text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

Управление расходами бюджетных и автономных учреждений здравоохранения

  • 15 мая 2012
  • 24

В результате изменений полномочий органов власти различ­ного уровня (федеральной, региональной, органов местного са­моуправления) сегодня не установлены единые для всей стра­ны механизмы возмещения расходов лечебно-профилактических учреждений при оказании первич­ной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи. Более того, упразднена традиционная обязанность собственников по возмещению расходов на содержание иму­щества, переданного в оперативное управление бюджетным учреждениям здравоохранения.

В действующих в 2012 г. тарифах ОМС не учтены статьи за­трат на капитальный ремонт и содержание зданий, на приобре­тение и амортизацию особо ценного имущества, поэтому в ЛПУ возникают проблемы управления такими расходами.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

В целях повышения эффективности деятельности все учреждения здравоох­ранения преобразованы в казенные, бюджетные и автономные. Казенным уч­реждениям оставлены традиционные сметные механизмы планирования и ис­пользования финансовых средств. Для бюджетных и автономных учреждений предусмотрено составление плана фи­нансово-хозяйственной деятельности.

После завершения переходного перио­да в 2012 г. государственные средства бу­дут поступать в учреждения здравоохра­нения в виде субсидий на выполнение государственного (муниципального) зада­ния и оплаты медицинских услуг в рамках ОМС. При этом будут уста на вливаться объ­емные и финансовые нормативы по видам помощи и условиям ее предоставления.

В то же время для большинства уч­реждений замена ранее существовавше­го распределительного механизма фи­нансирования (по статьям расходов) не обеспечена наличием персонифициро­ванного учета оказанных медицинских услуг и расходов по источникам финансирования, видам помощи, конкретным заболеваниям.

Новая трактовка государственной ус­луги в здравоохранении предполагает соответствие всех видов медицинской помощи единым федеральным стандар­там. Качество услуг, оказанных по госу­дарственному заданию, оценивают на основе выполнения таких стандартов.

В то же время пока не определены спо­соб оплаты таких услуг, механизмы их учета для экономического планирова­ния, механизмы возмещения фактиче­ских расходов бюджетных и автономных ЛПУ, работающих в системе ОМС и ока­зывающих основной объем первичной медико-санитарной, специализирован­ной и скорой медицинской помощи.

Для управления расходами бюджет­ных и автономных учреждений здравоох­ранения в условиях смены организацион­но-экономической модели функцио­нирования появилась необходимость выделить:

• возмещаемые нормативные расходы, финансируемые в виде бюджетных субсидий и за счет средств ОМС;

• фактические расходы, необходимые для обеспечения деятельности при имеющейся организации лечебно-ди­агностического процесса;

• невозмещаемые расходы - так назы­ваемые сверхнормативные затраты, не определенные по источникам фи­нансирования.

Размеры доходов ЛПУ, получаемых при оказании платных медицинских ус­луг, зависят от особенностей государ­ственного регулирования и рыночного позиционирования производителей ме­дицинских услуг в субъектах Российской Федерации, а также от полноты исполь­зования экономических методов управ­ления. Необходимо методическое обес­печение экономических расчетов проектов в сфере здравоохранения с уче­том оценок "затраты - результаты" "затра­ты - полезность" "затраты - выгоды".

Сегодня в организациях здравоохра­нения должны обеспечиваться экономи­ческие результаты работы и реализовы­ваться стратегии возмещения как нормативных, так и фактических расхо­дов (за счет средств бюджетов, ОМС и по­ступлений от деятельности, приносящей доход). Наряду с традиционными оценка­ми медицинской и социальной результа­тивности деятельности ЛПУ должна при­меняться оценка экономической эффективности их деятельности.

Для внедрения в практику метода оплаты услуг по "законченному случаю" в соответствии с федеральными стандарта­ми, основанными на клинико-статистиче­ских группах болезней, требуется прове­сти расчеты стоимости стандартов для наиболее распространенных заболева­ний. Для определения нормативной себе­стоимости медицинской услуги и пропор­ционального возмещения расходов из каждого источника наиболее подходит модульный принцип формирования пол­ного тарифа стоимости стандарта (на ос­нове включения в расчеты полной стои­мости простых услуг).

При формировании медико-экономи­ческих стандартов необходимо учитывать следующие основные принципы:

• сбалансированности финансовых средств, поступающих в ЛПУ, и норма­тивных затрат, утвержденных терри­ториальными программами государ­ственных гарантий (по видам помощи и целевым источникам);

• соответствия объемов оказанной ме­дицинской помощи нормативным объемам, утвержденным территори­альной программой государственных гарантий;

• соответствия единиц планирования объемных показателей государствен­ных заданий (объемов медицинской помощи по ОМС) и оплаты медицин­ской помощи;

• возмещения расходов ЛПУ на оказа­ние медицинской помощи в соответ­ствии с утвержденными медико-эко­номическими стандартами;

• солидарной ответственности системы ОМС и собственника учреждения здравоохранения за обеспечение производственного процесса и вы­полнение обязательств по содержа­нию имущества (в том числе в части тарифа ОМС, используемой на приоб­ретение медицинского оборудова­ния);

• эффективности использования в ЛПУ финансовых средств при разви­тии ресурсосберегающих техноло­гий и экономии при выполнении не­профильных (немедицинских) функций.

Принятое в медико-экономических стандартах деление расходов опирается на отраслевые методические рекомен­дации: прямые расходы (непосредствен­но связанные с оказанием услуг) и кос­венные (не связанные напрямую с оказанием услуги, "общеучрежденче­ские", распределяющиеся пропорционально).

До 2012 г. учет прямых и косвенных расходов бюджетных учреждений осу­ществлялся по кодам экономической классификации, статьям и подстатьям расходов, утвержденным Классификаци­ей операций сектора государственного управления (КОСГУ).

В составе нормативных прямых расхо­дов (непосредственно связанных с оказа­нием государственной услуги) учитыва­ются следующие группы затрат:

• затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персона­ла, принимающего непосредственное участие в оказании государственной услуги;

• затраты на приобретение материаль­ных запасов, потребляемых в процес­се оказания государственной услуги;

• иные затраты, непосредственно свя­занные с оказанием государственной услуги.

В составе нормативных косвенных рас­ходов (общеучрежденческих) выделяются затраты:

• на коммунальные услуги (за исключе­нием отнесенных к нормативным за­тратам на содержание имущества);

• на содержание объектов недвижимого имущества, закрепленного за учрежде­нием на праве оперативного управле­ния;

• на содержание особо ценного движи­мого имущества;

• на услуги связи;

• на транспортные услуги;

• на оплату труда и начисления на опла­ту труда работников, не принимающих непосредственного участия в оказа­нии государственной услуги (админи­стративно-управленческого, вспомо­гательного и прочего персонала);

• на общехозяйственные нужды. Возможны варианты агрегированного

распределения общеучрежденческих расходов - пропорционально:

• объемным показателям деятельности структурных подразделений;

• оплате труда медицинского персонала;

• площади структурных подразделений;

• прямым расходам.

Таким образом, при расчете себестои­мости медицинской услуги следует раз­личать фактические косвенные расходы (которые рассчитывают на основании сложившихся затрат на обеспечение дея­тельности учреждения за прошедший ка­лендарный год) и нормативные косвен­ные расходы (связанные с обяза­тельствами бюджетов разных уровней возмещать в составе субсидий расходы на содержание имущества, а также аренд­ные, коммунальные, транспортные расхо­ды, налоги, затраты на ремонт).

Как известно, бюджетному и автоном­ному учреждению предоставляется право самостоятельно распоряжаться движи­мым имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления (за ис­ключением особо ценного движимого имущества, перечень наименований кото­рого уста на вливает учредитель). При этом необходимо определить источник возме­щения косвенных расходов, связанных с содержанием и обслуживанием имуще­ства двух видов: 1) недвижимого и особо ценного движимого и 2) иного движимого.

Выбирая способ расчета единицы сто­имости медицинской услуги (оказывае­мой за счет бюджета, ОМС или платно), необходимо учитывать разную природу возмещаемых косвенных затрат по стои­мости и группам оборудования, находя­щегося в оперативном управлении и в са­мостоятельном распоряжении.

Раздельно учитывается амортизация медицинского и немедицинского обору­дования каждой группы (прямые расходы на амортизацию медицинского особо ценного движимого имущества; прямые расходы на амортизацию медицинского иного движимого имущества; косвенные расходы на амортизацию немедицинско­го особо ценного движимого имущества, косвенные расходы на амортизацию не­медицинского иного движимого имущества).

Так, нормативные затраты на комму­нальные услуги определяют обособленно по видам энергетических ресурсов, исходя из нормативов потребления коммуналь­ных услуг, с учетом требования обеспечить энергоэффективность и энергосбережение (или исходя из фактических объемов по­требления коммунальных услуг за прош­лые годы с учетом изменений в составе ис­пользуемого при оказании государственных услуг особо ценного дви­жимого и недвижимого имущества).

Это затраты:

• на холодное водоснабжение и водоот­ведение;

• горячее водоснабжение;

• теплоснабжение;

• электроснабжение.

В составе нормативных затрат на ком­мунальные услуги учитываются затраты на потребление электроэнергии (в размере 90% общего объема затрат на оплату ука­занного вида коммунальных платежей) и на потребление тепловой энергии (в раз­мере 50% общего объема затрат на оплату указанного вида коммунальных платежей).

Управление затратами на выполнение услуг (работ) в бюджетных и автономных учреждениях включает выделение:

• фактических расходов (прямых и кос­венных) на оказание услуги;

• нормативных прямых расходов каж­дого источника финансирования;

• нормативных общеучрежденческих расходов и способов отнесения их к источникам финансирования.

С учетом существования федеральных порядков оказания медицинской помощи и стандартов ее оказания возможно соот­ветствующим образом организовать ле­чебно-диагностический процесс. Так, пе­речень единиц оборудования, находящегося на балансе бюджетных и автономных учреждений, должен будет соответствовать стандартам оснащения, приведенным в порядках; штатные рас­писания - рекомендованным штатным нормативам, а здания, сооружения, ма­шины и оборудование необходимо будет указать в разрезе видов медицинской помощи.

Возможно, что содержание "нетабель­ного" оборудования не будет обеспечи­ваться за счет средств бюджета и ОМС, а приобретение такого оборудования бу­дет рассматриваться как "нецелевое" ис­пользование финансовых средств.

Требования по расходованию матери­альных ресурсов (например, лекарствен­ных препаратов) также изложены в феде­ральных стандартах медицинской помощи, где указаны кратность назначе­ний, курсовые дозы, длительность лече­ния и т. д.

От организации управленческого

учета в бюджетных и автономных учреждениях здравоохранения зави­сит эффективность управления расхода­ми ЛПУ. На современном этапе стоят сле­дующие задачи:

1. Измерять экономическую эф­фективность производителей медицин­ских услуг с учетом единых принципов государственного нормирования расхо­дов, которые должны быть научно обо­снованы и учитывать отечественный и зарубежный опыт.

2. Рассматривать федеральные стандарты медицинской помощи как возможную основу для расчета объемов возмещения фактических расходов бюд­жетных и автономных учреждений здра­воохранения за счет бюджетных источ­ников и средств ОМС.

3. Осуществлять мониторинг рас­ходов бюджетных и автономных учреж­дений здравоохранения, их потребно­стей в государственных субсидиях, средствах ОМС, а также мониторинг до­ходов от платных услуг, инвестиционных возможностей государственно-частного партнерства. Это позволит планировать объемы целевого финансирования по видам медицинской помощи, включен­ным в программы государственных гарантий.

4. При подготовке территориаль­ных программ ОМС должны применяться единые алгоритмы расчета нормативных расходов по "полному тарифу" медико­-экономического стандарта на закончен­ный случай лечения с учетом фактически понесенных затрат.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Журнал
Гость, Ваш бесплатный доступ к журналу «Здравоохранение» сгорает через

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Здравоохранение»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для начмедов
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.