Стоматологическая помощь населению: анализ современной нормативно-правовой базы

69

В конце 2011 г. в отношении медицинского персонала взрослых стоматологических поликлиник появился долгождан­ный Порядок оказания медицинской помощи взрослому насе­лению при стоматологических заболеваниях (далее - Поря­док). Обращает на себя внимание, что название Порядка не вполне корректно - речь идет не о стоматологических забо­леваниях, а о заболеваниях зубов и полости рта, которые в со­ответствии с МКБ-10 относятся к болезням системы пищеварения.

В приложениях к рассматриваемому Порядку (как и в приложе­ниях к другим порядкам оказания медицинской помощи, утверж­денным Минздравсоцразвития России за последние три года) про­писаны все положения, требования и условия, необходимые для эффективного оказания соответствующей медициской помощи.

Так утверждены положения об организации деятельности:

• стоматологической поликлиники;

• отделений (кабинетов, лабораторий) стоматологического

профиля в медицинских организаци­ях, оказывающих амбулаторную меди­цинскую помощь;

• стоматологического кабинета в обра­зовательных учреждениях среднего, высшего и послевузовского профес­сионального образования, призывных пунктах, на предприятиях и в органи­зациях;

• мобильного стоматологического ка­бинета;

• хирургического челюстно-лицевого и стоматологического отделения ста­ционара.

Это рекомендуемые штатные нормативы:

• медицинского и другого персонала стоматологической поликлиники;

• медицинского и другого персонала отделения (кабинета, лаборатории) стоматологического профиля в меди­цинских организациях, оказывающих амбулаторную медицинскую помощь;

• медицинского и другого персонала стоматологического кабинета в обра­зовательных учреждениях среднего, высшего и послевузовского профес­сионального образования, призывных пунктах, на предприятиях и в органи­зациях;

• медицинского персонала мобильного стоматологического кабинета;

• медицинского персонала хирургиче­ского челюстно-лицевого и стомато­логического отделения стационара (из расчета на 30 коек).

Утверждены также стандарты оснаще­ния всех указанных подразделений.

В то же время в рекомендуемых штат­ных нормативах рассматриваемого По­рядка имеется ряд существенных недоче­тов. Наименования ряда должностей и профилей отделений не соответствуют действующей Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического пер­сонала и специалистов с высшим и сред­ним профессиональным образованием учреждений здравоохранения и Переч­ню хирургических подразделений стационаров лечебно-профилактических учреждений.1 Например, в Порядке ис­пользуются следующие некорректные дефиниции, отсутствующие в указанных нормативных правовых актах: врач- стоматолог общей практики, медицин­ская сестра палатная, хирургическое че­люстно-лицевое и стоматологическое отделение. Применение таких наимено­ваний для целей кадрового документо­оборота не допускается.

Нарушен принятый порядок введения должностей заведующих.

В утвержденном Порядке такие указа­ния отсутствуют: "заведующий стомато­логическим отделением - один на 12 должностей врачей-стоматологов, но не более трех должностей", "заведую­щий стоматологическим кабинетом - 0, 5 на кабинет при наличии не менее двух должностей врачей стоматологического профиля".

Предусматриваемая Порядком чис­ленность должностей для обеспечения работы круглосуточного поста не соот­ветствует необходимому для этого рас­четному числу2: медицинская сестра па­латная - 8, 5 должности для двух круглосуточных постов (т. е. 4, 25 на один круглосуточный пост).

Отсутствуют указания на расчетный принцип формирования нормативного показателя по труду: например, числен­ность врачей стоматологов-терапевтов устанавливается как 5 должностей на 10 тыс. чел. взрослого населения. То есть, если к учреждению прикреплено 19 тыс. взрослого населения, устанавливается пять должностей - так же, как и на 10 тыс. населения.

При наличии уточнения "из расчета" на 19 тыс. взрослого населения можно было бы установить 9, 5 должностей.

Предлагаемые в Порядке норматив­ные показатели по труду не согласованы с показателями, используемыми в других нормативно-правовых документах. На­пример, в соответствии с Порядком в хи­рургическом челюстно-лицевом и стома­тологическом отделениях стационара следует устанавливать одну должность врача на каждые 15 коек.

При этом рекомендуемое Минздравсоцразвития России значение по­казателей нагрузки на одну должность врача отделения челюстно-лицевой травмы многопрофильной больницы - 12 коек.

Отмечается также несогласованность между разными пунктами в Приложе­нии б Порядка ("Рекомендуемые штатные нормативы медицинского и другого пер­сонала стоматологической поликлини­ки"): в п. 10 устанавливается суммарная численность должностей врачей-стома­тологов (5 на 10 тыс. чел. взрослого насе­ления), а в пп. 11-14 - численность долж­ностей: врачей-стоматологов-терапевтов, врачей стоматологов-хирургов, врачей стоматологов-ортопедов и врачей-ортодонтов, которая в сумме составляет 9 на 10 тыс. чел. взрослого населения.

Для экономической оценки Порядка сопоставим численность персонала: фак­тическую, нормативную и требуемую для выполнения гарантированного государ­ством объема медицинской помощи населению.

Согласно официальным данным фактическая обеспеченность врачами- стоматологами и зубными врачами в федеральных ЛПУ и медицинских орга­низациях субъектов РФ характеризуется ростом численности в период 2000- 2007 гг. и последующим постепенным уменьшением (см. рисунок).

На 2010 г. в федеральных ЛПУ и в медицинских организациях субъектов РФ работало 60, 6 тыс. врачей-стоматологов и 22, 2 тыс. зубных врачей, что в рас­чете на 10 тыс. населения составляет, соответственно, 4, 2 и 1, 6 должностей, суммарно - 5, 8 должностей на 10 тыс. населения.

Очевидно, расчет нормативной чис­ленности должностей врачей-стоматологов следует проводить в соответствии с положениями рассматриваемого Порядка.

Например, нет данных о числе каби­нетов врачей-стоматологов (необходи­мых для расчета численности должно­стей заведующих); нет данных о численности прикрепленного населения, в том числе взрослого городского насе­ления, сельского населения и населения других населенных пунктов (на численно­сти последнего контингента основывает­ся расчет величины норматива должно­сти врача стоматолога-ортопеда и врача-ортодонта). Эти сведения содер­жатся только в справках о плановых по­казателях конкретных ЛПУ, а консолиди­рованные по стране в целом отсутствуют.

Согласно проведенным нами при­мерным расчетам нормативной числен­ности врачей-стоматологов на 10 тыс. взрослого населения должно прихо­диться 9-10 должностей врачей-стома­тологов, что в два раза превышает уста­новленный ранее норматив.

В соответствии с Порядком оказания ме­дицинской помощи детям, страдающим стоматологическими заболеваниями1, нормативная численность должностей врачей-стоматологов на 10 тыс. детского населения составляет 10, 3 должности.

С учетом того, что дети (в возрасте от 0 до 14 лет) составляют 18% населения РФ, а взрослые - 82%3, средневзвешен­ный показатель нормативной обеспе­ченности врачами-стоматологами для оказания амбулаторной помощи со­ставляет 9, 6 должностей на 10 тыс. все­го населения страны.

Рассчитаем нормативное число долж­ностей для оказания стационарной помощи.

Выше уже было указано, что в соот­ветствии с рассматриваемым Порядком в хирургическом челюстно-лицевом и стоматологическом отделениях стацио­нара должность врача устанавливается на 15 коек. При планировании стацио­нарной помощи по отделению челюст­но-лицевой хирургии число койко-дней на 1 тыс. жителей принимают равным 7, 624 при средней длительности пребы­вания больного в стационаре 6, 9 дней. Эти данные соответствуют 0, 25 койки на 10 тыс. населения.

В Порядке определено, что на 30 ко­ек приходится две должности врача-стоматолога и должность заведующего (т. е. всего три должности), значит, на 0, 25 ко­ек приходится 0, 025 должности врача- стоматолога. В результате за счет стацио­нарной помощи добавляется 0, 025 должности врача-стоматолога на 10 тыс. населения.

Таким образом, общая нормативная численность должностей врачей-стома­тологов составляет 9, 625 на 10 тыс. на­селения, что в абсолютном выражении по РФ5 соответствует 137, 5 тыс. должно­стей. Еще раз напомним, что в государ­ственной системе здравоохранения в 2010 г. работало 60, 6 тыс. врачей-стома­тологов и 22, 2 тыс. зубных врачей.

Расчет необходимой численности должностей врачей-стоматологов для выполнения гарантированного госу­дарством объема помощи проводится по общепринятой методике нормирова­ния труда врачей амбулаторного прие­ма6 (путем деления числа посещений на плановую функцию врачебной должности).

Рекомендуемый норматив числа по­сещений врача-стоматолога на 1 тыс. на­селения составляет 1572, 1.

Расчеты плановой функции врачебной должности основываются на годовом бюджете рабочего времени7 и нормах времени на посещение.

Врачи-стоматологи (кроме врача стоматолога-хирурга, врача челюстно-лице­вого хирурга) входят в перечень должно­стей и (или) специальностей медицинских работников, организаций, а также отделе­ний, палат, кабинетов и условий труда, ра­бота в которых дает право на сокращен­ную 33-часовую рабочую неделю.

Годовой бюджет рабочего времени долж­ности врача-стоматолога на 2012 г. со­ставляет 1505, 4 ч.

В 1988 г. были введены условные еди­ницы учета трудоемкости (УЕТ) для врачей-стоматологов и зубных врачей3. Пе­реход на новый измеритель затрат труда был направлен на то, чтобы обеспечить оказание максимальной помощи в одно посещение и заинтересовать врачей в ко­нечных результатах труда.

В разные годы в территориальных программах государственных гарантий приводились разные варианты классифи­катора стоматологических услуг и учета трудоемкости для врачей-стоматологов, а также разные величины коэффициентов для перехода от УЕТ на посещения.

С 2009 г. при планировании и учете объемов гарантированной стоматологи­ческой помощи населению по территори­альным программам государственных га­рантий следует учитывать как посещения, так и УЕТ. При пересчете УЕТ в посещения рекомендуется использовать переводные коэффициенты, сложившиеся в субъекте Российской Федерации в зависимости от использования ресурсов и технологий.

С 2010 г. внесено примечание: одно посещение стоматолога включает не ме­нее 4 УЕТ. Исходя из того, что одна УЕТ со­ставляет около 15 мин, норма времени на одно посещение равна 1 ч. Таким обра­зом, плановая функция должности врача- стоматолога составляет 13894.

Для выполнения гарантированного объ­ема амбулаторной помощи по стоматологии необходимо 11, 300 должности врачей-сто­матологов на 10 тыс. населения, а с учетом стационарной помощи - 11, 325 должностей (11, 300 + 0, 025). В абсолютном выражении это составляет 161, 800 тыс. должностей на 10 тыс. населения.

Таким образом, получается, что для внедрения в практику здравоохранения новых нормативов по труду необходимо увеличить численность врачей-стоматоло­гов более чем в два раза. При этом для вы­полнения гарантированного государством объема медицинской помощи даже этого числа врачей-стоматологов в федеральных ЛПУ и в медицинских организациях субъ­ектов РФ недостаточно: необходимая чис­ленность врачей-стоматологов в 2, 7 раза больше фактической и на 18% больше нормативной.

Основной механизм реализации госу­дарственных гарантий оказания гражда­нам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи - ее предоставле­ние за счет средств обязательного меди­цинского страхования (далее - ОМС). Со­гласно данным, представленным Федеральным ФОМС6, в 2012 г. в систему ОМС вошли 1200 частных и ведомствен­ных учреждений, причем большинство клиник, вошедших в систему ОМС, - сто­матологические. С 2013 г. в связи с пере­ходом на одноканальное финансирование ожидается включение в систему ОМС еще большего числа частных учреждений здравоохранения.

Чтобы определить численность долж­ностей медицинского персонала ЛПУ, не­обходимую для оказания стоматологиче­ской помощи населению, можно применить следующие рекомендации:

• установить в каждом учреждении здравоохранения расчетные нормы

времени на посещение, соответствую­щие характеру патологии прикре­пленного населения, применяемым технологиям, квалификации персона­ла, возможностям приобретения ме­дикаментозных средств, пломбиро­вочных материалов химического и светового отверждения и т. д.;

• провести расчеты численности персо­нала на основе установленных норм времени на посещение и планируемо­го объема работы;

• при наличии финансовых возможностей использовать отдельные положения при­каза Минздравсоцразвития России № 1964н, прежде всего касающиеся чис­ленности среднего медицинского персо­нала.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Критерии качества 2017: готовимся к оценке по-новому

Интервью

ФФОМС Наталья Стадченко

Председатель ФФОМС Наталья Стадченко в интервью журналу «Здравоохранение»:

Для медработника страховой представитель – это и контролер, и юридический консультант, и помощник одновременно


Рассылка




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль