Здравоохранение

Медико-социальная помощь детям с нарушением зрения

  • 15 января 2012
  • 53

В последние десятилетия во всем мире отмечается увеличение количества де­тей со сниженной остротой зрения, в т. ч. в результате врожденной патоло­гии. Нарушения зрения оказывают негативное влияние на состояние здоровья, работоспособность и развитие ребенка. Распространенность и высокая соци­альная значимость нарушений зрения у детей определяют необходимость по­иска эффективных путей их профилактики и коррекции, начиная с дошкольного возраста.

Организация медико-социальной помощи детям с нарушением зрения путем реализации комплексной программы реабилитации в специализированных дошкольных учреждениях

Больше статей в журнале «Заместитель главного врача» Активировать доступ

Л.А. Жданова,

заслуженный деятель науки РФ, д-р мед. наук, проф., зав. кафедрой поликлиниче­ской педиатрии с курсом здорового ребенка и общего ухода за детьми,

М.Н. Салова,

канд. мед. наук, доцент кафедры поликлинической педиатрии с курсом

здорового ребенка и общего ухода за детьми, врач-невролог первой категории,

Т.Ф. Абрамова,

ассистент кафедры офтальмологии, врач-офтальмолог высшей категории,

Е.Л. Галкина,

заведующая МДОУ "Детский сад компенсирующего вида № 182"

ГОУ ВПО "Ивановская государственная медицинская академия"

Минздравсоцразвития России

По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат, 2008 г.), в структуре заболеваемости детей в возрасте от рождения до 14 лет болезни глаз занимают 5-е ранговое место (3,14%); распространенность со­ставляет 5581,1 случая на 100 тыс. детского населения, что связано с увеличе­нием частоты врожденных заболеваний и аномалий развития, различных воспалительных заболеваний и близорукости.

Одной из самых распространенных причин нарушений зрения у детей является амблиопия. Возрастающее число детей, имеющих амблиопию, не­смотря на значительный прогресс медицины свидетельствует о недостаточ­ной эффективности реабилитационных мероприятий.

Абсолютное большинство детей со сниженным зрением нуждаются в комплексной медико-социальной реабилитации: медикаментозном и хи­рургическом лечении, специальном обучении и т. д. При этом оздоровитель­ные и реабилитационные мероприятия должны начинаться с дошкольного возраста и продолжаться во время обучения в школе, формируя здоровый образ жизни ребенка с учетом индивидуальных отклонений здоровья. В то же время реализация потребности в реабилитации составляет всего 5-10%\ отсутствует взаимосвязь ее этапов: психологического, коррекционного, со­циально-бытовой реабилитации.

В последние четыре года силами кафедры офтальмологии и поликлини­ческой педиатрии с курсом здорового ребенка и общего ухода за детьми ГБОУ ВПО "Ивановская государственная медицинская академия" Минздрав­соцразвития России проводились научные исследования с целью определе­ния частоты и структуры нарушений здоровья у детей 4-6 лет, имеющих амб­лиопию, и обоснования необходимости проведения оздоровительных мероприятий, направленных на профилактику этих нарушений, в условиях образовательных учреждений.

Сравнительный анализ состояния здоровья и развития детей с амблиопией и детей без нарушений зрения

Нами было проведено комплексное клиническое обследование 235 де­тей в возрасте 4-6 лет, из них 172 ребенка имели нарушение зрения и под­твержденный диагноз "амблиопия" (слабой, средней или высокой степени) согласно общепринятой классификации Аветисова Э.С. и Кащенко Т.С. (2001). Контрольную группу составили 63 ребенка того же возраста, не имеющие на­рушения зрения. В ходе обследования оценивались физическое, моторное и нервно-психическое развитие, соматическая и неврологическая заболе­ваемость.

При проведении индивидуальной оценки физического развития до­школьников установлено, что его нормальные показатели достоверно чаще встречались у детей без нарушения зрения, чем у детей с амблиопией (89,0 и 73,3% соответственно, р < 0,05). В структуре отклонений у детей с наруше­нием зрения избыток массы тела (20,4%) преобладал над дефицитом (6,4%), что, вероятно, связано с ограничением их двигательной активности.

Оценивая тревожность (проективный тест тревожности Р. Тэммл, В. Амен, М. Дорки), мы выявили ее высокий уровень только у детей с наруше­нием зрения (у детей контрольной группы в 1,4 раза чаще отмечался низкий уровень тревожности). Вероятно, при воспитании детей с амблиопией ис­пользовались элементы негативной педагогики, т. к. во взаимоотношениях со взрослыми эти дети часто испытывали тревогу от полученных выговоров, изоляции, а также в ситуации одевания с помощью родителей. Кроме того, их тревожность возрастала при игре со старшими детьми. Также следует отме­тить, что у детей с амблиопией чаще, чем в контрольной группе, встречались

нарушения семейного воспитания (57,0 и 40,0% соответственно, р < 0,05), представленные преимущественно доминирующей гиперпротекцией.

Развитие высших психических функций изучалось с помощью стандартизи­рованных методик для детей дошкольного возраста. Установлено, что у детей с амблиопией, в отличие от детей контрольной группы, отмечены более низ­кие показатели продуктивности и устойчивости внимания, восприятия, зри­тельной памяти, образно-логического и наглядно-действенного мышления.

У детей с амблиопией, в отличие от детей контрольной группы, в 1,5-2 раза чаще выявлялись нарушения статической и динамической координации тела, динамической координации рук, скорости и одновременности движе­ния конечностей и тонкой моторики пальцев кисти, оцененных по методике Озерецкого - Гельница и А. Рея (1972).

При анализе острой заболеваемости установлено, что дети с нарушени­ем зрения достоверно чаще, чем дети контрольной группы, являлись часто болеющими (63,4 и 44,4% соответственно, р < 0,05), у них медленнее протека­ло возрастное снижение числа острых респираторных заболеваний в год, что отражало несостоятельность иммунных механизмов.

Анализ заболеваемости детей в возрасте 6 лет позволил установить вы­сокую частоту соматической патологии, а также нарушений со стороны опорно-двигательного аппарата у детей с амблиопией (рисунок).

Высокая частота нарушений со стороны опорно-двигательного аппарата у детей, по данным А.Ю. Ратнера (1985) и Б.Р. Яременко (1999), может быть связана с перенесенными перинатальными поражениями центральной нервной системы (далее - ПП ЦНС).

Нами установлена большая частота ряда синдромов ПП ЦНС у детей с амб­лиопией. Наибольшие различия в частоте встречаемости касались синдромов доброкачественной внутричерепной гипертензии (90,7 и 49,2% соответственно, р < 0,05), вегетативно-висцеральных дисфункций (52,3 и 20,6%) и задержки нерв­но-психического развития (19,8 и 4,8%). В дошкольном возрасте мы установили сохранение последствий ПП ЦНС у 63,49% детей с нормальным зрением и у всех детей с амблиопией, у которых в 6,2 раза чаще встречалась задержка нервно­психического развития, в 4,5 раза чаще - синдром доброкачественной внутри­черепной гипертензии, и в 1,5 раза чаще - синдром дефицита внимания и гипер­активности. Это может быть связано как с воздействием неблагоприятных факторов в перинатальном периоде, большей степенью поражения нервной си­стемы при рождении, так и с недостаточностью зрительного анализатора.

Рекомендации на основании проведенных исследований

На основании проведенных исследований считаем целесообразным:

• включить в программу формирования здорового образа жизни детей с амблиопией рекомендации по сбалансированному питанию и адекват­ному двигательному режиму;

•      проводить совместные тренинги родителей и детей, направленные на нормализацию внутрисемейных отношений; обучать ребенка взаимо­действию со сверстниками, старшими детьми и взрослыми; убеждать ро­дителей в необходимости предоставления ребенку с нарушением зре­ния самостоятельности и исключения чрезмерной опеки; создавать у ребенка состояние постоянного эмоционального приятия;

•      организовывать для детей с нарушением зрения, начиная с самого ран­него возраста, стимулирующее развитие высших психических функций;

•      включать в программы физического воспитания детей с амблиопией уп­ражнения, позволяющие тренировать моторные функции и координа­цию движений;

•      осуществлять мероприятия, направленные на повышение резистентности организма (санация очагов хронической инфекции, массаж биологически активных точек, дыхательная гимнастика, закаливание, фито- и аромапро- филактика), а также предупреждение перекрестного инфицирования;

•      учитывая высокую частоту нарушений со стороны опорно-двигательно­го аппарата у детей с амблиопией, активно обучать их приемам снятия утомления с мышц спины, мероприятиям, направленным на правильное формирование свода стоп (лечебная физкультура, массаж);

•      патология лор-органов, малые аномалии развития сердца, дисфункции билиарного тракта, возникающие на фоне аномалий развития желчного пузыря, являются маркерами соединительнотканной дисплазии, следо­вательно, в программу реабилитации детей с амблиопией необходимо включать комплекс мероприятий по коррекции диспластических про­цессов (специальное питание, обогащенное коллагенами; адекватная физическая активность, медикаментозные препараты);

•      включать в программы реабилитации комплекс мероприятий, направ­ленных на коррекцию задержки нервно-психического развития (стиму­лирующие игры, занятия), проявлений синдрома доброкачественной внутричерепной гипертензии (диета, лечебная физкультура), синдрома дефицита внимания и гиперактивности, снятие эмоционального напря­жения для профилактики неврозоподобных нарушений. Эти мероприя­тия желательно проводить как в семье, так и в образовательном учре­ждении. Кроме того, необходимо обеспечить своевременное лечение ребенка с амблиопией у невролога.

Влияние типа детских дошкольных учреждений на состояние здоровья и развитие детей с амблиопией

Известно, что условия воспитания оказывают существенное влияние на состояние здоровья детей. Не секрет, что многие дети с патологией зрения не посещают коррекционные учреждения и не получают необходимые реа­билитационные мероприятия. Так, в г. Иваново (по данным за 2011 г.) из 93 де- тей-инвалидов, имеющих нарушения зрения, только 19 посещают детский сад компенсирующего типа.

Мы проанализировали особенности развития и состояния здоровья двух групп детей с амблиопией легкой и средней степени, посещающих детский сад общего типа (62 ребенка) и детский сад компенсирующего типа (63 ребенка).

В результате исследования было выявлено, что отклонения физического развития встречались в 1,5 раза чаще у детей с амблиопией, посещающих детский сад общего типа, чем у детей из коррекционного детского сада (38,71 и 11,11% соответственно), причем избыток массы тела выявлялся в 3 раза чаще (29,03 и 9,52%).

У детей, посещающих детский сад общего типа, реже, чем у воспитанни­ков коррекционного детского сада, выявлялся низкий уровень тревожности (40,32 и 69,85%) и чаще - средний (50,0 и 29,98%). Установлено, что большин­ство детей, посещающих детский сад коррекционного типа, имели благопри­ятный социальный статус в коллективе в отличие от детей из детского сада общего типа, где только треть воспитанников являлись принятыми сверстни­ками, и лишь каждый восьмой ребенок был лидером.

В результате анализа семейного воспитания установлено, что в семьях детей из детского сада общего типа, в отличие от детского сада компенси­рующего типа, демократический стиль встречался реже (27,42 и 61,9%), а до­минирующая гиперпротекция - чаще (30,65 и 15,87%).

У детей из детского сада общего типа, по сравнению с воспитанниками коррекционного детского сада, выявлены более низкие показатели продук­тивности и устойчивости внимания, восприятия, зрительной памяти, образ­но-логического и наглядно-действенного мышления. Они отличались боль­шей частотой нарушений статической (70,97 и 47,62%) и динамической координации тела (51,61 и 33,33%), одновременности движения конечностей (93,55 и 69,84%), тонкой моторики, судя по числу синкинезий, которые у них выявлялись чаще, чем у детей из коррекционного детского сада (7,3 ± 0,66 и 8,8 ± 0,86).

Анализ заболеваемости детей, посещающих дошкольные учреждения разного типа, показал, что у детей из детского сада общего типа, по сравне­нию с воспитанниками коррекционного детского сада, дисфункция билиар­ного тракта выявлялась в 3 раза чаще (24,19 и 7,94%), атопический дерматит - в 2,4 раза чаще (30,64 и 12,7%), гипертрофия небных миндалин - в 2 раза чаще (32,29 и 15,87%), плоскостопие - в 1,8 раза чаще (35,48 и 19,05%), нарушения осанки - в 1,3 раза чаще (85,48 и 65,08%).

