text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

Одностороннее расторжение договоров и контрактов: возможности и перспективы

  • 15 августа 2012
  • 43

Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ) устанавливает принцип стабильности обязательства. Так, в со­ответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается - за исключением случаев, пред­усмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, допускается также в слу­чаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.

В Федеральном законе от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 94-ФЗ) отсутству­ет прямое указание на возможность од­ностороннего расторжения государ­ственных и муниципальных контрактов, а также договоров бюджетных учрежде­ний (далее - контрактов). Более того, в ч. 8 ст. 9 Закона № 94-ФЗ содержится нор­ма, согласно которой расторжение кон­тракта допускается исключительно по со­глашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным граждан­ским законодательством.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

Мнение ФАС России по этому вопросу однозначно: данная норма не позволяет заказчикам расторгать контракт в одно­стороннем порядке.

Возможность одностороннего растор­жения контрактов в исключительных слу­чаях позволила бы заказчику экономить время и финансовые средства (госпошли­на, оплата услуг экспертов и т. д.).

В отличие от мнения контрольных ор­ганов, судебная практика в отношении ч. 8 ст. 9 Закона № 94-ФЗ не единообразна.

Некоторые суды в своих решениях ука­зывают, что ч. 8 ст. 9 Закона № 94-ФЗ не ре­гулирует вопросы одностороннего отказа от исполнения обязательств и не запреща­ет устанавливать в условиях контракта пра­во заказчика отказаться в одностороннем порядке от исполнения обязательств по контракту: "Поскольку возможность одно­стороннего расторжения заключенных... договоров... согласована сторонами в са­мих договорах, ... одностороннее растор­жение договоров соответствует положени­ям действующего законодательства".

Вместе с тем суды принимают и другую позицию: "Отношения по заключению, ис­полнению и прекращению государствен­ных и муниципальных контрактов регули­руются Законом о размещении заказов. Нормы названного Закона о порядке за­ключения, исполнения и прекращения (расторжения) государственных и муници­пальных контрактов являются специальны­ми по отношению к нормам Гражданского кодекса Российской Федерации о порядке заключения, исполнения и прекращения (расторжения) договоров. Таким образом, в регулировании отношений по заключению, исполнению и прекращению (расторже­нию) государственных контрактов общие нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении, исполнении, расторжении договора применяются в ча­сти, не противоречащей специальным нор­мам Закона о размещении заказов".

Чтобы обеспечить единообразие в тол­ковании и в применении арбитражными судами норм права, соответствующее дело было рассмотрено Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ, который указал:

"Согласно п. 2 ст. 715 Гражданского ко­декса Российской Федерации (далее - Граж­данский кодекс, Кодекс), если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказ­чик вправе отказаться от исполнения дого­вора и потребовать возмещения убытков.

Аналогичное правило содержится в п. 6.2 заключенного сторонами контракта.

В силу п. 3 ст. 450 Гражданского кодек­са в случае одностороннего отказа от ис­полнения договора полностью или ча­стично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, до­говор считается соответственно расторг­нутым или измененным.

Данный вывод является правильным. Согласно ст. 768 Гражданского кодекса к отношениям по государственным или му­ниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд в части, не уре­гулированной Кодексом, применяется за­кон о подрядах для государственных или муниципальных нужд.

Названная статья предусматривает принятие отдельного закона о подрядах для государственных и муниципальных нужд, однако соответствующий закон до настоящего времени не принят.

Ни ст. 763-767, ни положения парагра­фов 3, 4 гл. 37 Кодекса не регулируют во­просы одностороннего отказа заказчика от исполнения договора, в связи с чем подлежат применению общие положения о подряде. Так как отказ государственного заказчика от исполнения государственно­го контракта мотивирован ненадлежащим исполнением подрядчиком своих обяза­тельств, а факт ненадлежащего исполне­ния установлен судами на основании ис­следования и оценки представленных в материалы дела доказательств, примене­ние судами к отношениям сторон п. 2 ст. 715 Гражданского кодекса обоснован­но, а вывод о том, что односторонний от­каз заказчика от исполнения контракта влечет его расторжение в силу ч. 3 ст. 50 Кодекса, является правильным.

Ссылка подрядчика на нормы Феде­рального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ от­клоняется, поскольку согласно ч. 1 ст. 1 на­званного Закона он регулирует отношения, связанные с размещением заказов на по­ставки товаров, выполнение работ, оказа­ние услуг для государственных, муници­пальных нужд, а не вопросы исполнения и расторжения государственных и муници­пальных контрактов на выполнение под­рядных работ для государственных нужд".

Отметим, что лучше не включать в проект контракта и (или) в закупочную документацию условия об односторон­нем расторжении контракта, поскольку существует риск привлечения заказчика к административной ответственности по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ. Если заказчик все- таки отказывается в одностороннем по­рядке от исполнения контракта, ссылаясь на положения ГК РФ, то нужно быть гото­вым к тому, что правомерность действий заказчика нужно будет подтверждать в суде, если со стороны контрольных орга­нов и прокуратуры РФ появятся соответ­ствующие претензии.

Законопроект Минэкономразвития России "О федеральной контрактной си­стеме в сфере закупок товаров, работ, ус­луг" одобренный 02.05.2012 Правитель­ством Российской Федерации (далее - законопроект), предусматривает право заказчика в одностороннем порядке от­казаться от исполнения контракта - при условии, что это было предусмотрено до­кументацией об осуществлении закупки, извещением о проведении запроса коти­ровок (ч. 6 ст. 87 законопроекта).

Так, заказчик будет вправе в односто­роннем порядке отказаться от исполне­ния контракта на поставки товаров, ес­ли поставщик:

• поставляет товар ненадлежащего ка­чества с недостатками, которые не могут быть устранены в установлен­ный заказчиком разумный срок;

• поставляет некомплектные товары - при условии, что поставщик, получив­ший уведомление заказчика, в уста­новленный заказчиком разумный срок не выполнил требования заказ­чика о доукомплектовании товаров или не заменил их комплектными то­варами;

• однократно нарушил сроки поставки товаров, указанные в контракте. Заказчик будет вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения контракта на выполнение работ, если:

• подрядчик не приступает в установ­ленный контрактом срок к исполне­нию контракта или выполняет работу таким образом, что окончание ее к сроку, предусмотренному контрак­том, становится явно невозможным;

• во время выполнения работы наруше­ны условия исполнения контракта и в назначенный заказчиком для устране­ния нарушений разумный срок под­рядчиком такие нарушения не устра­нены либо являются существенными и неустранимыми;

• подрядчик однократно нарушил сро­ки выполнения работ, указанные в контракте.

Заказчик будет вправе в односторон­нем порядке отказаться от исполнения контракта на оказание услуг, если:

• исполнитель не приступает в установ­ленный контрактом срок к исполне­нию контракта или оказывает услугу таким образом, что окончание ее к сроку, предусмотренному контрак­том, становится явно невозможным, либо в ходе оказания услуги стало очевидно, что она не будет оказана надлежащим образом в срок, установ­ленный контрактом;

• во время оказания услуги нарушены условия исполнения контракта и в на­значенный заказчиком для устране­ния нарушений разумный срок испол­нителем такие нарушения не устранены либо являются существен­ными и неустранимыми;

• исполнитель однократно нарушил сроки оказания услуг, указанные в контракте.

Помимо права заказчика на односто­роннее расторжение контракта законо­проектом предусмотрена обязанность заказчика расторгнуть контракт в одно­стороннем порядке в случае, если в хо­де исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполни­тель) не соответствует установленным в документации об осуществлении закуп­ки требованиям к участникам процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя) либо представил недосто­верные сведения в части требований к участникам процедур определения по­ставщика (подрядчика, исполнителя), которые позволили ему стать победите­лем соответствующей процедуры.

В законопроекте предлагается поря­док одностороннего расторжения контракта.

При одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта он обязан:

• разместить решение в единой инфор­мационной системе (далее - ЕИС);

• направить решение поставщику (под­рядчику, исполнителю);

• направить уведомление о принятом решении в контрольный орган в срок не позднее одного рабочего дня со дня направления решения об отказе от исполнения контракта поставщику (подрядчику, исполнителю).

Указанное решение вступает в силу через десять дней после даты его опу­бликования, за исключением случаев приостановления (отложения) сроков вступления в силу указанного решения.

Если в течение десяти дней после опубликования решения на него посту­пит жалоба, то по результатам всесто­роннего рассмотрения доводов жалобы и отзыва заказчика, обосновывающего принятое им решение, контрольный ор­ган вправе:

• приостановить расторжение контрак­та до рассмотрения жалобы по суще­ству, направив в письменной форме требование заказчику о приостанов­лении расторжения контракта до рас­смотрения жалобы по существу (это требование является для него обяза­тельным);

• признать жалобу необоснованной и одобрить решение заказчика;

• признать жалобу обоснованной и от­менить решение заказчика;

• при необходимости исследования до­кументов отложить срок вступления в силу решения (но не более чем на

45 дней).

Согласно законопроекту контракт бу­дет считаться расторгнутым с момента получения одной стороной уведомления другой стороны об одностороннем отка­зе от исполнения контракта, если иной срок расторжения контракта не будет предусмотрен в уведомлении либо не определен соглашением сторон (ч. 13 ст. 87 законопроекта).

Единственным препятствием, откла­дывающим момент одностороннего рас­торжения контракта, может стать жалоба поставщика (исполнителя, подрядчика). Предполагается, что даже с учетом обжа­лования решения заказчика, срок растор­жения контракта будет значительно сокращен.

Для недобросовестных поставщиков при внедрении подобной практики воз­никнут следующие последствия:

• сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт расторгнут в одностороннем порядке по инициативе заказчика, будут на­правлены в реестр недобросовестных поставщиков, а значит, такой постав­щик (исполнитель, подрядчик) будет лишен права участвовать в закупках сроком на два года (ч. 10 ст. 87, ст. 95 законопроекта);

• за неисполнение или ненадлежащее исполнение контракта заказчик впра­ве потребовать неустойку и возмеще­ние убытков.

При расторжении контракта в одно­стороннем порядке законопроект дает заказчику право:

• повторно осуществить закупку това­ров, работ, услуг в порядке, предусмо­тренном законопроектом;

• повторно осуществить закупку това­ров, работ, услуг путем проведения запроса котировок независимо от це­ны контракта - в случае закупки про­довольствия, средств, необходимых для оказания скорой или неотложной медицинской помощи, лекарственных средств, топлива, которые необходи­мы для нормального жизнеобеспече­ния граждан и отсутствие которых приведет к нарушению их нормально­го жизнеобеспечения (п. 3 ч. 1 ст. 68 законопроекта).

В ч. 11 ст. 87 законопроекта предусмо­трено право поставщика (подрядчика, ис­полнителя) расторгать контракт в одно­стороннем порядке, если в документации об осуществлении закупки, извещении о проведении запроса котировок было предусмотрено право заказчика в одно­стороннем порядке отказаться от испол­нения контракта.

Поставщик (подрядчик, исполнитель) могут воспользоваться этим правом в следующих случаях:

• неоднократное нарушение заказчи­ком сроков оплаты товаров (работ, ус­луг), в том числе уплаты авансовых платежей;

• непредоставление заказчиком ис­ходных материалов, сведений и (или) невыполнение иных обяза­тельств, предусмотренных контрак­том, в связи с чем поставщик (под­рядчик, исполнитель) не приступает в установленный контрактом срок к исполнению контракта или постав­щик (подрядчик, исполнитель) не мо­жет выполнить обязательства к сро­ку, предусмотренному контрактом;

• нарушение заказчиком своих обязан­ностей по контракту, в частности непредоставление исходных материа­лов или сведений, оборудования, технической документации и т. д., ес­ли такие нарушения препятствуют ис­полнению контракта поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а так­же при наличии обстоятельств, оче­видно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязательств не будет произведено в установлен­ный срок.

При расторжении контракта в связи с односторонним отказом поставщика от исполнения обязательств поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребо­вать от заказчика возмещения причинен­ных убытков (ч. 12 ст. 87 законопроекта).

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×
Справочная сиистема
Вы выиграли отличный подарок!
Получите доступ к Системе «Главный врач» на 3 дня!

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главный врач»:
возможность скачать СОПы • доступ к тренингамжурналы для главного врача
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.