Деятельность врачебной комиссии МО с позиции новых нормативных актов

126

В статье рассматриваются основные требования к порядку организации рабо­ты врачебной комиссии медицинской организации, предъявляемые недавно всту­пившими в силу нормативно-правовыми актами - Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Феде­рации" и принятым в его исполнение приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 №502н "Об утверждении порядка создания и деятельности врачеб­ной комиссии медицинской организации". Даются разъяснения по отдельным по­ложениям приказа, которые могут вызвать затруднения у руководителей меди­цинских организаций.

Деятельность врачебной комиссии медицинской организации с позиции новых нормативных актов

И.М. Старовойтова,

канд. мед. наук, доц. кафедры медицинской экспертизы

Российской медицинской академии последипломного образования, г. Москва

На протяжении последних 5 лет Минздравсоцразвития России неодно­кратно пересматривало нормативно-правовые акты, определяющие работу врачебной комиссии (далее - ВК) медицинской организации (далее - МО). Так, был утвержден приказ Минздравсоцразвития России от 14.03.2007 № 170 "Об организации деятельности врачебной комиссии медицинской организа­ции", затем взамен его был принят новый документ с аналогичным названием от 24.09.2008 № 513н (далее - Приказ № 513н). Принятие нового Федерально­го закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ"Об основах охраны здоровья граждан в Рос­сийской Федерации" (далее - Основы) вызвало необходимость очередного пересмотра и корректировки нормативных правовых актов, регламентирую­щих экспертную деятельность медицинских организаций. В настоящее вре­мя Приказ № 513н также утратил силу - в связи с изданием приказа Мин­здравсоцразвития России от 05.05.2012 № 502н "Об утверждении Порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации" (далее - Приказ № 502н).

Основные принципы организации работы врачебной комиссии

Вначале рассмотрим некоторые организационные аспекты экспертной работы, впервые прописанные в документе такого уровня, как федеральный закон.

В статье 48 "Врачебная комиссия и консилиум врачей" Основ определена необходимость создания в МО определенных коллегиальных структур для решения комплекса сложных лечебно-диагностических, реабилитационных и экспертных вопросов.

В соответствии с п. 1 данной статьи "врачебная комиссия состоит из врачей и возглавляется руководителем медицинской организации или одним из его заместителей". Таким образом, на уровне закона определен состав врачебной комиссии, а также указан уровень руководства этой коллегиальной структурой.

В пункте 2 ст. 48 определена цель создания ВК - "совершенствование ор­ганизации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работни­ков, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности ле­чебно-диагностических мероприятий, в т. ч. назначения лекарственных пре­паратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам".

Таким образом, достаточно четко определен круг вопросов для коллеги­ального (комиссионного) решения. В то же время основные направле­ния в работе ВК в законе прописаны схематично и могут быть дополнены и детализированы решением "иных медицинских вопросов".

В указанном документе также определен порядок оформления принято­го на ВК решения: "Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента".

Необходимо отметить, что в соответствии с п. 3 ст. 59 Основ врачи, входя­щие в состав ВК на основании приказа руководителя, должны пройти обуче­ние (тематическое усовершенствование) по вопросам проведения эксперти­зы временной нетрудоспособности.

Проанализировав ст. 48 Основ, можно сделать вывод о том, что документ определяет основные принципы организации работы ВК, особенности ее со­става и примерный перечень вопросов, решаемых комиссионно. Однако данную статью следует рассматривать лишь как основу для разработки по­ложения о ВК, которое должно быть утверждено приказом руководителя каждой МО. Более детально на вопрос о том, как должна быть организована работа ВК, отвечает подзаконный акт - Приказ № 502н.

Актуальные вопросы организации работы врачебной комиссии

Приказ № 502н, так же как и отмененный Приказ № 513н, состоит из трех разделов: раздел 1 - "Общие положения", раздел 2 - "Функции врачебной ко­миссии", раздел 3 - "Порядок создания и деятельности врачебной комиссии" (ранее он назывался "Порядок работы врачебной комиссии"). В то же время Приказ № 502н прописан более логично, все вопросы организационного ха­рактера изложены четко в третьем разделе, в предыдущем документе они были "разбросаны" по первому и третьему разделам. В целом оба документа весьма сходны по содержанию, поэтому существенных и принципиальных из­менений в работе ВК настоящий приказ не потребует, хотя определенная кор­ректировка внутренних регламентирующих приказов все же необходима.

Рассмотрим новый нормативный документ с позиции его практического применения.

Раздел 1 "Общие положения" не только определяет цели, для достиже­ния которых создается ВК, но и указывает также уровень нормативных пра­вовых актов, на основе которых строится ее работа (Конституция РФ, феде­ральные законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ и т. д.).

Функции врачебной комиссии

Раздел 2 "Функции врачебной комиссии" Приказа № 502н рассматривает широкий круг вопросов, требующих комиссионного решения. В приказе пе­речислены 22 функции ВК (в предыдущем документе было рассмотрено 14 функций, значительная часть которых касалась лекарственного обеспече­ния граждан).

При внимательном прочтении данного раздела документа можно обра­тить внимание, что некоторые функции ВК излишне детализированы. Напри­мер, в п. 4.5 ("проведение экспертизы профессиональной пригодности не­которых категорий работников") и п. 4.16 ("проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда") речь идет об одной и той же категории работников, и данные положения регламентируются одними и теми же норматив­ными документами.

Пункты 4.6-4.9 и 4.20 касаются организации внутреннего контроля каче­ства и безопасности медицинской помощи, однако расставленные акценты весьма актуальны в отношении ВК, т. к. определяют ее роль в организации и проведении контроля качества медицинской помощи, а также в разработ­ке мероприятий по устранению выявленных дефектов, что соответствует ос­новной цели создания ВК - "совершенствование организации оказания ме­дицинской помощи гражданам".

Следует обратить внимание, что приведенный в Приказе № 502н пере­чень вопросов, требующих комиссионного решения, является примерным, несмотря на нормативную регламентацию, поскольку определяется допол­нительными условиями, и не каждая МО сможет возложить все перечислен­ные функции на свою ВК. Поэтому в каждой конкретной МО должно быть раз­работано положение о ВК, содержащее перечень функций, выполняемых ВК именно данной МО. Так, медицинское освидетельствование лиц, подозрева­емых или обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, на предмет нали­чия у них тяжелого заболевания, включенного в перечень тяжелых заболева­ний, препятствующих содержанию под стражей (п. 4.15), может осущест­вляться только ВК МО, определенной органом исполнительной власти субъекта РФ в сфере здравоохранения. Осуществлять экспертизу профессио­нальной пригодности лиц, работающих во вредных и опасных условиях, а так­же проводить предварительные и периодические медицинские осмотры этой категории работников (п. 4.16) могут лишь те МО, которые имеют лицен­зию на данный вид деятельности.

Однако указанными функциями не исчерпывается круг вопросов, реша­емых на ВК. Пунктом 4.23 Приказа № 502н оговорена возможность возложе­ния на ВК иных функций, "предусмотренных федеральными законами, нор­мативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, Федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов РФ". В качестве примеров можно привести ряд вопросов, которые выносятся на рассмотрение ВК в соответствии с нормативными до­кументами федерального уровня:

  • установление факта поствакцинального осложнения;
  • определение степени тяжести несчастного случая на производстве, ви­дов реабилитационных мероприятий;
  • наличия (отсутствия) заболевания, препятствующего прохождению гражданской службы или муниципальной службы;
  • нуждаемости в предоставлении академического отпуска по медицин­ским показаниям студентам общеобразовательных учреждений высше­го и среднего специального образования и т. д.

Следовательно, для четкой постановки задач, требующих комиссионно­го решения, правильной разработки внутренних документов, регламентиру­ющих работу ВК, необходимо хорошо знать нормативную правовую базу.

Следует учитывать, что в МО разных видов функции ВК могут отличаться. Особенно существенными будут различия в работе ВК амбулаторно-поли­клинических и больничных учреждений.

Порядок создания и деятельности врачебной комиссии

Раздел 3 "Порядок создания и деятельности врачебной комиссии" явля­ется также весьма важным, поскольку определяет организационные особен­ности работы ВК.

Необходимо обратить внимание, что структура ВК, ее состав и порядок работы определяются приказом руководителя МО. Для более четкой работы ВК в ряде организаций в составе ВК могут формироваться подкомиссии. Как ВК, так и ее подкомиссии состоят из председателя, одного или двух замести­телей, секретаря и членов ВК.

