Здравоохранение

Планирование численности должностей врачей-офтальмологов

  • 15 октября 2010
  • 145

В соответствии с приказами Минздрава СССР, утвержденными в 1987-1989 гг. и действующими до сих пор, все нормативно-правовые акты, касающиеся штатных нормативов, носят рекомендательный характер, даже в том слу­чае, если в самих документах указания на это отсутствуют. Одним из новых документов, которым были утверждены в т. ч. штатные нормативы, являет­ся приказ Минздравсоцразвития России от 27.02.2010 № 115н "Обутверждении Порядка оказания медицинской помощи населению Российской Федерации при заболеваниях глаза, его придаточного аппарата и орбиты". Как данные норма­тивы согласуются с утвержденными ранее? Чем руководствоваться главному врачу при планировании численности должностей врачей-офтальмологов?

Планирование численности должностей врачей-офтальмологов в муниципальных и государственных ЛПУ

Больше статей в журнале «Заместитель главного врача» Активировать доступ

В.М. Шипова,

д-р мед. наук, проф., гл. науч. сотр. Национального НИИ общественного здоровья РАМН, проф. каф. медико-социальных проблем охраны материнства и детства Российской медицинской академии последипломного образования, г. Москва,

А.Е. Махотин,

зам. гл. врача ООО «Офтальмологический центр "Взгляд"», г. Тверь

Вопросы оказания офтальмологической помощи населению находятся в ряду наиболее актуальных в последние годы. Нагрузка врачей- офтальмологов постоянно растет: во-первых, старение населения приво­дит к тому, что среди пациентов увеличивается доля лиц пожилого возраста с характерной для таких больных патологией органов зрения; во-вторых, офтальмологов теперь включают в бригады врачей по осмотру работающих граждан.

В то же время большинство нормативно-правовых документов по пла­нированию численности врачей-офтальмологов были утверждены более 30 лет назад, и лишь приказ по установлению численности врачей амбула­торного приема, в т. ч. и врачей-офтальмологов, для оказания амбулаторно-поликлинической помощи в детских поликлиниках, входящих в состав го­родских и детских городских больниц, медико-санитарных частей со стационарами имеет дату утверждения немногим менее 10 лет тому назад.

В связи с этим выход приказа Минздравсоцразвития России от 27.02.2010 № 115н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населе­нию Российской Федерации при заболеваниях глаза, его придаточного ап­парата и орбиты" (далее - Приказ № 115н) вызывает большой интерес у ор­ганизаторов здравоохранения, главных врачей и их заместителей.

Рассматриваемый нормативно-правовой документ, как и большинство аналогичных документов по оказанию медицинской помощи больным с той или иной патологией, содержит положение о том или ином структурном подразделении, оказывающем офтальмологическую помощь, определяет стандарт оснащения этого подразделения и рекомендуемые штатные нор­мативы.

В число учреждений и подразделений, по которым Приказом № 115н приводятся штатные нормативы, входят:

•      кабинет неотложной офтальмологической помощи (приложение 3 к По­рядку оказания неотложной медицинской помощи населению Россий­ской Федерации при острых заболеваниях и состояниях глаза, его при­даточного аппарата и орбиты, утвержденному Приказом № 115н); офтальмологический кабинет поликлиники, расположенной в населен­ных пунктах с населением свыше 25 тыс. чел.; офтальмологический ка­бинет поликлиники, расположенной в населенных пунктах с населени­ем до 25 тыс. чел.; консультативно-диагностические отделения или поликлиники областных, краевых и республиканских офтальмологиче­ских больниц (приложение 3 к Порядку оказания плановой медицин­ской помощи населению Российской Федерации при заболеваниях глаза, его придаточного аппарата и орбиты, утвержденному Приказом № 115н);

•      офтальмологические отделения областных, краевых и республикан­ских больниц; офтальмологические отделения центральных городских, городских и детских городских больниц, расположенных в населенных пунктах с населением свыше 25 тыс. чел.; офтальмологические отделе­ния центральных районных и районных больниц, городских больниц, расположенных в населенных пунктах с населением до 25 тыс. чел. (приложение 6 к Порядку оказания плановой медицинской помощи на­селению Российской Федерации при заболеваниях глаза, его придаточ­ного аппарата и орбиты, утвержденному Приказом № 115н);

•      офтальмологический центр (приложение 9 к Порядку оказания плано­вой медицинской помощи населению Российской Федерации при забо­леваниях глаза, его придаточного аппарата и орбиты, утвержденному Приказом № 115н).

Приведенные наименования типов учреждений не соответствуют дей­ствующей в настоящее время номенклатуре учреждений здравоохранения.

В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 07.10.2005 № 627 "Об утверждении Единой номенклатуры государственных и муници­пальных учреждений здравоохранения" выделены следующие типы учреж­дений, где может быть оказана офтальмологическая помощь:

•    больницы, в т. ч.

-      районная,

-      городская, в т. ч. детская,

-      центральная (городская, районная),

-      областная, в т. ч. детская (краевая, республиканская, окружная);

•    специализированные больницы, в т. ч. офтальмологическая;

•    диспансеры;

•    центры:

-      консультативно-диагностический, в т. ч. для детей,

-      диагностический и др.

Таким образом, в приказе представлены рекомендуемые штатные нор­мативы по ряду несуществующих ЛПУ, таких, как областная, краевая, респуб­ликанская офтальмологическая больница, офтальмологический центр, и в то же время не приводятся штатные нормативы по офтальмологической больнице и по офтальмологическому диспансеру, т. е. учреждениям, вклю­ченным в номенклатуру государственных и муниципальных ЛПУ. Опреде­ленные вопросы вызывает и организация кабинета неотложной офтальмо­логической помощи, в положении об этом кабинете отсутствуют указания о численности населения, на которую планируется такое подразделение.

В отличие от других нормативно-правовых документов такого рода, в данном приказе величины штатных нормативов в основном лишь повто­ряют приказы Минздрава СССР. Так, для оказания амбулаторно-поликли­нической помощи взрослому населению в городских поликлиниках число должностей врачей-офтальмологов устанавливалось из расчета 0,6 долж­ности на 10,0 тыс. чел. взрослого населения, детям - 1,5 должности на 10 тыс. детей. Эти нормативы остались прежними. Однако нормативная запись изменена: потеря слов "из расчета" приводит к неоднозначному тол­кованию норматива, буквально норматив можно понимать, как установле­ние указанного числа должностей на каждые 10,0 тыс. взрослого или 10.0 тыс. детского населения.

Более того, для поликлиник, расположенных в населенных пунктах с насе­лением до 25 тыс. чел., в Приказе № 115н приводятся лишь те нормативы, кото­рые устанавливались ранее для взрослого населения. Эти же нормативы рас­пространяются на детей, тем самым общий норматив численности уменьшается.

Аналогичным образом представлены и нормативы консультативно­диагностических отделений или поликлиник областных, краевых и республи­канских больниц. В соответствии с приказом Минздрава СССР от 31.05.1979 № 560 "О штатных нормативах медицинского, фармацевтического, педагоги­ческого персонала и работников кухонь областных, краевых и республикан­ских больниц для взрослых и детей" число должностей врачей-офтальмологов областных, краевых и республиканских больниц устанавливалось из расче­та 0,11 должности на 100 тыс. чел. взрослого населения области, края, респуб­лики и 0,16 должности на 100 тыс. детей области, края, республики. В рассма­триваемом приказе не указан нормативный показатель для оказания офтальмологической консультативной помощи детям, а норматив, который ранее использовался для взрослого населения, распространяется и на взрос­лых, и на детей, в связи с чем произошло уменьшение норматива должности врача-офтальмолога для оказания консультативной помощи детям на 0,05 должности на 100 тыс. детского населения (0,16-0,11).

Вопрос о достаточности нормативного показателя для оказания амбулаторно-поликлинической помощи населению в настоящее время мо­жет быть решен путем расчета численности врачей амбулаторного приема для обеспечения числа посещений, указанных в Территориальной програм­ме государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицин­ской помощи (далее - Программа).

В информационном письме Минздравсоцразвития России от 21.12.2009 № 20-0/10/2-10360 "О формировании и экономическом обосновании терри­ториальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год" представлено следующее число посещений врача-офтальмолога: 454,3 по­сещения на 1 тыс. населения, в т. ч. для взрослых - 367,2; для детей - 87,3, что в пересчете на соответствующую численность населения (при том, что дети (0-17 лет) составляют 18,5%.

Плановая функция должности врача-офтальмолога при использовании показателей затрат времени на одно посещение, равных в муниципальных ЛПУ при приеме взрослых 11,6 мин, при приеме детей - 12,5 мин, составля­ет 8500 и 7890 соответственно, в ЛПУ субъекта Федерации - 4230 и 3720 со­ответственно, в федеральных ЛПУ - 1735.

Численность должностей врачей амбулаторного приема, необходимая для выполнения того или иного числа посещений, определяется путем де­ления этого числа посещений на величину плановой функции врачебной должности.

В табл. 1 представлены расчеты нормативного числа должностей для городского и сельского населения и средние данные для взрослых и детей. При расчетах принималось во внимание, что сельское население составля­ет 26,9% в структуре населения страны, в т. ч. среди детей (0-17 лет) - 31,2%, взрослых - 25,9%.

Таблица 1

Расчет средней нормативной численности должностей врачей-офтальмологов для оказания амбулаторно-поликлинической помощи взрослым и детям по приказу Минздравсоцразвития России

от 27.02.2010 № 115н

Контин­гент

населения

Нормативное число должностей (на 10,0 тыс. соответствующего населения)

В муниципальных ЛПУ

В федеральныхЛПУ

Всего

Для

город­

ского

населе­

ния

Для

сель­

ского

населе­

ния

Для городского населения

Для сельско­го населения

В среднем

Взрослые

0,6

0,3

0,011

0,6 + 0,011 = = 0,611

0,3 +0,011 = = 0,311

0,611 х 74,1 + 0,311 х 25,9 _ 0 533 100,0 _ ,

Дети

1,5

0,3

0,011

1,5 + 0,011 = = 1,511

0,3 + 0,011 = = 0,311

1,511 х 68,8 + 0,311 х 31,2 7 100,0 = ‘

Сопоставление нормативной и необходимой для выполнения Програм­мы численности врачей-офтальмологов показывает, что эти данные для оказания амбулаторно-поликлинической помощи взрослому населению почти совпадают (рисунок).

Однако в рамках нормативной обеспеченности врачами-офтальмологами взрослого населения выполнение ими какого-либо дополнительно­го объема работы, в частности участие в дополнительном осмотре работаю­щих граждан, муниципальных и государственных служащих и др., весьма проблематично. Иная картина наблюдается при сопоставлении численно­сти должностей врачей-офтальмологов при оказании помощи детям: нор­мативное число должностей в 2 раза превышает их число, необходимое для выполнения Программы.

На недостаточное экономическое обоснование нормативного числа должностей врачей амбулаторного приема, в т. ч. и врачей-офтальмологов, представленное в приказе Минздрава России от 16.10.2001 № 371 "О штат­ных нормативах медицинского и педагогического персонала детских го­родских поликлиник (поликлинических отделений) в городах с населени­ем свыше 25 тысяч человек" указывалось нами и ранее. Это же число должностей было перенесено в Приказ № 115н.

Данные о величине показателей численности коек, устанавливаемых на 1 врачебную должность, указанные в Приказе № 115н, не совпадают с рекомендациями письма Минздравсоцразвития России от 21.12.2009 № 20-0/10-2-10360 (табл. 2). Такие несовпадения в нормативно-правовых документах одного и того же ведомства всего лишь с двухмесячной разни­цей в датах утверждения должны, на наш взгляд, получить соответствую­щую оценку Минздравсоцразвития России.

Таблица 2

Сопоставительные данные

о нормативных показателях по труду медицинского персонала больничных подразделений по офтальмологии

Нормативное число коек

Нормативный акт

на 1 должность врача

на 1 круглосуточный пост медицинской сестры

Приказ Минздрава СССР от 31.05.1979 № 560

20

30 при 3-степенной системе обслуживания 25 при 2-степенной системе обслуживания

Приказ Минздрава СССР от 06.06.1979 № 600

25

30 при 3-степенной системе обслуживания 25 при 2-степенной системе обслуживания

Приказ Минздрава СССР от 19.11.1982 № 1148

20-25

30 при 3-степенной системе обслуживания 25 при 2-степенной системе обслуживания

Письмо Минздравсоцразвития России от 21.12.2009 № 20-0/10-2-10360

12

15

Приказ Минздравсоцразвития России от 27.02.2010 № 115н

20 в областной больнице

25 в ЦРБ и городской больнице

30 при 3-степенной системе обслуживания 25 при 2-степенной системе обслуживания

При планировании численности медицинского персонала ЛПУ по ока­занию офтальмологической помощи, составлении штатных расписаний ЛПУ целесообразно использовать приказы Минздрава СССР, где наряду с чис­ленностью врачей-офтальмологов, среднего и младшего медицинского персонала офтальмологических подразделений указывается также и числен­ность медицинского персонала вспомогательной лечебно-диагностической службы, отсутствующая в Приказе № 115н. Использование нормативов, указанных в Приказе № 115н, может привести к уменьшению численности персонала офтальмологических подразделений ЛПУ.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту:)

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.