Новые лицензионные требования Положения о лицензировании меддеятельности

125

С 1 мая 2012 г. в связи с вступлением в юридическую силу Положения о лицензиро­вании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Прави­тельства РФ от 16.04.2012 № 291, к лицензированию медицинской деятельности предъявляются новые требования. В статье представлен обзор основных изме­нений лицензионных требований в сравнении с действовавшими ранее нормами, установленными постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 № 30, и со­ответствующие комментарии авторов.

Новые лицензионные требования Положения о лицензировании медицинской деятельности

А.В. Панов,

юрист, управляющий ООО "Центр медицинского права", г. Омск,

К.Г. Хасикян,

юрист, врач - детский онколог, ООО "Центр медицинского права", ассистент кафедры социального права Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, г. Омск

Изменение законодательства здравоохранения, начавшееся с издания Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и продолженное Федеральным зако­ном от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Россий­ской Федерации" (далее - Закон № 323-ФЗ), в совокупности с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятель­ности" неминуемо привело к появлению нового Положения о лицензирова­нии медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правитель­ства РФ от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")» (вместе с Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и дру­гими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на терри­тории инновационного центра "Сколково")) (далее - Постановление № 291).

В силу новизны принятого постановления и необходимости соблюдения медицинскими организациями обновленных лицензионных требований воз­никает проблема их толкования, т. к. какие-либо разъяснения со стороны ор­гана, его издавшего, или уполномоченного им для дачи разъяснений иного органа (Минздрава России) в настоящее время отсутствуют.

В данном комментарии основной акцент сделан применительно к медицин­ским организациям государственной и муниципальной формы собственности.

Общие лицензионные требования к лицензируемым видам деятель­ности согласно Федеральному закону от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензирова­нии отдельных видов деятельности" могут включать в себя следующее:

  • наличие у соискателя лицензии и лицензиата помещений, зданий, соору­жений и иных объектов по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, технических средств, оборудования и технической доку­ментации, принадлежащих им на праве собственности или ином закон­ном основании, соответствующих установленным требованиям и не­обходимых для выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности;
  • наличие у соискателя лицензии и лицензиата работников, заключивших с ними трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей профессиональной подготовкой и (или) имеющих стаж работы, необходимый для осуществления лицензируемо­го вида деятельности;
  • наличие у соискателя лицензии и лицензиата необходимой для осущест­вления лицензируемого вида деятельности системы производственного контроля;
  • соответствие соискателя лицензии и лицензиата требованиям, установ­ленным федеральными законами и касающимся организационно-пра­вовой формы юридического лица, размера уставного капитала, отсут­ствия задолженности по обязательствам перед третьими лицами;
  • иные требования, устанавливаемые федеральными законами, регулиру­ющими осуществление определенных видов деятельности. Конкретизация лицензионных требований применительно к определен­ным видам деятельности из перечня, на которые требуются лицензии, осуществляется Правительством РФ посредством издания нормативного правового акта, содержание которого не должно противоречить вышеназ­ванным требованиям.

Рассмотрим лицензионные требования Постановления № 291 в сравне­нии с требованиями отмененного постановления Правительства РФ от 22.01.2007 № 30 "Об утверждении Положения о лицензировании медицин­ской деятельности" (табл. 1).

Таблица 1

Сравнение лицензионных требований к медицинской деятельности

Постановление Правительства РФ от 22.01.2007 № 30

(отменено)

Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 № 291

(действует с 1 мая 2012 г.)

Комментарий

1

2

3

Пункт 5, подп. "а": "наличие у соискателя лицензии (лицен­зиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании

Пункт 4, подп. "а": "наличие зданий, строений, сооруже­ний и (или) помещений, принадлежащих соискателю лицензии на праве собствен-

Лицензионные требования в части законности права на здания (строения, помещения) не изменились

зданий, помещений, ... необходимых для выполнения работ (услуг), соответствую­щих установленным к ним требованиям"

ности или на ином законном основании,необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и отвечающих установленным требованиям"

Пункт 5, подп. "а": "наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании ... оборудования и медицинской техники, необходимых для выполнения работ (услуг), соответствую­щих установленным к ним требованиям"

Пункт 4, подп. "б": "наличие принадлежащих соискателю лицензии на праве собствен­ности или на ином законном основании медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инстру­ментов), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и зарегистриро­ванных в установленном порядке"

Согласно ст. 38 Закона № 323-ФЗ под меди­цинскими изделиями понимаются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудова­ние, материалы и прочие изделия, применяе­мые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программ­ное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагно­стики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицин­ских исследований, восстановления, замеще­ния, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беремен­ности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.

Согласно закону государственная регистра­ция медицинских изделий должна произво­диться с 1 июля 2012 г., но появилась инфор­мация на уровне Комитета Государственной Думы по охране здоровья о необходимости переноса срока вступления в силу данного положения, разрешающего обращение на территории РФ медицинских изделий, зарегистрированных согласно новому порядку государственной регистрации, с 1 июля 2012 г. на 1 января 2013 г. База регистрационных удостоверений на изде­лия медицинского назначения отечественного и зарубежного производства доступна на сайте Росздравнадзора

Пункт 5, подп. "б": "наличие у руководителя или замес­тителя руководителя юриди­ческого лица либо у руково­дителя структурного подразделения, ответственно­го за осуществление лицензи­руемой деятельности, - соис­кателя лицензии (лицензиата) высшего (среднего - в случае выполнения работ (услуг) по доврачебной помощи) профессионального(меди- цинского) образования, послевузовского или допол­нительного профессиональ­ного (медицинского) образо­вания ..."

Пункт 4, подп. "в": «наличие:

  • у руководителя медицин­ской организации, замести­телей руководителя медицинской организации, ответственных за осущест­вление медицинской деятельности, руководителя структурного подразделе­ния иной организации, ответственного за осущест­вление медицинской деятельности, высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного професси­онального образования, предусмотренного квалифи­кационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицин­ским образованием в сфере здравоохранения, сертифи­ката специалиста, а также дополнительного професси­онального образования

и сертификата специалиста по специальности "органи­зация здравоохранения и общественное здоровье"; ...

  • у руководителя структурно­го подразделения медицин­ской организации, осущест­вляющего медицинскую деятельность, высшего профессионального образования, послевузов­ского (для специалистов

с медицинским образовани­ем) и (или) дополнительного профессионального образования, предусмот­ренного квалификационны­ми требованиями к специ­алистам с высшим и послевузовским медицин­ским образованием в сфере здравоохранения, и серти­фиката специалиста (для специалистов с медицин­ским образованием)»

Новое требование о наличии у руководителя (заместителя) бюджетной медицинской организации сертификата специалиста по специальности "организация здравоохра­нения и общественное здоровье" можно назвать отчасти формальным, т. к. и ранее согласно приказу Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфе­ре здравоохранения"» главный врач (прези­дент, директор, заведующий, управляющий, начальник) медицинской организации должен был иметь сертификат специалиста по специ­альности "организация здравоохранения и общественное здоровье", правда, допуска­лось в качестве альтернативы и высшее профессиональное (экономическое, юридиче­ское) образование и специальная подготовка по менеджменту в здравоохранении.

Теперь подобное требование о сертификате специалиста по названной специальности распространяется в полном объеме и на заме­стителей руководителя, непосредственно отвечающих за медицинскую деятельность. Данное требование больше всего затронуло частную систему здравоохранения, в которой далеко не все руководители считали необхо­димым обладать сертификатом специалиста по специальности "Организация здравоохра­нения и общественное здоровье", т. к. основ­ную роль в управлении медицинской органи­зацией, основанной на частной форме собственности, все же играют реальные профессиональные знания и навыки управ­ленца

Пункт 5, подп. "б": "наличие у руководителя или замести­теля руководителя юридиче­ского лица ... стажа работы по специальности не менее 5 лет"

Пункт 4, подп. "г": "наличие стажа работы по специальности у руководителя (заместителя):

- не менее 5 лет - при нали­чии высшего медицинского образования"

Новые требования о 5-летнем стаже работы по специальности теперь обязательны для всех руководителей медицинской органи­зации

Пункт 5, подп. "г": "наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) или привлечение им на ином законном основа­нии специалистов, необходи­мых для выполнения работ (услуг), имеющих высшее или среднее профессиональ­ное (медицинское) образова­ние и сертификат специали­ста, соответствующие требованиям и характеру выполняемых работ (услуг)"

Пункт 4, подп. "д": "наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, имеющих среднее, высшее, послевузов­ское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образова­ние и сертификат специалиста (для специалистов с медицин­ским образованием)"

В новых требованиях исключена возможность привлекать частнопрактикующих врачей для выполнения работ (услуг).

Теперь работники медицинской организации должны быть с работодателем только в трудо­вых правоотношениях

Пункт 5, подп. "д": "повышение квалификации специалистов, осуществляющих работы (услуги), не реже одного раза в 5 лет"

Пункт 5, подп. "г": "повышение квалификации специалистов, выполняющих заявленные работы (услуги), не реже 1 раза в 5 лет"

Лицензионные требования не изменились

Пункт 5, подп. "е": "соблюде­ние лицензиатом медицин­ских технологий при осущест­влении медицинской деятельности, разрешенных к применению в порядке, установленном законодатель­ством Российской Федерации"

Пункт 5, подп. "а": "соблюдение порядков оказания медицин­ской помощи"

Понятие "медицинские технологии" в новых лицензионных требованиях отсутствует. Исходя из Закона № 323-ФЗ, приоритет лицензионных требований дается порядкам оказания медицинской помощи, которые обязательны для исполнения на территории РФ всеми медицинскими организациями.

Так как вышеназванный закон определяет, что соблюдение порядков оказания медицинской помощи станет обязательным с 1 января 2013 г., то, исходя из принципа иерархии нормативных правовых актов, соблюдение порядков оказания медицинской помощи в настоящее время не является обязательным, что, однако, не исключает право медицинской организации исполнять порядки уже сейчас при условии, что они уже утверждены, а не представляют собой проекты

Пункт 5, подп. "ж": "соблюде­ние лицензиатом санитарных правил при осуществлении им медицинской деятельности"

Пункт 4, подп. "а": "наличие зданий, строений, сооруже­ний и (или) помещений . необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и отвечающих установленным требованиям"

Старые лицензионные требования по соблю­дению санитарных правил при осуществлении медицинской деятельности трансформирова­лись в необходимость соблюдения медицин­ской организацией постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 № 58 «Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность"»

Пункт 5, подп. "з": "обеспече­ние лицензиатом при осу­ществлении медицинской дея­тельности контроля за соответствием качества выполняемых медицинских работ (услуг) установленным требованиям (стандартам)"

Пункт 5, подп. "б": "соблюде­ние установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопас­ности медицинской деятель­ности"

Производственный контроль над осуществле­нием медицинской деятельности как лицензи­онное требование становится менее формали- зированным, что следует из ст. 90 Закона № 323-ФЗ, т. к. внутренний контроль определя­ется руководителем медицинской организации. В медицинской организации должен быть утвержденный руководителем внутренний нормативный акт, регламентирующий порядок осуществления контроля.

За основу может быть взято определение понятия качества медицинской помощи, под которой понимают совокупность характеристик, отражаю­щих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профи­лактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата. Определение понятия "безопасность медицин­ской деятельности" в законе отсутствует, поэтому за основу можно взять следующее толкование: безопасность медицинской деятельности - отсутствие недопустимого риска, связанного с причинением вреда жизни или здоровью пациента при осуществлении медицинской деятельности

Пункт 5, подп. "и": "соблюде­ние лицензиатом правил предоставления платных медицинских услуг, утверж­денных в установленном порядке"

Пункт 5, подп. "в": "соблюдение установленного порядка предоставления платных медицинских услуг"

Понятие "порядок" по объему содержания шире, чем понятие "правила". Сами правила изложены в еще действующем постановлении Правитель­ства РФ от 13.01.1996 № 27 "Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями", хотя уже существует и проект новых Правил. Поэтому при выполнении данного лицензионно­го требования должны соблюдаться ст. 84 и 79 Закона № 323-ФЗ, согласно которому медицин­ская организация среди прочего обязана информировать граждан о возможности получения медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Роспотребнадзор, который контролирует соблюдение этого требования, теперь напря­мую подчиняется Правительству РФ, поэтому в силу большей независимости этой службы можно ожидать и усиления ее контрольных функций за соблюдением требований к порядку предоставления платных медицинских услуг

Пункт 5, подп. "к": "наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинской техники, или наличие у соис­кателя лицензии (лицензиата) договора с организацией, имеющей лицензию на осу­ществление этого вида деятельности"

Пункт 4, подп. "е": "наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (обору­дования, аппаратов, приборов, инструментов) и имеющих необходимое профессиональ­ное образование и (или) квалификацию,либо наличие договора с организацией, имеющей лицензию на осу­ществление соответствующей деятельности"

Новые лицензионные требования обязывают медицинскую организацию иметь документы о надлежащем образовании (профессиональ­ной подготовке) работников, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий

Пункт 5, подп. "л": "ведение лицензиатом при осуществле­нии медицинской деятельно­сти учетной и отчетной медицинской документации

Лицензионное требование по ведению документации не исключено, а переместилось в ст. 79 Закона № 323-ФЗ, согласно которой медицинская организация обязана вести медицинскую документацию в установленном порядке и представлять отчетность по видам, формам, в сроки и в объеме, которые установ­лены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти

Пункт 4, подп. "ж": "соответ­ствие структуры и штатного расписания соискателя лицензии - юридического лица, входящего в государ­ственную или муниципальную систему здравоохранения, общим требованиям, установ­ленным для соответствующих медицинских организаций"

Приказом Минздравсоцразвития России от 07.10.2005 № 627 утверждена Единая номен­клатура государственных и муниципальных учреждений здравоохранения. На основе этой номенклатуры разработаны и разрабатывают­ся положения о соответствующих медицин­ских организациях, общие требования вытекают из соответствующих порядков оказания медицинской помощи

Пункт 4, подп. "з": «соответ­ствие соискателя лицензии - юридического лица:

- намеренного выполнять заявленные работы (услуги) по обращению донорской крови и (или) ее компонен­тов в медицинских целях,

Обязательными становятся дополнительные лицензионные требования к определенным видам медицинской деятельности, которые содержатся в специальных законах

требованиям, установлен­ным ст. 13 Закона Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов";

  • намеренного выполнять заявленные работы (услуги) по трансплантации (пере­садке) органов и (или) тканей, требованиям, установленным ст. 4 Закона Российской Федерации

"О трансплантации органов и (или) тканей человека";

  • намеренного осуществлять медико-социальную экспертизу, установленным ст. 60 Федерального закона "Об основах охраны здоро­вья граждан в Российской Федерации" и ст. 8 Феде­рального закона "О социаль­ной защите инвалидов в Российской Федерации" требованиям, касающимся организационно-правовой формы юридического лица»

Особого внимания требует изменившийся подход к определению грубого нарушения лицензионных требований (табл. 2) , которое влечет в настоящее время меры административной ответственности для медицинских организа­ций при осуществлении предпринимательской деятельности в виде админи­стративного штрафа в размере от 40 тыс. до 50 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток, а при осуществлении де­ятельности, не связанной с извлечением прибыли, - административный штраф от 100 тыс. до 150 тыс. руб. с приостановлением деятельности на тот же срок.

Таблица 2

Сравнение признаков грубого нарушения лицензионных требований

Постановление Правительства РФ от 22.01.2007 № 30

(отменено)

Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 № 291

(действует с 1 мая 2012 г.)

Комментарий

1

2

3

Невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подп. "а"-"г" и"е"-"з"п.5

Невыполнение лицензиатом любого из установленных требований, указанных в пп. 4, 5, кроме несоблюдения

Привлечение к административной ответствен­ности осуществляется судами согласно правилам подведомственности и подсудности, исходя из представленных доказательств. Если

установленного порядка предоставления платных медицинских услуг, но при- условии, что их несоблюде­ние повлекло:

  • возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан;
  • человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причи­нение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, ... нанесе­ние ущерба правам, закон­ным интересам граждан

факт нарушения лицензионного требования может быть установлен судом исходя из содер­жания протокола об административном правонарушении, объяснений лица, в отноше­нии которого ведется производство по делу об административном правонарушении и иных доказательств по делу из перечня, установленного ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонару­шениях, то причинно-следственные связи между выявленным нарушением и послед­ствиями в виде смерти, причинения вреда здоровью или угрозы их возникновения требуют специальных знаний, которыми суд не располагает, поэтому не исключено назначение судебно-медицинской экспертизы, которая ранее фактически не встречалась в рамках административного производства. Обстоятельства нанесения ущерба правам и законным интересам граждан также будут оцениваться судом по своему внутреннему убеждению, которое может быть подвержено влиянию разных субъективных факторов, как в сторону недооценки обстоятельств, так и переоценки их значимости.

Не исключено, что в силу новизны правовых норм в отношении лицензионных требований суды будут привлекать медицинские организа­ции прежде всего к административной ответ­ственности за "негрубые" нарушения лицензион­ных требований (не затрудняя себя вопросами установления причинно-следственных связей), административные штрафы за которые несколь­ко ниже, чем за грубые нарушения

Таким образом, новые лицензионные требования вносят определенную до­полнительную специфику в осуществление медицинской деятельности. И в са­мом неблагоприятном положении окажутся те медицинские организации, кото­рые включены в перечень ближайших плановых проверок Росздравнадзора по соблюдению лицензионных требований при осуществлении медицинской дея­тельности, т. к. правоприменительная практика проверок по новому Положе­нию о лицензировании медицинской деятельности еще не сформировалась.

Редакция журнала совместно с авторами статьи надеются, что предо­ставленная информация поможет заместителям главных врачей подгото­виться к проверкам и пройти их с минимальными имущественными потеря­ми или вообще без таковых.

Читайте в ближайших номерах журнала «Заместитель главного врача»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Повышаем квалификацию

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...








      Наши продукты






















      © МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

      Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

      Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×