Комплексная информационная система больницы: возможности и преимущества

127

Продолжая тему, начатую в предыдущей статье «ЕГИСЗ: новые возможности для главного врача», рассмотрим подробнее функциональные возможности основных информационных систем, используемых в медицинских организациях и входящих в комплексную информационную систему больницы (далее – КИС ), а также выгоды, получаемые больницей при их создании.

Комплексная информационная система больницы должна обеспечивать как минимум выполнение следующих функций:

• автоматизацию документооборота при ведении административно-хозяйственной деятельности (материальный и кад ровый учет, бухгалтерия, управление закупками, делопроизводство и т. п.);

• персонифицированный учет медицинской помощи, ведение расписания врачей, запись пациентов, учет коечного фонда, управление аптечной деятельностью, ведение электронной медицинской карты (далее – ЭМК), поддержку деятельности диагностических и процедурных отделений и пр.;

• сбор и агрегацию первичных данных, проведение экономического и предметного анализа, подготовка отчетности и медицинской статистики.

В настоящее время реальные возможности КИС этим и ограничиваются – хотя, как можно заметить, мы не упомянули такие важные функции, как помощь в лечении, поддержка принятия клинических решений, анализ и управление качеством медицинской помощи.

В странах с развитой информатизацией здравоохранения именно эти функции, непосредственно связанные с обеспечением качества медицинской помощи, являются основными  Все остальное давно решено на «базовом» уровне с использованием информационных систем, в которых приставка «медицинская» отсутствует (за исключением ведения ЭМК: эта сложная функция входит в «зону ответственности» либо госпитальных информационных систем HIS , либо отдельных систем ведения медицинских записей EHR). Существуют как минимум два крупных блока задач, решаемых с помощью информационных систем: учетные и поддерживающие работу врача (они могут пересекаться по своей функциональности, но с акцентом на ту или иную задачу).

В целом ландшафт информационных систем и программно-аппаратных комплексов (ИТ-инфраструктуры) больницы может быть представлен следующими группами.

1. «Медицинские системы» для автоматизации медицинской деятельности (профилактики, диагностики, лечения, реабилитации). К ним относятся МИС, PACS + RIS3 , лабораторные информационные системы, телемедицинские системы и т. д.

2. «Системы медицинского сервиса», которые автоматизируют сервисные бизнес-процессы, имеют некоторую «медицинскую» специфику, но в целом являются стандартными. К ним относятся CRM4 , электронное расписание, управление очередями, управление транспортом и т. д.

3. «Финансовые и офисные системы», необходимые для формирования финансовой и кадровой отчетности, используемые для планирования, бюджетирования, контроля выполнения поручений и т. д. Это системы ERP1 , документооборота, управления персоналом, бухгалтерские, внутренний портал и т. д.

4. Инфраструктура, обеспечивающая три основные группы систем, – компьютеры, телефоны, серверы, каналы связи и т. д. В этой статье мы рассмотрим административные учетные задачи, а в дальнейших публикациях опишем наиболее распространенные и стандартизованные системы, которые «вторгаются» в зону поддержи работы врача – лабораторные информационные системы (ЛИС) и системы работы с медицинскими изображениями (PACS2 ).

Широко распространенный в России термин «МИС» (медицинская информационная система) мы предлагаем использовать только в контексте подробного описания функционала, а по возможности – не использовать вообще, поскольку этот термин используется различными авторами в самом разном контексте и под ним может подразумеваться самый широкий набор систем, различных по назначению и функциональности. Группа финансовых и офисных систем прежде всего должна быть представлена системами ведения бухгалтерского, кадрового учета и системами документооборота. Такие системы уже имеются почти в каждой медицинской организации, поэтому мы не будем их подробно рассматривать. Заметим только, что для эффективной работы учреждения необходима интеграция этих систем в КИС.

Существует несколько базовых принципов информатизации, среди которых есть принцип «однократного ввода и множественного использования информации». 

Например, необходимо, чтобы справочник медицинского персонала велся в одном месте («мастер-базе»), а все пользователи обращались к его копиям. Такая логическая организация позволяет избежать двойных записей и обеспечивает постоянно оперативную и актуальную информацию.

Еще один пример – расчет размера заработной платы при сложной системе оплаты труда и учета рабочего графика (дежурств, переработок и пр.). Эту задачу можно решить различными способами.

Первый: брать необходимые сведения о нагрузке на персонал из информационных систем, относящихся к группам «медицинские» и «системы медицинского сервиса», затем консолидировать ее в «бухгалтерской» системе; там же организовать тарифный справочник.

Второй: осуществлять расчет вне контура «финансовой» (бухгалтерской) системы и загружать в нее только необходимые итоговые значения. Оба подхода имеют право на существование. Решение должно быть выбрано в зависимости от конкретных систем, степени их внедрения в практику медицинской организации, удобства реализации необходимой для этого функциональности и других факторов.

Системы электронного документооборота должны быть сопряжены с другими системами (чтобы из них был обеспечен оперативный и  структурированный доступ к необходимым документам)  Например, врач должен иметь возможность посмотреть различные нормативные акты (приказы главного врача, стандарты медицинской помощи и т. д.), а настройки его «рабочего стола» должны либо позволять использовать несколько не связанных между собой систем, либо должен быть организован доступ во все необходимые источники из одной, основной, системы, в которой этот врач работает.

До недавнего времени минимальный набор информационных систем финансово-организационного блока медицинской организации можно было ограничить системами бухгалтерского и кадрового учета, а также электронного документооборота. Однако с вступлением в силу Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ), которым вводятся два режима закупок (за счет государственных и за счет иных средств), возникает объективная потребность в автоматизации закупочной деятельности.

Без автоматизации процесс управления закупками будет слабо контролируем и  весьма трудоемок. Медицинским организациям целесообразно заранее предусмотреть порядок и техническую возможность организации закупок в  электронной форме и  разработать внутри себя необходимые нормативноправовые акты  Бюджетное учреждение имеет право разработать и принять свое положение о закупке. В случае принятия такого документа организация будет иметь возможность осуществлять закупки без применения Закона № 44-ФЗ. Однако такая возможность распространяется только на закупки:

1. За счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, а также субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное.

2. Привлечения третьих лиц к исполнению контракта, по которому бюджетное учреждение выступает основным исполнителем.

3. За счет средств, полученных при осуществлении бюджетным учреждением иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию)» . Что можно автоматизировать и упростить с помощью информационной системы управления закупками?

Основные ее задачи – снизить трудоемкость подготовки закупочных процедур и обеспечить планирование, управление и контроль. Правильно организованная система управления закупками позволит в полуавтоматическом режиме (в котором в систему вносятся только уникальные данные, касающиеся именно этой закупки) формировать все требуемые документы для их утверждения и размещения на торговых площадках. В системе будут структурно представлены все планируемые, ведущиеся и прошедшие закупки в видах, удобных для руководителя и для исполнителей, обеспечивающих проведение данных процедур.

Также подлежит автоматизации процесс сопровождения закупки и общения с потенциальными и выигравшими поставщиками. Разумеется, никакая информационная система не заменит специалистов, изучивших законодательство и обеспечивающих планирование и проведение закупочных процедур, однако черновую и практически рутинную работу по выпуску всей необходимой документации и сопровождению процедуры закупок в переписке информационная система возьмет на себя. К финансово-организационным (офисным) относится и управленческая информационно-аналитическая система (BI-систем1 ). Она является надстройкой практически над всеми системами организации и служит для целей анализа данных и поддержки принятия управленческих решений. Эта тема стоит отдельного подробного рассмотрения, поэтому здесь отметим только, что с ее помощью руководство медицинской организации сможет получать все необходимые отчеты как по финансово-экономической стороне деятельности, так и по управлению качеством медицинской помощи, и по маркетинговой деятельности.

Для целей экономической эффективности особый интерес представляет управление издержками и  ресурсами медицинской организации, а для развития медицинской организации и  обеспечения профильной деятельности – анализ работы врачей. 

Отметим, что для возможности автоматизированного анализа работы врачей необходимо реализовать учетные системы (в части сопровождения процесса лечения пациентов) и построить систему электронных медицинских записей (в России это часто называют «электронная медицинская карта» или ЭМК). Информационно-аналитическая система может быть реализована либо как набор систем, либо быть единой.

Важно, чтобы был обеспечен необходимый функционал:

• агрегирование данных из различных систем для последующего анализа в оперативном режиме;

• расчет и мониторинг ключевых показателей эффективности (KPI);

• визуальное представление данных для руководителя (возможность настройки множества панелей представления данных), построение аналитических отчетов, необходимых для принятия управленческих решений;

• методические расчетные модули (например, модуль подготовки экономического обоснования клинико-затратных групп, управление медицинскими и экономическими стандартами клиники и пр.);

• модуль управления нормативно-справочной информацией (основные справочники организации, на которых базируются все ее информационные системы).

Этот модуль может быть организован «распределенным» образом и представлять из себя структурированную совокупность различных справочников, реализованных внутри модулей и отдельных информационных систем (желательно, чтобы в информационно-аналитической системе была возможность просмотра и анализа всех ключевых справочников общей базы НСИ).

Эффективная реализация информационно-аналитической системы-надстройки зависит в первую очередь от реализации всех основных транзакционных систем и от налаженного обмена данными. На практике это – одна из самых сложных задач информатизации. Для ее успешной реализации необходимо комплексное проектирование и дальнейшее внедрение всех информационных систем медицинской организации даже в случае их планируемой автономности и «ручной» выгрузки и обработки данных. Достаточно ли решить только эту задачу?

Не совсем. После этого необходимо провести серьезную работу по построению аналитики (решить, какие данные в каких разрезах необходимы, в каком виде их собирать из транзакционных систем и пр.). На этом этапе возникает потребность по доработке информационных систем – работа, которую необходимо вести в течение всего времени существования и развития организации.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Критерии качества 2017: готовимся к оценке по-новому

Интервью

ФФОМС Наталья Стадченко

Председатель ФФОМС Наталья Стадченко в интервью журналу «Здравоохранение»:

Для медработника страховой представитель – это и контролер, и юридический консультант, и помощник одновременно


Рассылка




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль