text
Портал для медицинских работников

Применение в ЛПУ технологий бережливого производства

  • 15 августа 2012
  • 21

В последние десять-пятнадцать лет экономика России пере­шла от рынка, на котором условия диктует производитель, к рынку покупателя. Степень соответствия услуг ожиданиям по­требителей является одним из главных факторов, обеспечиваю­щих успешность деятельности производителей, что в полной мере относится и к сфере здравоохранения.

Так, руководителям ЛПУ приходится принимать во внимание появление разных групп потребителей со своими специфиче­скими запросами к видам, качеству и условиям оказания меди­цинских услуг. Это становится особенно актуальным с учетом повышения хозяйственной самостоятельности медицинских уч­реждений, свободного выбора ЛПУ пациентом и реализации принципа "деньги идут за пациентом".

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

Основные принципы бережливого производства - минимизация любых из­держек и концентрация ресурсов для создания ценности для потребителя.

Что имеется в виду и насколько это применимо в практике ЛПУ?

При всей уникальности каждого кли­нического случая оказание медицин­ской услуги представляет собой набор последовательно выполняемых опера­ций (процессов). Результат оказания ус­луги имеет определенную ценность с точки зрения пациента (потребителя), и все процессы должны быть направлены на то, чтобы эта ценность была макси­мальной. Потерями считаются любые действия, при которых потребляются ресурсы (временные, материальные), но не создается ценность для потребителя.

Например, по экспертным оценкам, непосредственно на оказание медицин­ской помощи пациентам уходит не более половины рабочего времени медицин­ского персонала. Очевидно, что когда че­ловек больше времени проводит в ожи­дании приема или процедуры, чем собственно у врача, то это свидетельству­ет о неэффективной организации работы. Понятно и то, что это снижает качество медицинских услуг и увеличивает их себестоимость.

Авторами изучен опыт применения принципов бережливого производства в медицинской организации - муници­пальном автономном учреждении здра­воохранения г. Иркутска "Городская Ивано-Матренинская детская клиническая больница" (далее - ДКБ). В этом много­профильном лечебном учреждении ока­зывают экстренную и плановую медицин­скую помощь (в т. ч. специализированную и высокотехнологичную) детям и под­росткам г. Иркутска, Иркутской области и Республики Бурятии.

Коечная емкость стационара состав­ляет 740 коек. В состав ДКБ входят центр хирургии и реанимации новорожденных, а также отделения патологии новорож­денных, педиатрии детей до одного года, педиатрическое, хирургические, анесте­зиологии и реанимации, неврологиче­ское, офтальмологическое, отоларинго­логическое, кардиоревматологическое, пульмонологическое, нефрологическое, урологическое, травматологическое, че­люстно-лицевой хирургии, острых отрав­лений, восстановительного лечения, фи­зиотерапии, лабораторной диагностики, функциональной диагностики, эндоско­пии и УЗИ, рентгенологическое.

Для того чтобы оценить возможность и эффективность применения технологии бережливого производства в ДКБ, авто­рами было выбрано приемное отделение.

В результате анализа существующей ситуации были определены следующие проблемы:

• помещения, где обеспечивается рабо­та с поступающими пациентами (ка­бинеты врачей педиатра и хирурга, отделение лабораторной диагности­ки и т. д.), расположены далеко друг от друга;

• поток больных не разделен на плано­вых и экстренных пациентов (поступ­ление в порядке общей очереди);

• высокий риск распространения ин­фекционных заболеваний;

• высокая нагрузка на персонал прием­ного отделения в будни, когда имеет­ся поток плановых больных, что при­водит к снижению внимания и качества работы;

• длительное время ожидания пациен­тами результатов обследований и вра­чебных осмотров.

Для предварительного анализа издер­жек авторы использовали классифика­цию, предложенную Дж. Вумеком и Д. Джонсом в 1990 г.

Далее было проведено ранжирова­ние издержек по критериям важности (вкладу в общий уровень качества меди­цинской помощи, оказываемой в прием­ном отделении) и значимости (очеред­ность решения). При расчете был использован метод индивидуальных экс­пертных оценок по 10-балльной шкале с последующим переводом в средние зна­чения.

В результате ранжирования издержек были определены проблемы, требующие приоритетного внимания:

1. Длительное время до установления диагноза.

2. Перекрещивание потоков пациен­тов.

3. Излишние перемещения.

Приемное отделение расположено в двух отдельно стоящих зданиях, и пациен­там для прохождения осмотров у необхо­димых специалистов и проведения диагно­стических исследований (лабораторных, ультразвуковых и т. д.) приходилось пере­мещаться в другой корпус больницы. При приеме плановых и экстренных больных в порядке общей очереди начало оказания медицинской помощи откладывалось, по­вышался риск распространения инфекци­онных заболеваний.

Был проведен хронометраж рабочих процессов в приемном покое ДКБ (рис. 1, см. с. 98).

В среднем длительность обследова­ния пациента нехирургического профиля составила 90 мин, хирургического профи­ля - 70 мин (без учета времени ожидания повторного осмотра - с результатами обследования).

Были поставлены следующие цели:

• сократить время обследования пациента (с момента поступления до установления диагноза) (менее 60 мин), как можно раньше начинать лечение;

• своевременно оказывать экстренную и неотложную медицинскую помощь;

• повысить доступность и качество ме­дицинской помощи, а также удовлет­воренность населения медицинской помощью;

• снизить риск распространения инфек­ционных заболеваний;

• улучшить условия работы медицин­ского персонала.

Для достижения этих целей было предложено создать новое структурное

подразделение ДКБ - отделение неот­ложной медицинской помощи (рис. 2).

Временные затраты в отделении неот­ложной медицинской помощи включают в себя: прием педиатра (20 мин), хирурга (15 мин), на взятие материала для лабора­торного исследования (5 мин), на УЗИ (15 мин) и рентгенографию (5 мин). В це­лом длительность диагностического про­цесса в приемном отделении (от момента поступления пациента до установления ему диагноза) составит 50 мин вне зави­симости от "профиля" больного.

Была предложена схема минимизации потерь времени на перемещения и ожи­дание.

За год в приемное отделение ДКБ обращается около 22 тыс. пациентов.

При прежней схеме работы на их обсле­дование было необходимо более 29 тыс. рабочих часов. После реструкту­ризации для выполнения того же объ­ема работы нужно всего 18 тыс. часов; разница составляет более 11 тыс. часов в год. Это позволяет увеличить про­пускную способность отделения неот­ложной помощи (максимально - обсле­довать еще 13, 2 тыс. пациентов в год, или 36 в сутки) и повысить качество ме­дицинской помощи за счет увеличения времени работы врача непосредствен­но с пациентом.

Повышение пропускной способности отделения неотложной помощи создает возможность для увеличения общего количества пациентов, пролеченных в ДКБ (при сокращении сроков госпита­лизации за счет интенсификации лече­ния или при увеличении коечного фонда).

Таким образом, технология бережли­вого производства позволяет оказывать больший объем медицинской помощи с меньшими затратами времени, усилий, расходных материалов и т. д.

Практическая реализация проекта позволила обеспечить своевременное начало лечебных мероприятий, снизить количество жалоб пациентов. Исключены дублирование функций среднего и млад­шего медицинского персонала, а также перекрещивание потоков плановых и экстренных пациентов. Увеличена про­пускная способность отделения неотлож­ной медицинской помощи. Кроме того, сделан важный вывод: не всегда повыше­ние качества медицинской помощи тре­бует больших инвестиций.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главный врач»:
возможность скачать СОПы • доступ к тренингамжурналы для главного врача
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.