Капитальное строительство ЛПУ "под ключ": как соблюсти требования ФАС России

45

При планировании строительства новых капитальных объ­ектов часто возникает вопрос о возможности размещения зака­за на строительство объекта "под ключ".

Общероссийский классификатор видов экономической дея­тельности, продукции и услуг (далее - ОКДП) в коде 4500000 предусматривает код 4520080 «Строительство зданий и соору­жений "под ключ"», включая ремонт и реконструкцию. В соот­ветствии с Положением об организации строительства объек­тов "под ключ"(утв. постановлением Госстроя СССР от 10.11.1989 № 147, далее - Положение № 147) при таком способе осущест­вления строительства генеральный подрядчик выполняет не только строительно-монтажные работы, но и поставку оборудо­вания, а также изыскательские работы и проектирование. При этом согласно п. 2 приложения к Положению № 147 в договор­ную цену при строительстве объектов "под ключ" включается, помимо прочего, стоимость оборудова­ния, мебели, инвентаря.

Действительно, для заказчиков, пред­ставляющих ЛПУ, данный способ органи­зации строительства является самым простым и требует заключения только одного контракта с одним исполнителем. Проектирование и строительство, осу­ществленные одним исполнителем, про­ще контролировать, однако при таком способе организации строительства воз­никает целый ряд проблем.

В ст. 34 Бюджетного кодекса РФ уста­навливается принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств. Это означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюд­жетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исхо­дить из необходимости достичь заданных результатов с использованием наименьше­го объема средств или достичь наилучше­го результата с использованием опреде­ленного бюджетом объема средств.

С этой позиции строительство объ­екта "под ключ" нельзя назвать эффек­тивным: заказчик, передавая на усмо­трение подрядчика проектирование, строительство, а тем более поставку высокотехнологичного медицинского оборудования и материалов, должен понимать, что многое из перечисленно­го он получит не по самым низким ценам.

Части 4.1 и 5 ст. 9 Федерального зако­на от 21.07.2005 № 94-ФЗ"0 размещении заказов на поставки товаров, выполне­ние работ, оказание услуг для государ­ственных и муниципальных нужд" (да­лее - Закон № 94-ФЗ) не позволяют изменять цену контракта и условия его исполнения. Следовательно, при увели­чении стоимости строительных работ по результатам государственной экспертизы проекта строительства заказчик не смо­жет увеличить финансирование, и соот­ветственно выполнение заказа будет под угрозой. Заказчик также рискует полу­чить некачественный проект, и ошибки проектирования будут обнаружены толь­ко в ходе строительства или при приемке объекта.

Такой способ размещения заказа про­тиворечит требованиям Федерального за­кона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон № 135-ФЗ) и Закона № 94-ФЗ, так как ограничивает кон­куренцию между участниками размеще­ния заказа и их количество. Кроме того, согласно требованиям Градостроительно­го кодекса РФ, все работы по инженерным изысканиям, проектированию и строи­тельству, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться толь­ко лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.

Из этого следует, что участники разме­щения данного заказа должны иметь до­пуск к работам по организации подготов­ки проектной документации и допуск к организации строительства.

Существенная проблема такого метода строительства - отсутствие проектно-сметной документации (далее - ПСД) у заказчика перед проведением торгов. Проектная документация долж­на содержать материалы в текстовой форме и в виде карт (схем)1. В ней опре­деляются архитектурные, функциональ­но-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, рекон­струкции объектов капитального строи­тельства, их частей, капитального ремонта. Строительство, реконструк­ция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осущест­вляются в том числе на основании проектной документации2.

Если в документации о торгах на строительство объекта отсутствует про­ектная документация, значит заказчик не может установить требования к объ­ему работ, подлежащих выполнению в рамках заключаемого контракта. В ре­зультате участник размещения заказа лишается возможности обоснованно сформировать свое предложение. Это нарушение ч. 2 ст. 22, ч. 2 ст. 34, ч. 1 и 4 ст. 41.6 Закона № 94-ФЗ. При таком на­рушении выдается предписание о вне­сении изменений в документацию о тор­гах или об отмене торгов.

В 2011 г. ФАС России уточнила, что отсутствие в документации о торгах тре­бований к качеству, техническим харак­теристикам товара, работ, услуг, требо­вания к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (по­требительским свойствам) товара, тре­бования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ, в том числе отсутствие проектной доку­ментации в полном объеме, приводит к невозможности формирования участни­ком размещения заказа предложения по исполнению государственного (муници­пального) контракта.

Данные разъяснения подтверждают­ся имеющейся административной и су­дебной практикой.

В соответствии с ч. 1. ст. 55.8 Градо­строительного кодекса РФ для выполне­ния работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в том числе инженерно­-изыскательских работ, подготовки про­ектной документации и строительства, индивидуальные предприниматели и юридические лица должны иметь свиде­тельство о допуске к таким работам, вы­данное саморегулируемой организацией.

Соответствующие свидетельства выда­ются разными саморегулируемыми орга­низациями, основанными на членстве лиц:

• выполняющих инженерные изыска­ния;

• осуществляющих подготовку проект­ной документации;

• осуществляющих строительство.

Таким образом, индивидуальные

предприниматели и юридические лица, выполняющие указанные работы, отно­сятся к разным товарным рынкам. Объ­единение в один предмет торгов работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации и организации строительства приводит к ограничению числа участников размещения заказа.

Это нарушение ч. 3 ст. 22, ч. 3.1 ст. 34, ч. 1 ст. 41.6 Закона № 94-ФЗ, что по вышеуказанным основаниям влечет выдачу пред­писания об аннулировании торгов.

В настоящее время суды не всегда под­держивают данные решения контролирую­щих органов и допускают размещение за­казов на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт "под ключ"3. Напри­мер, ФАС Дальневосточного округа в по­становлении от 13.02.2012 №Ф03-116/2012 по делу № А51 -9058/2011 уточняет, что в спорной ситуации строительство пожар­ной части "под ключ" согласно документа­ции об аукционе включает в себя не только строительно-монтажные работы, но и ин­женерные изыскания как неразрывно свя­занные с ними, а также пусконаладочные испытания, монтаж поставленного обору­дования (средств обеспечения пожарной безопасности), обеспечивающие возмож­ность пуска объекта в эксплуатацию.

Из этого следует, что проектирование, строительство и оснащение в данном случае связаны между собой как функци­онально, так и технологически. Признает­ся, что при таких обстоятельствах подле­жащие выполнению в рамках проведенного аукциона работы, выступа­ющие комплексным предметом торгов, связаны между собой по значимым кри­териям (технологически и функциональ­но), и их размещение в одном лоте не противоречит законодательству о разме­щении заказов.

Аналогичная позиция поддержана и Высшим Арбитражным Судом России4, который посчитал, что положения абз. 6 письма ФАС России от 23.05.2011 № ИА/19713 существенно ограничивают положения Закона № 135-ФЗ и Закона № 94-ФЗ, а также затрагивают права и ин­тересы хозяйствующих субъектов. Суд также указал, что письмо содержит поло­жения нормативного характера и рассчи­тано на многократное применение, а тот факт, что оно не было зарегистрировано и официально опубликовано, противоре­чит Указу Президента РФ от 23.05.1996 № 763.

Риски в ходе торгов:

• обжалование действий заказчика в связи с нарушением требований Зако­на № 94-ФЗ по недопущению ограни­чения количества участников разме­щения заказа (со стороны контролирующих органов это ведет к выдаче предписания и к возможности привлечь заказчика к административ­ной ответственности);

• проведение плановых и внеплановых проверок с высоким риском выдачи предписаний контролирующих орга­нов и последующим привлечением к административной ответственности.

В обоих случаях сроки строительства

удлиняются; возможна отмена торгов.

Риски входе исполнения контракта:

• завышение стоимости строительства на этапе разработки ПСД, срыв строи­тельно-монтажных работ;

• возможное неэффективное использо­вание бюджетных средств, выявлен­ное Счетной палатой РФ, органами Росфиннадзора и прокуратуры;

• признание контракта, заключенного с нарушениями положений Закона

№ 94-ФЗ, ничтожной сделкой и его ан­нулирование;

• выявление в ходе строительства или при приемке объекта ЛПУ ошибок проектирования, которые повлекут за собой либо дополнительные расходы, либо невозможность завершить стро­ительство.

Однако объединение строительства ЛПУ и поставок медицинского оборудо­вания возможно. Во исполнение п. 3 по­ручения Председателя Правительства РФ В.В. Путина от 17.10.2011 № ВП-П12-7292 в целях недопущения нарушений норм Фе­дерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки това­ров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" при реализации региональных программ модернизации здравоохране­ния ФАС России и Минздравсоцразвития России подготовили разъяснения по от­дельным вопросам.

Так, в разъяснении уточняется, что в рамках строительства "под ключ" в состав одного предмета торгов может включать­ся выполнение строительных работ, а также оборудование, поставка и установ­ка которого технологически и функцио­нально связаны со строительно-монтаж­ными работами, т. е. при размещении соответствующих заказов заказчик впра­ве предусмотреть в документации о тор­гах необходимость поставки и монтажа оборудования, неразрывно связанного с объектом строительства.

В упомянутых разъяснениях также уточняется, что объединять в один пред­мет торгов строительные работы и по­ставку оборудования, технологически и функционально не связанного с объек­том строительства, не допускается, по­скольку такое объединение приводит к необоснованному ограничению количе­ства участников размещения заказа и к ограничению конкуренции.

Данную позицию контролирующего органа поддерживают и суды. Так, Феде­ральный арбитражный суд Северо-Запад­ного округа в постановлении от

16.08.2011 по делу № А26-11058/2010 поддержал решение Тринадцатого арби­тражного апелляционного суда от 13.05.2011 по делу № А26-11058/2010.

В решении говорилось о том, что объеди­нение в составе одного лота работ по ка­питальному ремонту и поставки товаров, технологически и функционально несвя­занных с предметом конкурса, ограничи­ло доступ хозяйствующих субъектов к участию в конкурсе и привело к недопу­щению, ограничению конкуренции при проведении конкурса.

Довод заявителя о проведении торгов "под ключ" был правомерно отклонен судами на основании того, что государ­ственным контрактом не была предусмо­трена первая стадия работ - проектиро­вание, поэтому нельзя применять метод строительства объектов "под ключ". Этот метод предусматривает обеспечение со­оружения объектов, подготовленных к эксплуатации или оказанию услуг, на ос­нове сосредоточения функций управле­ния всеми стадиями инвестиционного процесса в одной организационной структуре. Такие работы осуществляются как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции (проектирование - выполне­ние строительных и монтажных работ, включая комплектацию строек техноло­гическим и инженерным оборудовани­ем - ввод в эксплуатацию).

Таким образом, при планировании строительства объекта ЛПУ "под ключ" заказчикам логично сначала разместить за­каз на организацию работ по разработке ПСД для строительства на основании за­дания. В нем должны предусматриваться следующие разделы проектной документации:

• пояснительная записка с исходными данными для архитектурно-строи­тельного проектирования, строитель­ства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального стро­ительства, в том числе с результатами инженерных изысканий, технически­ми условиями;

• схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка;

• архитектурные решения;

• конструктивные и объемно-планиро­вочные решения;

• сведения об инженерном оборудова­нии, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно- технических мероприятий, содержа­ние технологических решений;

• проект организации строительства объектов капитального строитель­ства;

• проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитально­го строительства, их частей (при необ­ходимости сноса или демонтажа объ­ектов капитального строительства, их частей для строительства, рекон­струкции других объектов капиталь­ного строительства);

• перечень мероприятий по охране окружающей среды;

• перечень мероприятий по обеспече­нию пожарной безопасности;

• перечень мероприятий по обеспече­нию доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования;

• требования к обеспечению безопас­ной эксплуатации объектов капиталь­ного строительства;

• смета на строительство, реконструк­цию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, финан­сируемых за счет средств соответству­ющих бюджетов;

• перечень мероприятий по обеспече­нию соблюдения требований энерге­тической эффективности и требова­ний оснащенности зданий, строений, сооружений приборами учета исполь­зуемых энергетических ресурсов;

• иная документация - в случаях, пред­усмотренных федеральными закона­ми, которую необходимо готовить в соответствии с Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию1. Следует также установить требование о том, что исполнителю необходимо по­лучить положительное заключение экс­пертизы проектной документации.

При оформлении технического зада­ния по разработке проектной документа­ции необходимо предусмотреть, что при выборе используемых материалов и ука­зании на их товарные знаки проектиров­щики должны сразу устанавливать и па­раметры эквивалентности.

Аналогичные меры, направленные на то, чтобы не допустить ограничения ко­личества участников размещения заказа и ограничения конкуренции на этапе тор­гов на строительство, следует предусма­тривать и при выборе инженерного и тех­нологического оборудования (например, при проектировании лифтовых шахт следует устанавливать весогабаритные размеры, позволяющие использовать лифтовое оборудование нескольких производителей).

При установлении требований к участ­никам размещения заказа на организацию работ по разработке ПСД для строитель­ства следует установить, что участники торгов должны иметь допуск к работам по организации подготовки проектной доку­ментации. В проекте контракта надо ука­зать, что инженерно-изыскательские рабо­ты, работы по подготовке проектной документации, которые оказывают влия­ние на безопасность объектов капиталь­ного строительства, должны выполняться исключительно при наличии выданного саморегулируемой организацией свиде­тельства о допуске к таким работам.

Напоминаем, что для подготовки про­ектной документации заказчик обязан2 предоставить победителю конкурса гра­достроительный план земельного участ­ка; результаты инженерных изысканий (в случае если они отсутствуют, догово­ром должно быть предусмотрено зада­ние на выполнение инженерных изыска­ний); технические условия (в случае, если функционирование проектируемо­го объекта капитального строительства невозможно обеспечить без подключе­ния такого объекта к сетям инженерно- технического обеспечения).

Заказчику следует подготовить грамот­ное, обоснованное задание на проектирование строительства объекта ЛПУ. Тогда он сможет получить полный комплект ПСД и положительное заключение экс­пертизы проектной документации, и при размещении заказа на строительство за­казчику будет легче установить условия исполнения контракта по строительству и соблюсти требования о недопущении ограничения конкуренции и количества участников размещения заказа.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Критерии качества 2017: готовимся к оценке по-новому

Интервью

ФФОМС Наталья Стадченко

Председатель ФФОМС Наталья Стадченко в интервью журналу «Здравоохранение»:

Для медработника страховой представитель – это и контролер, и юридический консультант, и помощник одновременно


Рассылка




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль