text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

Стоматологическая помощь населению: анализ современной нормативно-правовой базы

  • 15 июля 2012
  • 101

В конце 2011 г. в отношении медицинского персонала взрослых стоматологических поликлиник появился долгождан­ный Порядок оказания медицинской помощи взрослому насе­лению при стоматологических заболеваниях (далее - Поря­док). Обращает на себя внимание, что название Порядка не вполне корректно - речь идет не о стоматологических забо­леваниях, а о заболеваниях зубов и полости рта, которые в со­ответствии с МКБ-10 относятся к болезням системы пищеварения.

В приложениях к рассматриваемому Порядку (как и в приложе­ниях к другим порядкам оказания медицинской помощи, утверж­денным Минздравсоцразвития России за последние три года) про­писаны все положения, требования и условия, необходимые для эффективного оказания соответствующей медициской помощи.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

Так утверждены положения об организации деятельности:

• стоматологической поликлиники;

• отделений (кабинетов, лабораторий) стоматологического

профиля в медицинских организаци­ях, оказывающих амбулаторную меди­цинскую помощь;

• стоматологического кабинета в обра­зовательных учреждениях среднего, высшего и послевузовского профес­сионального образования, призывных пунктах, на предприятиях и в органи­зациях;

• мобильного стоматологического ка­бинета;

• хирургического челюстно-лицевого и стоматологического отделения ста­ционара.

Это рекомендуемые штатные нормативы:

• медицинского и другого персонала стоматологической поликлиники;

• медицинского и другого персонала отделения (кабинета, лаборатории) стоматологического профиля в меди­цинских организациях, оказывающих амбулаторную медицинскую помощь;

• медицинского и другого персонала стоматологического кабинета в обра­зовательных учреждениях среднего, высшего и послевузовского профес­сионального образования, призывных пунктах, на предприятиях и в органи­зациях;

• медицинского персонала мобильного стоматологического кабинета;

• медицинского персонала хирургиче­ского челюстно-лицевого и стомато­логического отделения стационара (из расчета на 30 коек).

Утверждены также стандарты оснаще­ния всех указанных подразделений.

В то же время в рекомендуемых штат­ных нормативах рассматриваемого По­рядка имеется ряд существенных недоче­тов. Наименования ряда должностей и профилей отделений не соответствуют действующей Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического пер­сонала и специалистов с высшим и сред­ним профессиональным образованием учреждений здравоохранения и Переч­ню хирургических подразделений стационаров лечебно-профилактических учреждений.1 Например, в Порядке ис­пользуются следующие некорректные дефиниции, отсутствующие в указанных нормативных правовых актах: врач- стоматолог общей практики, медицин­ская сестра палатная, хирургическое че­люстно-лицевое и стоматологическое отделение. Применение таких наимено­ваний для целей кадрового документо­оборота не допускается.

Нарушен принятый порядок введения должностей заведующих.

В утвержденном Порядке такие указа­ния отсутствуют: "заведующий стомато­логическим отделением - один на 12 должностей врачей-стоматологов, но не более трех должностей", "заведую­щий стоматологическим кабинетом - 0, 5 на кабинет при наличии не менее двух должностей врачей стоматологического профиля".

Предусматриваемая Порядком чис­ленность должностей для обеспечения работы круглосуточного поста не соот­ветствует необходимому для этого рас­четному числу2: медицинская сестра па­латная - 8, 5 должности для двух круглосуточных постов (т. е. 4, 25 на один круглосуточный пост).

Отсутствуют указания на расчетный принцип формирования нормативного показателя по труду: например, числен­ность врачей стоматологов-терапевтов устанавливается как 5 должностей на 10 тыс. чел. взрослого населения. То есть, если к учреждению прикреплено 19 тыс. взрослого населения, устанавливается пять должностей - так же, как и на 10 тыс. населения.

При наличии уточнения "из расчета" на 19 тыс. взрослого населения можно было бы установить 9, 5 должностей.

Предлагаемые в Порядке норматив­ные показатели по труду не согласованы с показателями, используемыми в других нормативно-правовых документах. На­пример, в соответствии с Порядком в хи­рургическом челюстно-лицевом и стома­тологическом отделениях стационара следует устанавливать одну должность врача на каждые 15 коек.

При этом рекомендуемое Минздравсоцразвития России значение по­казателей нагрузки на одну должность врача отделения челюстно-лицевой травмы многопрофильной больницы - 12 коек.

Отмечается также несогласованность между разными пунктами в Приложе­нии б Порядка ("Рекомендуемые штатные нормативы медицинского и другого пер­сонала стоматологической поликлини­ки"): в п. 10 устанавливается суммарная численность должностей врачей-стома­тологов (5 на 10 тыс. чел. взрослого насе­ления), а в пп. 11-14 - численность долж­ностей: врачей-стоматологов-терапевтов, врачей стоматологов-хирургов, врачей стоматологов-ортопедов и врачей-ортодонтов, которая в сумме составляет 9 на 10 тыс. чел. взрослого населения.

Для экономической оценки Порядка сопоставим численность персонала: фак­тическую, нормативную и требуемую для выполнения гарантированного государ­ством объема медицинской помощи населению.

Согласно официальным данным фактическая обеспеченность врачами- стоматологами и зубными врачами в федеральных ЛПУ и медицинских орга­низациях субъектов РФ характеризуется ростом численности в период 2000- 2007 гг. и последующим постепенным уменьшением (см. рисунок).

На 2010 г. в федеральных ЛПУ и в медицинских организациях субъектов РФ работало 60, 6 тыс. врачей-стоматологов и 22, 2 тыс. зубных врачей, что в рас­чете на 10 тыс. населения составляет, соответственно, 4, 2 и 1, 6 должностей, суммарно - 5, 8 должностей на 10 тыс. населения.

Очевидно, расчет нормативной чис­ленности должностей врачей-стоматологов следует проводить в соответствии с положениями рассматриваемого Порядка.

Например, нет данных о числе каби­нетов врачей-стоматологов (необходи­мых для расчета численности должно­стей заведующих); нет данных о численности прикрепленного населения, в том числе взрослого городского насе­ления, сельского населения и населения других населенных пунктов (на численно­сти последнего контингента основывает­ся расчет величины норматива должно­сти врача стоматолога-ортопеда и врача-ортодонта). Эти сведения содер­жатся только в справках о плановых по­казателях конкретных ЛПУ, а консолиди­рованные по стране в целом отсутствуют.

Согласно проведенным нами при­мерным расчетам нормативной числен­ности врачей-стоматологов на 10 тыс. взрослого населения должно прихо­диться 9-10 должностей врачей-стома­тологов, что в два раза превышает уста­новленный ранее норматив.

В соответствии с Порядком оказания ме­дицинской помощи детям, страдающим стоматологическими заболеваниями1, нормативная численность должностей врачей-стоматологов на 10 тыс. детского населения составляет 10, 3 должности.

С учетом того, что дети (в возрасте от 0 до 14 лет) составляют 18% населения РФ, а взрослые - 82%3, средневзвешен­ный показатель нормативной обеспе­ченности врачами-стоматологами для оказания амбулаторной помощи со­ставляет 9, 6 должностей на 10 тыс. все­го населения страны.

Рассчитаем нормативное число долж­ностей для оказания стационарной помощи.

Выше уже было указано, что в соот­ветствии с рассматриваемым Порядком в хирургическом челюстно-лицевом и стоматологическом отделениях стацио­нара должность врача устанавливается на 15 коек. При планировании стацио­нарной помощи по отделению челюст­но-лицевой хирургии число койко-дней на 1 тыс. жителей принимают равным 7, 624 при средней длительности пребы­вания больного в стационаре 6, 9 дней. Эти данные соответствуют 0, 25 койки на 10 тыс. населения.

В Порядке определено, что на 30 ко­ек приходится две должности врача-стоматолога и должность заведующего (т. е. всего три должности), значит, на 0, 25 ко­ек приходится 0, 025 должности врача- стоматолога. В результате за счет стацио­нарной помощи добавляется 0, 025 должности врача-стоматолога на 10 тыс. населения.

Таким образом, общая нормативная численность должностей врачей-стома­тологов составляет 9, 625 на 10 тыс. на­селения, что в абсолютном выражении по РФ5 соответствует 137, 5 тыс. должно­стей. Еще раз напомним, что в государ­ственной системе здравоохранения в 2010 г. работало 60, 6 тыс. врачей-стома­тологов и 22, 2 тыс. зубных врачей.

Расчет необходимой численности должностей врачей-стоматологов для выполнения гарантированного госу­дарством объема помощи проводится по общепринятой методике нормирова­ния труда врачей амбулаторного прие­ма6 (путем деления числа посещений на плановую функцию врачебной должности).

Рекомендуемый норматив числа по­сещений врача-стоматолога на 1 тыс. на­селения составляет 1572, 1.

Расчеты плановой функции врачебной должности основываются на годовом бюджете рабочего времени7 и нормах времени на посещение.

Врачи-стоматологи (кроме врача стоматолога-хирурга, врача челюстно-лице­вого хирурга) входят в перечень должно­стей и (или) специальностей медицинских работников, организаций, а также отделе­ний, палат, кабинетов и условий труда, ра­бота в которых дает право на сокращен­ную 33-часовую рабочую неделю.

Годовой бюджет рабочего времени долж­ности врача-стоматолога на 2012 г. со­ставляет 1505, 4 ч.

В 1988 г. были введены условные еди­ницы учета трудоемкости (УЕТ) для врачей-стоматологов и зубных врачей3. Пе­реход на новый измеритель затрат труда был направлен на то, чтобы обеспечить оказание максимальной помощи в одно посещение и заинтересовать врачей в ко­нечных результатах труда.

В разные годы в территориальных программах государственных гарантий приводились разные варианты классифи­катора стоматологических услуг и учета трудоемкости для врачей-стоматологов, а также разные величины коэффициентов для перехода от УЕТ на посещения.

С 2009 г. при планировании и учете объемов гарантированной стоматологи­ческой помощи населению по территори­альным программам государственных га­рантий следует учитывать как посещения, так и УЕТ. При пересчете УЕТ в посещения рекомендуется использовать переводные коэффициенты, сложившиеся в субъекте Российской Федерации в зависимости от использования ресурсов и технологий.

С 2010 г. внесено примечание: одно посещение стоматолога включает не ме­нее 4 УЕТ. Исходя из того, что одна УЕТ со­ставляет около 15 мин, норма времени на одно посещение равна 1 ч. Таким обра­зом, плановая функция должности врача- стоматолога составляет 13894.

Для выполнения гарантированного объ­ема амбулаторной помощи по стоматологии необходимо 11, 300 должности врачей-сто­матологов на 10 тыс. населения, а с учетом стационарной помощи - 11, 325 должностей (11, 300 + 0, 025). В абсолютном выражении это составляет 161, 800 тыс. должностей на 10 тыс. населения.

Таким образом, получается, что для внедрения в практику здравоохранения новых нормативов по труду необходимо увеличить численность врачей-стоматоло­гов более чем в два раза. При этом для вы­полнения гарантированного государством объема медицинской помощи даже этого числа врачей-стоматологов в федеральных ЛПУ и в медицинских организациях субъ­ектов РФ недостаточно: необходимая чис­ленность врачей-стоматологов в 2, 7 раза больше фактической и на 18% больше нормативной.

Основной механизм реализации госу­дарственных гарантий оказания гражда­нам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи - ее предоставле­ние за счет средств обязательного меди­цинского страхования (далее - ОМС). Со­гласно данным, представленным Федеральным ФОМС6, в 2012 г. в систему ОМС вошли 1200 частных и ведомствен­ных учреждений, причем большинство клиник, вошедших в систему ОМС, - сто­матологические. С 2013 г. в связи с пере­ходом на одноканальное финансирование ожидается включение в систему ОМС еще большего числа частных учреждений здравоохранения.

Чтобы определить численность долж­ностей медицинского персонала ЛПУ, не­обходимую для оказания стоматологиче­ской помощи населению, можно применить следующие рекомендации:

• установить в каждом учреждении здравоохранения расчетные нормы

времени на посещение, соответствую­щие характеру патологии прикре­пленного населения, применяемым технологиям, квалификации персона­ла, возможностям приобретения ме­дикаментозных средств, пломбиро­вочных материалов химического и светового отверждения и т. д.;

• провести расчеты численности персо­нала на основе установленных норм времени на посещение и планируемо­го объема работы;

• при наличии финансовых возможностей использовать отдельные положения при­каза Минздравсоцразвития России № 1964н, прежде всего касающиеся чис­ленности среднего медицинского персо­нала.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Журнал
Гость, Ваш бесплатный доступ к журналу «Здравоохранение» сгорает через

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Здравоохранение»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для начмедов
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.