План объема медпомощи при социально значимых заболеваниях

13

В продолжение начатой в № 8 темы авторы приводят расчеты нормативной численности врачебного персонала больничных и амбулаторно-поликлиниче­ских учреждений для оказания медицинской помощи при социально значимых за­болеваниях в сравнении с фактической обеспеченностью учреждений здравоох­ранения соответствующими врачебными должностями. Выявлены различия в указанных показателях и обоснована необходимость проведения расчетов чис­ленности врачебных должностей в ЛПУ.

Планирование объема медицинской помощи при социально значимых заболеваниях

В.М. Шипова,

д-р мед. наук, проф., гл. науч. сотр. ФГБУ "Национальный НИИ общественного здоровья" РАМН, проф. кафедры медико-социальных проблем охраны материнства и детства, ГБОУ ДПО "Российская медицинская академия последипломного образования", г. Москва,

Т.Н. Воронцов,

канд. мед. наук, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения Челябинской государственной медицинской академии, г. Челябинск

Установленное в предыдущей публикации несоответствие между планово­нормативными показателями объема медицинской помощи при социально значимых заболеваниях и динамикой заболеваемости, инвалидности и смерт­ности при той или иной патологии определяет необходимость решения сле­дующих вопросов:

  • расчет нормативной численности врачей соответствующих специально­стей;
  • определение численности врачей, необходимой для выполнения Про­граммы государственных гарантий оказания гражданам Российской Фе­дерации бесплатной медицинской помощи;
  • анализ фактической численности врачей, оказывающих медицинскую помощь при социально значимых заболеваниях, и динамики этих дан­ных;
  • сравнение этих данных и определение возможностей ЛПУ для оказания медицинской помощи при социально значимых заболеваниях.

Нормативная численность врачебного персонала для оказания медицинской помощи при социально значимых заболеваниях

Начиная с 2009 г., Минздравсоцразвития России утверждает приказы о порядках оказания медицинской помощи при той или иной патологии, составной частью которых являются рекомендуемые штатные нормативы по профилям отделений и врачебным специальностям, в т. ч. и при оказа­нии медицинской помощи больным с социально значимыми заболеваниями. В настоящее время действуют следующие нормативно-правовые докумен­ты по труду при оказании медицинской помощи больным с социально зна­чимыми заболеваниями:

  • приказ Минздравсоцразвития России от 27.01.2006 № 45 "Об утвержде­нии рекомендуемых штатных нормативов медицинского и иного персо­нала наркологических учреждений и наркологических подразделений в составе других лечебно-профилактических учреждений";
  • приказ Минздравсоцразвития России от 03.12.2009 № 944н "Об утверж­дении Порядка оказания медицинской помощи онкологическим боль­ным";
  • приказ Минздравсоцразвития России от 01.03.2010 № 116н "Об утверж­дении Порядка оказания медицинской помощи больным с эндокринными заболеваниями" (далее - Приказ № 116н);
  • приказ Минздравсоцразвития России от 16.03.2010 № 151н "Об утверж­дении Порядка оказания медицинской помощи больным дерматовене­рологического профиля и больным лепрой";
  • приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2010 № 228н "Об утверж­дении Порядка оказания медицинской помощи детям при заболеваниях эндокринной системы";
  • приказ Минздравсоцразвития России от 20.04.2010 № 255н "Об утверж­дении Порядка оказания медицинской помощи детям с онкологически­ми заболеваниями";
  • приказ Минздравсоцразвития России от 29.12.2010 № 1224н "Об утверж­дении Порядка оказания медицинской помощи больным туберкулезом в Российской Федерации" (далее - Приказ № 1224н);
  • приказ Минздравсоцразвития России от 31.01.2012 № 69н "Об утвержде­нии Порядка оказания медицинской помощи взрослым больным при ин­фекционных заболеваниях" (далее - Приказ № 69н).
  • информационные письма Минздравсоцразвития России "О формирова­нии и экономическом обосновании территориальной программы госу­дарственных гарантий гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи" от 31.12.2008 № 10407-ТГ (табл. 6.1); от 21.12.2009 № 20-0/10/2-10360 (табл. 4.1); от 17.12.2010 № 20-2/10/2-12028 (табл. 4.1); от 22.12.2011 № 20-2/10/1-8234 (табл. 4.1);

Нормативные данные для врачей-специалистов этих профилей пред­ставлены в табл. 1.

По ряду профилей отделений в приказах Минздравсоцразвития России и в информационных письмах имеются противоречивые данные. Так, в соот­ветствии с Приказом № 116н должность врача-эндокринолога (врача-диабе- толога) устанавливается на 20 коек, а по информационному письму от 22.12.2011 № 20-2/10/1-8234 - на 15 коек.

Норматив должности врача-фтизиатра больничного отделения в соответ­ствии с Приказом № 1224н составляет от 12 до 15 коек - в зависимости от диагноза, возраста, бактериовыделения больных, а в информационных пись­мах такая дифференциация отсутствует, и в письме от 22.12.2011 № 20-2/10/1-8234 указан лишь один норматив, равный 20 койкам.

Противоречивые данные по величине нормативного показателя по тру­ду встречаются и в Приказе № 69н, устанавливающем численность коек на 1 должность врача-инфекциониста. Так, в соответствии с приложением 15 к приказу, 1 должность врача-инфекциониста рассчитывается на 15 коек, а по приложению 8 - на 20 коек.

Норматив должности врача по профилям отделений

Таблица 1

Профиль отделения

Число коек на 1 должность врача

по информационно­му письму Мин­здравсоцразвития России от 22.12. 2011 № 20-2/10/-8234

по приказам

Минздрава СССР, Минздравмедпрома России, Минздрав­соцразвития России (до 2009 г.)

Минздравсоцраз­вития России (2009-2012 гг.)

Дерматовенерологический

15

40

15

Психиатрический

20

15, 20, 25, 30, 35

-

Наркологический

20

10, 15, 30

-

Фтизиатрический

20

15, 25, 30, 40

12, 15, 20, 25

Онкологический

6, 10

20, 25

6, 10

Эндокринологический

15

20, 25

20

Инфекционный

20

15, 20, 25

15, 20

Расчет численности врачебных должностей при социально значимых заболеваниях

Численность должностей медицинского персонала больничных учреждений устанавливается, как известно, на определенное число коек, а планово-норматив­ные показатели развития больничной помощи выражаются в числе койко-дней.

С целью дальнейших расчетов численности должностей врачебного персонала и сопоставления численности врачей по нормативно-правовым документам с фактической обеспеченностью планово-нормативное число койко-дней переведено в число коек на 10 тыс. населения. Перевод осущест­вляется по алгоритму, представленному в информационном письме и осно­ванному на общепринятых методических подходах к анализу коечного фон­да. Результаты расчетов представлены в табл. 2.

Расчет числа коек (К) на 10 тыс. населения проведен по формуле:

где А - число койко-дней на 1 тыс. населения; t - время простоя койки в связи с оборотом койки;

F - оборот койки в году.

Сопоставительные данные по плановому числу коек и фактически раз­вернутому, по данным официальной статистики, представлены на рисунке.

Таблица 2

Перевод планово-нормативного числа койко-дней в число коек на 10 тыс. населения

Профиль отделения

Число койко-дней на 1 тыс. населения

Расчеты планового оборота койки в год (F)

Расчеты числа коек (К)

Дерматологический

40,17

(365 - 10)/(14,3 + 1,0) = 23,2

(40,17 X 10)/(365 - 10 - 1 X 23,2) = 1,2

Венерологический

13,61

(365 - 10)/(21,0 + 1,0) = 16,1

(13,61 X 10)/(365 - 10 - 1 X 16,1) = 0,4

Психиатрический

477,44

(365 - 10)/(79,5 + 1,0) = 4,4

(477,44 X 10)/(365 - 10 - 1 X 4,4) = 13,6

Наркологический

180,34

(365 - 10)/(21,0 + 1,0) = 16,1

(180,34 X 10)/(365 - 10 - 1 X 16,1) = 5,3

Фтизиатрический

214,89

(365 - 10)/(82,3 + 3,0) = 4,2

(214,89 X 10)/(365 - 10 - 3 X 4,2) = 6,3

Онкологический

83,24

(365 - 10)/(13,4 + 1,0) = 24,7

(83,24 X 10)/(365 - 10 - 1 X 24,7) = 2,5

Инфекционный

141,93

(365 - 10)/(9,5 + 3,0) = 28,4

(141,93 X 10)/(365 - 10 - 3 X 28,4) = 5,3

Эндокринологический

24,61

(365 - 10)/(16,4 + 1,0) = 20,4

(24,61 X 10)/(365 - 10 - 1 X 20,4) = 0,7

Расчеты нормативной численности врачебных должностей для оказания больничной помощи проведены как на фактически развернутое число коек, так и на плановое. При этом учитывались нормативы для лечащих врачей, указанные в информационном письме от 22.12.2011 № 20-2/10/1-8234, и но­вый порядок установления должностей заведующих, предусмотренный в приказах по порядкам оказания медицинской помощи. Как известно, долж­ности заведующих больничными подразделениями устанавливаются, как правило, вместо должности или части должности врача. В нормативно-пра­вовых документах по порядкам оказания медицинской помощи при установ­лении должностей заведующих эти правила не прописаны, следовательно, по умолчанию можно предположить, что эти должности вводятся в штатные расписания ЛПУ дополнительно.

Итоги расчетов приведены в табл. 3.

Расчеты показывают, что число врачебных должностей, рассчитанных на плановое число коек, по всем профилям отделений кроме онкологического больше, чем расчетное число на фактически развернутые койки.

Таблица 3

Итоги расчета нормативной численности врачей больничных отделений,

тыс. должностей

Профиль отделения

Численность врачей на фактическое число коек

Численность врачей на плановое число коек

Онкологический

5,0

4,4

Туберкулезный

6,1

6,5

Инфекционный

5,1

5,3

Дерматовенерологический

1,5

2,0

Наркологический

1,9

5,5

Психиатрический

11,1

14,0

Нормативное число врачей амбулаторного приема устанавливается относительно численности населения или его контингента, при этом воз­можно либо определение числа должностей на 10 тыс. населения, либо чис­ленности населения на 1 должность.

В рассматриваемых приказах Минздравсоцразвития России для врачей- онкологов изменен показатель нормирования труда - с численности населе­ния на число диспансерных больных: 500 на 1 должность. Этот показатель с целью дальнейших сравнений пересчитан на 10 тыс. населения. В 2010 г. на учете по поводу злокачественных новообразований состояло 1955 диспан­серных больных на 100 тыс. населения, или 195,5 на 10 тыс. населения. Таким образом, нормативный показатель, равный 500 диспансерных больных на 1 должность, в пересчете на 10 тыс. населения составляет 0,391 (195,5 : 500) должности. Итоги расчетов нормативной численности врачей амбулаторного приема по тем специальностям, которые представлены в официально публи­куемых данных, т. е. по врачам-фтизиатрам, дерматовенерологам и суммарно по врачам-психиатрам и психиатрам-наркологам, представлены в табл. 4.

Таблица 4

Нормативная и фактическая численность врачей, тыс. должностей

Специальность

врача

Нормативная численность врачей амбула­торного приема

Нормативная числен­ность врачей больнич­ных учреждений

Всего с учетом числа коек

Фактическая численность врачей (суммарно для амбула­торной и больничной помощи)

на фактиче­ское число коек

на плано­вое число коек

фактиче­

ского

планового

Фтизиатр

10,1

6,1

6,5

16,2

16,6

8,8

Дерматовенеролог

7,5

1,5

2,0

9,0

9,5

12,1

Психиатр-нарколог

11,1

1,9

5.5

13,0

16,6

24,2

Психиатр

6,3

11,1

14,0

17,4

20,3

Для сопоставления нормативной численности врачей с данными факти­ческой обеспеченности, которые не дифференцируются по видам оказания медицинской помощи - больничной или амбулаторно-поликлинической, проведено суммирование нормативных данных.

Сопоставление нормативной и фактической численности врачебных должностей, представленное в табл. 4, показывает, что ни по одной специ­альности нет полного совпадения данных. В то же время направленность различий носит неоднозначный характер. Неполная обеспеченность ЛПУ медицинским персоналом в соответствии со штатными нормативами всегда была характерна для практики здравоохранения. Разница этих показателей составляла 10-15%. Более значительная величина этих данных свидетель­ствует либо о недостаточной обоснованности нормативов по труду, либо об определенной непрестижности специальности и нежелании работать по данной профессии в муниципальных и государственных ЛПУ и переходе спе­циалистов в коммерческие структуры.

Для оказания фтизиатрической помощи населению нормативная чис­ленность врачей-фтизиатров составляет 16,1 тыс. должностей при расчетах по больничной помощи на плановое число коек, а если учитывать фактиче­ский коечный фонд - то 16,5 тыс. должностей. Фактическое число врачей- фтизиатров составляет 8,8 тыс., что почти в 2 раза меньше. Однако позитив­ная динамика показателей заболеваемости, инвалидности и смертности, связанных с туберкулезом, а также динамика изменения фактической чис­ленности врачей-фтизиатров косвенно свидетельствуют о необоснованно­сти планово-нормативных данных по фтизиатрии.

Иная ситуация сложилась в дерматовенерологии: фактическая числен­ность специалистов этого профиля превышает нормативную примерно на 30%. О том, что нормативная численность врачей-дерматовенерологов не­достаточна для выполнения гарантированного государством объема амбу­латорно-поликлинической помощи, свидетельствуют и материалы другого научного исследования. Это исследование было проведено в условиях дей­ствия нормативов по труду для врачей-дерматовенерологов, утвержденных приказом Минздрава СССР от 14.09.1973 № 730 "О штатных нормативах меди­цинского, фармацевтического персонала и работников кухонь кожно-вене­рологических диспансеров, отделений и кабинетов". Пересмотр этого прика­за в 2010 г. (приказ Минздравсоцразвития России от 16.03.2010 № 151 н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи больным дерма­товенерологического профиля и больным лепрой") привел к столь незначи­тельному увеличению нормативной численности врачей-дерматовенероло­гов (на 0,011 должности на 10 тыс. населения), что это практически не сказалось на обеспеченности данными специалистами.

Фактическая численность врачей-психиатров и врачей психиатров-нар- кологов (суммарно) составляет 24,2 тыс. Для обеспечения этой службы нор­мативной численностью специалистов указанная цифра должна быть увели­чена и доведена до 30,4 тыс. (с учетом фактического числа коек) или до 36,9 тыс. (с учетом планового числа коек).

Выводы

Таким образом, несогласованность нормативной и фактической обеспе­ченности должностями врачей, оказывающих медицинскую помощь при со­циально значимых заболеваниях, определяет необходимость проведения расчетов численности должностей в каждом ЛПУ в зависимости от объема планируемой и фактически осуществляемой медицинской помощи, структу­ры заболеваемости населения, доступности соответствующих видов помощи для населения разных возрастно-половых групп и других факторов.

Отмеченные диспропорции в объеме помощи и динамике развития той или иной службы, численности врачебных кадров являются основанием для принятия безотлагательных системных решений на федеральном уровне, со­стоящих либо в пересмотре планово-нормативной базы, либо в изменении кадровой политики в здравоохранении, объеме и структуре подготовки вра­чебных кадров.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Критерии качества 2017: готовимся к оценке по-новому

Интервью

ФФОМС Наталья Стадченко

Председатель ФФОМС Наталья Стадченко в интервью журналу «Здравоохранение»:

Для медработника страховой представитель – это и контролер, и юридический консультант, и помощник одновременно





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль