Здравоохранение

Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ

  • 15 февраля 2012
  • 131

Двадцать первого ноября 2011 г. в третьем чтении принят Федеральный закон № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Именно этот закон должен стать новым базовым нормативным актом для всей сферы здравоохранения России, устанавливающим правовые основы ее регулирования. Закон заменяет собой ряд нормативно-правовых актов, действовавших в Рос­сии ранее: в частности, признаны недействующими Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487-1.

В статье изложены основные нововведения, предусмотренные новым законом. В последующих номерах журнала редакция планирует публикацию постатейных комментариев к закону.

Больше статей в журнале «Заместитель главного врача» Активировать доступ

Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации": новый этап развития российского здравоохранения

Со времени вступления в силу Основ законодательства Российской Фе­дерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487-1 изменились правовые, социальные и экономические условия, в которых работает систе­ма здравоохранения страны. Появилось много новых технологий и направ­лений в области здравоохранения, но все это оставалось за рамками законо­дательного регулирования, что существенно тормозило развитие данной сферы. Поэтому назрела необходимость разработки и принятия нового нор­мативно-правового акта, который определял бы тактику и стратегию разви­тия здравоохранения России на современном этапе.

Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здо­ровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон) предусмотрен ряд нововведений, которые приводятся ниже.

Принципы охраны здоровья граждан (ст. 4)

В результате обсуждений как на государственном, так и на обществен­ном уровне список принципов охраны здоровья граждан по сравнению с первой редакцией Закона был уточнен и расширен с пяти до девяти. По новому Закону основополагающими принципами охраны здоровья граждан России являются:

•    соблюдение прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья

и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

•    приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;

•    приоритет охраны здоровья детей;

•    социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

•    ответственность органов государственной власти и органов местного

самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав

граждан в области охраны здоровья;

•    доступность и качество медицинской помощи;

•    недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;

•    приоритет профилактики в сфере охраны здоровья граждан;

•    соблюдение врачебной тайны.

Административные новации

Разграничение полномочий между органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления

По новому Закону полномочия по организации оказания медицинской помощи в соответствии с территориальными программами государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицин­ской помощи (далее - программа государственных гарантий) и по развитию сети региональных медицинских организаций возлагаются на органы испол­нительной власти регионов. Это позволит повысить доступность медицин­ской помощи и эффективность системы здравоохранения. Появится возмож­ность создания межрайонных медицинских центров, что позволит улучшить качество медицинской помощи и сократить расходы. Для таких центров нужны региональные полномочия.

В целом при передаче полномочий с муниципального на региональный уровень повышается ответственность органов государственной власти субъ­ектов РФ за состояние системы здравоохранения региона как единого тер­риториального образования.

Право граждан на выбор врача и медицинской организации (ст. 21)

В новом Законе раскрыт механизм реализации права граждан на выбор врача и медицинской организации как в рамках программы государствен­ных гарантий, так и в рамках оказания платной медицинской помощи. Закон устанавливает управляемый выбор во избежание перегруженности меди­цинских организаций и врачей-специалистов. Механизм управляемого вы­бора позволит сохранить сбалансированную систему охраны здоровья и ме­дицинской помощи.

Порядки и стандарты оказания медицинской помощи

Впервые на законодательном уровне вводятся и раскрываются понятия "порядок оказания медицинской помощи" и "стандарт медицинской помощи", в ст. 37 Закона закрепляется содержание порядка оказания медицинской по­мощи и стандарта медицинской помощи.

Порядок - это алгоритм оказания медицинской помощи, прописываю­щий ее этапность, необходимые уровни компетенции медицинских работни­ков и оснащения на каждом этапе.

Стандарт медицинской помощи определяет совокупность медицинских услуг, лекарственных препаратов для медицинского применения, медицин­ских изделий, компонентов крови, видов лечебного питания и иных компо­нентов, применяемых при оказании медицинской помощи.

Порядки медицинской помощи обязательны для исполнения на террито­рии РФ всеми медицинскими организациями государственной, муниципаль­ной и частной систем здравоохранения. Это служит одной из главных гаран­тий равной доступности и качества медицинской помощи для граждан России.

Принятие Закона позволит заработать в полную силу уже принятому Фе­деральному закону от 29.11.2010 № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", в котором установлен полный тариф на медицинские услуги, рассчитываемый как раз на основе стандартов. Это позволит поднять зарплату всем медицинским кадрам.

Совместное пребывание родителей с детьми (п. 4 ст. 51)

Впервые законодательно установлено право родителей находиться ря­дом с ребенком во время его лечения в стационаре, и определен механизм реализации данного права. Законом гарантировано бесплатное пребывание родителей вместе с детьми в течение всего периода лечения: родителям с детьми до 4 лет на весь период лечения бесплатно предоставляются койка и питание, а родителям с ребенком старше указанного возраста - при нали­чии медицинских показаний.

Экспертиза качества медицинской помощи (ст. 64)

Законом впервые вводится экспертиза качества медицинской помощи, которая проводится в целях выявления нарушений при оказании медицин­ской помощи, в т. ч. оценки своевременности ее оказания, правильности вы­бора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата. В целях экспертизы качества ме­дицинской помощи вводятся критерии оценки качества медицинской помо­щи при конкретных заболеваниях (состояниях), формируемые на основе по­рядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи, которые будут утверждаться уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Планируется, что с 2017 г., с появлением поколения врачей, обученных по новым программам и аккредитованных по новым пра­вилам, это будет независимая экспертиза.

Ограничения, налагаемые на медицинских и фармацевтических работников при осуществлении ими профессиональной деятельности

Общественное неприятие вызывают случаи, когда врач назначает меди­цинские процедуры или выписывает лекарства, руководствуясь не только диагнозом больного, но и договоренностями с производителями медицин­ского оборудования или фармацевтических препаратов.

В ст. 74 Закона подробно прописаны ограничения для медицинских и фармацевтических работников и определена их ответственность при нару­шении этих ограничений. Статья 75 устанавливает порядок урегулирования конфликта интересов при осуществлении медицинской и фармацевтической деятельности.

Контроль в сфере охраны здоровья граждан (ст. 85-90)

В сфере охраны здоровья граждан Законом предусмотрен трехуровне­вый контроль качества и безопасности медицинской деятельности (внутрен-

ний, ведомственный и государственный). В сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий предусмотрен государственный контроль.

Информатизация сферы здравоохранения (ст. 91-94)

Закон закладывает основы тотальной информатизации сферы здраво­охранения, в т. ч. планируемой информатизации в рамках программ модер­низации здравоохранения в 2011-2012 гг. Предусматривается введение пер­сонифицированного учета лиц, участвующих в оказании медицинских услуг, и лиц, получающих медицинские услуги.

Новые направления в здравоохранении

Профилактика и здоровый образ жизни (ст. 12, 30)

Закон определяет принцип приоритета профилактических мероприятий в сфере охраны здоровья граждан. Этот принцип подчеркивает приоритет­ное место профилактики в сохранении здоровья людей, т. к. опыт российско­го и мирового здравоохранения говорит о том, что предупредить заболева­ние гораздо проще и эффективнее, чем его лечить.

Закон определяет:

•      право школьников на медицинскую помощь в школах (п. 1 ст. 54), что означает обязательное наличие школьных медицинских кабинетов;

•      право создания здравпунктов на предприятиях (п. 4 ст. 24);

•      обязанность работодателей обеспечивать условия для диспансеризации и отпускать работников на диспансеризацию (п. 5 ст. 24);

•      отдельный вид медицинского осмотра (п. 3 ст. 46) - периодический меди­цинский осмотр, проводимый в целях динамического наблюдения за со­стоянием здоровья работников, учащихся, своевременного выявления начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов ра­бочей среды, трудового, учебного процесса на состояние здоровья работников, учащихся; в целях формирования групп риска развития профессиональных заболеваний, выявления медицинских противопока­заний к осуществлению отдельных видов работ, продолжению учебы.

Паллиативная помощь (ст. 36)

Впервые в законодательстве РФ в перечень видов медицинской помощи включена паллиативная медицинская помощь. Паллиативная медицинская помощь представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направ­ленных на избавление от боли и облегчение других тяжелых проявлений за­болевания, с целью улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан. В паллиативной помощи нуждаются тысячи людей, однако ее оказание в Рос­сии до сих пор было вне рамок закона. Паллиативная медицинская помощь будет финансироваться в рамках программы государственных гарантий.

Медицинская эвакуация

Новый Закон вводит и определяет важнейшие виды организации экс­тренной медицинской помощи:

•      медицинская эвакуация, которая представляет собой транспортировку граждан, находящихся на лечении в медицинских организациях, где от­сутствует возможность оказания необходимой медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях; женщин в период беременности, родов, послеродовый период и новорожденных; лиц, пострадавших в ре­зультате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий и в иных случаях в целях спасения жизни и сохранения здоровья. Виды медицинской эва­куации:

-       санитарно-авиационная эвакуация, осуществляемая авиационным транспортом;

-       санитарная эвакуация, осуществляемая наземным, водным и другими видами транспорта;

•      законодательно определена деятельность Всероссийской службы меди­цины катастроф, осуществляющей эвакуацию в чрезвычайных ситуациях (ст. 41).

Редкие (орфанные) заболевания (ст. 4)

Согласно новому Закону орфанными признаются болезни, которыми болеет не более 1 чел. на 10 тыс. жителей. Такими болезнями страдают 12 785 россиян, и на их лекарственное обеспечение ежегодно потребуется порядка 4,6 млрд руб.

В список редких заболеваний вошли 86 нозологий. Для 27 из них разра­ботана лекарственная терапия, при 22 заболеваниях имеются средства толь­ко для симптоматического лечения, для 4 заболеваний имеющиеся средства лечения не зарегистрированы в России. По 15 заболеваниям, включенным в перечень, в настоящее время в Российской Федерации больные не зареги­стрированы.

Запрет эвтаназии (ст. 45)

Эвтаназия в последние десятилетия стала одной из услуг, оказываемой врачами в мировой практике, поэтому в Законе выделена отдельная статья, которая запрещает медицинским работникам в России осуществлять эвтана­зию. Сюда же входит и запрет на прекращение искусственных мероприятий по поддержанию жизни пациента по его просьбе. Реанимационные меро­приятия могут быть прекращены при состоянии клинической смерти на фоне прогрессирования достоверно установленных неизлечимых заболе­ваний или неизлечимых последствий острой травмы, несовместимых с жизнью.

Трансплантация органов и тканей человека (ст. 47)

Законом предусматривается право гражданина по собственному жела­нию в любой момент времени выразить волеизъявление как о согласии, так и несогласии на изъятие органов или тканей из своего тела после смерти. В случае отсутствия волеизъявления после смерти решение принимает су­пруг, а при его отсутствии - близкие родственники. Если речь идет о несовер­шеннолетних или недееспособных лицах, то такое согласие могут дать толь­ко родители. Также предполагается создание государственного регистра органов и тканей для трансплантации.

Не допускается какое-либо принуждение человека к изъятию органов и тканей. Трансплантация допустима только при наличии заключения об от­сутствии вреда для пациента и только если другие методы лечения в кон­кретном случае признаны бесперспективными.

Репродуктивные технологии (ст. 55)

В этой статье впервые как один из видов вспомогательных репродуктив­ных технологий вводится суррогатное материнство. Воспользоваться репро­дуктивными технологиями могут мужчины и женщины, состоящие в браке, мужчины и женщины, не состоящие в браке, а также одинокие женщины, для которых вынашивание и рождение ребенка невозможно по медицинским показаниям.

Искусственное прерывание беременности (ст. 56)

В 2005 г. в России на 100 родов приходилось 104,6 аборта, в 2010 г. - 58,7 абор­та, т. е. фактически произошло снижение количества абортов в два раза.

В 2007 г. перечень медицинских показаний для искусственного прерыва­ния беременности сокращен более чем на 90 заболеваний, в женских кон­сультациях созданы кабинеты для медико-психологической и социально­-правовой помощи женщинам, введено информированное добровольное согласие женщины на аборт.

Новым Законом введена профилактика абортов и "неделя тишины": при беременности от 4 до 7 недель и от 11 до 12 недель (но не позднее окончания 12-й недели беременности) женщине на обдумывание своего решения пре­доставляется 48 ч. Если срок беременности составляет от 8 до 10 недель - на принятие решения отведено 7 дней, так называемая неделя тишины.

Закон четко определяет виды бесплатной медицинской помощи (ст. 80)

В рамках программы государственных гарантий гражданам предостав­ляются:

•      первичная медико-санитарная помощь, в т. ч. доврачебная, врачебная

•      и специализированная;

•      специализированная, в т. ч. высокотехнологичная, медицинская помощь;

•      скорая, в т. ч. скорая специализированная медицинская помощь;

•      паллиативная медицинская помощь;

•      санаторно-курортное лечение в части медицинской реабилитации.

В рамках программы государственных гарантий осуществляется обеспе­чение граждан жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения, необходимыми для оказания:

•      первичной медико-санитарной медицинской помощи в неотложной

•      форме;

•      специализированной, в т. ч. высокотехнологичной, медицинской помощи;

•      скорой, в т. ч. скорой специализированной, медицинской помощи.

При оказании медицинской помощи в рамках программы государствен­ных гарантий и территориальной программы государственных гарантий не подлежат оплате за счет средств граждан:

•      оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важней­ших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в т. ч. специализированных продуктов лечеб­ного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандарта­ми медицинской помощи;

•      назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важ­нейших лекарственных препаратов, в случаях их замены из-за индиви­дуальной непереносимости, по жизненным показаниям; размещение в маломестных палатах (боксах) пациентов по медицинским и (или) эпидемиологическим показаниям, установленным уполномоченным феде­ральным органом исполнительной власти;

•      создание условий пребывания в стационарных условиях, включая пре­доставление спального места и питания, при совместном нахождении одного из родителей, иного члена семьи или иного законного предста­вителя в медицинской организации в стационарных условиях с ребенком до достижения им возраста 4 лет, а с ребенком старше указанного возраста - при наличии медицинских показаний;

•      транспортные услуги при сопровождении медицинским работником па­циента, находящегося на лечении в стационарных условиях, в целях вы­полнения порядков оказания медицинской помощи и стандартов меди­цинской помощи в случае необходимости проведения такому пациенту диагностических исследований при отсутствии возможности их прове­дения медицинской организацией, оказывающей медицинскую помощь пациенту;

•      транспортировка и хранение в морге поступившего для исследования биологического материала, трупов пациентов, умерших в медицинских и иных организациях, и утилизация биологического материала.

Платные медицинские услуги в рамках программы государственных гарантий (ст. 84)

Медицинские организации, участвующие в реализации программы госу­дарственных гарантий и территориальной программы государственных га­рантий, имеют право оказывать пациентам платные медицинские услуги:

•      на иных условиях, чем предусмотрено программой государственных га­рантий, территориальными программами государственных гарантий и (или) целевыми программами;

•      при оказании медицинских услуг анонимно, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;

•      гражданам иностранных государств, лицам без гражданства, за исключе­нием лиц, застрахованных по обязательному медицинскому страхова­нию, и гражданам РФ, не проживающим постоянно на ее территории и не являющимся застрахованными по обязательному медицинскому страхованию, если иное не предусмотрено международными договора­ми РФ;

•      при самостоятельном обращении за получением медицинских услуг, за исключением случаев и порядка, предусмотренных ст. 21 настоящего За­кона.

Кадровое обеспечение

Система подготовки медицинских и фармацевтических кадров

Закон обеспечивает основы для дальнейшего развития отрасли в целом и в частности для повышения квалификации медицинских и фармацевтиче­ских работников, развития научных исследований, повышения ответствен­ности врача. За счет прописанной процедуры аккредитации (ст. 69) вводится непрерывное образование для медицинских и фармацевтических кадров.

Практическое образование (ст. 77)

Новый Закон определяет особенности практической подготовки меди­цинских и фармацевтических работников в клиниках и на клинических базах.

Сейчас клиническая база в вузах практически утрачена. В действующем законодательстве (Гражданский кодекс РФ) механизм предоставления кли­нической базы не прописан.

Закон вводит обязательную клиническую практику в процесс подготов­ки медицинских кадров и, в свою очередь, определяет требования к меди­цинским организациям, которые могут предоставить клиническую базу для подготовки кадров, условия договора между медицинским вузом и государственной клиникой для предоставления клинической базы, в соответствии с которым одновременно происходит лечение и образование.

Новые образовательные стандарты

В настоящее время обучение студента в медицинском вузе длится 5-6 лет, затем следуют интернатура (1 год), ординатура (2 года), после чего молодой специалист получает право на профессиональную деятельность с обязатель­ным повышением квалификации 1 раз в 5 лет в течение 72-144 учебных часов.

После принятия Закона медицинское образование будет подразумевать обучение в вузе (5-6 лет) с обязательной практикой, после чего лицу, окон­чившему вуз, предоставляется право на осуществление профессиональной деятельности только в учреждениях первичного звена здравоохранения. Право на профессиональную деятельность по всем специальностям выпуск­ник медицинского вуза приобретает только после окончания ординатуры (2-5 лет). Закон предусматривает для врачей всех специальностей повыше­ние квалификации 1 раз в 5 лет (72-144 ч).

Принятие Закона позволяет:

•      создать сбалансированную систему охраны здоровья граждан и оказа­ния медицинской помощи, основанную на равнодоступности качествен­ной медицинской помощи для всех граждан России, независимо от места их проживания, социального статуса, материального положения или лю­бого другого фактора;

•      гарантировать гражданам бесплатное оказание медицинской помощи;

•      установить единые требования к качеству медицинской помощи и обя­зательность их исполнения на всей территории страны, включая единые критерии аккредитации медицинских работников;

•      внедрить эффективные механизмы управления и контроля реализации Программы государственных гарантий;

•      сформировать базу для формирования и внедрения государственной Программы по развитию здравоохранения в Российской Федерации;

•      повысить заработную плату медицинским работникам за счет перехода на современные стандарты оказания медицинской помощи.

Таким образом, Закон регулирует многогранные отношения врача и па­циента и определяет роль государства в охране здоровья граждан. Его при­нятие открывает возможности для дальнейшего развития системы здраво­охранения и позволит разработать целый пакет новых законов:

•      о донорстве крови и ее компонентов;

•      трансплантации органов и тканей человека;

•      биомедицинских клеточных технологиях;

•      страховании на случай причинения вреда жизни и здоровью пациента при оказании медицинской помощи.

Предусмотрен комплексный порядок вступления Закона в силу.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту:)

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.