text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

Порядок направления пациентов и финансовое обеспечение высокотехнологичной медицинской помощи

  • 15 августа 2012
  • 38

Согласно ст. 34 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федера­ции" (далее - Закон № 323-ФЗ), Минздрав России утверждает перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи (далее - ВМП), который включает в себя непосредственно вид ВМП, коды МКБ-10, модели пациента, виды и методы лече­ния2. К ВМП может быть отнесена только та помощь, которая оказана с применением видов и методов лечения, перечис­ленных в Перечне, пациенту, который соответствует модели и клиническому диагнозу по коду МКБ-10, указанным в Перечне.

В случае несоответствия Перечню хотя бы одной составляющей, медицинская помощь не может считаться высокотехнологичной.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

Наличие единого Перечня часто ста­новится причиной заблуждений относи­тельно полномочий органов власти в организации оказания ВМП. Напомним, что согласно Закону № 323-ФЗ организа­ция оказания гражданам РФ ВМП феде­ральными медицинскими организация­ми отнесена к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере охраны здоровья, а ме­дицинскими организациями субъекта РФ - к полномочиям органов государ­ственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья.

Финансовое обеспечение ВМП до 01.01.2015 осуществляется за счет бюджет­ных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Таким обра­зом, получение гражданами бесплатной ВМП возможно только в медицинских ор­ганизациях, оказывающих ВМП за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ.

Порядок финансового обеспечения оказания ВМП за счет бюджетных ассиг­нований, предусмотренных в федераль­ном бюджете уполномоченному феде­ральному органу исполнительной власти, устанавливается Правительством Российской Федерации. Так, Правилами финансового обеспечения за счет бюд­жетных ассигнований федерального бюджета оказания ВМП гражданам РФ в 2012 г. установлено, что ВМП за счет средств федерального бюджета оказыва­ют в государственных бюджетных учреж­дениях, подведомственных Минздравсоцразвития России, Федеральному медико-биологическому агентству (да­лее - ФМБА), Российской академии меди­цинских наук (далее - РАМН).

Перечень ведомств, обеспечивающих оказание ВМП за счет средств федераль­ного бюджета, определен Федеральным законом от 30.11.2011 № 371-ФЗ "О феде­ральном бюджете на 2012 г. и на плано­вый период 2013 и 2014 гг.". Особенно­стью исполнения бюджета в 2012 г., является перераспределение бюджетных ассигнований, предусмотренных Минздравсоцразвития России на финансовое обеспечение оказания ВМП, ФМБА и РАМН на финансовое обеспечение соот­ветствующих мероприятий.

Порядок финансового обеспечения ока­зания ВМП за счет регионального бюджета (республиканского, краевого, областного, окружного) является полномочием органов государственной власти субъектов РФ.

В ряде субъектов РФ средства регио­нального бюджета направляются на фи­нансовое обеспечение оказания ВМП в негосударственных учреждениях или в государственных учреждениях, неподве­домственных органу управления субъек­та РФ в сфере здравоохранения.

Финансирование ВМП из федерального бюджета или из бюджетов субъектов РФ не препятствует оказанию ВМП в медицин­ских организациях за счет иных источни­ков (например, средств добровольного ме­дицинского страхования или платных услуг). Напомним, что финансовое обеспе­чение специализированной медицинской помощи, за исключением медицинской по­мощи, не включенной в базовую програм­му обязательного медицинского страхова­ния, в т. ч. ВМП5, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в базовой программе обязательного меди­цинского страхования (далее - ОМС), осу­ществляется за счет средств ОМС.

Право на оказание любой медицин­ской помощи, в т. ч. высокотехнологич­ной, определяется наличием лицензии на осуществление медицинской деятельности.

При этом организация ВМП в учреж­дениях, находящихся в ведении субъекта РФ, является полномочием субъектов РФ, соответственно и расходные обязатель­ства возникают у субъектов РФ. В то же время в целях софинансирования рас­ходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов госу­дарственной власти субъектов РФ по предметам ведения субъектов РФ, бюд­жетам субъектов РФ предоставляются межбюджетные трансферты из федераль­ного бюджета6. В 2012 г. в федеральном бюджете предусмотрены бюджетные ас­сигнования в размере 5 млрд руб. для предоставления субсидий на софинансирование расходных обязательств субъек­тов РФ, возникающих при оказании ВМП.

Например, в Республиках Татарстан и Бурятия.

Пункт 7 ст. 100 Закона №323-Ф3.

Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на софинансирование рас­ходных обязательств субъектов РФ, воз­никающих при оказании ВМП гражданам РФ1 (далее - Правила предоставления субсидий), установлено, что субсидия на­правляется на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников медицинских организаций, на приобрете­ние лекарственных препаратов и расход­ных материалов (включая оплату дорого­стоящих расходных материалов, в т. ч. имплантов, имплантантов и других изде­лий медицинского назначения, вживляе­мых в организм человека).

Согласно Правилам предоставления субсидий критерием отбора субъектов РФ является наличие медицинских организа­ций, подведомственных исполнительному органу государственной власти субъекта РФ, имеющих лицензию на осуществле­ние медицинской деятельности, предус­матривающей оказание услуг по ВМП со­ответствующего профиля, и оказывающих ВМП. Таким образом, критерий отбора со­держит в себе одновременно три нормы:

• производится отбор субъектов РФ, а не медицинских организаций;

• средства федерального бюджета в виде субсидии могут быть направлены на оказание ВМП исключительно в государ­ственных учреждениях субъектов РФ;

• учреждения должны иметь лицензию на медицинскую деятельность по со­ответствующему профилю ВМП. Предоставление субсидии осущест­вляется при направле­нии в Минздрав России в установленный срок выписки из закона о бюджете субъекта РФ, подтверждающей наличие в бюджете субъекта РФ бюджетных ассигнований на оказание ВМП, а также нормативного правового акта субъекта РФ, определяю­щего порядок финансового обеспечения оказания ВМП за счет бюджетных ассиг­нований бюджета субъекта РФ.

При выполнении перечисленных ус­ловий Минздрав России определяет пе­речень субъектов РФ, которым предо­ставляется субсидия, и размеры субсидий. Распределение и размер суб­сидий утверждаются распоряжением Правительства Российской Федерации.

Формулы расчета размера субсидии и уровня софинансирования расходного обя­зательства субъекта РФ за счет субсидии также установлены Правилами предостав­ления субсидий. Размер субсидии зависит:

• от объема средств, предусмотренных в бюджете субъекта РФ на высокотехно­логичные виды медицинской помощи;

• от объема средств в федеральном бюджете на очередной финансовый год на софинансирование ВМП;

• от выполнения плановых объемов ВМП, установленных соглашением между высшим исполнительным органом субъекта РФ и Минздравсоцразвития России в отчетном финансовом году;

• от уровня бюджетной обеспеченности субъекта РФ.

Уровень софинансирования расход­ного обязательства субъекта РФ индиви­дуален и зависит от уровня бюджетной обеспеченности субъекта РФ. Установле­ние уровня софинансирования необходи­мо для оценки удельного веса субсидии в общей сумме направляемых на ВМП средств. Удельный вес субсидии не может быть выше рассчитанного уровня софинансирования.

В тоже время, если изменение раз­мера бюджетных ассигнований, предус­мотренных в бюджете субъекта РФ на финансовое обеспечение субсидии, ве­дет к росту удельного веса субсидии от­носительно уровня софинансирования, установленного для субъекта РФ, то размер субсидии подлежит сокраще­нию до соответствующего уровня софинансирования.

Напомним, что субсидия - это механизм финансовой поддержки, а порядок финан­сового обеспечения организации ВМП за счет средств бюджетов субъектов РФ уста­навливается высшим исполнительным орга­ном государственной власти субъекта РФ.

Большинство субъектов РФ в качестве механизма финансового обеспечения оказания ВМП выбирают государствен­ное задание. Одним из условий формиро­вания государственного задания являет­ся установление нормативных затрат на выполнение услуги. Орган управления субъекта РФ в сфере здравоохранения определяет нормативные затраты на вы­полнение услуги при оказании ВМП.

До медицинской организации дово­дится объем средств, за счет которого должны быть выполнены плановые объ­емы ВМП2. Однако при расходовании этих средств к медицинской организации не предъявляется требование выделять на пациента средства в размере, точно соответствующем нормативным затратам на выполнение услуги при оказании ВМП.

ВМП за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ оказывают гражданам РФ, направленным в соответствии с Порядком направления граждан Российской Федерации для ока­зания высокотехнологичной медицин­ской помощи за счет бюджетных ассигно­ваний, предусмотренных в федеральном бюджете Министерству здравоохранения и социального развития Российской Фе­дерации, путем применения специализи­рованной информационной системы (да­лее - Порядок), утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 28.12.2011 № 1689н.

В соответствии с установленным По­рядком направление граждан РФ для оказания ВМП осуществляет орган испол­нительной власти субъекта РФ в сфере здравоохранения. Направление граждан РФ, проживающих за рубежом, а также лиц без гражданства осуществляет Мин­здравсоцразвития России.

Основанием для направления пациен­та в медицинские организации для оказа­ния ВМП является реше­ние Комиссии органа исполнительной власти субъекта РФ в сфере здравоохранения по отбору пациентов для оказания ВМП (да­лее - Комиссия субъекта РФ).

Проведение отбора пациентов и на­правление их в Комиссию субъекта РФ осуществляется врачебными комиссиями медицинских организаций, в которых па­циенты проходят лечение и наблюдение, по рекомендации лечащего врача на ос­новании выписки из медицинской документации.

Срок подготовки решения Комиссии субъекта РФ о наличии (отсутствии) ме­дицинских показаний для направления пациента в медицинские организации для оказания ВМП не должен превышать десяти рабочих дней со дня получения комплекта документов, определенных Порядком.

В случае принятия решения о наличии медицинских показаний для направления пациента в медицинскую организацию для оказания ВМП Комиссия субъекта РФ оформляет на пациента "Талон на оказа­ние ВМП" с применением специализиро­ванной информационной системы Минздравсоцразвития России в течение трех дней со дня принятия решения.

Основанием для госпитализации па­циента является решение Комиссии медицинской организации по отбору паци­ентов на оказание ВМП.

Комиссия медицинской организации принимает решение о наличии (отсут­ствии) медицинских показаний для госпи­тализации пациента в целях оказания ВМП в срок, не превышающий десяти ра­бочих дней со дня оформления на паци­ента Талона на оказание ВМП. Медицин­ские организации оказывают ВМП в соответствии с порядками оказания меди­цинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи, которые утвержда­ются Минздравсоцразвития России3. Ме­дицинские организации, оказывающие ВМП, дают рекомендации по дальнейше­му лечению и медицинской реабилитации пациентов после оказания ВМП.

Пациент вправе обжаловать решения, принятые в ходе его направления в меди­цинскую организацию для оказания ВМП на любом этапе, а также действия (без­действие) органов, организаций, долж­ностных и иных лиц в порядке, установ­ленном законодательством Российской Федерации.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Журнал
Гость, Ваш бесплатный доступ к журналу «Здравоохранение» сгорает через

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Здравоохранение»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для начмедов
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.