Увеличение штрафов за нарушение лицензионных требований и условий

49

В статье на примере судебной практики показаны имущественные послед­ствия для медицинской организации, которые будут иметь место при несоблю­дении ее сотрудниками правил оформления медицинской документации и от­сутствии должного контроля со стороны руководителей.

Увеличение административных штрафов за нарушение лицензионных требований и условий

А.В. Панов,

юрист, управляющий ООО "Центр медицинского права", г. Омск,

член Общественного совета по защите прав пациентов при Федеральной

службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития

В статье 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с июля 2005 г. в соответствии с поста­новлением Правительства РФ от № от 22.01.2007 № 30 "Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности" (далее - Поста­новление № 30), была введена третья часть, предусматривающая админист­ративную ответственность за грубое нарушение требований или условий специального разрешения (лицензии). В примечании к данной статье есть ссылка на то, что понятие "грубое нарушение" устанавливается Правитель­ством РФ в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности. На момент вступления в силу данной правовой нормы действующее в то время постановление Правительства РФ от 04.07.2002 № 499 "Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности" не содержало подобного понятия, поэтому нормы административной ответственности за грубые нарушения лицензионных требований и условий были деклара­тивными и не применимыми к медицинской деятельности.

Понятие "грубое нарушение" появилось только в 2007 г., когда было утверждено новое Постановление № 30, в котором уже содержалось данное понятие, а также приводился перечень требований и условий, невыполне­ние которых лицензиатом подпадает под понятие грубых нарушений.

5. Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении медицинской деятельно­сти являются:

а)    наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, помещений, оборудования и медицинской техники, не­обходимых для выполнения работ (услуг), соответствующих установленным к ним требованиям;

б)    наличие у руководителя или заместителя руководителя юридического лица либо у руково­дителя структурного подразделения, ответственного за осуществление лицензируемой деятель­ности, - соискателя лицензии (лицензиата) высшего (среднего - в случае выполнения работ (услуг) по доврачебной помощи) профессионального (медицинского) образования, послевузов­ского или дополнительного профессионального (медицинского) образования и стажа работы по специальности не менее 5 лет;

в)    наличие у индивидуального предпринимателя - соискателя лицензии (лицензиата) высше­го (среднего - в случае выполнения работ (услуг) по доврачебной помощи) профессионального (медицинского) образования, послевузовского или дополнительного профессионального (меди­цинского) образования и стажа работы по специальности не менее 5 лет;

г)     наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) или привлечение им на ином законном основании специалистов, необходимых для выполнения работ (услуг), имеющих высшее или среднее профессиональное (медицинское) образование и сертификат специалиста, соответ­ствующие требованиям и характеру выполняемых работ (услуг);

д)    повышение квалификации специалистов, осуществляющих работы (услуги) не реже одно­го раза в 5 лет;

е)    соблюдение лицензиатом медицинских технологий при осуществлении медицинской дея­тельности, разрешенных к применению в порядке, установленном законодательством Россий­ской Федерации;

ж)   соблюдение лицензиатом санитарных правил при осуществлении им медицинской дея­тельности;

з)    обеспечение лицензиатом при осуществлении медицинской деятельности контроля за со­ответствием качества выполняемых медицинских работ (услуг) установленным требованиям (стандартам);

и)    соблюдение лицензиатом правил предоставления платных медицинских услуг, утвержден­ных в установленном порядке;

к)    наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) специалистов, осуществляющих тех­ническое обслуживание медицинской техники, или наличие у соискателя лицензии (лицензиата) договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление этого вида деятельности;

л)    ведение лицензиатом при осуществлении медицинской деятельности учетной и отчетной медицинской документации.

Постановление Правительства РФ от 22.01.2007№ 30 “Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности”, ред. от 24.09.2010

На момент выхода Постановления № 30 нормы административной ответ­ственности за указанное административное правонарушение предусматри­вали санкции в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере 10-15 тыс. руб. или административного приостановления дея­тельности на срок до 90 суток.

В то же время, если имела место связь медицинской деятельности с из­влечением прибыли (бюджетное медицинское учреждение государственной или муниципальной системы здравоохранения оказывало платную меди­цинскую услугу, либо медицинская услуга оказывалась учреждением част­ной системы здравоохранения в рамках возмездных отношений), то админи­стративное наказание при констатации грубого нарушения лицензионных требований и условий было значительно строже: штраф в размере 40-50 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Но такое соотношение действовало сравнительно недолго. На основа­нии Федерального закона от 08.11.2010 № 293-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совер­шенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предо­ставления государственных услуг в сфере образования", проект которого предусматривал среди прочего повышение ответственности лицензиатов за соблюдение лицензионных требований при осуществлении образователь­ной деятельности, административные санкции к нарушителям были ужесто­чены: в соответствии с ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ размер административного штрафа для юридических лиц стал составлять 100-150 тыс. руб. (или админи­стративное приостановление деятельности на срок до 90 суток), при этом величина административного штрафа по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ осталась неиз­менной.

Таким образом, последствия государственного регулирования образо­вательной деятельности автоматически распространились и на медицин­скую деятельность, т. к. КоАП РФ не образует отдельных составов правонару­шений по видам деятельности.

Если сумма административного штрафа в пределах 10-15 тыс. руб. не яв­лялась ощутимым ударом по бюджету для государственного или муници­пального учреждения здравоохранения, то ее десятикратное увеличение стало уже значимым по последствиям как незапланированная затрата в рас­ходной части бюджетных смет.

Ниже приводится пример применения судом ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.

Пример

В мае 2011 г. пациентка М. 33 лет поступила в МУЗ "Т-ская центральная районная боль­ница" на роды. После родов, еще находясь в стационаре, М. начала предъявлять жалобы на боли в животе. Мнения врачей по поводу диагноза разделились, консилиум собран не был, пациентка не была обследована должным образом, в результате чего дифференциальная диагностика проведена неверно, лечение начато не вовремя. Позднее пациентке М. был по­ставлен диагноз: аппендицит. Но из-за несвоевременной постановки диагноза у пациент­ки развился перитонит как осложнение аппендицита.

Пациентка М. обратилась с жалобой в Министерство здравоохранения области. Проверка, проведенная на основании распоряжения министра здравоохранения области в МУЗ "Т-ская центральная районная больница", выявила нарушения в ведении медицинской документации: исправления, неразборчивые записи, отсутствие анамнестических данных в истории болезни и т. д., что недопустимо, поскольку история болезни и амбулаторная карта пациента являются юридическими документами.

Представители Министерства здравоохранения области составили протокол об ад­министративном правонарушении в отношении больницы и направили материал в Т-ский районный суд.

Суд признал МУЗ "Т-ская центральная районная больница" виновным в совершении ад­министративного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ (осуществле­ние деятельности с грубым нарушением требований или условий лицензии). Учреждению назначено наказание в виде штрафа в размере 100 тыс. руб.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении р. п. Т. 24 октября 2011 г.

Судья Т-ского районного суда П. c участием представителя юридического лица МУЗ "Т-ская центральная районная больница" С., потерпевшей М., при секретаре судебного за­седания Л., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении № 5-16/2011 в отношении юридического лица: муниципального учреждения здравоохране­ния "Т-ская центральная районная больница" о совершении административного правона­рушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

МУЗ "Т-ская центральная районная больница" при осуществлении деятельности грубо нарушило требования и условия специального разрешения (лицензии) при следующих об­стоятельствах.

В мае 2011 г. пациентке М. не проведено хирургическое лечение основного заболевания, что привело в последующем к развитию перитонита. М. не проведено полное обследова­ние с применением методов диагностики, указанных в Национальном руководстве "Клини­ческая хирургия", разработанном и рекомендованном Российским обществом хирургов и Ас­социацией медицинских обществ по качеству (т. 2, раздел V "Неотложная хирургия живота", гл. 43 "Острый аппендицит") и в Национальном руководстве по акушерству (гл. 51 "Бере­менность и хирургическая патология": "Беременность и острый аппендицит").

С учетом имевшихся различных мнений врачей-специалистов вопрос о проведении кон­силиумов не ставился.

В нарушение требований, установленных разделом III приказа Главного управления здравоохранения администрации области от 02.08.2001 № 197 "Обулучшении порядка ме­дицинского делопроизводства в лечебно-профилактических учреждениях..." в котором определено следующее: "Медицинская документация должна быть полностью заполнена в соответствии с графами, предусмотренными утвержденными формами документов. Истории болезни и амбулаторные карты являются юридическим документом..." в оформ­лении МУЗ "Т-ская ЦРБ" медицинской документации пациентки М. имеются исправления, неразборчивые записи, формальное ведение температурного листа, отсутствуют дан­ные анамнеза, в результате чего имела место недооценка состояния больной.

Тем самым при осуществлении деятельности МУЗ "Т-ская ЦРБ" нарушены требования, предусмотренные пп. "з" и "л" п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельно­сти, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 № 30.

Данные обстоятельства установлены 07.10.2011 по результатам внеплановой доку­ментарной проверки качества медицинской помощи, оказанной М., проведенной на основа­нии распоряжения Министра здравоохранения области от 08.09.2011.

Протоколом от 10.10.2011 об административном правонарушении в отношении МУЗ "Т-ская ЦРБ" возбуждено производство по делу об административном правонаруше­нии по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ за вышеуказанные нарушения, материал направлен в Т-ский районный суд.

В судебном заседании законный представитель МУЗ "Т-ская ЦРБ" по доверенности С. вину юридического лица в совершении административного правонарушения признала, на­личие нарушений лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности в учреждении и при оказании медицинской помощи пациентке М. не отри­цала.

Потерпевшая М. в судебном заседании подтвердила нарушение медицинским учрежде­нием МУЗ "Т-ская ЦРБ" правил оказания медицинской помощи при ее лечении в мае 2011 г., согласна с квалификацией действий юридического лица, пояснила, что дополнительно проводится проверка следственными органами в отношении виновных лиц.

Рассмотрев административный материал, выслушав законного представителя юри­дического лица МУЗ "Т-ская ЦРБ" С., потерпевшую М., исследовав и оценив доказательства по делу об административном правонарушении по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, судья считает представленные доказательства допустимыми, а обстоятельства - установленными представленными в суд доказательствами.

Согласно ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечени­ем прибыли, грубым нарушением требований или условий специального разрешения (ли­цензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 100 000 до 150 000руб. или админист­ративное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

МУЗ "Т-ская ЦРБ" является юридическим лицом, что подтверждается Уставом, свиде­тельствами о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц и о по­становке на учет в налоговом органе.

Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития 14.12.2006 МУЗ "Т-ская ЦРБ" предоставлена лицензия на осуществление медицинской дея­тельности на срок до 14.12.2011 г. по соответствующим работам и услугам, в число кото­рых входит акушерское дело, лечебное дело, поликлиническая помощь, в т. ч. в условиях дневного стационара и стационара на дому, хирургия, акушерство и гинекология и т. п.

Нарушения лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской дея­тельности, выразившиеся в нарушении требований Основ законодательства РФ "Об охра­не здоровья граждан" и пп. "з" и "л" п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятель­ности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 № 30, в соответствии с которыми лицензионными требованиями и условиями при осуществле­нии медицинской деятельности являются: обеспечение лицензиатом при осуществлении медицинской деятельности контроля за соответствием качества выполняемых меди­цинских работ (услуг) установленным требованиям (стандартам); ведение лицензиатом при осуществлении медицинской деятельности учетной и отчетной медицинской доку­ментации, подтверждаются не только протоколом об административном правонару­шении в отношении МУЗ "Т-ская ЦРБ", но и актом проверки органом государственного кон­троля от 07.10.2011, распоряжением Министра здравоохранения области от 08.09.2011, заключением главного специалиста отдела охраны здоровья и медико-социальной помощи женщинам и детям Министерства здравоохранения области П. на представленную меди­цинскую документацию М., заключением (протоколом оценки качества медицинской помо­щи) и целевым актом экспертизы качества медицинской помощи, проведенными в июне 2011 г. экспертами страховой медицинской организации, медицинской картой М.

На основании ст. 26.2 КоАП РФ судья признает вышеуказанные доказательства допу­стимыми по делу, поскольку они составлены и оформлены без нарушений закона, имеют значение для установления фактических обстоятельств по делу и в совокупности доста­точны для правильного рассмотрения дела. Протокол по делу об административных пра- вонарушенияхот 10.10.2011 также составлен и оформлен правильно, в соответствии стре- бованиями КоАП РФ, с разъяснением законному представителю МУЗ "Т-ская ЦРБ" процессуальных прав, с вручением копии протокола, о чем имеются отметки, и данные об­стоятельства нашли подтверждение в судебном заседании.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совер­шении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но дан­ным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательства того, что учреждением здравоохранения своевременно предпринима­лись все зависящие от него меры по соблюдению требований, предъявляемых к осуществле­нию медицинской деятельности, не связанной с извлечением прибыли, в материалах дела не со­держатся и суду не представлены. Допущенные нарушения лицензионных требований суд считает грубыми, поскольку ими нарушены конституционные права М. на охрану здоровья.

Полученные доказательства дают суду основание квалифицировать действия МУЗ "Т-ская ЦРБ" по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ как осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разре­шения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

При назначении наказания юридическому лицу в соответствии с п. 3 ст. 4.1 КоАП РФ су­дья принимает во внимание характер совершенного им административного правонару­шения, имущественное и финансовое состояние юридического лица, являющегося муници­пальным учреждением, специфику работы МУЗ "Т-ская ЦРБ", отсутствие обстоятельств, отягчающих наказание, наличие смягчающего наказание обстоятельства, к которому суд относит факт признания вины в совершении административного правонарушения, и счи­тает возможным назначить наказание в виде административного штрафа в минималь­ной санкции.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 3.5, 19.20,23.1,29.10 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Признать муниципальное учреждение здравоохранения "Т-ская центральная районная больница" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотрен­ного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в раз­мере 100 000 (ста тысяч) руб.

Административный штраф подлежит уплате в течение 30 дней с момента вступле­ния постановления в законную силу путем перечисления.

Постановление может быть обжаловано в течение десяти суток в областной суд в поряд­ке, предусмотренном ст. ст. 30.1-30.3 КоАП РФ, путем подачи жалобы в Т-ский районный суд.

В приведенном примере суд квалифицировал нарушение лицензионных требований и условий как грубое нарушение по признаку посягательства ме­дицинского учреждения на конституционные права пациента на охрану здо­ровья, хотя данный признак не указан в Постановлении № 30. Тем не менее подобная квалификация не влияет на меры административной ответствен­ности, т. к. факт необеспечения лицензиатом при осуществлении медицин­ской деятельности контроля за соответствием качества выполняемых меди­цинских работ (услуг) установленным требованиям (стандартам) подтвержден представленными доказательствами.

Следует также отметить, что обязанность медицинских организаций ве­сти медицинскую документацию в установленном порядке теперь напрямую закреплена Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охра­ны здоровья граждан в Российской Федерации" в ч. 1 ст. 79.

Контроль качества медицинской помощи, равно как и порядка ведения медицинской документации врачебным персоналом, относится к сфере ответственности заместителя главного врача, пренебрежение или попусти­тельство которого при выполнении своих профессиональных обязанностей может повлечь заметные финансовые потери для медицинской организа­ции. Автор надеется, что рассмотренный пример послужит хорошим моти­вом для совершенствования деятельности этого значимого должностного лица любого медицинского учреждения.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Критерии качества 2017: готовимся к оценке по-новому

Интервью

ФФОМС Наталья Стадченко

Председатель ФФОМС Наталья Стадченко в интервью журналу «Здравоохранение»:

Для медработника страховой представитель – это и контролер, и юридический консультант, и помощник одновременно





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль