text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

Реализация норм законодательства о доступности медицинской помощи

  • 15 августа 2012
  • 58

В Федеральном законе "Об основах охраны здоровья граж­дан в Российской Федерации" от 21.11.2011 №323-ФЗ (далее - Основы) доступность медицинской помощи возведена в ранг принципа охраны здоровья.

Стоит отметить, что часть мер, обеспечивающих выполнение этого принципа и перечисленных в ст. 10 Основ, были закрепле­ны в нормативно-правовых актах и ранее.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

Это, в частности:

• организация оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, работы или обучения;

• наличие необходимого количества медицинских работни­ков, имеющих квалификацию требуемого уровня;

• возможность выбора медицинской организации и врача в соответствии с Основами;

• предоставление медицинской организацией гарантирован­ного объема медицинской помощи в соответствии с про­граммой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

• возможность беспрепятственного и бесплатного использования медицин­ским работником средств связи или транспортных средств для перевозки пациента в ближайшую медицинскую организацию в случаях, угрожающих его жизни и здоровью.

Кроме того, в Основах содержится ряд положений, установленных в законода­тельстве впервые:

• применение порядков оказания меди­цинской помощи и стандартов меди­цинской помощи;

• установление в соответствии с зако­нодательством РФ требований к раз­мещению медицинских организаций государственной системы здравоох­ранения и муниципальной системы здравоохранения и иных объектов инфраструктуры в сфере здравоохра­нения исходя из потребностей насе­ления;

• транспортная доступность медицин­ских организаций для всех групп насе­ления, в т. ч. инвалидов и других групп населения с ограниченными возмож­ностями передвижения.

Безусловно, эти новеллы - основа для реализации принципа доступности меди­цинской помощи и для создания системы управления качеством медицинской по­мощи. Так, применение порядков оказа­ния медицинской помощи должно обе­спечить этапность ее оказания, наличие соответствующих структурных подразде­лений в учреждениях здравоохранения, а также гарантировать доступность меди­цинской помощи на всех этапах ее оказа­ния. Использование стандартов должно обеспечить выполнение необходимого объема медицинской помощи.

"Установление требований к размеще­нию медицинских организаций государ­ственной системы здравоохранения и му­ниципальной системы здравоохранения, иных объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения исходя из потребно­стей населения"- одно из полномочий федерального органа исполнительной власти, осуществляющего выработку го­сударственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здраво­охранения (ст. 14 Основ).

"Создание в пределах компетенции, определенной законодательством РФ, ус­ловий для развития медицинской помо­щи и обеспечения ее доступности для граждан" - полномочие органов государ­ственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья (ст. 16 Основ).

'Требования к территориальным про­граммам государственных гарантий бес­платного оказания гражданам медицин­ской помощи в части... критериев доступности медицинской помощи "устанавливаются в рамках Программы госу­дарственных гарантий бесплатного ока­зания гражданам медицинской помощи (далее - Программа госгарантий) (ст. 80 Основ).

В рамках территориальной програм­мы госгарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов РФ устанавливают:

• целевые значения критериев доступ­ности медицинской помощи в соот­ветствии с критериями, установлен­ными Программой госгарантий;

• порядок и условия предоставления медицинской помощи, в т. ч. сроки ожидания медицинской помощи, ока­зываемой в плановом порядке (ст. 81 Основ).

В Программе государственных гаран­тий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2012 г.1 содер­жится раздел VI "Критерии доступности и качества медицинской помощи". В нем установлено, что территориальной про­граммой госгарантий устанавливаются целевые значения критериев доступно­сти и качества медицинской помощи, на основе которых проводится комплексная оценка уровня и динамики следующих показателей:

• удовлетворенность населения меди­цинской помощью;

• число лиц, страдающих социально значимыми болезнями, с установлен­ным впервые в жизни диагнозом;

• число лиц в возрасте 18 лет и старше, впервые признанных инвалидами;

• смертность населения;

• смертность населения в трудоспособ­ном возрасте;

• смертность населения от сердечно­-сосудистых заболеваний;

• смертность населения от онкологиче­ских заболеваний;

• смертность населения от внешних причин;

• смертность населения в результате дорожно-транспортных происше­ствий;

• смертность населения от туберкулеза;

• материнская смертность;

• младенческая смертность;

• охват населения профилактическими осмотрами, проводимыми с целью вы­явления туберкулеза;

• охват населения профилактическими осмотрами, проводимыми с целью вы­явления онкологических заболеваний;

• доступность медицинской помощи на основе оценки реализации норма­тивов объема медицинской помощи по видам в соответствии с Програм­мой, а также установленных террито­риальной программой сроков ожида­ния гражданами медицинской помощи, предоставляемой в плано­вом порядке;

• эффективность использования ресур­сов здравоохранения (кадровых, ма­териально-технических, финансовых и других), в т. ч. обеспеченность населе­ния врачами, средним медицинским персоналом, а также больничными койками.

Таким образом, в Программе госга­рантий содержится требование устано­вить целевые значения критериев до­ступности и качества медицинской помощи для населения в целом по пока­зателям заболеваемости и смертности с учетом:

• оценки реализации нормативов объ­ема медицинской помощи;

• сроков ожидания гражданами меди­цинской помощи;

• обеспеченности населения врачами, средним медицинским персоналом;

• обеспеченности больничными койками. Вместе с тем доступность оценивается

в нормативах объема медицинской помо­щи, который должен быть обеспечен для населения субъекта РФ. Территориаль­ные программы госгарантий формируют­ся на основании нормативов объема ме­дицинской помощи, заложенных в Программу госгарантий, утверждаемую Правительством РФ.

В соответствии с Программой на 2012 г. такие нормативы составляют в среднем:

• для скорой, в т. ч. специализирован­ной (санитарно-авиационной), меди­цинской помощи - 0, 318 вызова;

• для амбулаторной, в т. ч. неотложной, медицинской помощи предоставляе­мой в амбулаторно-поликлинических учреждениях и других медицинских

организациях или их соответствую­щих структурных подразделениях, - 9, 7 посещения (в т. ч. в рамках базовой программы ОМС - 8, 962 посещения);

• для амбулаторной медицинской по­мощи, предоставляемой в условиях дневных стационаров, - 0, 59 пациенто-дня (в т. ч. в рамках базовой программы ОМС - 0, 49 пациенто-дня); для стационарной медицинской помощи, предоставляемой в больнич­ных учреждениях и других медицин­ских организациях или их соответ­ствующих структурных подразделениях, - 2, 78 койко-дня (в т. ч. в рамках базовой программы ОМС - 1, 894 койко-дня). Территориальные программы госга­рантий должны содер­жать объемы медицин­ской помощи не ниже нормативов, установленных федераль­ной Программой госгарантий. При фор­мировании территориальной программы учитывают особенности возрастно-поло­вого состава, уровня и структуры заболе­ваемости населения субъекта РФ, клима­тические и географические особенности региона, транспортную доступность ме­дицинских организаций. Подразумевает­ся, что в зависимости от потребности в медицинской помощи в определенном регионе объемы медицинской помощи могут корректироваться.

Общий принцип, закрепленный в фе­деральной Программе госгарантий, таков: доступность медицинской помощи опре­деляется как отношение количества паци­ентов, получивших помощь, и количества нуждавшихся в ней. Объем медицинской помощи, запланированный в соответ­ствии с установленными нормативами, должен максимально удовлетворить по­требности населения субъекта РФ.

В то же время очевидно, что показате­ли, перечисленные в Программе госга­рантий, характеризуют доступность медицинской помощи для населения в целом, но не для конкретного граждани­на (в нужное время, в нужном месте, в нужном объеме). Не учитываются такие критерии, как своевременность оказания медицинской помощи (соотношение между временем оказания медицинской помощи и временем возникновения по­требности в ней) и достаточность меди­цинской помощи (минимальный набор медицинских услуг, который достаточен для эффективного лечения).

Для конкретного пациента важны не показатели заболеваемости и смертности в субъекте РФ или усредненные нормати­вы объема медицинской помощи, а ответ на вопросы: где, когда и в каком объеме ему будет оказана медицинская помощь при возникновении такой необходимости.

Важно также иметь в виду, что нужный объем помощи может быть оказан либо в муниципальном образовании, где прожи­вает пациент, либо в "своем" или сосед­нем субъекте РФ, либо в федеральных медицинских учреждениях. При этом, на­пример, в московских клиниках это мо­жет быть сделано на бесплатной основе, но через несколько месяцев (что может быть поздно), или завтра, но на платной основе (что может быть недоступно).

Необходимо четко определить в зако­нодательстве такие критерии доступно­сти, которые были бы важны и понятны для пациента и являлись бы обязательны­ми для выполнения при организации ме­дицинской помощи населению муници­пальных образований в субъектах РФ. Несмотря на важность общих показате­лей, используемых для целей планирова­ния медицинской помощи, нужны кон­кретные целевые значения пространственных, временных и объем­ных критериев доступности медицинской помощи.

Например, требования ст. 10 Основ об "установлении требований к размеще­нию медицинских организаций государ­ственной системы здравоохранения и му­ниципальной системы здравоохранения и иных объектов инфраструктуры..." мож­но выполнить, если иметь временные и пространственные критерии. В то же вре­мя хотелось бы понять, что это за требо­вания, где они должны быть сформулиро­ваны, кто должен их выполнять и какая ответственность предусматривается при их невыполнении?

В свете нового разделения полномо­чий в сфере охраны здо­ровья граждан согласно ст. 17 Основ к полномо­чиям органов местного самоуправления отнесено создание условий для оказания медицинской помощи населению в соот­ветствии с территориальной программой государственных гарантий. Однако дан­ная норма не проясняет ситуацию: неяс­но, например, что такое "условия для ока­зания медицинской помощи".

На взгляд автора, исходя из положений ст. 10 Основ и подзаконных нормативно­ правовых актов должен быть разработан механизм реализации норм, касающихся доступности медицинской помощи, с уче­том временных, пространственных и объ­емных критериев доступности.

Средние по РФ временные и про­странственные критерии должны содер­жаться в федеральной Программе госга­рантий, объемные - в федеральных стандартах медицинской помощи. Кон­кретные целевые для субъекта РФ крите­рии (временные, пространственные и объемные) должны быть частью террито­риальной программы госгарантий. При­мер матрицы для разработки временных, пространственных и объемных критери­ев доступности по видам и условиям ока­зания медицинской помощи представлен в таблице.

При разработке региональных кри­териев доступности медицинской помо­щи следует учитывать не только воз­растно-половой состав, уровень и структуру заболеваемости населения в субъекте РФ, но и территориальные и климатические особенности, тради­ции и т. п. При этом необходимо исхо­дить из принципа равных прав граждан на всей территории РФ.

Наличие конкретных критериев до­ступности медицинской помощи позво­лит объективно оценить достаточность специалистов, оборудования и медицин­ских организаций (где, каких именно и сколько) и сформировать оптимальные "маршруты движения пациентов" при оказании им соответствующих видов ме­дицинской помощи.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Журнал
Гость, Ваш бесплатный доступ к журналу «Здравоохранение» сгорает через

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Здравоохранение»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для начмедов
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.