Здравоохранение

Комплексный подход к восстановлению здоровья детей раннего возраста

  • 15 августа 2012
  • 43

Основой системы медицинского обеспечения детей на амбулаторно-поликли­ническом участке является контроль развития, функционирования организма, осуществление своевременных профилактических, лечебных и реабилитацион­ных мероприятий. В то же время стандарты медицинской помощи детям не включают консультаций специалистов педагогического профиля. Таким обра­зом, восстановление здоровья большинства детей с ограниченными возможностя­ми здоровья, в т. ч. раннего возраста, осуществляется в амбулаторных условиях без использования специальных педагогических методов и приемов. Авторы ста­тьи обосновывают необходимость использования коррекционно-педагогических технологий как части системы восстановительного лечения детей с ограни­ченными возможностями здоровья.

Комплексный подход к восстановлению здоровья детей раннего возраста с перинатальной патологией на амбулаторно-поликлиническом участке

Больше статей в журнале «Заместитель главного врача» Активировать доступ

С.Б. Лазуренко,

канд. пед. наук, доц., зав. лабораторией специальной психологии и коррекционного обучения НИИ профилактической педиатрии и восстановительного лечения ФГБУ "Научный центр здоровья детей РАМН", г. Москва

Проблемы заболеваемости детей раннего возраста

В современной России существует большое число нерешенных социаль­ных проблем. К наиболее значимым можно отнести демографический кри­зис, одним из проявлений которого стало снижение численности детского населения, а также высокий уровень заболеваемости новорожденных и де­тей первого года жизни. На протяжении последних пяти лет ежегодно от 36 до 38% детей рождаются больными или заболевают в период новорожден­ности. Каждые десять лет число детей в возрасте до 4 лет с ограниченными возможностями здоровья различной этиологии и степени тяжести увеличи­вается на 5,2%ь. Сложившаяся ситуация является следствием ряда причин: влияние неблагоприятных социально-экономических и экологических фак­торов, ухудшение репродуктивного здоровья молодых родителей, хрониза- ция многих заболеваний, а также интенсивное развитие технологий реани­мации и выхаживания новорожденных и детей раннего возраста.

Все вышеперечисленное обусловливает увеличение числа детей с огра­ничениями жизнедеятельности, которым присваивается статус инвалида в возрасте от рождения до 4 лет. В 2010 г. их доля в возрастной структуре пер­вичной инвалидности составила почти 40%. Первое место среди причин впервые установленной инвалидности у детей раннего возраста в течение ряда лет занимают врожденные аномалии развития, они составили почти четверть всех причин инвалидности у детей. На втором месте - болезни нерв­ной системы, затем - последствия инфекционных и соматических болезней, психические расстройства,.

В целях изучения состояния здоровья детей раннего возраста авторами были проанализированы данные отдела социально-гигиенического монито­ринга здоровья населения департамента здравоохранения г. Москвы, ре­зультаты медико-статистической обработки показателей, характеризующих здоровье детей раннего возраста г. Москвы, данные научных исследований (материалы XVI Конгресса педиатров России "Актуальные проблемы педиа­трии", 2012 г.).

Анализ записей врачей-педиатров в истории развития ребенка показал, что при постановке на учет в детскую поликлинику по месту жительства к первой группе здоровья были отнесены только 10,0% детей.

К сведению

При определении группы здоровья ребенка врачи ориентируются на характеристику данно­го состояния, предложенную Ю.Е. Вельтищевым: “соответствующее биологическому возрасту состояние жизнедеятельности, гармоничного единства физических и интеллектуальных харак­теристик, обусловленных генетическими и внешнесредовыми факторами адаптационно-при­способительных реакций в процессе роста”.

У остальных детей (90,0%) на первом месяце жизни выявились те или иные отклонения в развитии, заболевания или функциональные расстрой­ства. Статистические данные указывают на то, что подавляющее большин­ство новорожденных и детей младенческого возраста имеют отклонения в развитии, преходящие функциональные расстройства и заболевания, не но­сящие необратимого характера и не являющиеся фатальными.

Ко второй группе здоровья были отнесены 31,5% детей с факторами риска перинатальной патологии без клинических признаков патологии в раннем неонатальном периоде, которые вследствие клинических особенно­стей течения раннего неонатального периода имели некоторые факторы ри­ска развития патологического процесса в постнатальном периоде.

Третья группа здоровья определена у 34,5% новорожденных, входя­щих в группу риска по развитию расстройств центральной нервной системы различной этиологии и степени тяжести, возникших в первые 72 ч жизни и поддающихся коррекции в постнатальном периоде. У детей этой группы в первые месяцы жизни выявлены различные отклонения от нормы сомато-физического развития. Уже на первом году жизни у большинства из них от­мечаются психоневрологические расстройства, задержка темпов нервно-психического развития, минимальные мозговые дисфункции, особенности развития статико-моторных функций, а также другие системные расстрой­ства. Это связанно с неблагоприятным воздействием различных патоген­ных факторов на нервную систему в интер- и неонатальном периодах, что в дальнейшем проявляется в виде различных отклонений в развитии голов­ного мозга в целом и высших психических функций в частности.

Четвертая и пятая группы здоровья объединяют в себе 24,0% больных детей с верифицированными диагнозами, выраженной неврологической и соматической патологией, генетическими и хромосомными нарушениями. Из них приблизительно 7% детей страдают тяжелыми заболеваниями в ак­тивной стадии, хроническими заболеваниями в стадии нестойкой клиниче­ской ремиссии, зачастую с ограниченными или некомпенсированными функ­циональными возможностями. Около 2,6% младенцев имеют врожденные пороки развития или перенесли в периоде новорожденности оперативные вмешательства с неполной компенсацией функций.

Коррекционно-педагогические технологии при организации восстановительного лечения детей раннего возраста

Независимо от группы здоровья все дети раннего возраста находятся под наблюдением врача-педиатра и проходят профилактические медицин­ские осмотры по месту жительства у специалистов согласно приказам Мин­здравсоцразвития России от 28.04.2007 № 307 "О стандарте диспансерного (профилактического) наблюдения ребенка в течение первого года жизни" и Минздрава России от 07.05.1998 № 151 "О временных отраслевых стандар­тах объема медицинской помощи детям". Однако стандарты медицинской помощи не включают консультаций специалистов педагогического профи­ля. Первичный осмотр логопеда согласно стандарту возможен лишь по до­стижении ребенком возраста 3 лет. Таким образом, восстановление здоровья большинства (90,0%) детей с ограниченными возможностями здоровья, в т. ч. раннего возраста, осуществляется в амбулаторных условиях без использова­ния специальных педагогических методов и приемов.

Известно, что своевременное формирование морфологических и функ­циональных систем детского организма определяется не только генетиче­ской программой, но и условиями жизни ребенка. Нормальное функциониро­вание головного мозга, физическое здоровье ребенка, сохранность органов чувств и благополучие социальной среды, в т. ч. правильное воспитание, обе­спечивают оптимальный темп психофизического развития на каждом воз­растном этапе. Социальная среда является не просто определяющим усло­вием, но и подлинным источником психического развития ребенка. При этом дети с функциональными расстройствами здоровья, и особенно с нару­шениями развития, нуждаются в создании с первых месяцев жизни специаль­ных условий окружающей среды и применении средств педагогического воздействия для обеспечения своевременного развития, реализации зало­женного генетически психологического потенциала и успешной социальной адаптации.

В связи с тем, что в детской районной поликлинике дети с ограниченны­ми возможностями здоровья составляют большой процент от общего числа пациентов раннего возраста, необходимо объединение медицинских и педа­гогических видов помощи в процессе лечения, т. е. оптимизация самой систе­мы медико-социальной помощи детскому населению.

Потребность внедрения коррекционно-педагогических технологий в си­стему восстановительного лечения определяется единством биологическо­го и социального в процессе психического развития. В связи с этим система восстановительной помощи ребенку должна быть построена в виде ком­плексного воздействия как на органическую природу болезни (или патоло­гическое состояние), так и на социальную составляющую психического раз­вития. При любых формах организации реабилитационного процесса психолого-педагогическая помощь становится одной из его неотъемлемых составляющих, а педагог-дефектолог является членом команды специали­стов, отвечающих за состояние здоровья ребенка. В обязанности педагога- дефектолога входит проведение психолого-педагогического обследования детей различных групп здоровья с целью определения темпа психического развития, выявления детей с особыми образовательными потребностями, определения эффективных условий ухода, воспитания и обучения ребенка раннего возраста с целью реализации его психологического потенциала.

Для психолого-педагогического обследования может быть использова­на методика Г.В. Пантюхиной, К.Л. Печоры и Э.Л. Фрухт, позволяющая выявить актуальный уровень психического развития и степень отставания психиче­ского развития от возрастных нормативов. Так, у детей I и II групп здоровья может быть выявлен нормальный и задержанный темп психического разви­тия, в связи с этим коррекционно-педагогическая помощь реализуется с це­лью профилактики, т. е. предупреждения появления вторичных отклонений в психическом развитии ребенка, которые могут возникнуть в силу тех или иных проблем здоровья.

Для детей III-V групп здоровья коррекционно-педагогическая помощь в процессе лечения осуществляется с целью последовательного формирова­ния новых более сложных уровней психического развития, которые у детей с тяжелыми сочетанными проблемами здоровья не появляются без создания специальных развивающих условий среды.

Еще одним направлением деятельности педагога-дефектолога является повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспита­ния и обучения как здорового, так и больного ребенка. Таким образом, кор­рекционно-педагогическая помощь реализуется по двум направлениям: для ребенка и его взрослых, а сам коррекционно-педагогический процесс осуществляется в организационных формах диагностического обследования, занятий, лекций, бесед.

Специальное обучение детей раннего возраста осуществляется в форме индивидуального коррекционно-педагогического занятия, которое прово­дится в утреннее время в присутствии и при активном участии матери. Со­держание коррекционно-педагогической помощи разрабатывается по ос­новным линиям психического развития (социальное, сенсорное, физическое, речевое) и зависит от уровня психического развития ребенка на момент про­ведения последнего психолого-педагогического обследования. При реали­зации содержания коррекционно-педагогической работы педагог стремится на каждом возрастном этапе гармонично сформировать у ребенка последу­ющий уровень психического развития, который на момент психолого-педа­гогического обследования был определен как "зона ближайшего развития", и подготовить к следующему более сложному возрастному этапу психического развития. При определении содержания психолого-педагогической помощи специалист может использовать современную методическую литературу, а именно труды Аксариной Н.М., Исениной Е.И., Катаевой А.А., Леонгард Э.И., Мастюковой Е.М., Пилюгиной Э.Г., Пелымской Т.В., Разенковой Ю.А., Шматко Н.Д., Солнцева Л.И., Хорош С.М. Частота индивидуальных занятий педагога с ребенком зависит от степени отставания малыша в психическом развитии, тяжести и структуры нарушений здоровья. Так, с детьми I и II групп здоровья достаточно двух встреч на каждом возрастном этапе, т. е. одной серии заня­тий каждые три месяца. При наличии у ребенка значительной задержки тем­па психического развития вследствие сочетанной перинатальной патологии, снижения рабочей функции одного или нескольких анализаторов, специали­зированная педагогическая помощь оказывается на протяжении всего пери­ода детства. На первом году жизни - путем организации регулярных встреч с семьей в учреждениях здравоохранения периодичностью 1-2 раза в неде­лю.

В ходе занятий осуществляется практическое обучение матери примене­нию полученных знаний. Оно может быть организовано в форме беседы, на­глядной демонстрации педагогом специальных методов и приемов развития познавательного потенциала малыша. В остальное время мать по специаль­но разработанной педагогической программе закрепляет новые достиже­ния ребенка в домашних условиях.

Выводы

Исходя из вышесказанного, становится очевидным, что педагогический процесс начинает осуществляться в учреждениях здравоохранения в ходе лечения и продолжается в учреждениях образования, центрах раннего вме­шательства. Такой подход обеспечивает преемственность в работе тех ве­домств, на которые возложена ответственность за жизнь, здоровье и психи­ческое развитие ребенка. Объединение медицинских и педагогических технологий в процессе восстановительного лечения позволяет своевремен­но выявить детей с задержкой темпа психического развития, совместно с ле­чащим врачом наметить методы и приемы педагогической помощи, разрабо­тать комплексную программу реабилитации, оценить эффективность реабилитации с помощью клинических и психолого-педагогических методов, определить дальнейший реабилитационный и педагогический маршрут ребенка.

Разработанный в ФГБУ "Научный центр здоровья детей РАМН" и пред­ставленный в данной статье комплексный подход к реабилитации позволяет сохранить здоровье детей I и II групп здоровья, активизировать темп психи­ческого развития детей III группы здоровья, компенсировать проявления ор­ганической патологии центральной нервной системы и уменьшить степень инвалидизации детей IV и V групп здоровья. Изучение процесса психическо­го развития 1 тыс. детей с перинатальным поражением центральной нерв­ной системы различной этиологии и степени тяжести на первом году жизни показало, что оказание коррекционно-педагогической помощи в процессе лечения ребенка способствует нормализации темпа психического развития у 20% младенцев, гармоничному формированию психологических достиже­ний возраста у 45%, профилактике выраженных вторичных отклонений в эмоциональном развитии и поведении у 35% детей с сочетанными наруше­ниями здоровья.

Считаем, что коррекционно-педагогическая помощь может быть отнесе­на к методам реабилитации познавательного потенциала ребенка и должна стать неотъемлемой частью системы восстановительного лечения. Коррек­ционно-педагогические технологии должны использоваться во вновь откры­вающихся в различных регионах страны перинатальных центрах, городских отделениях восстановительного лечения, психоневрологических стациона­рах. Это позволит своевременно создавать развивающие условия среды для реализации психического потенциала детей с отклонениями в развитии, по­высить качество их жизни, сократить уровень инвалидизации, а значит и уменьшить будущие затраты на содержание, лечение и образование.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту:)

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
×

Гость,
заберите Ваш подарок!

Активировать

Доступ к журналу «Заместитель главного врача»

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.