text
Портал для медицинских работников

Выплаты стимулирующего характера при реализации программы модернизации здравоохранения

  • 15 июля 2012
  • 33

При проверках мероприятий, которые реализуют медицин­ские учреждения в рамках программы модернизации системы здравоохранения, контролирующими органами установлены многочисленные нарушения. Выявленные нарушения касаются как порядка оформления в ЯПУ локальных нормативных актов, посвященных вопросам модернизации, так и непосредственно порядка осуществления выплат стимулирующего характера специалистам, которые участвуют в реализации внедрения стандартов медицинской помощи или повышения доступности амбулаторной помощи. Так, например, Государственной инспек­цией труда в Республике Саха (Якутия) в ходе проверок соблюде­ния трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в учреждениях здра­воохранения в 2011 г. были выявлены следующие нарушения:

• дополнительные соглашения к трудо­вым договорам с работниками, участву­ющими в программе, заключались с на­рушением норм Трудового кодекса РФ.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

В них не указаны размеры выплат, дата начала действия соглашения и обстоя­тельства, послужившие основанием для заключения соглашения на определен­ный срок; отсутствуют подписи о полу­чении работником на руки второго эк­земпляра такого соглашения;

• на момент проведения проверки в од­ной из больниц выплаты не были про­изведены за предыдущие два месяца;

• при выплате заработной платы работо­датель в нарушение ст. 136 Трудового кодекса РФ не извещал сотрудника в письменной форме о точном размере денежных выплат по данной программе. Аналогичные нарушения были уста­новлены в Приморском крае, в Респуб­лике Коми и в ряде других регионов.

В некоторых субъектах приняты реги­ональные нормативно-­правовые акты, которые регулируют отношения в рамках реализации программы модерни­зации здравоохранения, а также разрабо­таны и установлены примерные формы дополнительных соглашений к трудовым договорам со специалистами3.

Остановимся на наиболее типичных нарушениях и примерах судебных реше­ний по ним.

Медицинская организация не впра­ве не выплачивать своим работникам стимулирующую доплату в рамках ре­ализации региональной программы модернизации здравоохранения вви­ду истечения срока действия сертифи­катов специалиста.

В результате прокурорской проверки одного из муниципальных учреждений здравоохранения (далее - МУЗ) г. Абакана установлено, что ряду сотрудников не про­изводились выплаты, предусмотренные постановлением Правительства Республи­ки Хакасия от 25.04.2011 № 217 «О реали­зации региональной программы "Модер­низация здравоохранения Республики Хакасия на 2011-2012 гг."» (далее - поста­новление № 217), за участие в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи.

Прокурор Республики Хакасия обра­тился в городской суд с иском о взыскании задолженности по заработной плате, - ее не начисляли, так как истек срок действия сертификатов специалистов. В качестве от­ветчиков были указаны МУЗ и Территори­альный фонд обязательного медицинского страхования (далее - ТФОМС).

При рассмотрении данного дела от­ветчиками были представлены следую­щие аргументы:

• позиция медицинской организации: нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок осу­ществления денежных выплат по про­грамме модернизации, предусмотре­но наличие сертификата специалиста по определенной специальности у каждого медицинского работника, претендующего на ее получение. Ле­чебно-профилактическим учреждени­ем будут производиться установлен­ные выплаты по мере прохождения работниками учреждения обучения с предоставлением соответствующего сертификата;

• позиция ТФОМС: истечение срока действия сертификата не дает меди­цинским работникам права на осу­ществление медицинской деятельно­сти. ТФОМС является ненадлежащим ответчиком, так как согласно положе­ниям Трудового кодекса РФ ответ­ственность за выплату заработной платы, за повышение квалификации медицинских работников и за их до­пуск к выполнению работ несет рабо­тодатель. ТФОМС не выступает рабо­тодателем в трудовых отношениях с сотрудниками МУЗ и не состоит в до­говорных отношениях с самим лечеб­ным учреждением.

В рассматриваемом деле судом была занята следующая позиция.

Порядок реализации мероприятий ре­гиональной программы "Модернизация здравоохранения Республики Хакасия на 2011-2012 гг." и расходования средств, направленных на внедрение стандартов, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе пре­доставляемой врачами-специалистами (далее - Порядок), утвержден постанов­лением № 217.

В соответствии с пп. 2, 3 Порядка к ме­роприятиям, осуществляемым медицин­ской организацией за счет средств, полу­ченных на внедрение стандартов и повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, относится введе­ние ориентированной на результаты дея­тельности системы оплаты труда врачей- специалистов и специалистов со средним медицинским образованием, оказываю­щих амбулаторную медицинскую помощь.

Источник финансового обеспечения указанных мероприятий - субсидии, пре­доставляемые из бюджета Федерального фонда ОМС бюджету ТФОМС Республики Хакасия на реализацию региональной программы модернизации здравоохране­ния Республики Хакасия.

Согласно п. 19 Порядка у медицинско­го работника, получающего денежную выплату, должен быть сертификат специалиста.

Субсидии начисляются индивидуально для каждого работника в соответствии с разработанной Методикой оценки деятель­ности специалистов с высшим и средним медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи (приложение 2 Порядка).

В соответствии со ст. 54 Основ законо­дательства Российской Федерации об ох­ране здоровья граждан, утвержденных Верховным Советом РФ 22.07.1993 № 5487-12 (далее - Основы), право на за­нятие медицинской деятельностью в Рос­сийской Федерации имеют лица, полу­чившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специ­альное звание, а также сертификат специ­алиста и лицензию на осуществление ме­дицинской деятельности.

Сертификат специалиста выдается на основании послевузовского профессио­нального образования (аспирантура, ор­динатура) или дополнительного образо­вания (повышение квалификации, специализация) или проверочного испы­тания, проводимого комиссиями профес­сиональных медицинских ассоциаций, по теории и практике избранной специаль­ности, вопросам законодательства в об­ласти охраны здоровья граждан.

Форма, срок действия, условия и по­рядок выдачи сертификата специалиста устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.

В ходе прокурорской проверки было установлено, что указанные в исковом за­явлении сотрудники МУЗ имеют среднее медицинское образование по специаль­ности, сертификаты специалистов с при­своением специальности, что подтверж­дается представленными в материалах дела дипломами, свидетельствами и сертификатами.

Имеющиеся в материалах дела пись­менные доказательства свидетельствуют о наличии у истцов права на занятие ме­дицинской деятельностью, а также права на получение субсидии.

Суд не может согласиться с решением работодателя не начислять и не выплачи­вать своим работникам субсидию, пред­усмотренную постановлением № 217, ввиду истечения срока действия серти­фикатов специалистов.

Положения ст. 54 Основ, утвердив­шие порядок получения сертификата специалиста, не содержат требования о сроке действия сертификата и о поряд­ке его продления. Таким образом, нор­мативно-правовые акты, устанавливаю­щие срок действия сертификата или необходимость его продления, отсут­ствуют. Указание в самом сертификате на срок его действия без соответствую­щего законодательного закрепления этого срока нелегитимно по своей сути до принятия уполномоченным органом соответствующего нормативно-право­вого акта. Из этого следует, что серти­фикаты специалиста, имеющиеся у со­трудников ЛПУ в настоящее время, действительны, и их продлевать не требуется.

Врачи клинической лабораторной диагностики с немедицинским образо­ванием имеют право на участие в реа­лизации мероприятий программы мо­дернизации системы здравоохранения.

В ряде регионов специалисты с неме­дицинским образованием, занимающие врачебные должности, - врачи клиниче­ской лабораторной диагностики - не бы­ли включены в программу модернизации системы здравоохранения. При поддерж­ке региональных отраслевых профсою­зов1 пострадавшие работники обрати­лись в суд.

Основной аргумент работодателей и представителей ТФОМС: участие в про­грамме возможно лишь при наличии у работника высшего или среднего меди­цинского образования.

Позиция, которую заняли суды по рассматриваемым делам, была сходной.

Согласно положениям ч. 1 ст. 12 За­кона СССР от 19.12.1969 "Об утвержде­нии Основ законодательства Союза ССР и Союзных республик о здравоох­ранении", который действовал на мо­мент принятия истцов на должности врачей-лаборантов, к медицинской де­ятельности допускались лица, полу­чившие специальную подготовку и зва­ния в высших и средних специальных учебных заведениях СССР в соответ­ствии с Перечнем высших и средних специальных учебных заведений, под­готовка и полученные звания в кото­рых дают право заниматься медицин­ской и фармацевтической деятельностью3. Лица, закончившие высшее учебное заведение по специ­альности "биолог", могли замещать должность врача-лаборанта.

На основании ч. 1 ст. 54 Основ4 право на занятие медицинской деятельностью в Россий­ской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специ­альное звание, а также сертификат специ­алиста и лицензию на осуществление ме­дицинской деятельности.

В соответствии с п. 2.1.3 Положения "О порядке допуска к осуществлению профессиональной (медицинской и фар­мацевтической) деятельности"1 специали­сты с высшим и средним специальным образованием, допущенные в ранее уста­новленном порядке к занятию медицин­ской деятельностью и работавшие в уч­реждениях здравоохранения до издания этого приказа на врачебных должностях, сохраняют право на занятие должностей тех же наименований при условии полу­чения сертификата специалиста и лицензии.

Согласно разъяснениям Минздрава России2 врачебные должности в клинико- диагностических лабораториях могут за­мещаться лицами, допущенными к работе в этих должностях в ранее установлен­ном порядке.

При трудоустройстве истцов на долж­ности врачей-лаборантов клинико-диаг­ностических лабораторий (в 1975, 1978, 1979, 1983 гг.) к претендентам не предъ­являлись требования о наличии высшего медицинского образования.

Такое требование к кандидатам на ука­занную должность было введено позднее. При этом в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 № 541 н «Об утверждении Еди­ного квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения"» наименование должности "врач-лаборант" сохраняется для специалистов с высшим профессио­нальным (немедицинским) образованием, принятых на работу на эту должность до 1 октября 1999 г.

Таким образом, истцы как врачи-специ­алисты в настоящий момент вправе занимать должности врачей клинической лаборатор­ной диагностики, не имея высшего медицин­ского образования, и, следовательно, имеют право на включение в региональную про­грамму модернизации здравоохранения.

В результате ЛПУ надлежит:

• заключить с ними дополнительные со­глашения к трудовым договорам как с врачами-специалистами, участвующи­ми в реализации мероприятий по внедрению стандартов медицинской помощи и повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, распространив действие дополни­тельных соглашений на правоотноше­ния, возникшие между работодателем и работниками в период с 01.05.2011;

• произвести оценку деятельности ист­цов - врачей клинической лабора­торной диагностики по Методике оценки деятельности специалистов с высшим и средним медицинском об­разованием, участвующих в реализа­ции мероприятий региональной про­граммы модернизации системы здравоохранения Ярославской обла­сти на 2011-2012 гг. по повышению доступности амбулаторной медицин­ской помощи1;

• по результатам оценки произвести истцам соответствующие денежные выплаты.

Рассмотренные нарушения вызваны не сложностью порядка установления стимулирующих выплат специалистам, участвующим в реализации программы модернизации системы здравоохране­ния, или отсутствием четкого норматив­но-правового регулирования в указанной сфере.

Причины нарушений - некомпетент­ность и правовая неграмотность специ­алистов кадровой и экономической служб учреждения.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главный врач»:
возможность скачать СОПы • доступ к тренингамжурналы для главного врача
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.