text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

Роль центров медицинской профилактики в укреплении здоровья школьников

  • 15 февраля 2012
  • 18

В 2001 г. согласно приказу Управления здравоохранения администрации Красноярского края была создана экспериментальная площадка "Центр профилактики и содействия укреплению здоровья школьников". Автором этой инициативы был КГБУЗ "Красноярский краевой Центр медицинской профилактики". Экспериментальная площадка стала одним из направлений работы Центра по разработке перспективных инновационных моделей оздоровления школьников и создания здоровьесберегающей образовательной среды. Для реализации целей программы требовалось отработать перспективные профилактические технологии, провести их оценку и затем внедрить в работу образовательного учреждения. При этом площадка не должна была стать "второй детской поликлиникой".

Базой для экспериментальной площадки была выбрана одна из самых больших школ Красноярского края (1480 учащихся). Коллектив и родители были заинтересованы в формировании принципов здорового образа жизни у учеников. Дополнительные финансовые средства не выделялись - работа проводилась в рамках текущего финансирования муниципального образовательного учреждения и краевых учреждений здравоохранения.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

Эксперимент предполагал сотрудничество между представителями систем здравоохранения и образования. Научными руководителями площадки стали представители системы образования (сотрудник краевого института повышения квалификации работников образования) и системы здравоохранения (сотрудник Красноярской государственной медицинской академии, ныне университета).

Основная деятельность экспериментальной площадки осуществляется по нескольким направлениям:

• гигиеническое обучение и воспитание учащихся и педагогов при активном использовании техник само- и взаимообразования;

• профилактические акции и кампании с привлечением педагогов, а также родителей и родственников учащихся;

• мониторинг параметров физического и функционального здоровья учащихся с целью выявления среди школьников групп риска по развитию хронических заболеваний и проведения профилактических мероприятий.

На первом этапе деятельности экспериментальной площадки ведущие сотрудники Красноярского государственного медицинского университета и студенты старших курсов педиатрического факультета провели:

• оценку санитарно-гигиенического состояния школы (классные комнаты, спортзал, пищеблок и рекреации);

• анализ школьного расписания, включая оценку всех видов нагрузки на учащегося в школе;

• оценку физического развития подростков 14-16 лет;

• оценку уровня гигиенических знаний, распространенность различных поведенческих факторов риска, степень мотивации к изменению образа жизни. Согласно результатам исследования у

83, 1% школьников физическое развитие соответствовало возрасту и полу. В организации учебно-воспитательного процесса был выявлен ряд недостатков, которые могут вызвать изменения в состоянии здоровья школьника. Среди них - избыточная наполненность классов, нарушение режима проветривания и графика влажной уборки в помещениях, у старшеклассников - перегруженность учебной программы, недостатки в организации школьного питания.

На основании полученных данных была составлена перспективная программа деятельности экспериментальной площадки. В нее были включены следующие разделы:

• организационные вопросы: реорганизация работы пищеблока, пришкольного спортивного комплекса;

• гигиеническое нормирование: рационализация школьного расписания с увеличением часов, отведенных на занятия физической культурой; организация питьевого режима школьников младших классов с установкой кулеров; ионизация воздуха в учебных помещениях;

• гигиеническое обучение и воспитание учащихся, педагогов и родителей: проведение тренингов, семинаров и консультаций, массовых тематических мероприятий.

После внедрения всех элементов программы проводился мониторинг результатов деятельности экспериментальной площадки. Рассматривались все параметры среды обитания школьников, их физического и психического здоровья. В результате появилась возможность объективно оценить эффективность проводимых мероприятий.

Основные элементы мониторинга - компьютерная оценка функциональных резервов детского организма, формирование "Паспорта физического здоровья" с индивидуальными рекомендациями на протяжении всех лет обучения ребенка,

отбор школьников в группы ЛФК (в том числе по медицинским картам).

Проект "Паспорт физического здоровья" стал основой для внедрения новой медицинской технологии "Навигатор здоровья". В рамках этой технологии совместно с Государственным научным центром Российской Федерации, Институтом медико-биологических проблем Российской академии наук была проведена работа по оценке соматического здоровья и функциональных резервов школьников.

Технология "Навигатор здоровья" была зарегистрирована в Росздравнадзоре в 2006 г. "Навигатор здоровья" дает возможность оценивать индивидуальный стиль жизни, проводить контроль динамики физического здоровья и функциональных резервов систем организма, выявлять факторы риска соматических заболеваний и проводить профилактические мероприятия задолго до развития болезни. Измерение индивидуальных показателей и сопоставление их с возрастными эталонами по программе "Навигатор здоровья" позволяет вносить необходимые коррективы в стиль жизни и здоровье школьников. Предусмотрена возможность проводить исследования силами не только медицинских работников, но и специалистов других профилей, например педагогов.

Анализ физического развития учащихся школы, проведенный у 1226 детей, выявил различные уровни физического и соматического здоровья: идеальное, хорошее, удовлетворительное, неудовлетворительное и низкое.

Идеальное здоровье в 1-4-х классах как у мальчиков, так и у девочек фиксировали редко независимо от возраста, что составило 1, 2% от числа обследуемых школьников. Хороший уровень здоровья в младших классах преобладал у девочек - 72, 6% против 46, 3% у мальчиков.

У подростков 5-8-х классов в период становления всех органов и систем показатели здоровья были хуже по всем уровням почти с одинаковой частотой как у мальчиков, так и у девочек.

По мере взросления детей отмечалась четкая тенденция в сторону улучшения параметров здоровья. По всей видимости, это обусловлено физиологическими процессами роста детского организма, закономерностями развития определенных структурных и функциональных систем.

Выявленные у 14, 8% учащихся школы низкие (2, 2%) или неудовлетворительные (12, 6%) показатели физического здоровья требовали повышенного внимания к этой группе школьников и изучения причин плохого физического здоровья. Это было положено в основу индивидуальной работы врача, учителя, родителя по сохранению и укреплению здоровья детей данной группы здоровья.

Для оценки состояния здоровья детей были привлечены сотрудники Красноярского краевого врачебно-физкультурного диспансера, обследовавшие 1486 чел. По результатам работы были выявлены 110 детей, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Было отмечено, что 378 школьников нуждаются в проведении корригирующей гимнастики.

Медицинским работникам школы была оказана практическая помощь в комплектовании групп учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальным группам. Им были предложены примерная программа физических упражнений и рекомендации по их выполнению. Было сформировано шесть групп (96 учащихся начальной, средней и старшей школы) в соответствии с занятостью школьников (в первую или во вторую смену).

Занятия были организованы по программе адаптивной физкультуры, разработанной в специализированной школе- интернате № 2 г. Красноярска.

Программа разрабатывалась для улучшения состояния опорно-двигательного аппарата детей, для воспитания осознанного отношения школьников к своим силам и уверенности в них, готовности к действиям по преодолению физических нагрузок, для формирования потребности в систематических занятиях физической культурой, в ведении здорового образа жизни.

Еще одна большая проблема, связанная со здоровьем школьников, - проблема лишнего веса.

Из 1253 обследованных детей 23, 1% школьников имели повышенный вес (вплоть до ожирения III степени). Излишний вес чаще отмечался у детей начальной школы в возрасте 7-10 лет и преобладал у мальчиков. Чаще чем у школьников других возрастных групп выявляется ожирение II (7, 8%) и I (7, 1%) степеней. При изучении взаимосвязи между повышенным весом и уровнем здоровья школьников оказалось, что среди 102 детей, имеющих низкий и неудовлетворительный уровень здоровья, избыточный вес был выявлен у 78, 4%.

Для оценки питания школьников провели анкетирование, которое показало, что большинство детей питаются правильно и регулярно. При этом были выявлены дети, требовавшие повышенного внимания со стороны медицинских работников. Их питание периодически или постоянно было плохим и некачественным.

Для улучшения состояния здоровья детей, имеющих избыточную массу тела, в школе создан бар здорового питания, в котором продаются фрукты, соки, витаминизированные кисели, чаи. Школьным врачом разработаны лечебные низкокалорийные блюда со снижением содержания жиров до 30% от суточной калорийности. В школе приняты дополнительные меры по обогащению продуктов питания комплексами витаминов и минеральных веществ: младшие школьники ежедневно получают кисель на основе натуральных ягодных экстрактов. Для учащихся организовано горячее питание, услугами школьной столовой и буфета пользуются более 90% школьников.

Экспериментальная площадка министерства здравоохранения Красноярского края "Центр профилактики и содействия укреплению здоровья школьников" существует вот уже десять лет. Опыт работы, основанной на современных научных подходах, с привлечением ведущих специалистов в области сохранения и укрепления здоровья детского населения, должен быть перенесен в образовательное пространство всех учебных учреждений города и края. Специалисты министерства здравоохранения края предполагают и дальше вести эту работу совместно с органами образования.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Журнал
Гость, Ваш бесплатный доступ к журналу «Здравоохранение» сгорает через

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Здравоохранение»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для начмедов
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.