Комплексный подход к восстановлению здоровья детей раннего возраста

22

Основой системы медицинского обеспечения детей на амбулаторно-поликли­ническом участке является контроль развития, функционирования организма, осуществление своевременных профилактических, лечебных и реабилитацион­ных мероприятий. В то же время стандарты медицинской помощи детям не включают консультаций специалистов педагогического профиля. Таким обра­зом, восстановление здоровья большинства детей с ограниченными возможностя­ми здоровья, в т. ч. раннего возраста, осуществляется в амбулаторных условиях без использования специальных педагогических методов и приемов. Авторы ста­тьи обосновывают необходимость использования коррекционно-педагогических технологий как части системы восстановительного лечения детей с ограни­ченными возможностями здоровья.

Комплексный подход к восстановлению здоровья детей раннего возраста с перинатальной патологией на амбулаторно-поликлиническом участке

С.Б. Лазуренко,

канд. пед. наук, доц., зав. лабораторией специальной психологии и коррекционного обучения НИИ профилактической педиатрии и восстановительного лечения ФГБУ "Научный центр здоровья детей РАМН", г. Москва

Проблемы заболеваемости детей раннего возраста

В современной России существует большое число нерешенных социаль­ных проблем. К наиболее значимым можно отнести демографический кри­зис, одним из проявлений которого стало снижение численности детского населения, а также высокий уровень заболеваемости новорожденных и де­тей первого года жизни. На протяжении последних пяти лет ежегодно от 36 до 38% детей рождаются больными или заболевают в период новорожден­ности. Каждые десять лет число детей в возрасте до 4 лет с ограниченными возможностями здоровья различной этиологии и степени тяжести увеличи­вается на 5,2%ь. Сложившаяся ситуация является следствием ряда причин: влияние неблагоприятных социально-экономических и экологических фак­торов, ухудшение репродуктивного здоровья молодых родителей, хрониза- ция многих заболеваний, а также интенсивное развитие технологий реани­мации и выхаживания новорожденных и детей раннего возраста.

Все вышеперечисленное обусловливает увеличение числа детей с огра­ничениями жизнедеятельности, которым присваивается статус инвалида в возрасте от рождения до 4 лет. В 2010 г. их доля в возрастной структуре пер­вичной инвалидности составила почти 40%. Первое место среди причин впервые установленной инвалидности у детей раннего возраста в течение ряда лет занимают врожденные аномалии развития, они составили почти четверть всех причин инвалидности у детей. На втором месте - болезни нерв­ной системы, затем - последствия инфекционных и соматических болезней, психические расстройства,.

В целях изучения состояния здоровья детей раннего возраста авторами были проанализированы данные отдела социально-гигиенического монито­ринга здоровья населения департамента здравоохранения г. Москвы, ре­зультаты медико-статистической обработки показателей, характеризующих здоровье детей раннего возраста г. Москвы, данные научных исследований (материалы XVI Конгресса педиатров России "Актуальные проблемы педиа­трии", 2012 г.).

Анализ записей врачей-педиатров в истории развития ребенка показал, что при постановке на учет в детскую поликлинику по месту жительства к первой группе здоровья были отнесены только 10,0% детей.

К сведению

При определении группы здоровья ребенка врачи ориентируются на характеристику данно­го состояния, предложенную Ю.Е. Вельтищевым: “соответствующее биологическому возрасту состояние жизнедеятельности, гармоничного единства физических и интеллектуальных харак­теристик, обусловленных генетическими и внешнесредовыми факторами адаптационно-при­способительных реакций в процессе роста”.

У остальных детей (90,0%) на первом месяце жизни выявились те или иные отклонения в развитии, заболевания или функциональные расстрой­ства. Статистические данные указывают на то, что подавляющее большин­ство новорожденных и детей младенческого возраста имеют отклонения в развитии, преходящие функциональные расстройства и заболевания, не но­сящие необратимого характера и не являющиеся фатальными.

Ко второй группе здоровья были отнесены 31,5% детей с факторами риска перинатальной патологии без клинических признаков патологии в раннем неонатальном периоде, которые вследствие клинических особенно­стей течения раннего неонатального периода имели некоторые факторы ри­ска развития патологического процесса в постнатальном периоде.

Третья группа здоровья определена у 34,5% новорожденных, входя­щих в группу риска по развитию расстройств центральной нервной системы различной этиологии и степени тяжести, возникших в первые 72 ч жизни и поддающихся коррекции в постнатальном периоде. У детей этой группы в первые месяцы жизни выявлены различные отклонения от нормы сомато-физического развития. Уже на первом году жизни у большинства из них от­мечаются психоневрологические расстройства, задержка темпов нервно-психического развития, минимальные мозговые дисфункции, особенности развития статико-моторных функций, а также другие системные расстрой­ства. Это связанно с неблагоприятным воздействием различных патоген­ных факторов на нервную систему в интер- и неонатальном периодах, что в дальнейшем проявляется в виде различных отклонений в развитии голов­ного мозга в целом и высших психических функций в частности.

Четвертая и пятая группы здоровья объединяют в себе 24,0% больных детей с верифицированными диагнозами, выраженной неврологической и соматической патологией, генетическими и хромосомными нарушениями. Из них приблизительно 7% детей страдают тяжелыми заболеваниями в ак­тивной стадии, хроническими заболеваниями в стадии нестойкой клиниче­ской ремиссии, зачастую с ограниченными или некомпенсированными функ­циональными возможностями. Около 2,6% младенцев имеют врожденные пороки развития или перенесли в периоде новорожденности оперативные вмешательства с неполной компенсацией функций.

Коррекционно-педагогические технологии при организации восстановительного лечения детей раннего возраста

Независимо от группы здоровья все дети раннего возраста находятся под наблюдением врача-педиатра и проходят профилактические медицин­ские осмотры по месту жительства у специалистов согласно приказам Мин­здравсоцразвития России от 28.04.2007 № 307 "О стандарте диспансерного (профилактического) наблюдения ребенка в течение первого года жизни" и Минздрава России от 07.05.1998 № 151 "О временных отраслевых стандар­тах объема медицинской помощи детям". Однако стандарты медицинской помощи не включают консультаций специалистов педагогического профи­ля. Первичный осмотр логопеда согласно стандарту возможен лишь по до­стижении ребенком возраста 3 лет. Таким образом, восстановление здоровья большинства (90,0%) детей с ограниченными возможностями здоровья, в т. ч. раннего возраста, осуществляется в амбулаторных условиях без использова­ния специальных педагогических методов и приемов.

Известно, что своевременное формирование морфологических и функ­циональных систем детского организма определяется не только генетиче­ской программой, но и условиями жизни ребенка. Нормальное функциониро­вание головного мозга, физическое здоровье ребенка, сохранность органов чувств и благополучие социальной среды, в т. ч. правильное воспитание, обе­спечивают оптимальный темп психофизического развития на каждом воз­растном этапе. Социальная среда является не просто определяющим усло­вием, но и подлинным источником психического развития ребенка. При этом дети с функциональными расстройствами здоровья, и особенно с нару­шениями развития, нуждаются в создании с первых месяцев жизни специаль­ных условий окружающей среды и применении средств педагогического воздействия для обеспечения своевременного развития, реализации зало­женного генетически психологического потенциала и успешной социальной адаптации.

В связи с тем, что в детской районной поликлинике дети с ограниченны­ми возможностями здоровья составляют большой процент от общего числа пациентов раннего возраста, необходимо объединение медицинских и педа­гогических видов помощи в процессе лечения, т. е. оптимизация самой систе­мы медико-социальной помощи детскому населению.

Потребность внедрения коррекционно-педагогических технологий в си­стему восстановительного лечения определяется единством биологическо­го и социального в процессе психического развития. В связи с этим система восстановительной помощи ребенку должна быть построена в виде ком­плексного воздействия как на органическую природу болезни (или патоло­гическое состояние), так и на социальную составляющую психического раз­вития. При любых формах организации реабилитационного процесса психолого-педагогическая помощь становится одной из его неотъемлемых составляющих, а педагог-дефектолог является членом команды специали­стов, отвечающих за состояние здоровья ребенка. В обязанности педагога- дефектолога входит проведение психолого-педагогического обследования детей различных групп здоровья с целью определения темпа психического развития, выявления детей с особыми образовательными потребностями, определения эффективных условий ухода, воспитания и обучения ребенка раннего возраста с целью реализации его психологического потенциала.

Для психолого-педагогического обследования может быть использова­на методика Г.В. Пантюхиной, К.Л. Печоры и Э.Л. Фрухт, позволяющая выявить актуальный уровень психического развития и степень отставания психиче­ского развития от возрастных нормативов. Так, у детей I и II групп здоровья может быть выявлен нормальный и задержанный темп психического разви­тия, в связи с этим коррекционно-педагогическая помощь реализуется с це­лью профилактики, т. е. предупреждения появления вторичных отклонений в психическом развитии ребенка, которые могут возникнуть в силу тех или иных проблем здоровья.

Для детей III-V групп здоровья коррекционно-педагогическая помощь в процессе лечения осуществляется с целью последовательного формирова­ния новых более сложных уровней психического развития, которые у детей с тяжелыми сочетанными проблемами здоровья не появляются без создания специальных развивающих условий среды.

Еще одним направлением деятельности педагога-дефектолога является повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспита­ния и обучения как здорового, так и больного ребенка. Таким образом, кор­рекционно-педагогическая помощь реализуется по двум направлениям: для ребенка и его взрослых, а сам коррекционно-педагогический процесс осуществляется в организационных формах диагностического обследования, занятий, лекций, бесед.

Специальное обучение детей раннего возраста осуществляется в форме индивидуального коррекционно-педагогического занятия, которое прово­дится в утреннее время в присутствии и при активном участии матери. Со­держание коррекционно-педагогической помощи разрабатывается по ос­новным линиям психического развития (социальное, сенсорное, физическое, речевое) и зависит от уровня психического развития ребенка на момент про­ведения последнего психолого-педагогического обследования. При реали­зации содержания коррекционно-педагогической работы педагог стремится на каждом возрастном этапе гармонично сформировать у ребенка последу­ющий уровень психического развития, который на момент психолого-педа­гогического обследования был определен как "зона ближайшего развития", и подготовить к следующему более сложному возрастному этапу психического развития. При определении содержания психолого-педагогической помощи специалист может использовать современную методическую литературу, а именно труды Аксариной Н.М., Исениной Е.И., Катаевой А.А., Леонгард Э.И., Мастюковой Е.М., Пилюгиной Э.Г., Пелымской Т.В., Разенковой Ю.А., Шматко Н.Д., Солнцева Л.И., Хорош С.М. Частота индивидуальных занятий педагога с ребенком зависит от степени отставания малыша в психическом развитии, тяжести и структуры нарушений здоровья. Так, с детьми I и II групп здоровья достаточно двух встреч на каждом возрастном этапе, т. е. одной серии заня­тий каждые три месяца. При наличии у ребенка значительной задержки тем­па психического развития вследствие сочетанной перинатальной патологии, снижения рабочей функции одного или нескольких анализаторов, специали­зированная педагогическая помощь оказывается на протяжении всего пери­ода детства. На первом году жизни - путем организации регулярных встреч с семьей в учреждениях здравоохранения периодичностью 1-2 раза в неде­лю.

В ходе занятий осуществляется практическое обучение матери примене­нию полученных знаний. Оно может быть организовано в форме беседы, на­глядной демонстрации педагогом специальных методов и приемов развития познавательного потенциала малыша. В остальное время мать по специаль­но разработанной педагогической программе закрепляет новые достиже­ния ребенка в домашних условиях.

Выводы

Исходя из вышесказанного, становится очевидным, что педагогический процесс начинает осуществляться в учреждениях здравоохранения в ходе лечения и продолжается в учреждениях образования, центрах раннего вме­шательства. Такой подход обеспечивает преемственность в работе тех ве­домств, на которые возложена ответственность за жизнь, здоровье и психи­ческое развитие ребенка. Объединение медицинских и педагогических технологий в процессе восстановительного лечения позволяет своевремен­но выявить детей с задержкой темпа психического развития, совместно с ле­чащим врачом наметить методы и приемы педагогической помощи, разрабо­тать комплексную программу реабилитации, оценить эффективность реабилитации с помощью клинических и психолого-педагогических методов, определить дальнейший реабилитационный и педагогический маршрут ребенка.

Разработанный в ФГБУ "Научный центр здоровья детей РАМН" и пред­ставленный в данной статье комплексный подход к реабилитации позволяет сохранить здоровье детей I и II групп здоровья, активизировать темп психи­ческого развития детей III группы здоровья, компенсировать проявления ор­ганической патологии центральной нервной системы и уменьшить степень инвалидизации детей IV и V групп здоровья. Изучение процесса психическо­го развития 1 тыс. детей с перинатальным поражением центральной нерв­ной системы различной этиологии и степени тяжести на первом году жизни показало, что оказание коррекционно-педагогической помощи в процессе лечения ребенка способствует нормализации темпа психического развития у 20% младенцев, гармоничному формированию психологических достиже­ний возраста у 45%, профилактике выраженных вторичных отклонений в эмоциональном развитии и поведении у 35% детей с сочетанными наруше­ниями здоровья.

Считаем, что коррекционно-педагогическая помощь может быть отнесе­на к методам реабилитации познавательного потенциала ребенка и должна стать неотъемлемой частью системы восстановительного лечения. Коррек­ционно-педагогические технологии должны использоваться во вновь откры­вающихся в различных регионах страны перинатальных центрах, городских отделениях восстановительного лечения, психоневрологических стациона­рах. Это позволит своевременно создавать развивающие условия среды для реализации психического потенциала детей с отклонениями в развитии, по­высить качество их жизни, сократить уровень инвалидизации, а значит и уменьшить будущие затраты на содержание, лечение и образование.

Читайте в ближайших номерах журнала «Заместитель главного врача»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Повышаем квалификацию

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...








      Наши продукты






















      © МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

      Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

      Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×