text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

Применение в ЛПУ технологий бережливого производства

  • 15 августа 2012
  • 21

В последние десять-пятнадцать лет экономика России пере­шла от рынка, на котором условия диктует производитель, к рынку покупателя. Степень соответствия услуг ожиданиям по­требителей является одним из главных факторов, обеспечиваю­щих успешность деятельности производителей, что в полной мере относится и к сфере здравоохранения.

Так, руководителям ЛПУ приходится принимать во внимание появление разных групп потребителей со своими специфиче­скими запросами к видам, качеству и условиям оказания меди­цинских услуг. Это становится особенно актуальным с учетом повышения хозяйственной самостоятельности медицинских уч­реждений, свободного выбора ЛПУ пациентом и реализации принципа "деньги идут за пациентом".

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

Основные принципы бережливого производства - минимизация любых из­держек и концентрация ресурсов для создания ценности для потребителя.

Что имеется в виду и насколько это применимо в практике ЛПУ?

При всей уникальности каждого кли­нического случая оказание медицин­ской услуги представляет собой набор последовательно выполняемых опера­ций (процессов). Результат оказания ус­луги имеет определенную ценность с точки зрения пациента (потребителя), и все процессы должны быть направлены на то, чтобы эта ценность была макси­мальной. Потерями считаются любые действия, при которых потребляются ресурсы (временные, материальные), но не создается ценность для потребителя.

Например, по экспертным оценкам, непосредственно на оказание медицин­ской помощи пациентам уходит не более половины рабочего времени медицин­ского персонала. Очевидно, что когда че­ловек больше времени проводит в ожи­дании приема или процедуры, чем собственно у врача, то это свидетельству­ет о неэффективной организации работы. Понятно и то, что это снижает качество медицинских услуг и увеличивает их себестоимость.

Авторами изучен опыт применения принципов бережливого производства в медицинской организации - муници­пальном автономном учреждении здра­воохранения г. Иркутска "Городская Ивано-Матренинская детская клиническая больница" (далее - ДКБ). В этом много­профильном лечебном учреждении ока­зывают экстренную и плановую медицин­скую помощь (в т. ч. специализированную и высокотехнологичную) детям и под­росткам г. Иркутска, Иркутской области и Республики Бурятии.

Коечная емкость стационара состав­ляет 740 коек. В состав ДКБ входят центр хирургии и реанимации новорожденных, а также отделения патологии новорож­денных, педиатрии детей до одного года, педиатрическое, хирургические, анесте­зиологии и реанимации, неврологиче­ское, офтальмологическое, отоларинго­логическое, кардиоревматологическое, пульмонологическое, нефрологическое, урологическое, травматологическое, че­люстно-лицевой хирургии, острых отрав­лений, восстановительного лечения, фи­зиотерапии, лабораторной диагностики, функциональной диагностики, эндоско­пии и УЗИ, рентгенологическое.

Для того чтобы оценить возможность и эффективность применения технологии бережливого производства в ДКБ, авто­рами было выбрано приемное отделение.

В результате анализа существующей ситуации были определены следующие проблемы:

• помещения, где обеспечивается рабо­та с поступающими пациентами (ка­бинеты врачей педиатра и хирурга, отделение лабораторной диагности­ки и т. д.), расположены далеко друг от друга;

• поток больных не разделен на плано­вых и экстренных пациентов (поступ­ление в порядке общей очереди);

• высокий риск распространения ин­фекционных заболеваний;

• высокая нагрузка на персонал прием­ного отделения в будни, когда имеет­ся поток плановых больных, что при­водит к снижению внимания и качества работы;

• длительное время ожидания пациен­тами результатов обследований и вра­чебных осмотров.

Для предварительного анализа издер­жек авторы использовали классифика­цию, предложенную Дж. Вумеком и Д. Джонсом в 1990 г.

Далее было проведено ранжирова­ние издержек по критериям важности (вкладу в общий уровень качества меди­цинской помощи, оказываемой в прием­ном отделении) и значимости (очеред­ность решения). При расчете был использован метод индивидуальных экс­пертных оценок по 10-балльной шкале с последующим переводом в средние зна­чения.

В результате ранжирования издержек были определены проблемы, требующие приоритетного внимания:

1. Длительное время до установления диагноза.

2. Перекрещивание потоков пациен­тов.

3. Излишние перемещения.

Приемное отделение расположено в двух отдельно стоящих зданиях, и пациен­там для прохождения осмотров у необхо­димых специалистов и проведения диагно­стических исследований (лабораторных, ультразвуковых и т. д.) приходилось пере­мещаться в другой корпус больницы. При приеме плановых и экстренных больных в порядке общей очереди начало оказания медицинской помощи откладывалось, по­вышался риск распространения инфекци­онных заболеваний.

Был проведен хронометраж рабочих процессов в приемном покое ДКБ (рис. 1, см. с. 98).

В среднем длительность обследова­ния пациента нехирургического профиля составила 90 мин, хирургического профи­ля - 70 мин (без учета времени ожидания повторного осмотра - с результатами обследования).

Были поставлены следующие цели:

• сократить время обследования пациента (с момента поступления до установления диагноза) (менее 60 мин), как можно раньше начинать лечение;

• своевременно оказывать экстренную и неотложную медицинскую помощь;

• повысить доступность и качество ме­дицинской помощи, а также удовлет­воренность населения медицинской помощью;

• снизить риск распространения инфек­ционных заболеваний;

• улучшить условия работы медицин­ского персонала.

Для достижения этих целей было предложено создать новое структурное

подразделение ДКБ - отделение неот­ложной медицинской помощи (рис. 2).

Временные затраты в отделении неот­ложной медицинской помощи включают в себя: прием педиатра (20 мин), хирурга (15 мин), на взятие материала для лабора­торного исследования (5 мин), на УЗИ (15 мин) и рентгенографию (5 мин). В це­лом длительность диагностического про­цесса в приемном отделении (от момента поступления пациента до установления ему диагноза) составит 50 мин вне зави­симости от "профиля" больного.

Была предложена схема минимизации потерь времени на перемещения и ожи­дание.

За год в приемное отделение ДКБ обращается около 22 тыс. пациентов.

При прежней схеме работы на их обсле­дование было необходимо более 29 тыс. рабочих часов. После реструкту­ризации для выполнения того же объ­ема работы нужно всего 18 тыс. часов; разница составляет более 11 тыс. часов в год. Это позволяет увеличить про­пускную способность отделения неот­ложной помощи (максимально - обсле­довать еще 13, 2 тыс. пациентов в год, или 36 в сутки) и повысить качество ме­дицинской помощи за счет увеличения времени работы врача непосредствен­но с пациентом.

Повышение пропускной способности отделения неотложной помощи создает возможность для увеличения общего количества пациентов, пролеченных в ДКБ (при сокращении сроков госпита­лизации за счет интенсификации лече­ния или при увеличении коечного фонда).

Таким образом, технология бережли­вого производства позволяет оказывать больший объем медицинской помощи с меньшими затратами времени, усилий, расходных материалов и т. д.

Практическая реализация проекта позволила обеспечить своевременное начало лечебных мероприятий, снизить количество жалоб пациентов. Исключены дублирование функций среднего и млад­шего медицинского персонала, а также перекрещивание потоков плановых и экстренных пациентов. Увеличена про­пускная способность отделения неотлож­ной медицинской помощи. Кроме того, сделан важный вывод: не всегда повыше­ние качества медицинской помощи тре­бует больших инвестиций.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Журнал
Гость, Ваш бесплатный доступ к журналу «Здравоохранение» сгорает через

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Здравоохранение»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для начмедов
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.