text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

Применение законодательства о защите прав потребителей к отношениям в сфере ОМС: новые риски ЛПУ

  • 15 сентября 2012
  • 43

О необходимости распространения законодательства о за­щите прав потребителей на отношения в сфере ОМС многие эксперты говорили и ранее5, но высшие судебные органы согла­сились с этой точкой зрения только сейчас. Одной из наиболее вероятных причин изменения позиции Верховного Суда могло быть мнение о том, что реформирование системы здравоохра­нения будет сопровождаться повышением правовой активно­сти граждан.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

Действующее законодательство трактует понятие "потреби­тель" как гражданина, заказывающего, приобретающего или ис­пользующего товары, работы или услуги (либо имеющего такое намерение для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением пред­принимательской деятельности.

Исполнитель - организация (незави­симо от ее организационно-правовой формы), индивидуальный предпринима­тель, выполняющие работы или оказыва­ющие услуги потребителям по возмезд­ному договору.

Медицинскую помощь в системе ОМС оказывают при наступлении страхового случая - при заболевании, травме, ином состоянии здоровья застрахованного ли­ца или при необходимости проведения профилактических мероприятий.

Федеральным законом от 29.11.2010 № 326-ФЗ"Об обязательном медицин­ском страховании в РФ" (далее - Закон № 326-ФЗ) определено: "право застрахо­ванного лица на бесплатное оказание ме­дицинской помощи по ОМС реализуется на основании заключенных в его пользу между участниками ОМС договора о фи­нансовом обеспечении ОМС и договора на оказание и оплату медицинской помо­щи по ОМС". Плательщиком за оказание медицинской помощи выступает не сам гражданин, а страховщик - Федеральный фонд ОМС, аккумулирующий все сред­ства ОМС (формирующиеся в т. ч. из стра­ховых взносов на ОМС за работающее и неработающее население).

Исходя из перечисленного, Пленум Верховного Суда РФ постановил, что "к отношениям по предоставлению граж­данам медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями в рамках добровольного и обязательного меди­цинского страхования, применяется законодательство о защите прав потребите­лей" (п. 9 постановления от 28.07.2012 №17).

Субъекты и участники ОМС - застра­хованные лица, страхователи, Феде­ральный фонд ОМС, территориальные фонды ОМС, страховые медицинские организации и медицинские организации.

Перечислим права потребителя, ука­занные в Законе РФ от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон № 2300-1). Это права:

• на надлежащее качество работ (услуг);

• на безопасность работы (услуги);

• на информацию об исполнителе;

• на информацию о работах (услугах);

• на соблюдение сроков выполнения работ (оказания услуг);

• при обнаружении недостатков выпол­ненной работы (оказанной услуги) - на соблюдение сроков устранения не­достатков выполненной работы (оказанной услуги);

• на соблюдение сроков удовлетворе­ния отдельных требований потреби­теля.

Эти права потребителей напрямую связаны с обязанностями исполнителей обеспечить их выполнение, а нарушение прав потребителей может повлечь за со­бой соответствующие юридические санкции.

Все способы защиты гражданских прав могут быть разделены на общие, вытекающие из норм Гражданского ко­декса РФ1 (возмещение убытков, взы­скание неустойки, компенсация мо­рального вреда) и специальные, вытекающие из положений Закона № 2300-1.

Информационные услуги - получение от территориального фонда, страховой медицинской организации и медицин­ских организаций достоверной информа­ции о видах, качестве и об условиях пре­доставления медицинской помощи (п. 6). Правовые услуги - защита прав и закон­ных интересов в сфере обязательного ме­дицинского страхования (п. 10). Сопут­ствующие услуги - выбор страховой медицинской организации (п. 2), замена страховой медицинской организации (п. 3), выбор медицинской организации (п. 4), выбор врача (п. 5), защита персо­нальных данных (п. 7).

Существуют так называемые имуще­ственные права застрахованных лиц, в частности - право требовать возме­щения страховой медицинской органи­зацией ущерба, причиненного в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ею обязанностей по орга­низации предоставления медицинской помощи (п. 8) или право требовать воз­мещения медицинской организацией ущерба, причиненного в связи с неис­полнением или ненадлежащим испол­нением ею обязанностей по организа­ции и оказанию медицинской помощи (п. 9).

