text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

Организация психологической помощи при кататравме и тяжелой хирургической патологии в педиатрическом стационаре

  • 15 декабря 2012
  • 34

Медицинские организации непсихиатрического профиля в соответствии с существующими нормативно-правовыми ак­тами могут включать в свое штатное расписание специали­стов - клинических психологов. Их преимущество в том, что для взаимодействия клинического психолога с пациентом не требуется предварительного разрешения родственников. Тем самым обеспечивается максимально ранний контакт с по­ступившим на лечение ребенком, что позволяет своевремен­но выявить существующие психологические проблемы. При необходимости ребенку назначается консультация врача-психиатра. Первостепенное значение предается тем психологическим отклонениям, которые вызваны не­посредственно травмой, приведшей к госпитализации.

Исход лечения пострадавшего ребен­ка, возвращение ему предшествующего качества жизни - комплексная задача, где само медицинское лечение в остром пе­риоде - только одна из составных частей оказания помощи.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

Продолжительность индивидуальной работы клинического психолога НИИ НДХиТ с ребенком обычно составляет от полутора до четырех часов. В ней услов­но можно выделить следующие этапы:

1. Контакт (5-20 мин). Специалист создает доверительную атмосферу, чтобы впоследствии начать работать с негатив­ными воспоминаниями.

2. Диагностика (20-60 мин). В ходе общения ребенок выражает травму че­рез рассказ, метафоры, свободный рису­нок - что дает ключи к пониманию состо­яния ребенка и особенностей реакции на травму. Обращается внимание на детали, которые могут быть особенно болезнен­ны для ребенка и иметь символическое значение.

3. Анализ (20-60 мин). Результаты, полученные в ходе диагностики, интер­претируются, анализируются с целью соз­дания терапевтической модели. Исходя их модели подбирается терапевтическая техника, метод коррекции.

4. Коррекция (20-60 мин). Непосред­ственная работа с состоянием травмы

с использованием указанных техник.

5. Экологическая проверка (10-30 мин). Проверка эффективности использо­ванного метода, диагностика изменения состояния ребенка, анализ результатов коррекции, уточнение пожеланий или просьб к психологу. При необходимости производиться консультирование роди­телей и врачей. Принимается решение о дальнейшей работе.

Сходные рекомендации приводят спе­циалисты ФГБУ НИПНИ им. В.М. Бехтере­ва. По их расчетам полное первичное психодиагностическое обследование больного, оформление результатов и вне­сение заключения в историю болезни в среднем занимают 2, 5-3 ч, которые мож­но распределить на два-три дня. Повтор­ное обследование занимает обычно 1, 5-2 ч.

Анализ результатов обследования больных, проводимый с 2001 г., показал, что бо­лее чем у половины де­тей наблюдаются или интенсивная стрес­совая реакция на травмирующее событие (48%), или нестабильность эмоциональ­но-волевой сферы (29%). Они проявля­лись угрюмостью, слезливостью, посто­янным страхом, у подростков с элементами агрессии. Треть из этих детей была лишена постоянного ухода со сто­роны близких.

Только 14% детей имели стабильную эмоционально-волевую сферу, быстро и успешно преодолевали стресс, к ним воз­вращалось спокойное состояние, норма­лизовался сон, быстро проявлялись инте­рес к окружающим, желание и уверенность в выздоровлении. Все эти дети были из полноценных семей с забо­той и уходом за ними со стороны взрос­лых. Их родители также прошли курс пси­хологической реабилитации и поддержки.

В марте-июле 2012 г. в НИИ НДХиТ бы­ла проведена оценка эффективности ранней (неотложной) больным (3-16 лет) с тяжелой хирургической патологией и травмой в результате кататравмы, нахо­дящимся на стационарном лечении.

Врачи-хирурги, которые вели детей, включенных в исследование, описывали общее угнетенное состояние детей. У всех наблюдались тяжелые психоэмоциональ­ные нагрузки, обусловленные острой хи­рургической патологией и тяжелой трав­мой. Они проявлялись бессонницей, страхами, страшными снами, депрессив­ным состоянием, постоянной навязчивой памятью о происшествии, сниженным эмоциональным фоном, болезненными ощущениями на фоне хирургической нор­мы, плаксивостью при упоминании трав­матического события, ажитацией, даже мыслями о суициде.

Так, методом клинической беседы (ли­бо другим методом, адекватным состоя­нию и возрасту ребенка) у пациентов с кататравмой были выявлены (в том или ином сочетании):

• симптомы повторного пережива­ния: возникновение состояния стрес­са при выяснении деталей происше­ствия, чувство вины, страх смерти, негативные, навязчивые воспоминания о событии либо негативные сны, связанные с событием;

• симптомы избегания памяти трав­мирующего события: избегание мыслей и чувств, связанных с событи­ем, невозможность вспомнить детали события (амнезия), отсутствие ориен­тации на будущее;

• симптомы повышенной возбуди­мости: повышенная тревожность, раздражительность, легкий стресс на пребывание в стационаре, стресс на медицинские процедуры, страх физи­ческого отдаления близкого человека (потребность физического присут­ствия близкого человека, эмоцио­нального тепла со стороны значимых людей), состояние ажитации. Примерно у половины пациентов с кататравмой был выявлен негативный психо­логический анамнез (развод родителей, симптомы девиантного поведения, неод­нократное попадание в стационар). В ра­нее проведенных исследованиях1 было от­мечено, что у большей части детей, поступающих в стационар с легкой степе­нью черепно-мозговой травмы, снижен по­рог компенсации нарушений центральной нервной системы, что приводит к замедле­нию регресса неврологической симптома­тики, развитию выраженных проявлений травматической болезни головного мозга.

При выборе метода психокоррекци­онного вмешательства исходили из предположения о психической вменяемости пациента. Лучше всего себя зарекомендвали методы, направленные на формиро­вание позитивных ожиданий и снятия стрессовых состояний на пути к выздо­ровлению. Один из самых ярких приме­ров такого подхода иллюстрирует Дал­ласский центр онкологических исследований и консультаций в штате Техас, США. В течение четырех лет специ­алисты этого центра занимались обуче­нием неизлечимых больных различным методам саморегуляции. В результате из 159 человек, использовавших приобре­тенные навыки, выжили 63 пациента. Причем, у 22, 2% их них через четыре года после начала занятий опухоли не визуализировались.

Во время проведения исследования были апробированы и показали надеж­ность методика структурированного клинического диагностического интер­вью и клиническая диагностическая шкала.

Предлагаемые методики позволяют выбрать метод экстренной психологиче­ской коррекции, определить тактику дальнейшего оказания психологической помощи.

Кроме того, разработаны анкеты для родителей детей, перенесших травму,

и детей (старше 10 лет), перенесших травму:

1. Вопросы анкеты для родителей де­тей, перенесших травму:

• Соответствует ли поведение ребенка привычному (до травмы)?

• Хорошо ли спит ребенок?

• Наблюдаются ли изменения характера?

• Может ли ребенок спокойно воспри­нимать рассказ о травме или сам

о ней рассказать?

• Появились ли резкие эмоциональные реакции на естественные раздражите­ли (люди, обстановка)?

2. Вопросы анкеты для детей (от 10 до 16 лет), перенесших травму:

• Соответствует ли твое самоощущение привычному (до травмы)?

• Снятся ли тебе страшные сны?

• Не появились ли мрачные чувства (одиночества, навязчивых мыслей,

раздражительности, боязливости, плохого настроения, отсутствие аппе­тита)?

• Вызывает ли рассказ о травмирующем событии болезненные ощущения, схо­жие с травматическими?

• Появились ли резкие эмоциональные реакции при общении (напряжение, замкнутость, избегание контактов), смене обстановки?

Подобное анкетирование может быть проведено даже амбулаторно, в том чис­ле если выявлена травма, по поводу кото­рой не было своевременного обращения за медицинской помощью.

Уже при двух положительных ответах ребенка (родителя) на вопросы анкеты не­обходимо направить пациента на психо­логическое обследование с целью более тщательной диагностики и оказания необ­ходимой психокоррекционной помощи.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×
Справочная сиистема
Вы выиграли отличный подарок!
Получите доступ к Системе «Главный врач» на 3 дня!

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главный врач»:
возможность скачать СОПы • доступ к тренингамжурналы для главного врача
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.