Пункты 9-10 нового документа заслуживают особого внимания: председа­телем ВК (подкомиссии) может быть не только один из руководителей МО, но и руководитель структурного подразделения, в должностные обязанности кото­рого входит решение вопросов, отнесенных к компетенции комиссии.

Несмотря на то что состав ВК (подкомиссии) определяется приказом ру­ководителя, в Приказе № 502н даны рекомендации о включении в состав ВК в первую очередь заведующих структурными подразделениями, а также врачей-специалистов из числа работников данной МО. Рекомендаций по чис­ленному составу ВК не дано, поэтому вопрос должен решаться с учетом структуры ВК, штатного расписания МО, объема ее работы.

В приказе подробно прописаны функции секретаря ВК, однако не указа­но, кто может выполнять эту работу. Следовательно, данный вопрос решает­ся на усмотрение руководителя МО: секретарем может быть назначен меди­цинский работник со средним медицинским образованием либо один из членов ВК (в этом случае он не является членом ВК, а выполняет лишь техни­ческие функции, определенные приказом).

План-график заседаний ВК утверждается приказом руководителя и дол­жен предусматривать заседания не реже одного раза в неделю. На практике же в большинстве МО ВК проводит свои заседания ежедневно. Внеплановые заседания ВК должны проводиться на основании решения руководителя МО.

Приказом № 502н в п. 15 определен порядок принятия комиссионного решения: "решение врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комис­сии) считается принятым, если его поддержало две трети членов врачебной комиссии (подкомиссии)". Данное положение уже сейчас требует уточнения, что имеется в виду: 2/3 заявленного списочного состава ВК или 2/3 из числа присутствовавших на заседании членов ВК? Это принципиальный вопрос, т. к. в подавляющем большинстве случаев решение ВК принимается с участи­ем 3 чел., а если при этом состав комиссии включает 5 или 7 чел., возникает вопрос о его правомерности.

Порядок оформления комиссионного решения в документе прописан достаточно подробно. Решение ВК (подкомиссии) оформляется протоколом, который должен содержать следующие сведения:

  • дата проведения заседания;
  • список членов комиссии, присутствовавших на заседании;
  • перечень обсуждаемых вопросов;
  • решения комиссии и их обоснование.

Однако в связи с этим возникает вопрос: в какой журнал вносится реше­ние ВК? В приказе нет ссылки на привычную установленную форму № 035/ у-02. Означает ли это, что в МО может быть разработана иная форма журнала решений ВК, которая может отличаться от ранее установленной? Поскольку Приказ № 502н не содержит ответа на данный вопрос, а соответствующего приказа Минздрава России об отмене вышеуказанной формы журнала нет, до получения дополнительных разъяснений следует руководствоваться приказом Минздрава России от 21.05.2002 № 154 "О введении формы учета клинико-экспертной работы в лечебно-профилактических учреждениях", ко­торым утвержден журнал учета клинико-экспертной работы лечебно-про­филактического учреждения (форма № 035/у-02).

Анализ клинико-экспертной работы осуществляется в соответствии с мето­дическими рекомендациями Минздрава России от 20.12.2002 № 2002/140 "Учет, оценка и анализ клинико-экспертной деятельности лечебно-профилак­тических учреждений". Эти методические рекомендации могут быть использо­ваны при составлении ежеквартальных и итогового (годового) отчета о работе ВК (ее подкомиссий), которые председатель ВК представляет руководителю МО.

Следует обратить внимание, что выписка из протокола решения ВК вы­дается на руки пациенту либо его законному представителю на основании письменного заявления.

Приказом № 502н определен срок хранения протоколов решений ВК (подкомиссии), который составляет 10 лет.

Таким образом, новые нормативные документы (Основы, Приказ № 502н) предъявляют определенные требования к порядку организации работы ВК, что диктует необходимость корректировки имеющихся внутренних норма­тивных документов МО, регламентирующих деятельность данной коллеги­альной структуры.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Критерии качества 2017: готовимся к оценке по-новому

Интервью

ФФОМС Наталья Стадченко

Председатель ФФОМС Наталья Стадченко в интервью журналу «Здравоохранение»:

Для медработника страховой представитель – это и контролер, и юридический консультант, и помощник одновременно





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль