Роль центров медицинской профилактики в укреплении здоровья школьников

14

В 2001 г. согласно приказу Управления здравоохранения администрации Красноярского края была создана экспериментальная площадка "Центр профилактики и содействия укреплению здоровья школьников". Автором этой инициативы был КГБУЗ "Красноярский краевой Центр медицинской профилактики". Экспериментальная площадка стала одним из направлений работы Центра по разработке перспективных инновационных моделей оздоровления школьников и создания здоровьесберегающей образовательной среды. Для реализации целей программы требовалось отработать перспективные профилактические технологии, провести их оценку и затем внедрить в работу образовательного учреждения. При этом площадка не должна была стать "второй детской поликлиникой".

Базой для экспериментальной площадки была выбрана одна из самых больших школ Красноярского края (1480 учащихся). Коллектив и родители были заинтересованы в формировании принципов здорового образа жизни у учеников. Дополнительные финансовые средства не выделялись - работа проводилась в рамках текущего финансирования муниципального образовательного учреждения и краевых учреждений здравоохранения.

Эксперимент предполагал сотрудничество между представителями систем здравоохранения и образования. Научными руководителями площадки стали представители системы образования (сотрудник краевого института повышения квалификации работников образования) и системы здравоохранения (сотрудник Красноярской государственной медицинской академии, ныне университета).

Основная деятельность экспериментальной площадки осуществляется по нескольким направлениям:

• гигиеническое обучение и воспитание учащихся и педагогов при активном использовании техник само- и взаимообразования;

• профилактические акции и кампании с привлечением педагогов, а также родителей и родственников учащихся;

• мониторинг параметров физического и функционального здоровья учащихся с целью выявления среди школьников групп риска по развитию хронических заболеваний и проведения профилактических мероприятий.

На первом этапе деятельности экспериментальной площадки ведущие сотрудники Красноярского государственного медицинского университета и студенты старших курсов педиатрического факультета провели:

• оценку санитарно-гигиенического состояния школы (классные комнаты, спортзал, пищеблок и рекреации);

• анализ школьного расписания, включая оценку всех видов нагрузки на учащегося в школе;

• оценку физического развития подростков 14-16 лет;

• оценку уровня гигиенических знаний, распространенность различных поведенческих факторов риска, степень мотивации к изменению образа жизни. Согласно результатам исследования у

83, 1% школьников физическое развитие соответствовало возрасту и полу. В организации учебно-воспитательного процесса был выявлен ряд недостатков, которые могут вызвать изменения в состоянии здоровья школьника. Среди них - избыточная наполненность классов, нарушение режима проветривания и графика влажной уборки в помещениях, у старшеклассников - перегруженность учебной программы, недостатки в организации школьного питания.

На основании полученных данных была составлена перспективная программа деятельности экспериментальной площадки. В нее были включены следующие разделы:

• организационные вопросы: реорганизация работы пищеблока, пришкольного спортивного комплекса;

• гигиеническое нормирование: рационализация школьного расписания с увеличением часов, отведенных на занятия физической культурой; организация питьевого режима школьников младших классов с установкой кулеров; ионизация воздуха в учебных помещениях;

• гигиеническое обучение и воспитание учащихся, педагогов и родителей: проведение тренингов, семинаров и консультаций, массовых тематических мероприятий.

После внедрения всех элементов программы проводился мониторинг результатов деятельности экспериментальной площадки. Рассматривались все параметры среды обитания школьников, их физического и психического здоровья. В результате появилась возможность объективно оценить эффективность проводимых мероприятий.

Основные элементы мониторинга - компьютерная оценка функциональных резервов детского организма, формирование "Паспорта физического здоровья" с индивидуальными рекомендациями на протяжении всех лет обучения ребенка,

отбор школьников в группы ЛФК (в том числе по медицинским картам).

Проект "Паспорт физического здоровья" стал основой для внедрения новой медицинской технологии "Навигатор здоровья". В рамках этой технологии совместно с Государственным научным центром Российской Федерации, Институтом медико-биологических проблем Российской академии наук была проведена работа по оценке соматического здоровья и функциональных резервов школьников.

Технология "Навигатор здоровья" была зарегистрирована в Росздравнадзоре в 2006 г. "Навигатор здоровья" дает возможность оценивать индивидуальный стиль жизни, проводить контроль динамики физического здоровья и функциональных резервов систем организма, выявлять факторы риска соматических заболеваний и проводить профилактические мероприятия задолго до развития болезни. Измерение индивидуальных показателей и сопоставление их с возрастными эталонами по программе "Навигатор здоровья" позволяет вносить необходимые коррективы в стиль жизни и здоровье школьников. Предусмотрена возможность проводить исследования силами не только медицинских работников, но и специалистов других профилей, например педагогов.

Анализ физического развития учащихся школы, проведенный у 1226 детей, выявил различные уровни физического и соматического здоровья: идеальное, хорошее, удовлетворительное, неудовлетворительное и низкое.

Идеальное здоровье в 1-4-х классах как у мальчиков, так и у девочек фиксировали редко независимо от возраста, что составило 1, 2% от числа обследуемых школьников. Хороший уровень здоровья в младших классах преобладал у девочек - 72, 6% против 46, 3% у мальчиков.

У подростков 5-8-х классов в период становления всех органов и систем показатели здоровья были хуже по всем уровням почти с одинаковой частотой как у мальчиков, так и у девочек.

По мере взросления детей отмечалась четкая тенденция в сторону улучшения параметров здоровья. По всей видимости, это обусловлено физиологическими процессами роста детского организма, закономерностями развития определенных структурных и функциональных систем.

Выявленные у 14, 8% учащихся школы низкие (2, 2%) или неудовлетворительные (12, 6%) показатели физического здоровья требовали повышенного внимания к этой группе школьников и изучения причин плохого физического здоровья. Это было положено в основу индивидуальной работы врача, учителя, родителя по сохранению и укреплению здоровья детей данной группы здоровья.

Для оценки состояния здоровья детей были привлечены сотрудники Красноярского краевого врачебно-физкультурного диспансера, обследовавшие 1486 чел. По результатам работы были выявлены 110 детей, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Было отмечено, что 378 школьников нуждаются в проведении корригирующей гимнастики.

Медицинским работникам школы была оказана практическая помощь в комплектовании групп учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальным группам. Им были предложены примерная программа физических упражнений и рекомендации по их выполнению. Было сформировано шесть групп (96 учащихся начальной, средней и старшей школы) в соответствии с занятостью школьников (в первую или во вторую смену).

Занятия были организованы по программе адаптивной физкультуры, разработанной в специализированной школе- интернате № 2 г. Красноярска.

Программа разрабатывалась для улучшения состояния опорно-двигательного аппарата детей, для воспитания осознанного отношения школьников к своим силам и уверенности в них, готовности к действиям по преодолению физических нагрузок, для формирования потребности в систематических занятиях физической культурой, в ведении здорового образа жизни.

Еще одна большая проблема, связанная со здоровьем школьников, - проблема лишнего веса.

Из 1253 обследованных детей 23, 1% школьников имели повышенный вес (вплоть до ожирения III степени). Излишний вес чаще отмечался у детей начальной школы в возрасте 7-10 лет и преобладал у мальчиков. Чаще чем у школьников других возрастных групп выявляется ожирение II (7, 8%) и I (7, 1%) степеней. При изучении взаимосвязи между повышенным весом и уровнем здоровья школьников оказалось, что среди 102 детей, имеющих низкий и неудовлетворительный уровень здоровья, избыточный вес был выявлен у 78, 4%.

Для оценки питания школьников провели анкетирование, которое показало, что большинство детей питаются правильно и регулярно. При этом были выявлены дети, требовавшие повышенного внимания со стороны медицинских работников. Их питание периодически или постоянно было плохим и некачественным.

Для улучшения состояния здоровья детей, имеющих избыточную массу тела, в школе создан бар здорового питания, в котором продаются фрукты, соки, витаминизированные кисели, чаи. Школьным врачом разработаны лечебные низкокалорийные блюда со снижением содержания жиров до 30% от суточной калорийности. В школе приняты дополнительные меры по обогащению продуктов питания комплексами витаминов и минеральных веществ: младшие школьники ежедневно получают кисель на основе натуральных ягодных экстрактов. Для учащихся организовано горячее питание, услугами школьной столовой и буфета пользуются более 90% школьников.

Экспериментальная площадка министерства здравоохранения Красноярского края "Центр профилактики и содействия укреплению здоровья школьников" существует вот уже десять лет. Опыт работы, основанной на современных научных подходах, с привлечением ведущих специалистов в области сохранения и укрепления здоровья детского населения, должен быть перенесен в образовательное пространство всех учебных учреждений города и края. Специалисты министерства здравоохранения края предполагают и дальше вести эту работу совместно с органами образования.



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Мероприятия

    Повышаем квалификацию

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...








    Наши продукты






















    © МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

    Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

    Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
    Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×