Платные медуслуги на оборудовании за счет бюджетных средств

30

Может ли бюджетное учреждение здравоохранения оказывать платные ме­дицинские услуги на оборудовании, купленном за счет бюджетных средств, или же для этих целей необходимо приобретать дополнительное оборудо­вание за счет собственных (внебюджетных) источников?

Отправной точкой для ответа на поставленный вопрос служат следую­щие нормативные правовые акты: Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 № 51-Фз (далее - ГК РФ), Федеральные законы от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон № 7-ФЗ) и от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодатель­ные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Закон № 83-ФЗ).

Имущество бюджетные учреждения здравоохранения получают от соб­ственников имущества (муниципальные образования, субъекты Федерации, Российская Федерация) в оперативное управление. Статья 296 ГК РФ уста­навливает, что учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в преде­лах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества, если иное не установлено законом.

Медицинское оборудование обладает правовым статусом вещи, в отно­шении которой собственник вещи либо владеющий ею на праве оперативно­го управления иной субъект гражданских отношений осуществляет пользо­вание, под которым понимают употребление, применение, использование вещей в соответствии с их предназначением. Так как бюджетное учрежде­ние здравоохранения реализует право оперативного управления вещью, то его вещные права носят ограниченный характер, а их содержание характе­ризуется целью уставной деятельности, назначением имущества и пре­делами, установленными законом.

Обоснованное желание государства и общества повысить эффектив­ность социальной сферы привело к появлению Закона № 83-ФЗ, который внес серьезные изменения в правовой статус бюджетных учреждений. Дан­ным нормативным актом предусматривается, что бюджетные учреждения осуществляют свою уставную деятельность в соответствии с государствен­ными (муниципальными) заданиями и (или) обязательствами перед страхов­щиком по обязательному социальному страхованию. Под данные государ­ственные (муниципальные) задания и (или) обязательства предполагается выделение финансирования субсидий.

Вместе с тем деятельность бюджетных учреждений не ограничивается указанными заданиями и обязательствами, которые конечны, ввиду того что их финансирование тоже ограниченно.

Поэтому законодатель разрешил бюджетным учреждениям участвовать в рыночном обороте, что позволит им иметь дополнительные источники фи­нансирования.

Согласно п. 4 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в слу­чаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.

Выполнение работ, оказание услуг, как объектов гражданского оборота, требует наличия у исполнителя работы (услуги) материальных ресурсов: по­мещения, оборудования, расходных материалов, квалифицированного пер­сонала (врачей, среднего медицинского персонала). Без этих составляющих оказать медицинскую услугу, как правило, невозможно.

В бюджетных учреждениях имеется медицинское оборудование, приоб­ретенное за счет целевых поступлений от собственника или в рамках Про­граммы и мероприятия по модернизации здравоохранения либо за счет предпринимательской деятельности. Правовой режим пользования обору­дованием, приобретенным за счет предпринимательской деятельности бюд­жетного учреждения, каких-либо вопросов не вызывает.

Что касается правового режима пользования медицинским оборудова­нием, приобретенным за счет целевых поступлений от собственника или в рамках Программы и мероприятия по модернизации здравоохранения, не­обходимо руководствоваться следующим: безусловный приоритет его ис­пользования администрацией бюджетного учреждения должен обеспечи­ваться в целях выполнения государственного (муниципального) задания и (или) обязательств перед страховщиком по обязательному социальному страхованию, что вытекает из целей, установленных собственником.

Вне пределов задания режим пользования названным медицинским оборудованием определяется пределами, установленными законом.

В настоящее время закон устанавливает пределы лишь для право­вого режима распоряжения имуществом: бюджетное учреждение без со­гласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюд­жетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом; осталь­ным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

Содержание правомочия "пользование" медицинским оборудованием отличается от содержания правомочия "распоряжение" медицинским обору­дованием. Это разные понятия с различным объемом содержания. Первое носит более ограниченный характер, характеризуемый нахождением вещи прежде всего у субъекта правомочия, второе предполагает перемещение вещи другому субъекту гражданских отношений.

Так как федеральным законом не установлены пределы пользования имуществом бюджетных учреждений, то действует принцип гражданских от­ношений: разрешено то, что не запрещено.

Следует также отметить, что закрепленное за бюджетным учреждением имущество может находиться в собственности муниципальных образований, субъектов Федерации, Российской Федерации. Поэтому законодательные (представительные органы) названных субъектов гражданских отношений могут принимать и принимают законы, которые регулируют содержание права оперативного управления имуществом, переданным от соответствую­щего собственника.

Исходя из вышеназванного принципа гражданских правоотношений, в данных законах должна быть изложена правовая норма примерно следую­щего содержания: бюджетное учреждение не вправе (бюджетному учрежде­нию запрещено) использовать переданное имущество (имущество, приобре­тенное за счет целевого финансирования от собственника или иных целевых источников) для оказания услуг, относящихся к его основным видам деятель­ности, предусмотренным его учредительным документом, для граждан и юридических лиц за плату.

В подобной ситуации бюджетному учреждению здравоохранения одно­значно необходимо приобретать дополнительное оборудование за счет соб­ственных (внебюджетных) источников для оказания платных медицинских услуг.

Изучение ряда нормативных актов, регулирующих на уровне закона от­ношения по поводу имущества, входящего в собственность субъекта Феде­рации, не выявило подобных запретов.

Таким образом, в настоящее время отсутствуют законодательные пре­пятствия для оказания платных медицинских услуг на оборудовании, купленном за счет бюджетных средств, при условии, что оно прежде всего используется в целях выполнения государственного (муниципального) зада­ния и (или) обязательств перед страховщиком по обязательному социально­му страхованию и на уровне собственника переданного имущества нет за­кона, содержащего правовую норму запрета на использование данного имущества для оказания услуг, относящихся к его основным видам деятель­ности, предусмотренным его учредительным документом, для граждан и юридических лиц за плату.

А.В. Панов,

юрист, управляющий ООО "Центр медицинского права", г. Омск

Читайте в ближайших номерах журнала «Заместитель главного врача»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Повышаем квалификацию

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...








      Наши продукты






















      © МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

      Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

      Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×