Проблемы и перспективы кадрового обеспечения системы здравоохранения

181

Кадровое обеспечение системы здравоохранения является одной из главных про­блем отрасли, от решения которой зависит успех многих программ, направлен­ных на повышение качества медицинской помощи. Вопросы подготовки квали­фицированных медицинских специалистов, укомплектованности кадрами учреждений здравоохранения в настоящее время являются предметом актив­ных дискуссий и темой многих отраслевых мероприятий. Обзор сложившейся ситуации и авторский взгляд на решение кадровых проблем в ЛПУ представлены в статье.

Проблемы и перспективы кадрового обеспечения системы здравоохранения

М.В. Еругина,

д-р мед. наук, доц., заведующая кафедрой организации здравоохранения, общественного здоровья и медицинского права, декан факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов,

Е.М. Долгова,

канд. мед. наук, доцент кафедры организации здравоохранения, общественного здоровья и медицинского права,

ГБОУ ВПО "Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского" Минздравсоцразвития России, г. Саратов

Итогом лицензирования медицинской деятельности, которое как разре­шительный процесс предоставления права оказания медицинской помощи прочно вошло в практику здравоохранения и проводится уже на протяже­нии двух десятилетий, явилась оценка ресурсного обеспечения системы здравоохранения и возможность адекватного стратегического планирова­ния развития отрасли. Десять лет назад самой серьезной проблемой здраво­охранения было отсутствие необходимого медицинского оборудования. В ходе реализации национального проекта "Здоровье", программы модерни­зации здравоохранения и других программных мероприятий Минздравсоц­развития России удалось снизить остроту обозначенной проблемы, и на со­временном этапе на первый план выходит проблема подготовки медицинских кадров и кадрового обеспечения отрасли. Общий дефицит медицинских кад­ров в целом по стране, значительный дефицит медицинских кадров в малых городах и сельских населенных пунктах, отсутствие новых методик расчета потребности в специалистах определенного профиля с учетом показателей заболеваемости, необходимости выполнения Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицин­ской помощи (далее - программа государственных гарантий), стандартов и порядков оказания медицинской помощи, низкая мотивация выпускников медицинских вузов к профессиональной деятельности наряду с высокой мо­тивацией к получению медицинского образования, профицит специалистов по ряду медицинских специальностей, крайне низкая обеспеченность меди­цинскими кадрами амбулаторно-поликлинических организаций по сравне­нию со стационарными учреждениях (рисунок) - это далеко не полный пере­чень проблем, свидетельствующий о низкой эффективности действующей в настоящее время системы подготовки кадров для здравоохранения.

К сведению

Как сообщила 4 апреля 2012 г. на открытии III Общероссийской конференции “Медицинское образование - 2012" бывшая глава Минздравсоцразвития России Т. Голикова, дефицит кадров в здравоохранении по клиническим специальностям составил 152,8 тыс. чел., при этом в амбула­торном звене дефицит составляет 187,5 тыс. чел., а в стационарном звене наблюдается переиз­быток кадров - 34,7 тыс. чел. Дефицит кадров среднего медицинского персонала составляет 800 тыс. чел.

“Что касается специальностей, которых недостает в амбулаторном звене, то это специали­сты-диетологи, детские онкологи, ревматологи, нефрологи, пульмонологи и врачи общей прак­тики’, - отметила Т. Голикова.

По словам министра, профицит в стационарном звене составляют врачи-стоматологи (202%), офтальмологи (100%), хирурги (100%), травматологи-ортопеды (54,1%).

Источник: РИА Новости

Кроме того, существует проблема отсутствия статистического учета объ­емов медицинской помощи, оказываемой негосударственными медицин­скими организациями, которые реализуют определенную часть программы государственных гарантий, что является крайне важным моментом в услови­ях относительного дефицита ресурсов государственного и муниципального здравоохранения, тем более что в частной системе работают высокопрофес­сиональные врачи и медицинские сестры, что также должна учитывать мето­дика планирования штатной численности медицинских работников.

Кадровое обеспечение с точки зрения государственного планирования

Планирование и расчет обеспеченности кадрами

Первоочередной государственной задачей видится разработка методо­логии планирования и расчета обеспеченности кадрами в здравоохранении.

При этом необходима четкая нормативная база федерального уровня, т. к. решение кадровой проблемы отрасли не должно зависеть только от полити­ческой воли субъекта РФ.

В связи с этим особую актуальность приобретает создание Федерально­го регистра медицинских работников (приказ Росздравнадзора от 11.04.2007 № 689-Пр/07 "Об утверждении структуры и регламента Интернет-сайта Феде­рального регистра медицинских работников"), который позволит распола­гать четкими цифровыми данными о медицинских работниках различных специальностей (возрастные характеристики, стаж работы и т. д.), поставить на принципиально новую основу работу с кадровым резервом в отрасли, по­высить здоровую конкуренцию в профессиональной среде, стимулировать субъекты РФ к созданию условий работы для высококвалифицированных специалистов, заложить основу адекватного планирования на современном этапе развития системы здравоохранения.

К сведению

В интервью “Российской бизнес-газете” глава Минздрава России В.И. Скворцова сказала: “Мы создали федеральный регистр всех медицинских работников независимо от организацион­но-правовой формы учреждения, в котором они работают, а с 2011 г. включили в него и всех студентов вузов и учащихся медицинских училищ и колледжей, чтобы видеть наш резерв и сле­дить за его судьбой. Разработали также и аналитическую систему, которая позволяет создавать кадровый профиль для каждого субъекта РФ и выявлять его диспропорции. Теперь мы можем не только прогнозировать ситуацию на ближайшие 2, 3, 5 лет, но и вырабатывать решения по устранению диспропорций”.

Приказом Минздравсоцразвития России от 05.03.2009 № 93 создана ко­миссия Минздравсоцразвития России по рассмотрению вопросов развития кадрового потенциала, научной и образовательной деятельности в сфере здравоохранения, которая ведет серьезную работу, направленную на улуч­шение кадрового обеспечения отрасли.

Подготовка кадров

Результаты анкетирования студентов выпускных курсов Саратовского медицинского университета и интернов, которое проводилось нами в 2011/12 учебном году, свидетельствуют, что к концу обучения более 60% выпускников еще не определились с выбором специальности. Причин этому несколько.

Во-первых, в период модернизации здравоохранения сравнительно ча­сто происходит изменение нормативно-правовых актов, определяющих под­готовку медицинских кадров по различным специальностям. Так, приказом Минздравсоцразвития России от 26.12.2011 № 1644н внесены изменения в Квалификационные требования к специалистам с высшим и послевузов­ским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохра­нения в части исключения из номенклатуры специальности "Восстанови­тельная медицина", разрешения профессиональной переподготовки по специальности "Онкология" для акушеров-гинекологов и хирургов (согласно предыдущей редакции приказа стать врачом-онкологом можно было только по окончании интернатуры или ординатуры), изменения порядка получения дополнительного образования по ряду специальностей.

Во-вторых, при поступлении в медицинский вуз абитуриентом движет желание поступить, стать врачом, а о выборе специальности, который пред­стоит сделать в перспективе, через 6 лет, молодежь часто не задумывается.

В-третьих, непонятно, как будет складываться ситуация с кадрами в здра­воохранении через 5-6 лет, к моменту окончания студентами медицинского вуза, - какие специальности будут более востребованы, какой будет система оплаты труда в здравоохранении, по каким специальностям можно будет по­лучить подготовку на бюджетной основе и т. д.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что готовить кадры надо с начальных курсов медицинского образовательного учреждения, на­чинать этот процесс на ярмарках вакансий выпускных курсов малоэффектив­но. Какие возможны направления профориентационной работы со студен­тами? Совместной работе органов практического здравоохранения, медицинского университета и студенческого совета университета по про­фессиональной ориентации студентов медицинского вуза должно уделяться такое же внимание, как и образовательному процессу в университете. При этом опрос студентов свидетельствует, что перечисление вакансий с призы­вами ехать в отдаленные уголки российских регионов не вызывает никакого ответного отклика. В 2011 г. на официальном сайте Саратовского государ­ственного медицинского университета была размещена анкета для проведе­ния социологического опроса по программе "Сельский миллион", в котором могли принять участие представители любых регионов России. Анализ ре­зультатов социологического исследования, в котором приняли участие бо­лее 300 чел. (интернов, ординаторов, студентов выпускных курсов и работа­ющих врачей в возрасте до 35 лет), показал, что практически 50% респондентов заинтересовались такой возможностью, но при этом хотели бы иметь определенные социальные гарантии, перспективы профессио нального развития и роста. Поэтому обоснованно и целесообразно распро­странить программу на другие возрастные группы специалистов и на широ­кий спектр поселков городского типа и малых городов России. В крупных же городах целесообразно создание на базе медицинских центров постоянно действующих круглосуточных консультативных пунктов для врачей и фельд­шеров, работающих в отдаленных районах области. Это позволило бы не только повысить качество медицинской помощи, но и реализовать прин­цип постоянного повышения квалификации медицинских работников.

В последние годы государство предпринимает активные шаги для бы­строго пополнения кадрами медицинских организаций. Новый образова­тельный стандарт, подготовка по которому в медицинских вузах началась с 2011 г., предполагает уменьшение временного промежутка от поступления в медицинский вуз до начала практической деятельности, отмену интерна­туры с 2016-2017 гг., возможность для 60% выпускников начинать врачебную деятельность на основании диплома - без последипломного обучения, обя­зательного для медицинских работников на сегодняшний день. Уже в 2012/13 учебном году не предусмотрено обучение на бюджетной основе в ордина­туре по тем специальностям, по которым разрешена подготовка в интерна­туре, что также направлено на повышение показателей обеспеченности населения медицинскими кадрами. Постепенно расширяется спектр специ­альностей, по которым разрешена профессиональная переподготовка, - наименьший по времени обучающий курс подготовки медицинских кадров. Российские медицинские вузы, реализуя обучение на компенсационной ос­нове для отдельных специальностей, по которым наблюдается самая боль­шая нехватка специалистов по стране или в отдельном регионе, устанавли­вают демпинговые цены для обучения в интернатуре, ординатуре, на циклах профессиональной переподготовки. Так, стоимость обучения в интернатуре на компенсационной основе по специальностям "педиатрия", "терапия", "не- онатология" значительно ниже, чем по специальностям, по которым в регио­нах отмечен профицит специалистов.

При обучении врачей на курсах повышения квалификации Минобрнау­ки России разрешена такая форма получения образования, как дистанцион­ное обучение. Приказом Минобрнауки России от 06.05.2005 № 137 "Об ис­пользовании дистанционных образовательных технологий" установлено, что образовательное учреждение вправе использовать дистанционные образо­вательные технологии (далее - ДОТ) при проведении различных видов учеб­ных, лабораторных и практических занятий, практик (за исключением произ­водственной практики), текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся.

Использование ДОТ не исключает возможности проведения учебных, лабораторных и практических занятий, практик, текущего контроля, проме­жуточной и итоговой аттестаций путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся. Соотношение объема учебных, лабораторных и практических занятий, проведенных с использованием ДОТ или путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, определяется образовательным учреждением. Нельзя дис­танционно проводить практические занятия (по клиническим дисциплинам), принимать итоговые экзамены (зачеты), однако лекционный курс, семинар­ские занятия (около 50% учебного времени) могут осуществляться дистанци­онно.

Преимущества ДОТ и для медицинской организации, и для самого обуча­ющегося специалиста очевидны, но для использования ДОТ в ЛПУ необходи­мо создать определенные условия - оборудовать учебный класс с несколь­кими компьютерами, что обеспечит техническую возможность проведения обучения, предусмотреть в коллективном договоре систему мотивации для врачей и медицинских сестер, обучающихся по такой форме. Например, можно использовать материальной стимул - премирование по итогам обуче­ния, право первоочередного ухода в отпуск в летнее время и т. д. При этом врачи будут иметь возможность обучаться в ведущих вузах страны, конку­ренция вынудит повышать качество подготовки специалистов, применять новые формы преподавания, совершенствовать электронные образователь­ные ресурсы, организовывать постоянно действующие форумы по различ­ным специальностям.

Привлекательность ДОТ становится особенно очевидной, если учесть затраты на систему повышения квалификации медицинских работников. Если в организации работает 100 врачей, то ежегодно отрывается на обуче­ние 20 чел., причем каждый специалист учится минимум 1 месяц. Если обу­чение проходит в другом городе, затраты на обучение будут включать ко­мандировочные расходы, расходы на проезд, проживание в общежитии, оплату в размере среднего заработка за месяц обучения и заработную плату тех специалистов, которые замещают временно отсутствующего работника. По данным нашего исследования, в Саратовской области 30% медицинских специалистов имеют несколько специальностей (чаще две) и работают по двум специальностям. Соответственно и учатся, повышая квалификацию, в два раза дольше, что еще увеличивает затраты.

Такие специалисты, как организаторы здравоохранения, должны иметь подготовку и повышать квалификацию не реже 1 раза в 5 лет по организации здравоохранения и общественному здоровью (минимум 144 ч), контролю ка­чества медицинской помощи (72 ч), экспертизе временной нетрудоспособ­ности (72 ч), деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (72 ч). При этом, как правило, заместитель главного врача совмещает работу хотя бы по одной из медицинских специальностей, по которой тоже повышает квалификацию (минимум 144 ч).

Значительное количество медицинских специальностей в нашей стране вносит свою лепту, усложняя и без того ригидную систему подготовки и пере­подготовки кадров. В связи с этим представляется целесообразным объеди­нить родственные специальности в одну, и как следствие - меньше дипло­мов, сертификатов, затрат финансовых и иных ресурсов, что придаст больше гибкости российскому кадровому менеджменту в здравоохранении.

К сведению

В России Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и спе­циалистов с высшим и средним профессиональным образованием учреждений здравоохране­ния предусмотрено 118 врачебных специальностей (почти каждая третья специальность высше­го последипломного образования в нашей стране - медицинская). Для сравнения: в Германии признаны 24 врачебные специальности, в Великобритании - 16, а в Европе в целом - 17.

В конце 2011 г. утверждены Федеральные государственные требования к структуре основной профессиональной образовательной программы пос­левузовского профессионального образования в интернатуре и ординатуре (приказы Минздравсоцразвития России от 05.12.2011 № 1476н и 1475н). Пока сроки обучения остаются прежними - 1 и 2 года соответственно. Очевидно, что к 2016 г. эти требования будут меняться, т. к. согласно принятой Концеп­ции развития здравоохранения до 2020 года ординатура по разным специ­альностям предполагает обучение от 1 года до 5 лет. В новых требованиях предусмотрено значительное увеличение часов подготовки на практиче­скую составляющую - 62% от общего количества часов.

Организационные подходы к решению проблемы кадрового дефицита в ЛПУ

На уровне ЛПУ существуют те же самые проблемы, но они более конкрет­ны, прогнозируемы и понятны. Поэтому, оценив состояние кадрового обе­спечения учреждения, угрозы, которые возможны в ближайшей и отдален­ной перспективе, руководство должно разработать кадровую политику ЛПУ, планировать краткосрочные и перспективные направления кадрового ме­неджмента.

Во-первых, медицинская организация должна грамотно оценить пре­имущества, которые имеются у работников данного ЛПУ по сравнению с дру­гими. Неправильно было бы считать, что только размер заработной платы оказывает влияние на закрепление кадров. Наши исследования показывают, что помимо оплаты труда подавляющая часть медицинских работников ин­тересуется наличием возможности профессионального роста, внутреннего совместительства, условиями повышения квалификации, профессиональ­ной переподготовки, наличием возможности овладения смежными специ­альностями, моральным климатом в коллективе и т. д. Несомненно, работни­ков интересует система материального поощрения, на чем она основывается, как осуществляется оценка качества медицинской помощи в конкретном медицинском учреждении. В свою очередь, руководителей медицинской ор­ганизации больше всего интересуют профессиональная подготовка специа­листа, его опыт, наличие желания совершенствовать свои профессиональные знания и умения.

Какую работу заместитель главного врача должен проводить по привле­чению и закреплению в своем учреждении молодых специалистов? Для обе­спечения пополнения и закрепления кадров руководители медицинских ор­ганизаций должны стремиться становиться базами практик для интернов и ординаторов. Для медицинских организаций это в первую оче­редь возможность решения кадровой проблемы с помощью временных ра­ботников - на период практики, которая при грамотно составленных догово­рах с медицинскими вузами может идти круглогодично, и возможность отобрать лучших, перспективных работников. Общеизвестно, что большин­ство студентов подрабатывают в свободное от учебы время, многие работа­ют для того, чтобы оплачивать учебу. Сегодня происходят изменения в нор­мативной базе, призванные обеспечить возможность проходить практику и работать в профессиональной среде до получения диплома. Например, из­дание приказа Минздравсоцразвития России от 19.03.2012 № 239н, утвер­дившего Положение о порядке допуска лиц, не завершивших освоение ос­новных образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, а также лиц с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского или среднего фармацевтического персонала.

Для реализации данного направления медицинское учреждение должно обеспечить условия для наиболее полного овладения молодыми специалистами профессиональными компетенциями. И задача ЛПУ и его руководителей - по­казать будущему коллеге, что его здесь ждут, у него есть перспективы профес­сионального роста, возможность профессиональной переподготовки и т. д. Для этого целесообразно возрождение наставничества, "школ молодого спе­циалиста" в ЛПУ.

Кадровый менеджмент в здравоохранении - серьезное направление ра­боты организаторов здравоохранения. И если все материальные ресурсы с го­дами теряют свою ценность - оборудование изнашивается, устаревает тех­нически и морально, то ценность кадрового ресурса растет с годами вместе с профессиональным ростом специалиста и его жизненным опытом.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Критерии качества 2017: готовимся к оценке по-новому

Интервью

Обновить руководящий состав медорганизаций

Есть задача – обновить руководящий состав медорганизаций

Федот ТУМУСОВ: журналу «Здравоохранение». «Есть задача – обновить руководящий состав медорганизаций»





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль