Выплаты стимулирующего характера при реализации программы модернизации здравоохранения

31

При проверках мероприятий, которые реализуют медицин­ские учреждения в рамках программы модернизации системы здравоохранения, контролирующими органами установлены многочисленные нарушения. Выявленные нарушения касаются как порядка оформления в ЯПУ локальных нормативных актов, посвященных вопросам модернизации, так и непосредственно порядка осуществления выплат стимулирующего характера специалистам, которые участвуют в реализации внедрения стандартов медицинской помощи или повышения доступности амбулаторной помощи. Так, например, Государственной инспек­цией труда в Республике Саха (Якутия) в ходе проверок соблюде­ния трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в учреждениях здра­воохранения в 2011 г. были выявлены следующие нарушения:

• дополнительные соглашения к трудо­вым договорам с работниками, участву­ющими в программе, заключались с на­рушением норм Трудового кодекса РФ.

В них не указаны размеры выплат, дата начала действия соглашения и обстоя­тельства, послужившие основанием для заключения соглашения на определен­ный срок; отсутствуют подписи о полу­чении работником на руки второго эк­земпляра такого соглашения;

• на момент проведения проверки в од­ной из больниц выплаты не были про­изведены за предыдущие два месяца;

• при выплате заработной платы работо­датель в нарушение ст. 136 Трудового кодекса РФ не извещал сотрудника в письменной форме о точном размере денежных выплат по данной программе. Аналогичные нарушения были уста­новлены в Приморском крае, в Респуб­лике Коми и в ряде других регионов.

В некоторых субъектах приняты реги­ональные нормативно-­правовые акты, которые регулируют отношения в рамках реализации программы модерни­зации здравоохранения, а также разрабо­таны и установлены примерные формы дополнительных соглашений к трудовым договорам со специалистами3.

Остановимся на наиболее типичных нарушениях и примерах судебных реше­ний по ним.

Медицинская организация не впра­ве не выплачивать своим работникам стимулирующую доплату в рамках ре­ализации региональной программы модернизации здравоохранения вви­ду истечения срока действия сертифи­катов специалиста.

В результате прокурорской проверки одного из муниципальных учреждений здравоохранения (далее - МУЗ) г. Абакана установлено, что ряду сотрудников не про­изводились выплаты, предусмотренные постановлением Правительства Республи­ки Хакасия от 25.04.2011 № 217 «О реали­зации региональной программы "Модер­низация здравоохранения Республики Хакасия на 2011-2012 гг."» (далее - поста­новление № 217), за участие в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи.

Прокурор Республики Хакасия обра­тился в городской суд с иском о взыскании задолженности по заработной плате, - ее не начисляли, так как истек срок действия сертификатов специалистов. В качестве от­ветчиков были указаны МУЗ и Территори­альный фонд обязательного медицинского страхования (далее - ТФОМС).

При рассмотрении данного дела от­ветчиками были представлены следую­щие аргументы:

• позиция медицинской организации: нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок осу­ществления денежных выплат по про­грамме модернизации, предусмотре­но наличие сертификата специалиста по определенной специальности у каждого медицинского работника, претендующего на ее получение. Ле­чебно-профилактическим учреждени­ем будут производиться установлен­ные выплаты по мере прохождения работниками учреждения обучения с предоставлением соответствующего сертификата;

• позиция ТФОМС: истечение срока действия сертификата не дает меди­цинским работникам права на осу­ществление медицинской деятельно­сти. ТФОМС является ненадлежащим ответчиком, так как согласно положе­ниям Трудового кодекса РФ ответ­ственность за выплату заработной платы, за повышение квалификации медицинских работников и за их до­пуск к выполнению работ несет рабо­тодатель. ТФОМС не выступает рабо­тодателем в трудовых отношениях с сотрудниками МУЗ и не состоит в до­говорных отношениях с самим лечеб­ным учреждением.

В рассматриваемом деле судом была занята следующая позиция.

Порядок реализации мероприятий ре­гиональной программы "Модернизация здравоохранения Республики Хакасия на 2011-2012 гг." и расходования средств, направленных на внедрение стандартов, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе пре­доставляемой врачами-специалистами (далее - Порядок), утвержден постанов­лением № 217.

В соответствии с пп. 2, 3 Порядка к ме­роприятиям, осуществляемым медицин­ской организацией за счет средств, полу­ченных на внедрение стандартов и повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, относится введе­ние ориентированной на результаты дея­тельности системы оплаты труда врачей- специалистов и специалистов со средним медицинским образованием, оказываю­щих амбулаторную медицинскую помощь.

Источник финансового обеспечения указанных мероприятий - субсидии, пре­доставляемые из бюджета Федерального фонда ОМС бюджету ТФОМС Республики Хакасия на реализацию региональной программы модернизации здравоохране­ния Республики Хакасия.

Согласно п. 19 Порядка у медицинско­го работника, получающего денежную выплату, должен быть сертификат специалиста.

Субсидии начисляются индивидуально для каждого работника в соответствии с разработанной Методикой оценки деятель­ности специалистов с высшим и средним медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи (приложение 2 Порядка).

В соответствии со ст. 54 Основ законо­дательства Российской Федерации об ох­ране здоровья граждан, утвержденных Верховным Советом РФ 22.07.1993 № 5487-12 (далее - Основы), право на за­нятие медицинской деятельностью в Рос­сийской Федерации имеют лица, полу­чившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специ­альное звание, а также сертификат специ­алиста и лицензию на осуществление ме­дицинской деятельности.

Сертификат специалиста выдается на основании послевузовского профессио­нального образования (аспирантура, ор­динатура) или дополнительного образо­вания (повышение квалификации, специализация) или проверочного испы­тания, проводимого комиссиями профес­сиональных медицинских ассоциаций, по теории и практике избранной специаль­ности, вопросам законодательства в об­ласти охраны здоровья граждан.

Форма, срок действия, условия и по­рядок выдачи сертификата специалиста устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.

В ходе прокурорской проверки было установлено, что указанные в исковом за­явлении сотрудники МУЗ имеют среднее медицинское образование по специаль­ности, сертификаты специалистов с при­своением специальности, что подтверж­дается представленными в материалах дела дипломами, свидетельствами и сертификатами.

Имеющиеся в материалах дела пись­менные доказательства свидетельствуют о наличии у истцов права на занятие ме­дицинской деятельностью, а также права на получение субсидии.

Суд не может согласиться с решением работодателя не начислять и не выплачи­вать своим работникам субсидию, пред­усмотренную постановлением № 217, ввиду истечения срока действия серти­фикатов специалистов.

Положения ст. 54 Основ, утвердив­шие порядок получения сертификата специалиста, не содержат требования о сроке действия сертификата и о поряд­ке его продления. Таким образом, нор­мативно-правовые акты, устанавливаю­щие срок действия сертификата или необходимость его продления, отсут­ствуют. Указание в самом сертификате на срок его действия без соответствую­щего законодательного закрепления этого срока нелегитимно по своей сути до принятия уполномоченным органом соответствующего нормативно-право­вого акта. Из этого следует, что серти­фикаты специалиста, имеющиеся у со­трудников ЛПУ в настоящее время, действительны, и их продлевать не требуется.

Врачи клинической лабораторной диагностики с немедицинским образо­ванием имеют право на участие в реа­лизации мероприятий программы мо­дернизации системы здравоохранения.

В ряде регионов специалисты с неме­дицинским образованием, занимающие врачебные должности, - врачи клиниче­ской лабораторной диагностики - не бы­ли включены в программу модернизации системы здравоохранения. При поддерж­ке региональных отраслевых профсою­зов1 пострадавшие работники обрати­лись в суд.

Основной аргумент работодателей и представителей ТФОМС: участие в про­грамме возможно лишь при наличии у работника высшего или среднего меди­цинского образования.

Позиция, которую заняли суды по рассматриваемым делам, была сходной.

Согласно положениям ч. 1 ст. 12 За­кона СССР от 19.12.1969 "Об утвержде­нии Основ законодательства Союза ССР и Союзных республик о здравоох­ранении", который действовал на мо­мент принятия истцов на должности врачей-лаборантов, к медицинской де­ятельности допускались лица, полу­чившие специальную подготовку и зва­ния в высших и средних специальных учебных заведениях СССР в соответ­ствии с Перечнем высших и средних специальных учебных заведений, под­готовка и полученные звания в кото­рых дают право заниматься медицин­ской и фармацевтической деятельностью3. Лица, закончившие высшее учебное заведение по специ­альности "биолог", могли замещать должность врача-лаборанта.

На основании ч. 1 ст. 54 Основ4 право на занятие медицинской деятельностью в Россий­ской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специ­альное звание, а также сертификат специ­алиста и лицензию на осуществление ме­дицинской деятельности.

В соответствии с п. 2.1.3 Положения "О порядке допуска к осуществлению профессиональной (медицинской и фар­мацевтической) деятельности"1 специали­сты с высшим и средним специальным образованием, допущенные в ранее уста­новленном порядке к занятию медицин­ской деятельностью и работавшие в уч­реждениях здравоохранения до издания этого приказа на врачебных должностях, сохраняют право на занятие должностей тех же наименований при условии полу­чения сертификата специалиста и лицензии.

Согласно разъяснениям Минздрава России2 врачебные должности в клинико- диагностических лабораториях могут за­мещаться лицами, допущенными к работе в этих должностях в ранее установлен­ном порядке.

При трудоустройстве истцов на долж­ности врачей-лаборантов клинико-диаг­ностических лабораторий (в 1975, 1978, 1979, 1983 гг.) к претендентам не предъ­являлись требования о наличии высшего медицинского образования.

Такое требование к кандидатам на ука­занную должность было введено позднее. При этом в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 № 541 н «Об утверждении Еди­ного квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения"» наименование должности "врач-лаборант" сохраняется для специалистов с высшим профессио­нальным (немедицинским) образованием, принятых на работу на эту должность до 1 октября 1999 г.

Таким образом, истцы как врачи-специ­алисты в настоящий момент вправе занимать должности врачей клинической лаборатор­ной диагностики, не имея высшего медицин­ского образования, и, следовательно, имеют право на включение в региональную про­грамму модернизации здравоохранения.

В результате ЛПУ надлежит:

• заключить с ними дополнительные со­глашения к трудовым договорам как с врачами-специалистами, участвующи­ми в реализации мероприятий по внедрению стандартов медицинской помощи и повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, распространив действие дополни­тельных соглашений на правоотноше­ния, возникшие между работодателем и работниками в период с 01.05.2011;

• произвести оценку деятельности ист­цов - врачей клинической лабора­торной диагностики по Методике оценки деятельности специалистов с высшим и средним медицинском об­разованием, участвующих в реализа­ции мероприятий региональной про­граммы модернизации системы здравоохранения Ярославской обла­сти на 2011-2012 гг. по повышению доступности амбулаторной медицин­ской помощи1;

• по результатам оценки произвести истцам соответствующие денежные выплаты.

Рассмотренные нарушения вызваны не сложностью порядка установления стимулирующих выплат специалистам, участвующим в реализации программы модернизации системы здравоохране­ния, или отсутствием четкого норматив­но-правового регулирования в указанной сфере.

Причины нарушений - некомпетент­ность и правовая неграмотность специ­алистов кадровой и экономической служб учреждения.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Критерии качества 2017: готовимся к оценке по-новому

Интервью

Обновить руководящий состав медорганизаций

Есть задача – обновить руководящий состав медорганизаций

Федот ТУМУСОВ: журналу «Здравоохранение». «Есть задача – обновить руководящий состав медорганизаций»


Рассылка




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль