text
Портал для медицинских работников

Особенности закупки пищевых продуктов для ЛПУ

  • 15 мая 2012
  • 122

В соответствии с ч. 4 ст. 10 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки това­ров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 94-ФЗ) Правительство РФ устанавливает перечень товаров, работ и услуг, заказы на поставки которых размещаются только путем проведения аукциона (далее - аукционный перечень). В аукционном переч­не, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 27.02.2008 № 236-р, в числе таких товаров указаны продукты питания и напитки (код по ОКДП2 - 1500000).

Таким образом, закупки пищевых продуктов для нужд лечеб­но-профилактических учреждений возможны:

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

• путем проведения открытого аукцио­на в электронной форме;

• путем запроса котировок;

• при цене контракта до 100 тыс. руб. в квартал - у единственного постав­щика (в соответствии с п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ).

Пытаясь найти решение в этой ситуа­ции, многие руководители ЛПУ руковод­ствуются следующей логикой. Обеспече­ние пищевыми продуктами включает в себя не просто их предоставление, но и хранение и доставку с соблюдением ряда нормативных требований (наличие санитарного паспорта на специально оборудованные транспортные средства и личных медицинских книжек у соответ­ствующего персонала, обеспечение тем­пературного режима и т. д.), а также по­грузочно-разгрузочные работы. Поэтому закупка продуктов может обозначаться как "комплексное обеспечение продукта­ми питания" "оказание комплекса услуг по организации питания в лечебных уч­реждениях" "услуги столовых по приго­товлению блюд диетического питания для пациентов, находящихся на стацио­нарном лечении в муниципальном уч­реждении здравоохранения" и т. д.

Поскольку в аукционном перечне та­кие услуги не указаны, главные врачи считают, что возможно проведение конкурса.

Для того чтобы правильно ответить на вопрос о правомерности проведения конкурса, необходимо определить код

услуги по ОКДП и соотнести его с аукци­онным перечнем.

Так, например, "услуги столовых" (код ОКДП 5520107) в аукционный перечень не включены, а "услуги по приготовлению пищи заведениями общественного пита­ния" (код 5520200) - включены. Позиция контролирующих органов в данном слу­чае следующая: «в случае, если предме­том размещения заказа являются не толь­ко услуги, соответствующие коду "услуги столовых" (код ОКДП 5520107), но и иные услуги, включенные в аукционный пере­чень, например соответствующие кодам ОКДП 5520200, 1500000, то размещение такого заказа должно осуществляться ис­ключительно путем проведения открыто­го аукциона в электронной форме»1.

Судебные решения по этому вопросу могут быть различными. Приведем при­мер: "...предметом конкурса являются не услуги определенного вида предприятия общественного питания, выбор которого осуществляется посредством проведения конкурса, а непосредственно услуга по организации питания, и поэтому данный вид услуги не подпадает ни под один из кодов ОКВЭД 5520101-5520109, 5520302, 5520303, 5520304, 5520306, 5520308, 5520309...

Муниципальный заказчик предостав­ляет исполнителю помещение столовой, помещение пищеблока и оборудование для приготовления пищи, а значит, пред­метом муниципального заказа является не услуга предприятия общественного питания, а комплексная услуга по органи­зации питания. Кроме того, в соответ­ствии с техническим заданием конкурс­ной документации в состав предмета также входит поставка продуктов пита­ния..., что соответствует коду 1500000 (пищевые продукты и напитки) по ОКВЭД,

который также включен в Перечень услуг, по которым размещение заказов на по­ставки (выполнение, оказание) осущест­вляется только путем проведения аукциона"2.

Аналогичная позиция нашла свое под­тверждение и в письме ФАС России от 24.06.2011 № АЦ/24167.

Учитывая важность обеспечения пита­нием пациентов ЛПУ, которое не должно зависеть от добросовестности поставщи­ка, законодатель предусмотрел норму о том, что в случае вынесения судом определения об обеспечении иска о рас­торжении контракта на поставку продо­вольствия заказчик вправе разместить заказ на поставку таких товаров путем проведения запроса котировок3.

Это означает возможность осуще­ствить закупку без ограничений по цене контракта, а также сократить сроки пода­чи заявок (4 рабочих дня). Запрос котиро­вок возможен также в случае, когда кон­трольным органом аннулированы торги на поставку продовольствия4.

Напомним также, что пищевые про­дукты и напитки вошли в "Перечень това­ров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение за­казов на которые осуществляется у субъ­ектов малого предпринимательства"

(утв. постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 № 642).

Формирование технического задания

Правильное формирование техниче­ского задания - один из наиболее важных этапов работы, от которого зависит резуль­тат. На этом этапе принимается решение о "разбивке" предмета закупки на лоты или об объединении различных товаров (ра­бот, услуг) в один лот, об установлении требований к продукции; оговариваются от­дельные условия контракта (например, место и сроки поставки, упаковка продук­ции, требования по приемке и др.).

Необходимо учитывать не только тре­бования законодательства о размещении заказов, но и требования антимонополь­ного законодательства и законодатель­ства о техническом регулировании.

Поскольку пищевые продукты закупа­ются путем проведения запросов котиро­вок и открытых аукционов в электронной форме, техническое задание, включенное в закупочную документацию, как прави­ло, включается и в проект контракта, за­ключаемый с победителем по результа­там размещения заказа. Изменение проекта контракта возможно лишь в ча­сти качественных и технических характе­ристик продукции (в случае их конкрети­зации участником в своей заявке). Так, если заказчиком в техническом задании установлено требование по содержанию массовой доли жира в йогурте питьевом не менее 2, 5%, то, соответственно, участ­ник может указать 4%, и это будет внесе­но в контракт.

Часто заказчики считают, что в один лот можно включить только одноимен­ные товары, т. е. те продукты, которые со­гласно Номенклатуре товаров, работ, ус­луг для нужд заказчиков1 отнесены к одной группе. Например, молочные продукты включены в группу 22, хлебобу­лочные изделия - в группу 23, овощи - в группу 24, фрукты - в группу 25 и т. д.

То, что продукты включены в одну группу по одноименности, совершенно не означает, что их можно включать толь­ко в один лот. При формировании лота необходимо обращать внимание на дру­гой фактор: ограничивает ли это конку­ренцию между участниками размещения заказа или нет. Например, если в лот объ­единены овощи, мясо и молоко, это озна­чает ограничение для тех участников раз­мещения заказа, которые могут поставить только мясо.

Во многих регионах заказчиков обя­зывают не только делить закупку продук­тов питания по группам (мясо, молочные продукты, крупы и т. д.), но и проводить отдельную закупку по каждому наимено­ванию продукта (например, отдельно ке­фир, молоко, сметана). Эти рекомендации основаны на требованиях ч. 3 ст. 17 Феде­рального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции": "запрещается ограничение конкуренции между участ­никами торгов, запроса котировок путем включения в состав лотов продукции (то­варов, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товара­ми, работами, услугами, поставки, выпол­нение, оказание которых являются пред­метом торгов запроса котировок".

В результате этого в аукционе может участвовать большее количество потен­циальных поставщиков, которые специа­лизируются на поставках какой-либо од­ной группы продуктов.

Эта практика подтверждается решени­ями контролирующих органов: "Объеди­нение в один лот различных по функцио­нальным характеристикам продуктов питания влечет за собой ограничение конкуренции при проведении торгов ввиду сокращения числа хозяйствующих субъектов, которые могут принять уча­стие в торгах. Так, например, Магнитогор­ский молочный комбинат готов поставить весь ассортимент молочной продукции, но это только одна группа товаров из 11 установленных в документации об аукционе. Закупка различных видов про­дукции в рамках одного лота не позволя­ет товаропроизводителям (молокозаво­дам, комбинатам хлебопродуктов, мясокомбинатам, хлебокомбинатам, сель­хозпроизводителям и т. д.), а также орга­низациям, специализирующимся на по­ставках определенных видов продуктов питания (фруктов, мяса, рыбы, кондитер­ских изделий и т. д.), участвовать в аукци­оне, что может привести к ограничению конкуренции, так как исключается воз­можность поставки отдельных видов то­варов, указанных в приложении к инфор­мационной карте аукциона".

Отличительная особенность закупки пищевых продуктов для ЛПУ - потреб­ность в мелких партиях товара при усло­вии ежедневной поставки. В этом случае в размещении заказа участвуют не только производители, но и посредники - раз­личные дистрибьюторские сети. Цена за­купки у посредника несколько увеличи­вается, но они готовы соблюдать любой график поставок, удобный заказчику, а также предоставить большой ассорти­

мент продуктов. Это выгодно для заказ­чика, однако нужно помнить о том, что закупка в одном контракте большого чис­ла продуктов питания из разных групп может быть расценена контролирующи­ми органами как ограничение конкуренции.

Установление требования к качественным, техническим и иным характеристикам пищевых продуктов

Основным нормативным документом в области качества продуктов питания явля­ется Федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ"0 качестве и безопасности пи­щевых продуктов" (далее - Закон № 29-ФЗ).

В соответствии со ст. 12 Закона № 29- ФЗ пищевые продукты подлежат под­тверждению соответствия требованиям нормативных документов в порядке, установленном законодательством РФ о техническом регулировании2. Поста­новлением Правительства РФ от 01.12.2009 № 982 утвержден "Единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответ­ствии". В перечень включены, в частно­сти, пищевые продукты.

Заметим, что в настоящее время осу­ществляется переход с государственных и отраслевых стандартов, а также стан­дартов предприятий, на технические ре­гламенты и национальные стандарты. На­пример, Федеральный закон от 12.06.2008 № 88-ФЗ устанавливает "Технический регла­мент на молоко и молочную продукцию" в котором содержатся требования, правила и описания в отношении качества молоч­ной продукции (пищевая ценность, исполь­зование пищевых добавок, показатели окислительной порчи, химической и радиологической безопасности и др.).

Федеральный закон от 27.10.2008 № 178-ФЗ устанавливает "Технический ре­гламент на соковую продукцию из фрук­тов и овощей" (кроме того, с 01.07.2013 вступит в силу технический регламент Та­моженного союза "Технический регла­мент на соковую продукцию из фруктов и овощей" ТР ТС 023/2011).

Тем не менее некоторые заказчики устанавливают в техническом задании требование о соответствии продукции различным ГОСТам. Если в общем случае соответствие товара ГОСТу не является обязательным, но заказчик установил та­кое требование, оно становится обяза­тельным к применению в конкретных правоотношениях - при исполнении контракта.

Приведем пример оформления харак­теристик закупаемого товара в техниче­ском задании (табл. 1).

Если заказчик указывает только наи­менование товара и ссылку на ГОСТ (а в силу отсутствия специальных познаний так поступают многие заказчики), то не всегда ясно, каким характеристикам должны соответствовать пищевые про­дукты (например, в ГОСТ Р 51783-2001 лук подразделяется на два класса - пер­вый и второй, при этом каждый класс имеет разные характеристики).

Если заказчик не установил характе­ристики товара, то и участник в своей за­явке в этом случае не обязан давать ка­кие-либо предложения - он может просто согласиться на поставку (это каса­ется проведения открытого аукциона в электронной форме). Что именно по­ставляется - станет ясно только при ис­полнении контракта.

Особое внимание в техническом зада­нии должно уделяться требованиям:

• к упаковке товара (которая должна обе­спечивать сохранение качества и без-

опасности пищевых продуктов при их хранении, перевозках и реализации1);

• к сроку годности товара, который должен определяться на дату постав­ки (например, составлять не менее 80% установленного срока годности). Кроме того, следует учесть, что конку­ренция поставщиков не может быть огра­ничена, в противном случае контролиру­ющие органы принимают решение о нарушении закона: "указание на точную фасовку товара в аукционной документа­ции (масло сливочное по 200 г/уп.; моло­ка сгущенного с сахаром в жестяные бан­ки по 380 г) без обоснования потребности заказчика именно в указан­ной фасовке товара с учетом специфики его деятельности влечет ограничение ко­личества потенциальных участников раз­мещения заказа и нарушает ч. 3.1 ст. 34 Закона № 94-ФЗ".

При правильной аргументации воз­можны положительные решения ФАС России: «Заказчиком в извещении о про­ведении запроса котировок установлено требование, в соответствии с которым на 100 мл готовой молочной смеси стан­дартного разведения необходимо содер­жание: белков 1, 7 г, жиров 3, 3 г. Комиссия считает правомерным вывод о необходи­мости приобретения заказчиком товаров с определенными показателями, учиты­вая потребности новорожденных детей, находящихся на лечении в МУЗ "Детская городская клиническая больница № 5" г. Иваново».

Обоснование начальной (максимальной) иены контракта на продукты питания

Заказчики используют различные ме­тоды определения начальной (макси­мальной) цены контракта:

• метод запроса коммерческих предло­жений;

• использование данных из реестра контрактов;

• статистические показатели.

Нередко эти методы комбинируют

Цены на пищевые продукты зависят от сезона (например, летом и осенью они ниже, чем зимой), от урожайности (кото­рая зависит от погодных условий), от ме­ста нахождения заказчика (цены выше там, где овощи и фрукты не выращивают) и от многих других факторов. Расчет стои­мости пищевых продуктов, а также их за­купка на длительный период (например, на год) - довольно сложные задачи. Ино­гда заказчики вынуждены искусственно дробить заказы и размещать их раз в квартал или чаще.

Нужно знать, что органы региональной исполнительной власти, уполномоченные на проведение политики в области цено­образования, проводят мониторинг цен и оперативно публикуют эти данные на своих сайтах. Например, в Краснодарском крае для определения начальной (макси­мальной) цены контракта заказчики ис­пользуют данные мониторинга среднекра­евых розничных цен на социально значимые продукты питания, установлен­ных Региональной энергетической комис­сией - департаментом цен и тарифов Краснодарского края.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×

×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главный врач»:
возможность скачать СОПы • доступ к тренингамжурналы для главного врача
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.