ­чик, как и сейчас, будет обязан приме­нять процедуру электронного аукциона, если он будет осуществлять закупку про­дукции, включенной в установленный Правительством РФ "аукционный пере­чень". Однако в отличие от действующих норм Закона № 94-ФЗ, предусматриваю­щих формирование этого перечня на ос­новании наличия неконкретной заявки заказчика, функционирующего рынка, а также возможности сравнивать закупае­мые товары по их ценам, Законопроект определяет право Правительства РФ формировать названный перечень при одновременном выполнении ряда условий.

Так, для формирования перечня будет необходимо наличие:

• возможности сформулировать под­робное и точное описание объекта закупок;

• конкурентного рынка поставщиков продукции, отвечающей требованиям заказчика;

• критериев определения победителя аукциона, поддающихся количествен­ному и денежному выражению.

На основании изложенного можно уже сейчас сделать предположение о том, что "аукционный перечень", который будет принят в дальнейшем, будет вклю­чать в себя меньшее количество позиций товаров, нежели действующее распоря­жение Правительства Российской Феде­рации от 27.02.2008 № 236-р. Следова­тельно, количество случаев проведения заказчиками электронных аукционов сократится.

4. Проведение заказчиком запроса ко­тировок (ст. 64 Законопроекта). В Законо­проекте сохраняются предусмотренные Законом № 94-ФЗ условия применения данного способа закупки: заказчик вправе проводить закупки с помощью запроса ко­тировок в отношении имеющейся в нали­чии продукции, которая производится или предоставляется не по конкретному опи­санию заказчика и для которой сложился рынок, - при условии, что цена контракта не превышает 500 тыс. руб. При этом со­гласно Законопроекту изменяется сово­купный объем возможных к проведению данным способом закупок: не более 10% объема средств, предусмотренных на все закупки заказчика в соответствии с планом-графиком.

Заказчики получат, с одной стороны, возможность способом запроса котиро­вок закупать любую продукцию, соответствующую вышеперечисленным требова­ниям (в том числе одноименную продукцию), но, с другой стороны, не бо­лее чем на 10% годового объема всех за­купок заказчика.

5. Проведение заказчиком запроса предложений (ст. 74 Законопроекта). За­прос предложений, как уже было отмече­но выше, - это новый для госзаказа спо­соб закупки, вводимый Законопроектом. Заказчик будет вправе проводить закуп­ки данным способом в одном из следую­щих случаев:

• в четвертом квартале текущего фи­нансового года возникла потребность (в том числе вследствие чрезвычайно­го события) в осуществлении закупок в связи с увеличением бюджетных ас­сигнований;

• ранее проведенные заказчиком про­цедуры закупок признаны несостоявшимися и заказчик пришел к обосно­ванному выводу, что повторное проведение процедур закупок с уче­том срочности закупок нецелесо­образно.

Данные положения Законопроекта призваны исключить случаи, при которых потребности государственного (муници­пального) заказчика в той или иной про­дукции удовлетворялись с опозданием либо не удовлетворялись вовсе в связи с несовершенством законодательства.

6. Проведение заказчиком закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (ст. 76 Зако­нопроекта). Согласно Законопроекту за­крытыми способами определения по­ставщика (подрядчика, исполнителя) являются закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, двух­этапный закрытый конкурс, закрытый аукцион, закрытый запрос предложений.

Закрытые процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) могут проводиться заказчиком исключи­тельно в случаях:

• закупки продукции, сведения о кото­рой составляют государственную тай­ну, - при условии, что такие сведения содержатся в документации об осу­ществлении закупки либо в проекте контракта;

• заключения контрактов на оказание услуг по страхованию, транспорти­ровке и охране ценностей Государ­ственного фонда драгоценных метал­лов и драгоценных камней РФ; на оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их ко­пии), имеющих историческое, художе­ственное или иное культурное значе­ние и передаваемых заказчиками во временное владение и пользование либо во временное пользование фи­зическим и юридическим лицам, в том числе в связи с проведением выста­вок на территории Российской Феде­рации и (или) территориях иностран­ных государств.

Действующий Закон № 94-ФЗ позволя­ет в качестве закрытых способов закупки определять только торги (конкурс, аукцион).

7. Осуществление заказчиком заку­пок у единственного источника в соот­ветствии с основаниями, перечисленны­ми в ст. 85 Законопроекта.

Подводя промежуточный итог сказан­ному, отметим, что в случае принятия За­конопроекта в редакции, прошедшей первое чтение в Государственной Ду­ме РФ, заказчики будут обязаны намного чаще, чем сейчас, осуществлять закупки продукции путем проведения торгов.

Так, в ст. 30 Законопроекта устанавли­вается, что к участникам закупки должны предъявляться единые требования вне зависимости от выбранного заказчиком способа закупки. Данное положение от­личает Законопроект от Закона № 94-ФЗ, предусматривающего, что требования к участникам могут быть предъявлены за­казчиком только при проведении торгов (ст. 11 Закона № 94-ФЗ).

Помимо этого, Законопроект расширя­ет перечень обязательных требований, предъявляемых к участникам, в том числе:

• правомочность участников процедур закупок заключать контракт;

• отсутствие в реестре недобросовест­ных поставщиков сведений об участ­нике процедуры, а для юридических лиц - сведений об учредителях, чле­нах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного орга­на участника процедуры;

• отсутствие судимости у физического лица - участника процедуры либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера участника процедуры; не­применение в отношении указанных лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной дея­тельностью и административного на­казания в виде дисквалификации;

• обладание (для участников) исключи­тельными правами на результаты ин­теллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказ­чик приобретает такие права.

Статьей 31 Законопроекта изменяются правила оценки предложений участни­ков закупки. В качестве критериев оцен­ки в Законопроекте предлагается опре­делить только четыре критерия:

• цена контракта;

• расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, на использование результа­тов работ;

• качественные, функциональные и эко­логические характеристики объекта закупок;

• квалификация участников (включая наличие у участника необходимой профессиональной и технической квалификации, трудовых и финансо­вых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов для исполне­ния контракта, опыта работы).

Помимо этого, в отношении критерия "расходы на эксплуатацию и ремонт това­ров, на использование результатов ра­бот" в Законопроекте указано, что значи­мость данного критерия не может превышать значимость критерия "цена контракта".

Вероятно, такое указание будет вклю­чено в Порядок оценки заявок, который вновь должно утвердить Правительство Российской Федерации. Косвенно сде­лать вывод об этом позволяет норма ч. 6 ст. 31 Законопроекта, предусматривающая, что критерии "цена контракта" и "расходы на эксплуатацию и ремонт това­ров, на использование результатов ра­бот" могут не использоваться заказчиком в случае, если законодательством Рос­сийской Федерации установлены фикси­рованные государством цены (тарифы) на закупаемую продукцию. На основании данной нормы можно также предполо­жить, что для применения заказчиками будет обязателен не только критерий "це­на контракта", но и критерий "расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, на ис­пользование результатов работ".

При проведении заказчиком закупок способами электронного аукциона, за­крытого аукциона, запроса котировок це­на контракта всегда будет выступать обя­зательным критерием оценки заявок, поскольку в данном случае особенность названных процедур предполагает выбор победителя на основании снижения участниками начальной (максимальной) цены контракта.

В продолжение разговора об измене­ниях, затрагивающих содержание приме­няемых заказчиком способов закупок, нельзя пройти мимо вопроса об отклоне­нии заявок с демпинговой ценой.

Если участник не представит соответ­ствующие документы, то комиссия заказ­чика будет обязана отклонить заявку участника, а в случае осуществления за­казчиком закупки научно-исследователь­ских, опытно-конструкторских или техно­логических работ заявка участника с ценой, которая на 25% ниже начальной (максимальной) цены контракта, подле­жит отклонению комиссией в любом слу­чае (вне зависимости от состава подан­ной таким участником заявки).

В заключение следует отметить, что в настоящей статье автором описаны лишь основные, но далеко не все измене­ния, планируемые к принятию. Вполне возможно, что в ходе дальнейших слуша­ний в Государственной Думе РФ, посвя­щенных Законопроекту о ФКС, ряд пред­лагаемых положений будет скорректирован. Вместе с тем заказчи­кам, проводящим процедуры госзакупок, следует внимательно отслеживать про­цесс принятия Закона о ФКС. Это позво­лит лучше подготовиться к вступлению изменений в силу и своевременно при­нять необходимые решения.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×
Справочная сиистема
Вы выиграли отличный подарок!
Получите доступ к Системе «Главный врач» на 3 дня!

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главный врач»:
возможность скачать СОПы • доступ к тренингамжурналы для главного врача
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.