text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

Планирование государственного (муниципального) задания в здравоохранении

  • 15 марта 2012
  • 48

Основные цели, декларированные при принятии Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - закон 83-ФЗ), - повысить эффективность предоставления государственных и муниципальных услуг при условии сохранения (либо снижения темпов роста) расходов бюджетов на их предоставление путем создания условий и стимулов для сокращения внутренних издержек учреждений и привлечения ими внебюджетных источников финансового обеспечения, а также создать условия и стимулы для федеральных органов исполнительной власти для оптимизации подведомственной сети1.

При этом особенно актуальным становится поиск таких методов финансирования ГМУЗ, которые были бы ориентированы на конечный результат, обеспечивали взаимосвязь стратегического и бюджетного планирования, определяли плановые результаты бюджетных расходов и позволяли контролировать их достижение. Вместе с тем федеральными нормативными правовыми актами определен порядок формирования госзадания только в отношении федеральных бюджетных и казенных учреждений.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

При переходе на новые принципы финансового планирования ГМУЗ должны быть решены такие задачи:

• повышение эффективности бюджетных расходов;

• обеспечение связи объемов финансирования с достигнутыми результатами;

• создание "прозрачной" системы распределения бюджета.

Финансовое планирование (или бюджетирование) рассматривается как управленческая технология, используемая для определения стратегических целей и задач, составления бюджетных планов и обоснования принимаемых решений.

Методологические основы перехода к финансированию ГМУЗ на основе госзадания

Для перехода к финансовому обеспечению ГМУЗ на основе субсидий (в том числе субсидий на оказание государственных и муниципальных услуг) необходимо разработать методологию формирования, финансового обеспечения и контроля исполнения госзадания.

Общая схема планирования бюджетных ассигнований на выполнение госзадания приведена на рис. 1.

В бюджетном процессе ГМУЗ предусматривается ряд новых процедур [13, 15]:

♦ установление параметров государственных (муниципальных) услуг (перечня, состава, объема, системы сбалансированных показателей качества);

♦ определение структуры стоимости государственной (муниципальной) услуги (видов затрат, предельных цен и тарифов);

♦ расчет стоимости государственной (муниципальной) услуги (многовариантный расчет и сравнение стоимости услуги при различных сценарных условиях);

♦ определение методики планирования бюджетных субсидий на выполнение госзадания (расчет объема бюджетирования расчетно-аналитическим и нормативным методами на очередной год и на плановый период);

♦ формирование механизмов мониторинга выполнения госзадания;

♦ анализ экономической эффективности использования бюджетных средств.

Много вопросов вызывает перечень услуг (работ) - федеральным законодательством не установлены требования к его формированию. Неоднозначен вопрос детализации наименований услуг: по одному мнению, она должна быть

минимальной (обеспечивающей некоторую свободу учреждения при выполнении госзадания), а по другому мнению - максимальной (обеспечивающей абсолютную прозрачность отношений между учредителем, лечебно-профилактическим учреждением и потребителями услуг).

Ряд экспертов считает целесообразным определить государственную (муниципальную) услугу в сфере здравоохранения как деятельность по предоставлению медицинской помощи, финансируемую за счет бюджета и ориентированную на законченный случай лечения по профилю заболевания.

Законченный случай оказания медицинской помощи рассматривается как единица измерения ее объема и финансирования в соответствии с внутриучрежденческим стандартом, нормативом, установленным учредителем, и достигнутым результатом лечения.

При определении стандартных (нормативных) затрат и стоимости законченного случая оказания медицинской помощи целесообразно применять подход, основанный на клинической и затратной однородности клинико-статистических групп заболеваний (КСГ). КСГ - это укрупненные единицы объема помощи, учитывающие нозологическую форму, исход лечения и использование ресурсов. КСГ определяются:

♦ по значению: выраженной в стоимостной форме укрупненной единицей объема медицинской помощи (по видам и перечню нозологических форм), сгруппированной по клинической и затратной однородности;

♦ по использованию: в целях составления дифференцированных шкал возмещения расходов с учетом коэффициентов удорожания (в зависимости от сложности применяемых технологий и возникающих затрат);

♦ по способу действий: планированием государственных целевых программ и оплатой законченного случая медицинской помощи (ориентированной на конечный результат) на проспективной основе в соответствии с объемом планового задания и процедурами тарифного регулирования при отклонениях.

Один из вариантов предварительной (проспективной) оплаты медицинской помощи в рамках госзадания - выполнение глобального бюджета.

При формировании среднепрофильных и/или дифференцированных цен на законченный случай оказания медицинской помощи необходимо:

• учитывать все виды затрат и поступлений;

• обеспечивать окупаемость затрат и контроль за ними;

• обеспечивать эффективность затрат (в отношении достигаемых результатов).

Система управления затратами должна быть достаточно гибкой и надежной.

Для определения структуры стоимости государственной (муниципальной) услуги и расчета стоимости единицы услуги, относимой на КСГ, следует использовать данные о структуре постоянных и переменных расходов, имеющиеся в медицинской информационной системе ГМУЗ. Предельную цену законченного случая лечения рассчитывают на нормативный объем медицинской помощи, предоставляемой в ГМУЗ.

Для выбора наиболее адекватного метода ценообразования и эффективного управления ресурсами учреждения целесообразно провести сравнительную оценку тарифа на законченный случай лечения по профилю заболевания и дифференцированных тарифов КСГ [16].

При построении системы КСГ выполняются стандартные процедуры типизации больных, тарификации медицинских услуг, отбора и ранжирования групп болезней (табл. 1).

КСГ используются как система технологических и расходных нормативов для составления дифференцированных шкал возмещения расходов (в пересчете на законченный случай лечения). Кроме того, эта система - основа формирования глобального бюджета ГМУЗ при программно-целевом бюджетном планировании.

С применением метода квартильного анализа становится возможно оценить прогнозируемые расходы (на законченный случай) в рамках финансового обеспечения в соответствии с рисками, связанными с уровнем возмещения затрат на оказание видов помощи, включенных в программы бюджетирования. Различия в стоимости программ бюджетирования определяются разными уровнями технологий стационарной помощи, применяемых в соответствии с нормативом КСГ.

К классификационным признакам программ бюджетирования ГМУЗ следует отнести:

• метод возмещения расходов (нормативный);

• способ оплаты (проспективный, не зависящий от числа пролеченных больных);

• уровень агрегирования единицы объема помощи, подлежащей оплате (КСГ, законченный случай лечения).

Для разработки системы программного бюджетирования необходимо обосновать цели, способы их достижения и методики расчета бюджетных ассигнований на выполнение госзадания.

Цели программного бюджетирования определяются необходимостью:

* ресурсосбережения и сдерживания затрат;

» соответствия планам финансирования и обеспечения предсказуемости расходов;

» эффективного использования ресурсов при обеспечении должного качества медицинской помощи.

К способам достижения целей можно отнести:

► нормативный способ (стандартизация затрат, оценка ресурсопотребления, установление финансовых нормативов и оптимизация финансовых расчетов по одному законченному случаю);

► расчетно-аналитический способ (прогнозирование объема помощи и финансовых затрат на среднесрочную перспективу);

» бюджетирование, ориентированное на результат (планирование и оплата медицинской помощи в связи с результатами);

► организационное моделирование (характеристики, процессы, анализ);

► экономический анализ (анализ "затраты - эффективность");

► управление с использованием широкого спектра методов (контроль расходов, расчет тарифов, планирование объемов помощи и использования ресурсов).

Бюджеты ГМУЗ могут быть сформированы на основе расчетно-аналитического и на основе нормативного метода.

Для применения расчетно-аналитического метода требуется разработать модель прогнозирования объемов медицинской помощи и финансовых затрат (на законченный случай оказания помощи), экстраполируя натуральные и стоимостные показатели (число пролеченных больных и стоимость одного случая лечения соответственно) [16]. При этом рекомендуется использовать уравнение линейной регрессии, позволяющее найти количественное выражение взаимосвязей между показателями (число пролеченных больных) и факторами, их определяющими (ставки оплаты за каждый законченный случай по дифференцированным тарифам КСГ).

Согласно методике планирования бюджетных субсидий в процессе формирования и исполнения бюджета, ориентированного на результаты деятельности ГМУЗ и предусматривающего допустимые отклонения в объемах работ, требуется решить определенные задачи.

Для выбора оптимального способа бюджетирования, согласования тарифов и затрат рекомендуется провести сравнительную оценку эффективности и экономической целесообразности программ бюджетирования (с применением анализа "затраты/эффективность" или стоимостного анализа; критерии - экономия ресурсов, получение преимуществ по количеству и результатам законченных случаев, снижение финансового риска при выполнении госзадания).

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Журнал
Гость, Ваш бесплатный доступ к журналу «Здравоохранение» сгорает через

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Здравоохранение»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для начмедов
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.