Подавляющая часть управленческих методов, используемых в сфере здравоохранения страны, неэффективна. Они заимствованы либо из советской модели здравоохранения и не соответствуют настоящим реалиям, либо из иных отраслей народного хозяйства, но без достаточной адаптации к специфике здравоохранения.
С помощью проектного управления можно решать практические задачи, которые находятся вне области прямого государственного регулирования ввиду их невысокой значимости для системы федерального или регионального здравоохранения в целом, но которые крайне важны для отдельных лечебно-профилактических учреждений (далее - ЛПУ).
↯ Больше статей в журнале «Здравоохранение» Активировать доступ
Данный метод базируется на предварительной коллегиальной разработке комплексно-системной модели действий по достижению конкретной цели и направлен на реализацию этой модели.
Такой подход позволяет:
• повысить уровень общей культуры управления;
• координировать работу различных служб и ведомств, осуществляющих решение общих задач, сократить инертность управления и наладить коммуникационные каналы оперативного реагирования на изменения в состоянии объекта управления;
• моделировать возможное развитие ситуации, прогнозировать ресурсные затраты и создавать систему управления рисками;
• определить полномочия, границы и степень персональной ответственности должностных лиц, сократить косвенные издержки управления;
• внедрить действенные механизмы материального стимулирования, основанного на принципе "результат-поощрение".
Таким образом, медицинская организация от "управления затратами "переходит к "управлению результатами".
Проектное управление как вид управленческой деятельности не регламентировано федеральным законодательством страны1. При этом у субъектов РФ достаточно полномочий для формирования региональной законодательной базы, регулирующей вопросы проектного управления.
В Белгородской области технология проектного управления применяется в рамках Стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 г. В регионе утверждены Положение об управлении проектами в
органах исполнительной власти и государственных органах Белгородской области1 и формы документов по управлению проектами2.
Один из реализуемых проектов - «Развитие высокотехнологичной медицинской помощи в офтальмологическом отделении МБУЗ "Городская больница № 2" г. Белгорода» (далее - Проект).
При реализации Проекта использовались стандартные процедуры проектного управления:
• утверждение документов, описывающих плановые величины длительности, стоимости, объема работ, их качества (паспорт проекта и план управления Проектом);
• определение заказчика, исполнителя, контролирующего органа и их представителей в проекте (группа управления Проектом);
• определение цели и способов ее достижения, результатов и пользователей Проекта;
• составление перечня имущественных и неимущественных ограничений и допущений Проекта;
• разработка критериев успешности Проекта;
• формирование перечня основных этапов работ, которые планируется выполнить в рамках Проекта (календарный план-график работ по Проекту);
• расчет бюджета Проекта - плана затрат, необходимых для реализации
проекта, в стоимостном выражении;
• определение перечня контрольных событий, планируемых дат их наступления и перечня документов, подтверждающих прохождение контрольного события.
• планирование возможных рисков Проекта через анализ чувствительности (уязвимости) Проекта. Оценивается возможность возникновения неблагоприятных ситуаций и последствий в ходе реализации Проекта;
• формирование рабочей группы Проекта: руководитель Проекта, администратор Проекта, представители органов власти, местного самоуправления, сотрудники со стороны заказчика и других хозяйствующих субъектов, которые заняты в работах по Проекту. Основная цель рассматриваемого
Проекта - создать на территории Белгородской области организационно-технические условия для проведения в течение года на безвозмездной основе 150 операций по пересадке роговицы и 300 витреоретинальных операций. Кроме того, Проект включен в программу создания в Белгородской области банка донорской роговицы.
Это крайне актуальная проблема. Пациенты ожидают пересадки донорской роговицы до нескольких лет, так как в стране действуют всего два подобных банка (ОКБ им. Т.И. Брошевского (г. о. Самара) и МНТК "Микрохирургия глаза" им. акад. С.Н. Федорова (г. Москва)).
В рабочую группу Проекта включены: правительство Белгородской области; департамент здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области; территориальный фонд обязательного медицинского страхования Белгородской области; ОГКУЗ "Белгородское бюро судебно-медицинской экспертизы"; сотрудники МБУЗ"Городская больница № 2" г. Белгорода (далее - МБУЗ "ГБ № 2"); врачи-офтальмологи лечебно-профилактических учреждений Белгородской области; средства массовой информации; поставщики медицинского оборудования; подрядные организации и пр.
Были определены основные требования к результату:
• ремонт операционной офтальмологического отделения МБУЗ "ГБ № 2";
• обеспечение медицинским оборудованием офтальмологического отделения МБУЗ "ГБ № 2";
• внедрение оптико-реконструктивных вмешательств при болезнях роговицы и сетчатки;
• утверждение порядка взаимодействия ЛПУ области с офтальмологическим отделением МБУЗ "ГБ № 2";
• утверждение регламента взаимодействия МБУЗ "ГБ № 2" и ОГКУЗ "Белгородское бюро судебно-медицинской экспертизы";
• разработка плана маркетинга и брендирования Проекта.
Составлен перечень контрольных событий Проекта, определены даты их наступления и перечень документов, подтверждающих прохождение контрольного события (таблица, см. с. 31).
В соответствии с подготовленным бюджетом Проекта на его реализацию требуется 18 340, 00 тыс. руб., из которых 15 090, 00 тыс. руб. - средства областного бюджета (финансирование операций на безвозмездной для пациентов основе), а 3 250, 00 тыс. руб. - собственные средства МБУЗ "ГБ № 2".
Установленный срок реализации Проекта - 267 дней (09.04.2012-31.12.2012).
После рассмотрения Проекта в правительстве области из областного бюджета были привлечены инвестиции на проведение ремонтных работ и дооснащение офтальмологического отделения МБУЗ "ГБ № 2" высокотехнологичным медицинским оборудованием, в том числе фемтосекундной лазерной установкой.
Оплата проведения высокотехнологичных операций за счет средств областного бюджета будет осуществляться на основании утвержденных тарифов. Для пациентов, самостоятельно оплачивающих медицинские услуги, составлен
прейскурант (в порядке, установленном федеральным законодательством).
Разработанные нормативные документы, регламентирующие направление пациентов в офтальмологическое отделение, позволили устранить логистические трудности до момента их наступления и сформировать реестр пациентов, дифференцированный по степени срочности показаний для проведения хирургических вмешательств.
Для бесперебойного выполнения операций определена потребность в лекарствах, изделиях медицинского назначения, сформирован необходимый запас, заключены долгосрочные договоры поставок.
Анализ ресурсных мощностей офтальмологического отделения МБУЗ "ГБ № 2" показал, что их достаточно для того, чтобы удовлетворить профильный спрос на высокотехнологическую медицинскую помощь и за пределами Белгородской области. Был составлен маркетинговый план, один из элементов которого - привлечение пациентов из других субъектов Российской Федерации и приграничных стран.
Для обеспечения конкурентной борьбы на рынке в среднесрочной перспективе осуществляются разработка и правовая защита бренда Проекта.
Рассмотренный пример подтверждает эффективность применения в системе здравоохранения таких подходов, как проектное управление. За достаточно короткий срок удалось сформировать инфраструктуру, что позволит оказывать высокотехнологичную медицинскую помощь. С высокой вероятностью уже к октябрю 2012 г. цели, определенные Проектом, будут реализованы.