Основные права граждан в сфере ОМС закреплены в Территориальных программах государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной ме­дицинской помощи.

Рассмотрим некоторые наиболее ве­роятные ситуации.

Например, по результатам осмотра участковым врачом пациенту, имеющему полис ОМС, рекомендовано проведение ФГДС, однако в поликлинике по месту жительства все талоны на ФГДС на бли­жайший месяц уже выданы.

Допустим, что в Территориальной программе госгарантий установлен пре­дельный срок ожидания на диагностиче­ские обследования - 15 дней.

На 16-й день застрахованный может воспользоваться своими правами потре­бителя, а именно:

• назначить исполнителю новый срок;

• поручить выполнение работы (оказа­ние услуги) третьим лицам за разум­ную цену и потребовать от исполните­ля возмещения понесенных расходов;

• потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков выполнения ра­боты (оказания услуги).

Весьма сомнительно, что потребитель будет назначать медицинской организа­ции новый срок - скорее всего, он прой­дет обследование в частной медицин­ской организации (например, по цене 420 руб.). Затем он может предъявить требование к поликлинике по месту жи­тельства возместить понесенные расхо­ды. Это требование должно быть удовлет­ворено не позднее, чем в 10-дневный сроке момента предъявления претензии (ч. 1 ст.31 Закона № 2300-1).

Если требование не будет удовлетво­рено, то потребитель может обратиться с иском в суд, который взыщет с меди­цинской организации не только понесен­ные расходы, но и неустойку в размере 420 руб.1, а также компенсацию мораль­ного вреда. Ее размер может быть оценен судом в 1 тыс. руб.2 Кроме того, в пользу потребителя с поликлиники будет взы­скан штраф в размере 50% от присужден­ной суммы3. В силу требований процессу­ального законодательства4 с медицинской организации взыскивает­ся также государственная пошлина в раз­мере 4400 руб.

Таким образом, в описанной ситуации поликлиника может потерять 7130 руб.

Другой пример. После стационарного лечения пациент обратился в страховую компанию с заявлением о проведении экспертизы качества медицинской помо­щи. В результате эксперты выявили де­фект оказания медицинской помощи: ошибки в сборе информации ввиду недо­статочного проведения лабораторных и инструментальных исследований. Ме­дицинская организация согласилась с ак­том экспертизы качества медицинской помощи; застрахованный был извещен о наличии ошибок.

Защита нарушенного права на оказа­ние медицинской помощи надлежащего качества осуществляется посредством компенсации морального вреда.

Доказательством этого факта будет от­вет страховой компании пациенту.

Размер компенсации морального вре­да в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из прин­ципа разумности и справедливости. По­требитель даст пояснения в суде о том, что он очень переживал, когда узнал, что ему была оказана медицинская помощь ненадлежащего качества. Суд удовлетво­рит заявленные требования и взыщет с медицинской организации в пользу па­циента 5 тыс. руб., а также государствен­ную пошлину в размере 4 тыс. руб.

Еще один пример. Врач стационара предложил пациенту приобрести за свой счет лекарственные препараты, входя­щие в стандарт медицинской помощи. Пациент приобрел нужные лекарства, со­хранил кассовый и товарный чеки (с ука­занием названий лекарственных препа­ратов), а затем воспользовался законодательством о защите прав потре­бителя и взыскал с медицинской органи­зации не только фактически понесенные расходы, но и неустойку, компенсацию морального вреда и штраф.

Полагаем, что реальные ситуации с участием пациентов, застрахованных по ОМС и ссылающихся на законодательство о защите прав потребителей, будут даже более разнообразны, чем можно пред­ставить сейчас.

Уже сейчас можно прогнозировать, что изменение правоприменительной практики приведет к существенному возрастанию роли юридической службы медицинских учреждений и к повыше­нию требований к квалификации ее сотрудников.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×
Справочная сиистема
Вы выиграли отличный подарок!
Получите доступ к Системе «Главный врач» на 3 дня!

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главный врач»:
возможность скачать СОПы • доступ к тренингамжурналы для главного врача
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.