Сложные вопросы применения Закона № 223-ФЗ

74

Что делать с договорами, которые заключены до вступления Закона № 223-ФЗ в силу?

Согласно п. 1 ст. 422 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) договор должен соответствовать обязательным для сторон пра­вилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующим в момент его заключения. Действие закона рас­пространяется на отношения, возникшие до введения его в дей­ствие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено зако­ном. Закон № 223-ФЗ таких норм не содержит.

Указанное правило касается только тех договоров, в которых как минимум указаны наименование и количество (объем) про­дукции, цена договора, сроки поставки то­варов (выполнения работ, оказания услуг). Только такой договор, в котором согласова­ны все существенные условия, может счи­таться договором (ст. 432 ГК РФ). Договоры, в которых не указаны, например, количе­ство (объем) закупаемой продукции и (или) цена, являются так называемыми рамочны­ми договорами, правомерность существо­вания которых рассматривается ниже.

Продолжают ли действовать "рамочные" договоры, которые заключены заказчиком до вступления в силу Закона № 223-ФЗ?

В нормативных правовых актах отсут­ствует понятие рамочного договора. Что­бы ответить на поставленный вопрос, следует определить: о каком именно до­говоре идет речь. Так называемые рамоч­ные договоры можно условно разделить на три вида.

Договор "с неопределенным объе­мом и ценой". Например, медицинской организацией заключен договор с по­ставщиком, в котором определен только перечень лекарственных препаратов, не­обходимых ЛПУ. Точное количество тре­буемых препаратов будет указываться в конкретной заявке на отгрузку, а цена бу­дет определяться на дату отгрузки. Итого­вая цена договора не указывается.

Считается, что стороны не согласовали существенные условия договора - усло­вие о предмете (в том числе наименова­ние и количество (объем) товаров, работ, услуг) и цене договора (ст. 432 ГК РФ).

Каждая поставка (работа, услуга), осуществляемая по заявке заказчика в рамках такого "договора", будет являть­ся отдельным договором, поскольку именно обмен документами между за­казчиком и поставщиком - заявка на от­грузку, счет, платежное поручение, - ко­торые содержат существенные условия договора, будет считаться заключением договора (п. 2 ст. 434 ГК РФ). Данный до­говор (заявка - счет - платежное пору­чение) необходимо заключать в соответ­ствии с Законом № 223-ФЗ: каждая заявка в отдельности и все заявки в со­вокупности согласно Положению о за­купке должны подпадать под какое-ли­бо основание для применения прямой закупки.

Сведения по каждой заявке и стоимо­сти закупленной по ней продукции долж­ны войти в ежемесячный отчет, составля­емый заказчиком в соответствии с ч. 19 ст. 4 Закона № 223-ФЗ. В ежемесячный от­чет необходимо включать сведения по дате оплаты.

Если договор "с неопределенным объемом и ценой" был заключен до всту­пления в силу для ЛПУ Закона № 223-ФЗ1, то он продолжает действовать, однако исполнение такого договора (заявка - счет - платежное поручение) подпадает под регулирование Закона № 223-ФЗ.

Вместо рамочных договоров заказчи­ку необходимо заключать либо договоры "с открытыми условиями" либо договоры с четким указанием ассортимента (пе­речня товаров), цен за единицу и макси­мального количества по каждой из то­варных позиций. В таких договорах надо будет указать, что поставка осуществля­ется по заявкам заказчика по мере воз­никновения у него потребности в этом товаре.

Договор "с открытыми условиями", в котором либо предмет договора, либо цена договора определены не точно.

Например, заключен договор, в кото­ром указаны ассортимент (перечень) ле­карственных препаратов, предельная цена договора и цена за единицу това­ров, но не указано, сколько именно ле­карственных препаратов требуется ЛПУ. Предполагается, что лекарственные препараты должны поставляться по ме­ре возникновения потребности в них у ЛПУ - по заявкам.

В данном договоре согласованы все существенные условия: есть цена, сро­ки, предмет и иные условия договора. При этом количество товара указано не конкретно, а через механизм определе­ния необходимого объема продукции. Это соответствует ст. 465 ГК РФ: "...коли­чество товара, подлежащего передаче покупателю, предусматривается догово­ром купли-продажи в соответствующих единицах измерения или в денежном выражении. Условие о количестве това­ра может быть согласовано путем уста­новления в договоре порядка его определения..."

Предельное количество товара в данном случае определяется исходя из предельной цены договора и цены за единицу товара.

Договор "с открытыми условиями" считается нормальным договором, соот­ветствующим ст. 432 ГК РФ. Договором в данном случае считается не отдельная за­явка заказчика, а изначальный договор "с открытыми условиями".

Заключение таких договоров возмож­но и в рамках Закона № 223-ФЗ. Заклю­чить договор "с открытыми условиями" можно, используя любой способ закупки, кроме аукциона. Торговать здесь следует цену за единицу товара (работы, услуги).

Аукцион нельзя использовать при за­ключении договоров "с открытыми усло­виями" потому что согласно ч. 2 ст. 2 За­кона № 223-ФЗ победителем аукциона признается лицо, предложившее наи­меньшую цену договора, а не цену за единицу товара (работы, услуги). А при заключении договора "с открытыми усло­виями" нет смысла торговать цену дого­вора, поскольку в данном случае пре­дельная цена договора определяет количество (объем) продукции.

В договорах "с открытыми условиями" также указывается, что поставка осущест­вляется по мере возникновения потреб­ности у заказчика - по заявкам заказчика. В течение установленного в договоре срока заказчик будет постепенно "выби­рать" объем, пока не"исчерпает"предель­ную цену договора. В случае если по окончании срока действия договора за­казчик не "выберет" весь товар, сторонам потребуется провести расторжение дого­вора по фактическому количеству по­ставленного товара. Если заказчику необ­ходимо будет закупить больше товара, чем указано в таком договоре, то можно будет заключить дополнительное согла­шение об увеличении количества това­ров или осуществить отдельную закупку.

Сведения о заключении такого дого­вора заказчик будет вносить в отчет за тот месяц, в котором был заключен дого­вор (т. е. по дате в "шапке" договора).

Договоры "с четким указанием ас­сортимента, цены за единицу продук­ции и максимального количества по каждой из товарных позиций с услови­ем поставки товара (выполнения работ, оказания услуг) по заявкам заказчика". Например, заказчик планирует приобре­сти питьевую воду, всего 1 тыс. бутылок по 0, 5 л, предельная цена - 30 тыс. руб. При этом эту тысячу бутылок нужно поставить не в один день, а по мере возникновения у заказчика потребности. Заключение та­ких договоров в рамках Закона № 223-ФЗ возможно. Такие договоры называют ра­мочными только из-за того, что поставка осуществляется по заявкам заказчика. Как правило, при такой закупке торгуется об­щая цена договора, а единичные расценки снижаются пропорционально снижению общей цены договора.

Если заказчику необходимо будет за­купить больше товара, чем указано в та­ком договоре, то можно будет заключить дополнительное соглашение об увеличе­нии количества товаров или осуществить отдельную закупку.

Регулирует ли Закон № 223-ФЗ закупки заказчика, которые осушествляются не для собственных нужд заказчика, а для иных целей, например - для последующей перепродажи населению?

Закон № 223-ФЗ распространяется на все закупки товаров, работ, услуг, осу­ществляемых заказчиками вне зависимо­сти от суммы, предмета закупки, источни­ка ее финансирования или цели приобретения продукции. Исключениями для заказчика будут являться лишь вы­плата зарплаты штатным работникам, уплата налогов, сборов и иных обязатель­ных платежей, а также закупки, которые прямо исключены из Закона № 223-ФЗ (ч. 4 ст. 1 Закона № 223-ФЗ).

Этот вывод подтвержден также в разъяснительных письмах Минэконом­развития России:

• ".. .все .. .юридические лица обязаны проводить закупки любых товаров с учетом положений Закона № 223-ФЗ независимо от того, закупаются такие товары для собственного потребле­ния или для их дальнейшей перепро­дажи населению...";

• ".. .Следует также отметить, что Закон распространяется на все закупочные процедуры заказчика, составляющие его хозяйственную деятельность, за исключением отношений, перечис­ленных в ч. 4 ст. 1 Закона.

Таким образом, закупка любых това­ров, работ, услуг, в том числе для вы­полнения "прочей" деятельности предприятия, не относящейся к вы­полнению регулируемых видов дея­тельности в сфере водоснабжения и водоотведения, должна осуществлять­ся в соответствии с положениями Закона...".

Подпадает ли аренда под Закон № 223-ФЗ?

Для распространения сферы действия Закона № 223-ФЗ на тот или иной договор необходимо определить, подпадает ли он под категорию "закупка товара, работы, услуги" (ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ). Отнесение договора аренды к договору на оказание услуг - спорный вопрос.

С одной стороны, можно руководство­ваться п. 2 ст. 779 ГК РФ, где перечислены те договоры, которые согласно ГК РФ счи­таются услугами. В соответствии с указан­ным перечнем арендные отношения не являются отношениями по оказанию ус­луг, следовательно, можно сделать вывод, что действие Закона № 223-ФЗ на такие правоотношения не распространяется.

Этой же позиции придерживается Минэкономразвития России: "договор аренды не может быть отнесен к догово­ру возмездного оказания услуг, а аренд­ные отношения - к обязательствам, опос­редующим возмездное оказание услуг<...> отношения, связанные с арен­дой недвижимого имущества, не являют­ся предметом регулирования Закона; го­сударственные и муниципальные заказчики не обязаны применять предус­мотренные Законом процедуры разме­щения заказов при заключении догово­ров на аренду недвижимого имущества"3.

С другой стороны, ГК РФ - это не клас­сификатор товаров, работ, услуг, а норма­тивный документ, который устанавливает особенности правоотношений между сто­ронами в зависимости от заключаемых договоров. Если обратиться к классифика­тору, то в соответствии с ОКДП арендные отношения включены в раздел "К"-"Услу­ги, связанные с недвижимым имуществом, арендой, исследовательской и коммерческой деятельностью". Таким образом, ОКДП отождествляет аренду с услугами. Следовательно, необходимо руководство­ваться нормами Закона № 223-ФЗ.

Аренду можно указать в Положении о закупке в перечне оснований для приме­нения прямой закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

Нужна ли комиссия по закупкам? Какие требования предъявляются к комиссии?

В Законе № 223-ФЗ не указывается на необходимость создать комиссию по за­купкам, однако в силу ст. 447 ГК РФ при проведении заказчиком конкурсов ко­миссия обязательно должна быть созда­на. Для остальных способов создание ко­миссии рекомендуется. Цели создания комиссии, ее задачи, функции и порядок работы определяются в локальном доку­менте заказчика, который не требуется размещать на официальном сайте.

Можно ли централизовать закупки по Закону № 223-ФЗ, например - передать полномочия ЛПУ по проведению закупок Департаменту здравоохранения? Можно ли привлечь специализированную организацию?

Централизация через орган власти (например, Департамент здравоохране­ния) невозможна, так как орган власти не может осуществлять закупочную деятель­ность в рамках Закона № 223-ФЗ. Компе­тенция органа власти ограничена реше­нием о его создании и (или) о наделении его полномочиями. Создание так называ­емого уполномоченного органа Законом № 223-ФЗ не предусмотрено.

Так, если несколько ЛПУ нуждаются в приобретении, допустим, каких-либо ле­карственных препаратов, между меди­цинскими организациями заключается гражданско-правовой договор о прове­дении совместной закупки. В таком дого­воре определяются порядок проведения закупки, способ закупки, требования к участникам закупки, плата за проведение совместной закупки, организатор закупки и прочие условия (по аналогии с ч. 6 ст. 10 Закона № 94-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2006 № 631).

Если у заказчиков нет потребности в одинаковой продукции, то делегирова­ние полномочий по проведению проце­дур закупок возможно на основании до­говора поручения или агентского договора, по которому привлекается так называемая специализированная органи­зация. В таком случае специализирован­ная организация будет действовать от имени и по поручению заказчика (ЛПУ). От собственного имени такая организа­ция действовать не может, поскольку со­гласно Закону № 223-ФЗ все действия, связанные с закупкой, должен осущест­влять заказчик, и именно заказчик будет нести административную ответствен­ность за такие действия (бездействия), в том числе и за действия, которые совер­шает специализированная организация.

Заказчик (ЛПУ) может возложить на специализированную организацию лю­бые функции по закупке, вплоть до создания комиссии и утверждения документа­ции о закупке. Тогда ответственность за действия этой организации будет нести заказчик, а сама специализированная ор­ганизация несет только гражданско-пра­вовую ответственность перед заказчиком.

Таким образом за неисполнение или некачественное исполнение своих обя­занностей специализированная организа­ция может заплатить неустойку заказчику или возместить убытки в соответствии с договором поручения или агентским до­говором, который заключен между ЛПУ и специализированной организацией.

Допускает ли Закон № 223-ФЗ проведение закрытых процедур закупок?

В зависимости от круга возможных участников закупка может быть открытой и закрытой. В открытых закупках может участвовать любое лицо, а в закрытых за­купках принимают участие специально приглашенные для этой цели лица. Такое деление дано, в частности, в п. 1 ст. 448 ГК РФ.

По общему правилу все закупки в рам­ках Закона № 223-ФЗ должны быть откры­тыми, т. е. до их участия заказчик должен пригласить неограниченный круг лиц пу­тем размещения на сайте извещения и документации.

Открытость закупок следует из:

• принципа информационной открыто­сти (п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ);

• требования о размещении информа­ции о закупке на сайте (ч. 5 ст. 4 Зако­на № 223-ФЗ);

• требования о недопустимости уста­навливать необоснованные ограниче­ния конкуренции по отношению к участникам закупки (п. 2 ч. 1 ст. 3 Зако­на № 223-ФЗ).

Кроме того, возможность проведения закрытых процедур закупок косвенно подтверждается приказом Росстата от 30.12.2011 № 525 "Об утверждении стати­стического инструментария для органи­зации федерального статистического на­блюдения за закупочной деятельностью отдельных юридических лиц". Согласно этому приказу в форме федерального статистического наблюдения № 1-закупки помимо прочего отражаются сведения о проведении закрытых закупок (см. на­пример, столбцы 5, 8, 12 раздела 1 формы № 1-закупки). Из сказанного следует, что проводить закрытые торги по Закону № 223-ФЗ можно.

По мнению автора, закрытые торги можно провести тремя способами:

1. Можно "спрятать" торги от глаз не­ограниченного круга лиц и соответствен­но пригласить для участия в торгах огра­ниченное количество участников.

Поступить таким образом можно не всегда, а только в специально предусмот­ренных Законом № 223-ФЗ случаях.

Так, Закон № 223-ФЗ позволяет "спря­тать" закупку, т. е. не размещать на сайте извещение о закупке, документацию о за­купке, проект договора, изменения, вно­симые в такое извещение и такую доку­ментацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иную информа­цию, если:

• стоимость приобретаемых товаров, работ, услуг не превышает 100 тыс. руб. (или 500 тыс. руб. для крупных организаций, у которых годовая вы­ручка за отчетный финансовый год со­ставляет более 5 млрд руб.)1;

• сведения о закупке составляют госу­дарственную тайну, - при условии, что такие сведения содержатся в извеще­нии о закупке, документации о закуп­ке или в проекте договора1;

• в отношении закупки принято специ­альное решение Правительства РФ либо Правительством РФ принят пе­речень товаров, работ, услуг, сведе­ния о которых не составляют государ­ственную тайну, но не подлежат размещению на сайте.

Во всех остальных случаях заказчик обязан разместить на сайте информацию о закупке, включая извещение о закупке, документацию о ней и иную информа­цию, что, в свою очередь, можно квали­фицировать как приглашение принять участие в закупке, адресованное неогра­ниченному кругу лиц.

В остальных случаях "спрятать" закуп­ку будет невозможно, - в противном слу­чае это будет считаться нарушением ч. 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ. Соответственно, во всех случаях, кроме случаев, указанных в ч. 15 и 16 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, заказчик обязан проводить открытые закупки.

2. Можно провести открытый пред- квалификационный отбор, составить "Пе­речень квалифицированных поставщи­ков", заключить с ними "рамочное" соглашение и впоследствии проводить закупки по определенному направлению закупки (например, по поставке лекар­ственных препаратов для нужд ЛПУ), приглашая до участия в таких закупках только лиц, прошедших предквалификационный отбор.

Предквалификационный отбор - са­мостоятельный этап конкурентной про­цедуры закупки. Цель отбора - выявить участников закупки, квалификация кото­рых позволит им в дальнейшем участво­вать в закупках заказчика.

Информация о предквалификацион- ном отборе и о проведении последую­щих закупок обязательно будет разме­щаться на сайте, как того требует ч. 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ.

Для проведения предварительного квалификационного отбора заказчиком утверждаются извещение о проведении предквалификационного отбора и пред- квалификационная документация.

Для участия в предварительном ква­лификационном отборе участник закупки подает заявку по форме и в порядке, предусмотренном предквалификацион- ной документацией.

Закупочная комиссия вскрывает, рас­сматривает, оценивает и сопоставляет за­явки на участие в предварительном ква­лификационном отборе, а также проверяет соответствие участников за­купки, подавших такие заявки, требова­ниям, установленным предквалификационной документацией.

На основании результатов рассмотре­ния заявок на участие в предваритель­ном квалификационном отборе закупоч­ной комиссией принимается решение о допуске к участию в предварительном квалификационном отборе участника за­купки или об отказе в допуске такого участника закупки к участию в предвари­тельном квалификационном отборе - в порядке и по основаниям, предусмотрен­ным в предквалификационной документации.

Далее закупочная комиссия осущест­вляет оценку и сопоставление тех заявок, в отношении которых принято решение о допуске к участию в предквалификационном отборе.

На основании оценки и сопоставле­ния заявок закупочная комиссия фор­мирует "Перечень квалифицированных поставщиков". Этот перечень состоит из участников, чьи заявки набрали наи­большее количество баллов: при этом в перечень включается количество по­ставщиков (подрядчиков, исполните­лей) в диапазоне между минимальным и максимальным количеством лиц, ука­занных в предквалификационной документации.

Проведение предварительного квали­фикационного отбора само по себе не яв­ляется процедурой закупки и не налагает на заказчика обязанностей по заключе­нию договоров с участниками, подавши­ми заявки на участие в предквалификационном отборе.

После формирования "Перечня ква­лифицированных поставщиков" заказчик проводит обычные процедуры закупки (например, прямую закупку, конкурс, аукцион в соответствии с условиями их применения, указанными в Положении о закупке). Участниками таких процедур закупок будут только лица, вошедшие в Перечень квалифицированных постав­щиков. Для этого в качестве дополни­тельного требования к участникам за­казчик устанавливает требование о наличии сведений о таких участниках в "Перечне квалифицированных поставщиков".

Таким образом, к проведению закупки заказчик приглашает только лиц, вошед­ших в Перечень квалифицированных по­ставщиков, что превращает в итоге закуп­ку с предквалификацией в своего рода закрытую процедуру закупки.

3. На усмотрение заказчика в Поло­жении о закупке можно самостоятельно определить условия проведения закры­тых процедур закупок, руководствуясь при этом исключительно ч. 2 ст. 2 и ч. 3 ст. 3 Закона № 223-ФЗ.

Например, в Положениях о закупке у отдельных заказчиков встречаются сле­дующие условия применения закрытых процедур закупок:

"...Закупка конкурентным способом проводится в закрытой форме, если су­ществуют несколько потенциальных по­ставщиков закупаемой продукции, и од­новременно при этом выполняется хотя бы одно из нижеследующих условий:

г) если предмет закупки составляет коммерческую тайну при условии невоз­можности описания предмета закупки в извещении без раскрытия такой коммер­ческой тайны..." (подп."г"п. 10.16.3 Еди­ного отраслевого стандарта закупок(По­ложения о закупке) Государственной корпорации по атомной энергии "Роса­том", утв. решением наблюдательного со­вета Госкорпорации "Росатом"от 07.02.2012 № 37).

"...Закрытый конкурс проводится в це­лях обеспечения экономичности, эффек­тивности и срочности проведения закуп­ки в случаях, когда товары, работы, услуги по причине их высокосложного или специализированного характера мо­гут быть закуплены только у ограничен­ного числа поставщиков (подрядчиков, исполнителей), или когда затраты, требу­ющиеся для рассмотрения и оценки предполагаемого большого количества заявок, превышают ожидаемую эконо­мию от проведения открытых торгов, или в иных случаях..(п. 6.3 Положения о за­купке товаров, работ, услуг ОАО «АК 'Транснефть"», утв. решением Совета ди­ректоров ОАО «АК "Транснефть"» в ред. от 05.06.2012 (протокол № 9)).

Утверждать, что подобный способ проведения закрытых закупок согласно Закону № 223-ФЗ невозможен, нельзя.

Однако представляется, что с точки зре­ния антимонопольного органа произ­вольное расширение в Положении о за­купке случаев проведения закрытых процедур будет считаться нарушением Закона № 223-ФЗ, в том числе п. 1 и 2 ч. 1 ст. 3, ч. 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ.



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Мероприятия

    Повышаем квалификацию

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...








    Наши продукты






















    © МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

    Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

    Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
    Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×