Во все возрастные периоды, начиная с 3 лет, количество часто болеющих детей среди воспитанников детского сада общего типа было выше, чем среди детей из коррекционного детского сада.

Несмотря на то что в детские сады как компенсирующего, так и общего типа приходили дети с нарушением зрения, имеющие одинаковые синдромы ПП ЦНС на первом году жизни, в возрасте 6 лет мы увидели различия в нев­рологическом статусе: у воспитанников детского сада общего типа, в отличие от детей из детского сада компенсирующего типа, неврозоподобные наруше­ния встречались в 4 раза чаще (19,35 и 4,76%), задержка нервно-психическо­го развития - в 2,6 раза чаще (29,03 и 11,11%), расстройства вегетативной нервной системы - в 2,2 раза чаще (48,39 и 22,22%), синдром дефицита вни­мания и гиперактивности - в 1,6 раза чаще (79,03 и 50,79%).

Полученные данные свидетельствуют о худших показателях здоровья детей с амблиопией, воспитывающихся в детских садах общего типа, что от­ражает недостаточность реабилитационных мероприятий. Поэтому нужны такие организационные формы медико-социальной помощи детям, которые могут быть использованы не только в коррекционных учреждениях, но и в детских садах общего типа, а также в семье ребенка с нарушением зрения.

Принципы и этапы комплексной программы помощи детям с амблиопией

Для повышения качества медико-социальной помощи детям с нарушени­ем зрения была разработана комплексная программа, включающая несколь­ко этапов: прогнозирование, диагностику, профилактику и реабилитацию.

Прогностический этап

Сравнив частоту встречаемости неблагоприятных факторов анамнеза в группе детей, страдающих амблиопией, и детей, не имеющих данной пато­логии, с помощью последовательного анализа Вальда мы определили их прогностическую значимость для установления риска формирования амб­лиопии уже в раннем возрасте. На первом этапе прогнозирования следует выявлять риск развития нарушения зрения в целом, на втором этапе - про­водить дифференцированное выделение групп риска амблиопии слабой, средней и высокой степени начиная с раннего возраста.

Прогнозирование формирования нарушения зрения путем выявления факторов риска при сборе генеалогического, биологического и социального анамнезов возможно еще на антенатальном этапе во время проведения до­родовых патронажей. Это важно для дифференцировки подходов к профи­лактике амблиопии с учетом выявленных неблагоприятных факторов, осо­бенно при риске тяжелых нарушений органа зрения.

Большую значимость для амблиопии слабой степени имеют перенесен­ная хроническая внутриутробная гипоксия плода во время беременности, отягощенная наследственность по патологии зрения. При средней степени амблиопии прогностически важно наличие натальной травмы шейного отде­ла позвоночника у ребенка и анемии во время беременности. В формирова­нии амблиопии высокой степени наибольшую значимость имеют аборты и выкидыши в анамнезе, а также травмы шейного отдела позвоночника.

Таким образом, участковому педиатру необходимо уделять особое вни­мание детям, имеющим такой "набор" факторов риска развития амблиопии. Важно не только максимально раннее выявление нарушений зрения, но и своевременная ориентация родителей на регулярное проведение меро­приятий по стимуляции зрительного анализатора.

Учитывая сочетанность соматической, ортопедической и неврологической патологии у детей с нарушениями зрения, необходимо прогнозирование и этих отклонений здоровья. Поэтому нами были разработаны таблицы для прогнози­рования этих нарушений здоровья у детей с амблиопией, которые рекомендует­ся использовать на третьем этапе прогнозирования. Так, для формирования нарушений осанки наибольшую прогностическую значимость имеют стреми­тельные роды, наличие амблиопии высокой степени, избыточная масса тела, вос­питание такого ребенка в детском саду общего типа; частая острая заболевае­мость формируется у ребенка с нарушением зрения при повышенном уровне тревожности, воспитании его в детском саду общего типа, родах путем кесарева сечения. Обвитие пуповиной при рождении, высокая степень амблиопии и доми­нирующая гиперпротекция в воспитании являются факторами, предрасполагаю­щими к формированию задержки нервно-психического развития у ребенка.

Диагностический этап

Этот этап требует повышения знаний и навыков педиатра в ранней диа­гностике нарушений со стороны органа зрения, поскольку к врачам узких специальностей зачастую дети попадают поздно, когда уже сформировалось заболевание. Несмотря на существующую систему профилактических осмо­тров, по нашим данным, впервые на возможное снижение зрения у каждого шестого-седьмого ребенка с амблиопией реагировали родители, особенно если патология сопровождалась косметическим дефектом: косоглазием, ни­стагмом или врожденной катарактой. Врачи-педиатры лишь для каждого де­сятого ребенка являлись первичной инстанцией, выявляющей снижение зрения. Чаще всего (75% осмотренных детей) дефекты зрения выявляли оф­тальмологи благодаря проведению профилактических осмотров.

В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 28.04.2007 № 307 "О стандарте диспансерного (профилактического) наблюдения ребен­ка в течение первого года жизни" и приказом Минздрава России от 07.05.1998 № 151 "О временных отраслевых стандартах объема медицинской помощи детям" офтальмолог наблюдает ребенка на первом году жизни в 1 и 12 меся­цев, на втором году - по показаниям, затем - в 3 года. После 3 лет профилак­тические осмотры проводятся согласно приказу Минздравмедпрома России от 14.03.1995 № 60 "Об утверждении инструкции по проведению профилак­тических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов на основе ме­дико-экономических нормативов" и положения о профилактических осмо­трах детей, посещающих образовательные учреждения, утвержденного совместным приказом Минздрава России и Минобразования России от 30.06.1992 № 186/272 "О совершенствовании системы медицинского обес­печения детей в образовательных учреждениях".

Доврачебный этап профилактических осмотров предполагает оценку ост­роты зрения и проводится детям в возрасте 5, 6, 7 лет перед школой; в 1,3, 6, 7 и 11 классах; выявление предмиопии - в 6 лет; выявление нарушений биноку­лярного зрения - в 4 года и в 3 классе. Если ребенок не видит условно принятую норму (не читает 9-10-ю строки), то его следует направить к офтальмологу.

Кроме того, выделены периоды, в которые независимо от результатов доврачебного осмотра все дети попадают на специализированный этап, ко­торый осуществляется офтальмологом: в 6 лет (за год до школы), 7 лет (перед школой), 8 лет (после 1 класса), 10-11 лет (5 класс), 12-13 лет (7 класс), 14-15 лет (9 класс), 15-16 лет (10 класс) и 16-17 лет (11 класс).

В помощь педиатру для раннего выявления симптомов снижения остро­ты зрения была составлена диагностическая таблица, в которой перечисле­ны наиболее значимые признаки данной патологии в разные возрастные периоды. Она, с одной стороны, поможет врачу-педиатру в ранней диагно­стике нарушений зрения, с другой - поможет ориентировать родителей на отслеживание тех или иных симптомов патологии органа зрения еще с ран­него возраста ребенка. Особенно эти признаки важно знать родителям де­тей, у которых в перинатальном периоде по результатам прогнозирования был выявлен риск формирования амблиопии.

Признаки нарушения зрения у детей

Возраст ребенка

Признаки нарушения зрения

1

2

Новорожденные

•  Ослабление, симметричное или несимметричное отсутствие зрачковых рефлексов.

•  Нарушение объема движений глазных яблок (постоянное врожденное косоглазие).

•  Изменение диаметра роговицы и глазного яблока (симметричное или несимметричное).

•  Нарушение состояния придаточного аппарата глаза: век и слезоотводящих путей (врожденные аномалии, дакриоцистит новорожденного)

1-3 месяца

•  Нарушение зрительного контакта (отсутствие улыбки при общении).

•  Отсутствие поворотов головы к источнику света.

•  Неспособность прослеживания движений игрушки.

•  Плавающие движения глаз.

•  Косоглазие

4-6 месяцев

•  Неспособность ребенка смотреть на руки, соединять их на средней линии тела, внима­тельно наблюдать.

•     Отсутствие поворотов головы к источнику света.

•     Неузнавание удаленных предметов.

•     Косоглазие

7-10 месяцев

•     Неспособность замечать мелкие детали, захватывать их кончиками пальцев.

•     Постоянный поворот головы в сторону (отсутствие периферического зрения).

•     Отсутствие интереса к мелким объектам.

•     Косоглазие

1-2 года

•     Неузнавание людей на расстоянии.

•     Отсутствие интереса к книгам и рисункам.

•     Косоглазие

3-4 года

•     Неспособность называть картинки и тестовые символы вблизи и на расстоянии.

•     Несимметричная острота зрения.

•     Аккомодационное косоглазие (глаза не выполняют содружественных движений, один из них отклоняется в сторону, даже если это проявляется только в моменты переутомления или стресса).

•     Чтобы рассмотреть какой-либо предмет, ребенок крутит головой.

•     Голова склоняется в одну сторону, или одно плечо заметно выше другого.

•     Прикрытие одного глаза, избыточное моргание, прищуривание.

•  Нарушение зрительно-моторной координации (натыкается на углы, промахивается при целенаправленных движениях).

•     Ребенок ударяется о стоящие предметы при перемещении в пространстве.

•     Ребенок часто роняет вещи на пол.

•     Ребенок часто теряется в пространстве и быстро устает.

•     Тошнота и головокружение при зрительной нагрузке.

•  Ребенок говорит: "мне не видно", после выполнения напряженной работы - "у меня болит голова, меня тошнит, у меня кружится голова", "у меня чешутся глаза", "у меня жжет

в глазах", "все вокруг, как в тумане", "все двоится"

5-6 лет

•     Активные жалобы на снижение зрения.

•     Прищуривание.

•     Ребенок держит книгу или другой предмет слишком близко к глазам.

•     Ребенок жалуется на головные боли и переутомление глаз.

•     Двоение в глазах

6-7 лет

•     Ребенок трет глаза в процессе чтения.

•     Ребенок ведет пальцем по строчке при чтении.

•     Ребенок способен читать только в течение непродолжительного времени

Для повышения эффективности доврачебного этапа профилактических осмотров большое значение имеет правильная организация проведения ис­следования остроты зрения, выполняемого медицинской сестрой детского сада, школы, поликлиники.

С этой целью у дошкольников используются таблицы с картинками Ор­ловой. Острота зрения у школьников определяется по таблице Сивцева - Го­ловина. Если ребенок не видит условно принятую норму, т. е. допускает ошибки в чтении букв (распознавании картинок) 9-10-й строк, то его надо направить к офтальмологу.

Тест Малиновского позволяет выделить при массовых осмотрах до­школьников, не имеющих, но более других подверженных близорукости, "группу риска" по миопии, т. е. среди детей с нормальной остротой зрения (0,9-1,0) тех, кто имеет более сильную рефракцию, чем средняя возрастная. Дети, имеющие положительный тест, направляются к офтальмологу.

Для определения бинокулярного зрения применяется тест Рейнеке (США) с двумя карандашами. Ребенку дают заточенный карандаш и просят его, смо­тря двумя глазами, опустить кончик карандаша на заточенный конец другого карандаша, который держит в горизонтальном положении медицинская сест­ра. При наличии бинокулярного зрения задание легко выполняется ребенком. При нарушении бинокулярного зрения совместить концы карандашей ребен­ку не удается, поэтому таких детей необходимо направить к офтальмологу.

Профилактический этап

С раннего возраста детей, в т. ч. с нормальным зрением, следует обучать гимнастике для глаз, целями которой являются укрепление мышц век, улуч­шение кровоснабжения в глазничной области, улучшение циркуляции вну­триглазной жидкости и снятие усталости глаз. В настоящее время разработа­ны различные комплексы такой гимнастики. Упражнения, входящие в них, в основном направлены на тренировку переключения зрительных горизон­тов, включают крепкое зажмуривание и моргание. Предложены стимуляция движения глазных яблок с помощью офтальмотренажеров, а также обучение в режиме дальнего зрения по методике В.Ф. Базарного для предупреждения развития "синдрома низко склоненной головы".

Коррекционный этап

На этом этапе основные мероприятия, касающиеся коррекции наруше­ний зрения, проводит офтальмолог. Однако, как и на профилактическом эта­пе, важно создавать комплексные программы реабилитации, т. к. дети с нару­шением зрения имеют целый ряд сопутствующих заболеваний.

Для реализации дифференцированного комплексного подхода на про­филактическом и коррекционном этапах предлагается использовать модули рекомендаций для родителей и педагогов, посвященных гимнастике для глаз, развитию высших мозговых функций, профилактике и коррекции от­клонений в координационной сфере, а также методике выработки и сохра­нения правильного положения тела, осанки, включающей упражнения для снятия статического напряжения с мышц спины и верхнего плечевого пояса, развития равновесия, статической выносливости мышц позвоночника и сто­пы, улучшения гибкости позвоночника, кровоснабжения головного и спин­ного мозга, совершенствования вестибулярного аппарата, правильного фор­мирования свода стоп. Кроме того, модули рекомендаций включают памятки, посвященные профилактике и немедикаментозной коррекции некоторых синдромов последствий ПП ЦНС, дисплазии соединительной ткани, а также особенностям воспитания детей с нарушением зрения.

Модули рекомендаций позволяют составить индивидуализированную программу реабилитации для ребенка с амблиопией с учетом не только его диагноза, но и особенностей развития.

Организация центров здоровья для слабовидящих детей на примере Центра социальной адаптации и медико-педагогической реабилитации детей

Рассмотренный комплексный подход наиболее актуален для детей с на­рушением зрения, посещающих детские сады общего типа, поскольку, как говорилось выше, их показатели здоровья хуже, чем у воспитанников дет­ских садов коррекционного типа, что свидетельствует о недостаточно эф­фективном медико-социальном сопровождении детей как на профилактиче­ском, так и на коррекционном этапах.

Понимая сложность внедрения таких комплексных программ в садах об­щего типа, для улучшения медико-педагогического сопровождения пациен­тов с амблиопией мы предложили концепцию центров здоровья для слабо­видящих детей, которые могут создаваться при специализированных образовательных учреждениях.

В сентябре 2011 г. в г. Иваново на базе МДОУ "Детский сад компенсирую­щего вида № 182" состоялось открытие Центра социальной адаптации и ме­дико-педагогической реабилитации детей с крайней степенью слабовидения "Я увижу мир..." (далее - Центр).

Целью открытия Центра является обеспечение психолого-педагогиче­ского сопровождения детей от 1,5 до 7 лет, имеющих сложные зрительные патологии.

Основные направления работы Центра:

•      внедрение индивидуализированных комплексных программ реабилита­ции в специализированном саду;

•      создание возможности социализации детей с крайней степенью амблиопии;

•      оказание консультативно-методической помощи детям с амблиопией, не посещающим коррекционные учреждения, и разработка индивиду­альных комплексных программ их медико-педагогического сопрово­ждения.

Функции Центра:

•      клинико-психолого-педагогическое обследование детей с участием вра­чей узких специальностей, а также организация взаимодействия детей и их родителей;

•      коллегиальное создание комплексных программ реабилитации детей;

•      ознакомление родителей (законных представителей) детей с результата­ми диагностических исследований и разработанной программой реаби­литации;

•      разработка оптимального индивидуального образовательного маршру­та ребенка с учетом стартовых возможностей, ресурсов компенсации;

•      обучение родителей (законных представителей) детей, специалистов и педагогов образовательных учреждений методам игрового взаимо­действия с детьми, имеющими патологию зрения, а также основным ме­тодам их реабилитации;

•      проведение психопрофилактики, психотерапии и психокоррекции сред­ствами игры у детей от 1,5 до 7 лет с нарушением зрения;

•      помощь семье в адаптации к инвалидности ребенка и преодолении пси­хологических проблем, связанных с этим.

Материально-техническая база, необходимая для открытия Центра, предусматривает:

•      специальное оборудование для детей с крайней степенью слабовидения; для развития общей подвижности;

•      игрушки для развития ручных навыков, тактильного, зрительного и слу­хового восприятия, мышления и речи; для поддержки социально-эмо­ционального развития, музыкальные игрушки;

•      пособия для игры с водой, сыпучими материалами, тактильные, рельеф­но-графические, пособия для развития невербальной коммуникации;

•      материалы для изобразительного творчества;

•      тактильные и "говорящие" книги для детей с крайней степенью слабовидения;

•      фонотека, видеотека;

•      интерактивная доска;

•      2 компьютера (с синтезатором речи и тактильным дисплеем);

•      специальная литература и компьютерные программы (диагностические, развивающие).

Для организации деятельности Центра необходимо привлечь следую­щих специалистов:

•      руководитель структурного подразделения, осуществляющий организа­ционно-методическую работу;

•      врач-офтальмолог, осуществляющий контроль состояния зрительных функций, назначение очковой коррекции, плеоптического лечения для достижения максимально возможной остроты зрения;

•      медицинская сестра-ортоптистка, проводящая плеоптическое, ортопти- ческое и диплоптическое лечение детей по назначению врача-офталь- молога;

•      врач-педиатр, осуществляющий контроль состояния здоровья слабови­дящих детей, оказание неотложной и амбулаторной помощи, выдающий рекомендации по оздоровлению детей;

•      медсестра, осуществляющая контроль санэпидрежима, помощь педиа­тру в реализации мероприятий для улучшения здоровья детей;

•      врач-невролог, проводящий наблюдение за нервно-психическим разви­тием детей, состоянием высших психических функций, назначение со­путствующего неврологического лечения;

•      педагог-психолог, проводящий первичное обследование и диагностику ребенка в течение года, консультирование родителей, а также игровые занятия с детьми в микрогруппах и индивидуально;

•      учитель-дефектолог (тифлопедагог), осуществляющий диагностику и проводящий коррекционные индивидуальные занятия с детьми, а так­же консультирование родителей (законных представителей) ребенка;

•      учитель-логопед, проводящий индивидуальные игровые логопедиче­ские занятия с детьми, а также консультирование родителей (законных представителей) ребенка;

•      инструктор лечебной физкультуры и музыкальный работник, которые проводят индивидуальные и микрогрупповые занятия с детьми по раз­витию продуктивной деятельности и творчества, подгрупповые музы­кальные занятия, двигательные упражнения с использованием игрового материала;

•      младший воспитатель, осуществляющий уборку помещений и обработку оборудования.

Выводы

Создание Центра позволит реализовать гуманистический подход к вос­питанию детей с ограниченными возможностями здоровья. Его деятельность

направлена на достижение максимально возможного повышения остроты зрения у детей, гармонизацию отношений детей и их родителей, поддержку усилий родителей по развитию личности ребенка, налаживание эффектив­ного общения ребенка с другими членами семьи, формирование предпосы­лок к обучению.

Предложенные нами комплексные программы наиболее полно могут внедряться в образовательном учреждении компенсирующего типа. Наш опыт доказал их высокую эффективность по сравнению с традиционными рекомендациями согласно стандарту лечения и реабилитации больных амблиопией. При этом положительная динамика проявлялась не только в улучшении остроты зрения, но и в гармонизации эмоциональной сферы, нормализации вегетативной реактивности и большей компенсации невро­логической, ортопедической и соматической патологии, а также уменьше­нии числа острых респираторных заболеваний на одного ребенка в год.

Открытие такого Центра - это первые шаги, идея создания подобных центров еще нова как для нашего города, так и для России в целом. Реализа­ция этого проекта позволит внедрить новые технологии психолого-педаго­гического и медико-социального сопровождения семей, воспитывающих детей с нарушениями или выраженными проблемами развития, в рамках реализации долгосрочной целевой программы "Развитие муниципальной системы образования города Иваново на 2010-2012 гг.".

Мы надеемся, что создание и функционирование нашего Центра и по­добных ему поможет повысить качество жизни слабовидящих детей, в т. ч. с тяжелыми нарушениями, поможет им адаптироваться в социуме, а родите­лям - разделять проблемы своего ребенка и получать радость от общения с ним.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту:)

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.