text
Портал для медицинских работников

Ведение немедицинской деятельности ЛПУ

  • 15 августа 2012
  • 93

Для получения дохода казенные, бюджетные и автономные государственные и муниципальные учреждения здравоохране­ния могут осуществлять не только медицинскую, но и фарма­цевтическую, а также и другие, не запрещенные законодатель­ством виды деятельности. Предмет и цели деятельности некоммерческих организаций должны быть определены в его учредительных документах.

Приведем примеры прочих (не основных) видов деятельно­сти, которые были внесены в учредительные документы некото­рых учреждений здравоохранения страны:

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

• научная и общеобразовательная деятельность (обучение студентов вузов, медицинских училищ);

• организация и проведение конференций, симпозиумов, ма­стер-классов и прочих научных и образовательных меро­приятий;

• фармацевтическая деятельность;

• экспертная деятельность;

• оказание услуг по медицинской эвакуации больных;

• оказание консультационных (консал­тинговых), информационных и марке­тинговых услуг в установленной сфе­ре деятельности;

• оказание ритуальных услуг;

• оказание услуг связи, включая услуги в области информационно-телеком­муникационных систем, телематиче­ских служб, услуги передачи данных, услуги местной телефонной связи;

• редакторско-издательская деятельность;

• реализация продукции общественно­го питания, изготовляемой или приоб­ретаемой за счет средств от принося­щей доход деятельности;

• производство и реализация сельско­хозяйственной продукции;

• выполнение копировальных и множи­тельных работ;

• экспертная деятельность;

• предоставление услуг проживания, пользования коммунальными и хозяй­ственными услугами в пансионате, в том числе гостиничного типа;

• предоставление услуг по проживанию в общежитиях;

• предоставление бытовых услуг;

• предоставление услуг по ремонту и изготовлению дверей и окон;

• предоставление услуг по ответствен­ному хранению продукции на складах учреждения;

• предоставление услуг по аутсорсингу медицинского и немедицинского пер­сонала;

• осуществление международного со­трудничества по направлениям, соот­ветствующим профилю деятельности учреждения.

Так, например, вместо "услуг по аренде" "доходов от сдачи использованной рентге­новской пленки" (металлолома, макулату­ры), "доходов от продажи автозапчастей со списанных автомобилей" лучше указывать "доходы от использования имущества"

В ряде медицинских организаций пред­принимательская деятельность связана с их

профилем. Например, при наличии в ЛПУ ортопедического отделения для повыше­ния качества лечения и ускорения реабили­тации пациентов налажены производство и реализация изделий медицинского назна­чения (бандажи, ортезы, стельки и пр.).

После того, как учреждение опреде­лилось с видом немедицинской деятель­ности, необходимо установить цену на реализуемые товар, работу или услугу.

В соответствии со ст. 424 Гражданско­го кодекса Российской Федерации цена устанавливается взаимным соглашением сторон. Государственное регулирование цен допускается в ограниченном числе случаев1.

При этом стоит обратить внимание на п. 4. ч. 1. ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3"0б общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в соответствии с которым к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения отнесено "установление тарифов на услуги, предоставляемые муни­ципальными предприятиями и учреждени­ями, если иное не предусмотрено феде­ральными законами". Из приведенного определения неясно, относится ли к полно­мочиям органов местного самоуправления утверждение тарифов на товары, работы, услуги в рамках немедицинской деятельно­сти муниципальных учреждений здравоох­ранения. Примем за аксиому, что немеди­цинская деятельность должна приносить доход. Если по каким-либо причинам реа­лизация товаров, работ или услуг позволя­ет назначить цену, которая только покры­вает расходы или даже приносит убытки, то следует либо отказаться от этой деятельно­сти, либо направить усилия на повышение ее рентабельности.

Например, при медицинском учрежде­нии функционирует пансионат, в котором проживают пациенты, ожидающие госпи­тализации, или родственники пациентов. Цена на его услуги рассчитывалась с усло­вием его 60%-ной загрузки. Эти цены ока­зались ниже средних цен на подобное жи­лье по региону, поэтому пансионат стал функционировать с 90-95%-ной загрузкой. Таким образом, он стал не только покры­вать издержки на свое содержание, но и приносить учреждению реальный доход.

Гибкая ценовая политика подразуме­вает возможность использовать скидки и/ или надбавки к ценам. Для их законного применения руководителем учреждения утверждается локальный нормативный акт "Маркетинговая политика". В его раз­деле "Ценовая политика" можно указать величину скидок и условия их получения, возможность проведения акций или рас­продаж. Целесообразно прописать усло­вия, которые могут оказывать влияние на цены: размер товарной партии (объем ра­бот, количество оказанных услуг), условия платежей (предоплата, оплата по факту поставки товара или оказания услуги), сроки исполнения обязательств и т. д.

По требованию проверяющих органов учреждение обязано представить кальку­ляцию стоимости услуги.

При отсутствии утвержденного ло­кального акта учреждение, не имеющее права на применение нулевой ставки по налогу на прибыль, будет вынуждено воз­мещать предоставленные скидки из своей прибыли, а учреждение, применяющее нулевую ставку по налогу на прибыль, - не учитывать в налоговом учете скидки при определении налоговой базы.

К отношениям, связанным с оказани­ем платных медицинских услуг, применя­ются положения Закона Российской Фе­дерации от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон № 2300-1). В соответствии с этим законом до потребителя должна быть доведена следующая информация:

• вывеска с наименованием организа­ции, местом ее нахождения (адресом) и режимом работы;

• перечень лицензируемых видов дея­тельности, осуществляемых организа­цией; номера, сроки действия лицен­зий и информация об органе, выдавшем лицензии;

• цена на товары (с указанием информа­ции об изготовителе), работы и услуги;

• гарантийный срок (если он установлен);

• утвержденные правила предоставле­ния соответствующих услуг населению;

• текст Закона № 2300-1;

• адрес и телефон вышестоящих и кон­тролирующих организаций.

Если по характеру работы или услуги это имеет значение, то предоставляется информация об исполнителе (или исполнителях).

При выполнении работ и оказании ус­луг вопрос о необходимости заключения письменного договора решается по согла­сованию с заказчиком, если Гражданским кодексом РФ или иными законами не пред­усмотрена определенная форма договора.

Так, договоры строительного подряда должны заключаться только в письменной форме, а договоры аренды недвижимого имущества, заключаемые на срок более 12 мес., не просто заключаются в письмен­ной форме, но и вступают в силу с момен­та их государственной регистрации.

При продаже товаров учреждения ис­пользуют публичную оферту. В этом слу­чае факт покупки гражданином предлага­емых товаров представляет собой

согласие потребителя на предложенные условия или на заключение такого дого­вора (акцепт).

При осуществлении наличных денеж­ных расчетов и (или) расчетов с исполь­зованием платежных карт в случаях про­дажи товаров, выполнения работ или оказания услуг все организации в обяза­тельном порядке обязаны применять контрольно-кассовую технику. К порядку и условиям регистрации и применения контрольно-кассовой техники, использу­емой учреждениями, предъявляются жесткие требования2.

Неприменение контрольно-кассовой техники влечет предупреждение или на­ложение административного штрафа - на должностных лиц - от 3 тыс. до 4 тыс. руб.; на юридических лиц - от 30 тыс. до 40 тыс. руб.

Проведение наличных денежных рас­четов без применения контрольно-кассо­вой техники возможно в следующих случаях4:

• при оказании услуг населению с выда­чей учреждениями соответствующих бланков строгой отчетности;

• в организациях, являющихся налого­плательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных ви­дов деятельности, - при условии вы­дачи по требованию покупателя (кли­ента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу);

• при продаже лекарственных препара­тов в аптечных организациях, находя­щихся в фельдшерских и фельдшер­ско-акушерских пунктах, расположенных в сельских поселени­ях, и в обособленных подразделениях медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую дея­тельность (амбулатории, фельдшер­ские и фельдшерско-акушерские пун­кты, центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики), рас­положенных в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные орга­низации;

• в учреждениях, находящиеся в отда­ленных или труднодоступных местно­стях (за исключением городов, район­ных центров, поселков городского типа), указанных в перечне, утверж­денном органом государственной власти субъекта Федерации.

Помимо изменений штатного распи­сания целесообразно утвердить "Положение о немедицинском подразделе­нии" (если оно создается), должностные инструкции работников, а также в ло­кальном нормативном акте по оплате труда учреждения учесть специфику оплаты труда в таких подразделениях. Заработная плата конкретных работни­ков устанавливается в трудовом договоре.

Доходами, полученными от указанной деятельности, бюджетные и автономные учреждения могут распоряжаться само­стоятельно, а казенные учреждения пе­речисляют доходы в соответствующий

бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Говоря о распределении средств, по­лученных от приносящей доход немеди­цинской деятельности, необходимо иметь в виду, что сначала должны быть выплачены заработная плата работникам и налоги на заработную плату. Затем по­крываются материальные расходы на продажу товаров, выполнение работ, ока­зание услуг. Оставшиеся после покрытия прямых расходов средства используются на накладные расходы и на основную де­ятельность учреждения.

Если немедицинская деятельность приносит бюджетному или автономно­му учреждению менее 10% доходов, учитываемых для целей налогообложе­ния прибыли (если численность работа­ющих более 15 чел. и не менее 50% ме­дицинских работников имеют сертификаты), то учреждение вправе использовать ставку по налогу на при­быль в размере 0%. При этом учрежде­ние обязано вести налоговый учет и иметь учетную политику для целей налогообложения.

Если средства, полученные от немеди­цинской деятельности, составляют более 10% дохода, облагаемого налогом на при­быль, то учреждение платит налог на прибыль в общеустановленном поряд­ке, - по ставке 20%.

Поскольку казенные учреждения пе­речисляют доходы от приносящей доход деятельности в бюджет, то они не являют­ся плательщиками налога на прибыль и ведут налоговый учет только по налогам на заработную плату.

В "Положении о порядке организации и осуществления приносящей доход дея­тельности" следует выделить в отдельные разделы различные виды немедицинской деятельности или утвердить два до­кумента: по платной медицинской и по платной немедицинской деятельности.

В любом случае следует иметь в виду, что ведение немедицинской деятельности в некоторой степени усложняет работу уч­реждения. Такая деятельность может:

• облагаться налогом на добавленную стоимость;

• не иметь четкого правового обеспече­ния (например, при продаже бахил че­рез автоматы);

• создать большое количество конку­рентов (например, при оказании бы­товых услуг);

• усложнить составление штатного рас­писания (с последующими проблема­ми во время различных проверок). Тенденция такова: в учредительных

документах все большего количества уч­реждений появляются различные виды немедицинской деятельности. Например, учреждения, вместо того чтобы сдавать в аренду часть холла под аптечный или га­зетный киоск, получают лицензию на фар­мацевтическую деятельность, включают в штат общеучрежденческого персонала должность киоскера или продавца продо­вольственных (или непродовольствен­ных) товаров; добавляют в штатное распи­сание то или иное немедицинское подразделение.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×

×

×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главный врач»:
возможность скачать СОПы • доступ к тренингамжурналы для главного врача
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.