Обучение руководителей здравоохранения информационным технологиям

16

Еще 10-15 лет назад многие главные врачи впервые сталкивались с необходимостью использования персональных компьютеров для нужд ЛПУ. Выбор компьютеров и программного обеспечения носил спонтанный характер и был ориентирован в основном на нужды бухгалтерии и экономических служб медицинской организации. Только единичные крупные больницы и диагностические центры могли позволить себе комплексную компьютеризацию, затрагивающую не только административно- хозяйственные, но и лечебно-диагностические подразделения.

Об уровне подготовленности слушателей курсов РМАПО в те годы можно судить хотя бы по тому, что ответ на вопрос "Что не входит в базовую комплектацию компьютера: системный блок, монитор, клавиатура, сканер, мышь?" далеко не всегда был правильным. Недостаточный уровень подготовки руководителей здравоохранения в области информатизации оказывал негативное влияние на качество информационной поддержки медицинской деятельности ЛПУ в целом. Осложняло работу и то, что на первых порах отсутствовали необходимые учебно-методические пособия, адаптированные для здравоохранения.

Преподавателями кафедры было разработано "Учебное пособие для пользователей IBM PC" по курсу "Информатика и вычислительная техника". В курс обучения главных врачей были включены такие элементы, как архитектура персонального компьютера и компьютерная грамотность (навыки работы в операционных системах DOS, UNIX, WINDOWS, с текстовыми редакторами и электронными таблицами).

Практические занятия проводились на базе клиник РМАПО, где слушатели могли ознакомиться с реальным использованием медицинских информационных систем (МИС). При этом демонстрировались МИС, функционировавшие как в пределах одного ЛПУ, так и в пределах нескольких функционально связанных организаций или подразделений (например, в поликлинике и стационаре).

Сегодня требования к подготовке управленческих кадров здравоохранения в области ИКТ значительно возросли, так как руководитель является ключевым организационным, координирующим и контролирующим звеном на всех уровнях управления отраслью.

Ведется поиск новых методов обучения, обеспечивающих выполнение этого условия. Преподаватель, реализующий учебные программы по информатизации здравоохранения, выступает как опытный эксперт в этой области.

Лекционный курс предусматривает обзор и анализ актуальной нормативной правовой базы по вопросам информатизации здравоохранения, знакомство с основами информационного обеспечения управленческого процесса и с на

правлениями использования ИКТ в медицине. Отдельный блок занятий посвящен определению и анализу существующих информационных потоков, созданию единого информационного пространства отрасли, информационной инфраструктуре и телекоммуникационным технологиям.

Тематический план практических занятий предусматривает обучение использованию МИС в управлении деятельностью ЛПУ, а также организационно-техническому обеспечению работы специалистов с использованием автоматизированных рабочих мест.

До недавнего времени нормативное регулирование использования ИКТ осуществлялось сравнительно небольшим количеством законодательных актов: Конституцией РФ (ст. 29), Федеральными законами от 20.02.1995 № 24-ФЗ"Об информации, информатизации и защите информации" (утратил силу), от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании" от 10.01.2002 № 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" (утрачивает силу с 01.07.2012) и некоторых других.

В 2006 г. Президентом РФ были подписаны Федеральные законы от 27.07.2006 № 149-ФЗ"Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон № 149-ФЗ) и от 27.07.2006 № 152-ФЗ"0 персональных данных" (далее - Закон № 152-ФЗ). Следует особо отметить, что с принятием этих законов стало возможным регламентировать такие процедуры, как сбор персональных данных граждан и защита этих данных в информационных системах.

Закон № 152-ФЗ привлек к себе особое внимание специалистов в области ИКТ. В него был внесен ряд поправок.

В этой связи Минздравсоцразвития России были разработаны "Методические рекомендации для организации защиты информации при обработке персональных данных в учреждениях здравоохранения, социальной сферы, труда и занятости" и "Модель угроз типовой медицинской информационной системы типового лечебно-профилактического учреждения".

Федеральный закон № 63-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" был принят 06.04.2011. Он устанавливает три вида электронных цифровых подписей (далее - ЭЦП): простая, усиленная и квалифицированная, а также требования к средствам, которые отвечают за создание и проверку ЭЦП, ее ключа и ключа проверки. Кроме того, регламентированы требования к удостоверяющим центрам, выдающим сертификаты ключей и проверяющим ЭЦП.

Особое внимание уделяется детальному рассмотрению Концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 28.04.2011 № 364). Предпосылка ее создания - низкий уровень информатизации здравоохранения: большая часть средств вычислительной техники и ПО применяется в целях обеспечения административно-хозяйственной деятельности, в то время как для автоматизации собственно лечебно-диагностического процесса используется менее 20% компьютерного парка. В государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения один компьютер приходится в среднем на 10, 6 работника. При этом лишь в 7, 7% ЛПУ ведется электронная медицинская карта; менее 3% организаций оснащены средствами телемедицины.

На семинарах руководители ЛПУ часто задают вопрос, возможно ли бесплатно получить типовые МИС. На федеральном уровне такие системы разрабатываться не будут - они строятся исходя из особенностей регионов и специфики работы в конкретном ЛПУ, что сегодня невозможно унифицировать.

Одна из тем, которую нельзя не затронуть при преподавании ИКТ, -"облачные" технологии - обеспечение сетевого доступа пользователя к общему пулу конфигурируемых вычислительных ресурсов при требуемом уровне безопасности. На семинарах и практических занятиях преподаватель помогает слушателям провести сравнительный анализ классической и "облачной" моделей автоматизации учреждений здравоохранения, сформулировать ожидаемые преимущества "облачных" вычислений (уменьшение начальных затрат на приобретение компьютерного оборудования; удешевление обслуживания инфраструктуры; повышение экономической эффективности инвестиций в серверное оборудование; улучшение экологичности ИКТ-проектов; улучшение защиты и безопасности серверов и т.д.).

Как правило, слушатели высказывают два мнения по поводу того, для каких ЛПУ наиболее подходят" облачные" технологии. Первое: главным потребителем "облачных" вычислений в России должны стать небольшие ЛПУ, так как аренда компьютерной инфраструктуры и программных продуктов - сравнительно недорогой способ получить возможности, доступные обычно только крупным заказчикам. Второе мнение: для крупных ЛПУ, имеющих разветвленную территориальную структуру, наиболее очевидны преимущества "облачных" решений, в том числе - их экономическая и технологическая оправданность.

В целом перспективы массового применения "облачных" вычислений в отечественной медицине очевидны. Есть предпосылки для появления крупных региональных проектов.

Нельзя не напомнить главную заповедь медицины - "не навреди". В случае "облаков" это означает, что необходимо оценивать и минимизировать все существующие риски; выбирать надежных поставщиков и применять проверенные специализированные программные решения.

Одна из тем, активно обсуждаемых на семинарах руководителями ЛПУ, - создание единого информационного пространства здравоохранения. Как правило, эта идея трактуется как возможность из любой точки России узнать все о здоровье пациента и детальную историю его обращений в медицинские учреждения. При этом возникают вопросы, кто именно будет пользоваться этой возможностью (пациенты, врачи, органы управления здравоохранением и т. д.) и как это будет реализовано.

При обсуждении часто делается акцент на возможностях современных ИКТ и на создании того или иного варианта унифицированной (для региона или для всей страны) электронной карты пациента. Такая карта может содержать всю медицинскую информацию о пациенте либо предоставить возможность обратиться для получения такой информации в любое ЛПУ, в которое обращался пациент.

Слушатели обращают внимание на два аспекта использования единого информационного пространства. Первый - предоставление возможности пациенту самому узнать, где и кто может оказать ему качественную медицинскую помощь. Сегодня такая возможность реализуется с

помощью Интернет-порталов медицинской тематики и электронных регистратур.

Второй аспект учитывает потребности медицинских специалистов и организаций. Не секрет, что в медицинских учреждениях плохо знают (либо вообще не знают) о возможностях других медицинских учреждений; существует технологическая разобщенность. Единое информационное пространство позволяет найти тех, кто добивается лучших результатов, и понять, какими средствами это достигается (включая способы работы с информацией, особенности управления и т. д.).

Такая среда способна предоставить (в рамках прав, установленных для всех участников информационного обмена):

• врачу - все сведения о пациенте (независимо от того, где они были зафиксированы);

• пациенту - сведения о медицинских учреждениях, куда он мог бы обратиться, и способы, которыми это можно сделать;

• ЛПУ - информацию о деятельности других подобных учреждений;

• органам управления здравоохранения и контролирующим органам - статистическую информацию для планирования и анализа деятельности.

В системе последипломной подготовки активно внедряются элементы дистанционного обучения. Это позволяет сократить финансовые затраты ЛПУ и дает возможность руководителям проходить обучение без отрыва от работы. Кроме того, дистанционное обучение может заменить выездные курсы усовершенствования специалистов. Это позволит сократить материальные затраты образовательного учреждения.

Слушатель самостоятельно, в удобное для него время изучит информацию, которая будет ему предоставлена в виде текстов и видеоматериалов (возможно также проведение телеконференций и вебинаров). В ходе обучения слушатель имеет возможность связаться с преподавателем посредством электронной почты.

Планируется также ввести тестовый контроль (входной и выходной) в режиме on-line; при этом тесты будут доступны в строго определенное время, устанавливаемое преподавателем. Все это позволит сформировать ответственное отношение обучаемого к такой форме обучения. Преподаватель сможет полностью контролировать порядок прохождения тем и тестов каждым обучаемым.

Считаем, что внедрение дистанционной формы повышения квалификации по вопросам ИКТ позволит:

♦ индивидуализировать процесс обучения для конкретного слушателя, обеспечивая модульный принцип построения учебного материала;

♦ эффективно осуществлять контроль над процессом обучения и обратную связь с преподавателем;

♦ сократить финансовую нагрузку на ЛПУ, связанную с обеспечением непрерывного образования специалистов;

♦ создать предпосылки для дальнейшего развития последипломного образования на качественно новом уровне, обеспечивая модернизацию здравоохранения.

За последние 15 лет в системе последипломного образования руководителей медицинских учреждений перешли от "ликвидации компьютерной безграмотности" к обсуждению вопросов "облачных" технологий и единого информационного пространства здравоохранения.

Темпы появления новых информационных технологий и внедрения их в повседневную практику ЛПУ растут. Это означает, что их изучение становится неотъемлемой частью повышения квалификации главных врачей.



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Мероприятия

    Повышаем квалификацию

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...








    Наши продукты






















    © МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

    Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

    Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
    Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×