text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

Организация финансирования ЛПУ, подведомственных Департаменту здравоохранения г. Москвы

  • 15 сентября 2012
  • 49

В ходе реформы здравоохранения выделяют несколько "си­стемных" задач: обеспечение сбалансированности Программы го­сударственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной ме­дицинской помощи (далее - программы госгарантий), переход на одноканальное финансирование и полный тариф обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), расширение финансо­во-хозяйственной самостоятельности учреждений, интеграция обязательного и добровольного медицинского страхования, совершенствование ценообразования на лекарственные препараты.

Основной инструмент для повышения эффективности исполь­зования ресурсов - программно-целевое планирование и финан­сирование. Таким образом, внедрение в практику здравоохране­ния программно-целевых принципов организации деятельности ЛПУ определило направление реформирования отраслевого бюджетного процесса - формирование программных бюджетов.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

Москва стала одним из первых субъектов Российской Федерации, перешедших на формирование программного бюджета на 2012 г.

Программа "Столичное здравоохранение"

Департаментом здравоохранения г. Москвы (далее - Департамент здравоох­ранения) была разработана и утверждена государственная программа "Столичное здравоохранение на 2012-2016 гг." Она включает в себя восемь подпрограмм, шесть из которых отражены в Территори­альной программе госгарантий на 2012 г.

Раздел по ресурсному обеспечению программы "Столичное здравоохране­ние" был сформирован с учетом Указа­ний о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденных при­казами Минфина России от 28.12.2010 № 190н и от 21.12.2011 № 180Н1 (таблица, см. с. 18).

Основные направления развития про­граммы обозначены подпрограммами,

а мероприятия программы детализируют данные направления.

Использовалась семизначная кодифи­кация целевой статьи расходов:

• первые два символа - код программы в бюджете города;

• третий - буква, обозначающая под­программу;

• четвертый и пятый - порядковый но­мер мероприятия;

• шестой и седьмой - направления рас­ходов (например, 82 - приобретение оборудования, 84 - текущий ремонт и т. д.).

Раздел и подраздел указывались в со­ответствии с бюджетной классификацией, действовавшей в 2011 г., а виды расхо­дов - согласно приказу Минфина России от 21.12.2011 № 180н.

Такая структура раздела позволила связать между собой отдельные меро­приятия с объемными и финансовыми показателями деятельности.

Вполне возможно, что принятый ва­риант представления данных может быть

скорректирован и доработан, но стоит при­нять во внимание, что первый программ­ный бюджет субъекта РФ формировался в 2011 г. без исчерпывающей нормативной правовой и методологической базы.

Задачи и мероприятия

Для того чтобы добиться снижения го­сударственных расходов и обеспечить при этом высокое качество медицинско­го обслуживания, был сформулирован ряд задач:

• привести структуру сети учреждений здравоохранения и их мощности в со­ответствие с потребностями населе­ния в медицинской помощи;

• перейти к более эффективной органи­зации медицинской помощи;

• ликвидировать диспропорции в струк­туре и численности медицинских кад­ров, повысить их квалификацию;

• совершенствовать технологии оказа­ния медицинской помощи;

• повысить доступность медицинской помощи;

• улучшить результаты лечения;

• повысить эффективность использования ресурсов системы здравоохранения;

• создать единое информационное про­странство в системе здравоохранения г. Москвы.

Были начаты мероприятия по децент­рализации управленческих функций и по формированию окружных систем здраво­охранения на принципах самодостаточ­ности и соподчиненности ЛПУ.

В начале 2011 г. 781 подведомствен­ное ЛПУ имело статус юридического ли­ца, а на 01.07.2012 их стало 773 (в т. ч. 134 больницы, 515 поликлиник и диспан­серов, 21 родильный дом и женская кон­сультация, 35 санаториев).

Этот процесс не завершен: до конца 2012 г. планируется ввести 371 поликли­нику для взрослых в состав 47 амбула­торно-поликлинических объединений, а 159 детских поликлиник - в состав 40 амбулаторно-поликлинических объ­единений для детей.

Ожидаемый экономический эффект от проводимых мероприятий составляет около 730 млн руб.

Для повышения эффективности ис­пользования финансовых ресурсов в практику была внедрена Единая инфор­мационно-аналитическая система (да­лее - ЕИАС), которая позволила увязать казначейское исполнение бюджета с объ­емными и финансовыми показателями деятельности. Система содержит инфор­мацию по каждому подведомственному ЛПУ по трем блокам: правовому, органи­зационному и финансовому.

В единой базе данных были сформиро­ваны государственное задание, планы фи­нансово-хозяйственной деятельности уч­реждений, соглашения на открытие финансирования, весь перечень необходи­мых бухгалтерских и отчетных форм, необ­ходимых для финансирования подведом­ственных учреждений.

Конечно, как любой новый программ­ный продукт, ЕИАС потребовала коррек­тировок на этапе внедрения, но в целом можно сделать вывод о повышении эф­фективности управления ресурсным обе­спечением отрасли.

Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ1 определил суть правоотноше­ний, возникающих при предоставлении государственных (муниципальных) услуг. Объем государственного задания стано­вится переменной величиной и зависит не от "исторически сложившихся" объемов сметного финансирования, а от результа­тов деятельности учреждений, качества оказываемых ими услуг и некоторых иных факторов (по решению учредителя).

На базе двух многопрофильных лечеб­но-профилактических учреждений был реали­зован пилотный проект, в рамках которого осуществлялся авто­матизированный расчет нормативных за­трат на оказание услуг в соответствии

с утвержденным ведомственным переч­нем услуг (работ). Результаты этой работы легли в основу программного продукта, позволяющего обеспечить взаимосвязь между этапами планирования, финанси­рования и казначейского исполнения бюджета.

Проблемы и пути их решения

Как уже отмечалось, в системе депар­тамента здравоохранения функциониру­ют 773 учреждения, из которых 157 - ка­зенные и 616 - бюджетные; в системе ОМС работают 523 ЛПУ. Разнотипность уч­реждений, различные источники и формы их финансирования создали определен­ные трудности при формировании про­граммно-целевого бюджета отрасли.

Так, казенные учреждения осущест­вляют свою деятельность в рамках смет­ного бюджетного финансирования.

Бюджетные учреждения, работающие в рамках ОМС, получают государственное задание в рамках территориальной про­граммы госгарантий. Их финансовое обе­спечение осуществляется по двум кана­лам: за счет средств ОМС и за счет целевых субсидий на выполнение работ по обеспечению условий для оказания медицинской помощи государственным учреждениям здравоохранения в рамках территориальной программы ОМС (код расходов - 612).

Бюджетные учреждения, не работаю­щие в рамках ОМС, получают государствен­ное задание на оказание государственных услуг. Их финансовое обеспечение осу­ществляется за счет бюджетных субсидий на выполнение государственного задания (код расходов - 611) и бюджетных субси­дий на иные цели (код расходов - 612).

Во исполнение постановления Прави­тельства Москвы от 07.12.2010 № 1050-ПП1 Департаментом здравоохранения г. Мо­сквы была проведена следующая работа:

• проанализирована структура подве­домственной сети учреждений, опре­делен тип каждого ЛПУ;

• сформированы перечни недвижимого

и особо ценного движимого имущества;

• сформирован ведомственный пере­чень государственных услуг, работ. При формировании ведомственного перечня государственных услуг (работ) за основу был взят федеральный базовый перечень государственных услуг2.

Были утверждены:

• наименование государственной услу­ги, работы: в рамках оказываемых ви­дов медицинской помощи;

• категории потребителей государ­ственной услуги, работы;

• показатели, характеризующие каче­ство государственной услуги, работы;

• наименования государственных уч­реждений (групп учреждений), оказы­вающих государственную услугу, ра­боту.

На основании Методических рекомен­даций по формированию государствен­ного задания для государственного уч­реждения г. Москвы и Методических рекомендаций по расчету нормативов финансового обеспечения оказания (вы­полнения) государственными учреждени­ями г. Москвы государственных услуг (ра­бот) и расчетно-нормативных расходов на содержание имущества государствен­ных учреждений г. Москвы3 Департамен­том здравоохранения были утверждены нормативные правовые акты, определяю­щие порядок формирования и расчет нормативов затрат на оказание услуг.

Для специалистов финансово-эконо­мических служб подведомственных ЛПУ были проведены обучающие семинары, в рамках которых разъяснялся порядок внесения информации в соответствую­щие разделы порталов Департамента здравоохранения и Департамента финан­сов г. Москвы.

При расчетах нормативных затрат за основу были приняты фактические пока­затели учреждений за 2010 г. и планируе­мые на 2011 г. На первом этапе работы использовался метод "прямого счета".

При составлении перечня "укрупнен­ных" услуг для каждого ЛПУ в первую очередь учитывались показатели штат­ной и фактической численности меди­цинского персонала (задействованного при оказании услуги) и объем оказывае­мых услуг.

В результате были сформированы услуги:

• для учреждений родовспоможения: акушерство и гинекология (стацио­нар), акушерство и гинекология (амбу­латорно);

• для онкологических больниц и дис­пансеров: онкология (стационар), ра­диология (стационар), онкология (дневной стационар), онкология (ам­булаторно);

• для городских поликлиник: терапия (амбулаторно).

• для поликлиник восстановительного лечения: восстановительная медици­на и реабилитация (амбулаторно). Аналогичный подход был применен

для многопрофильных стационаров.

Для расчета нормативов финансового обеспечения единицы государственной услуги был применен метод "об­ратного счета" (исходя из прогнозных по­казателей объемов бюджетного финанси­рования отрасли1). При методе обратного счета норматив затрат формируется исхо­дя из сметы расходов учреждения за про­шлый (текущий или планируемый) год пу­тем деления суммы расходов на количество услуг в соответствующем пе­риоде (в сумму текущих расходов не включаются "разовые" расходы - напри­мер, связанные с реализацией иных це­левых программ).

При формировании показателей объ­емов услуг за основу были приняты пла­новые (в рамках плановой мощности) и фактические показатели деятельности ЛПУ за предыдущий год и прогнозные по­казатели на текущий год. По результатам анализа полученных данных был опреде­лен минимальный норматив затрат на каждую услугу, а затем - корректирую­щий коэффициент по каждой услуге для каждого ЛПУ (в рамках утвержденного бюджета на 2011 г.).

Все данные были обработаны с помо­щью программного комплекса "Парус" и интегрированы в единую базу данных программного комплекса, разработанно­го компанией "Бюджетные и финансовые технологии".

Был издан приказ Департамента здра­воохранения, которым закреплялся пере­чень ведомственных государственных ус­луг, нормативы финансового обеспечения единицы государственной услуги, а также расчетно-нормативные расходы на содержание единицы площа­ди имущества государственных учрежде­ний Департамента здравоохранения г. Москвы и корректирующие коэффици­енты по расходам на содержание едини­цы имущества для каждого ЛПУ.

В заключение отметим, что, несмот­ря на многообразие и сложность задач, которые пришлось решать одновре­менно (реализация региональной про­граммы модернизации здравоохране­ния; изменение правового положения государственных учреждений, подго­товка к переходу на одноканальное фи­нансирование, реструктуризация от­расли), программно-целевой метод планирования отрасли позволил до­биться более эффективного финансового обеспечения учреждений, подведом­ственных Департаменту здравоохране­ния г. Москвы.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Журнал
Гость, Ваш бесплатный доступ к журналу «Здравоохранение» сгорает через

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Здравоохранение»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для начмедов
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.