Здравоохранение

Организационная модель управления качеством медицинской помощи

  • 15 октября 2012
  • 38

В многопрофильных лечебно-профилактических организациях назначения лекар­ственных препаратов составляют до 95% врачебных назначений, что обуслов­ливает необходимость постоянного мониторинга качества лекарственной помощи. Для реализации данной задачи авторы предлагают организационную модель управления качеством медицинской помощи многопрофильного стаци­онара, основанную на системе подкомиссий врачебной комиссии, в т. ч. и под­комиссий по лекарственной помощи.

Системный подход к управлению качеством лекарственной помощи в лечебно­профилактической организации

Больше статей в журнале «Заместитель главного врача» Активировать доступ

Т.К. Луговкина,

д-р мед. наук, специалист по системному анализу и обработке информации в медицине, врач - клинический фармаколог научно-практического центра "Бонум", главный клинический фармаколог Управления здравоохранения администрации г. Екатеринбурга,

Н.А. Тютикова,

канд. мед. наук, зам. директора научно-практического центра "Бонум" по клинико-эксперной работе, г. Екатеринбург

Важным моментом в становлении любой системы является согласование терминов и понятий, действующих в рамках системы. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации" (ст. 2) дает следующее определение понятию "медицинская по­мощь": "Медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предо­ставление медицинских услуг". На основе данной формулировки, лекар­ственную помощь можно определить как важный раздел медицинской по­мощи, связанный с обеспечением и применением лекарственных препаратов в клинической практике.

Качественная лекарственная помощь предполагает своевременное и адекватное потребностям клинической ситуации обеспечение и примене­ние лекарственных препаратов при наличии:

•обоснованной потребности в лекарственной помощи при конкретной клинической ситуации;

•информации о доказанной эффективности лекарственного препарата для решения выбранных клинических задач;

•данных о безопасности, рисках нежелательных реакций для пациента при назначении и применении лекарственных препаратов;

•информации об оценке общей степени тяжести пациента при конкрет­ной клинической ситуации в момент принятия решения о назначении и введении лекарственного препарата (с учетом стадии заболевания, фазы патологического процесса, степени тяжести органной дисфункции у пациента, его лекарственного анамнеза);

•условий для индивидуального и рационального выбора лекарственных препаратов, обеспечивающих реализацию принципа достаточного раз­нообразия (соблюдение этого принципа необходимо для эффективного функционирования любой сложной системы, включая систему лекар­ственной помощи);

•согласованных и регламентированных правил оказания лекарственной помощи (условий назначения, дозирования, выбора пути, способа, крат­ности и скорости введения, продолжительности применения лекар­ственного препарата);

•условий для соблюдения принципа доступности лекарственной помощи (наличие лекарственных препаратов, доступных для оперативного при­менения и для адекватной продолжительности терапии с учетом кон­кретной клинической ситуации).

Основной движущей силой и гарантом эффективной работы системы управления качеством лекарственной помощи в многопрофильной крупной лечебно-профилактической организации (далее - ЛПО) может быть только хорошо организованная служба лекарственной помощи во главе с отделе­нием клинической фармакологии. Врачи - клинические фармакологи долж­ны быть компетентны не только в вопросах фармакокинетики, фармакодина­мики и фармакогенетики, но и организации процесса оказания и контроля качества лекарственной помощи в ЛПО. Для этого необходимо знание нор­мативных и регламентирующих документов о надлежащей практике приме­нения лекарственных препаратов.

Новый приказ Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 № 502н "Об ут­верждении Порядка создания и деятельности врачебной комиссии меди­цинской организации" (далее - Приказ № 502н) регламентирует порядок соз­дания и функционирования врачебных комиссий в ЛПО.

Согласно данному приказу (пп. 4.1,4.6, 4.8-4.11, 4.16, 4.18-4.22) врачеб­ная комиссия наряду с такими функциями, как выдача справок, медицинских заключений, освидетельствование, определение нетрудоспособности паци­ента, регламентированного права на получение изделий медицинского на­значения на льготных условиях и т. д. выполняет функции управляющего субъекта системы качества медицинской помощи (далее - КМП).

Пункт 6 Приказа № 502н, в соответствии с принципами системного под­хода, регламентирует в общей системе врачебных комиссий ЛПО создавать подсистемы (подкомиссии), обеспечивающие управление (т. е. организацию, контроль и развитие) КМП.

Данные подкомиссии могут быть представлены:

•профильными комиссиями по управлению КМП в клинических отделениях;

•комиссиями по организации и обеспечению условий оказания каче­ственной медицинской помощи;

•комиссиями по управлению качеством лекарственной помощи. Согласно системному принципу иерархии, профильные комиссии явля­ются управляющими субъектами КМП на своем уровне. Они организуют, кон­тролируют и несут ответственность за соблюдение требований к качеству выполнения медицинских технологий, процедур, манипуляций, проводят внутренний клинический аудит, занимаются диагностикой проблем и вносят предложения по совершенствованию КМП в комитет по качеству медицин­ской помощи ЛПО.

Комиссия по управлению качеством лекарственной помощи в ЛПО

выполняет функции управляющего субъекта подсистемы системы лекар­ственной помощи и координирует работу:

•формулярной комиссии;

•профильных (специализированных) врачебных комиссий по назначе­нию наркотических, психотропных, сильнодействующих препаратов и препаратов, назначаемых в порядке ; антибиотиков резер­ва; препаратов, назначаемых по регламенту приказа Минздравсоцраз­вития России от 12.02.2007 № 110 "О порядке назначения и выписывания лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специали­зированных продуктов лечебного питания", а также по льготным и бес­платным рецептам;

•комиссии по контролю рационального использования наркотических средств, обоснованности и правильности применения психотропных и сильнодействующих препаратов;

•совета по антимикробной политике в ЛПО, который представляет собой группу специалистов по антимикробной химиотерапии, осуществляю­щую антимикробный стюардшип (мониторинг назначений и общей на­грузки антибиотиками в клинических отделениях, структуры и свойств госпитальной флоры в ЛПО);

•рабочих групп по разработке протоколов назначений лекарственных препаратов при конкретных клинических ситуациях - команды специа- листов-аналитиков по разработке правил поддержки принятия решений при выборе лекарственных препаратов;

•группы внутреннего фармакологического аудита качества организа­ции и оказания лекарственной помощи в ЛПО, контроля соблюдения технологий применения лекарственных препаратов (режима и правил введения и др.), сбора и обработки данных о нежелательных реакциях на лекарственные препараты в ЛПО, анализа причинно-следственных связей;

•группы внутрибольничного фармацевтического аудита, осуществляющие контроль и анализ соблюдения регламентированных нормативными до­кументами правил закупки аптекой лекарственных препаратов в рамках согласованного формуляра и графика поставок; проведение фармако­экономического анализа (АВС-, -, -анализ); оценки работы аптеки по вопросам безопасности, своевременности, доступности лекарствен­ной помощи пациентам в ЛПО; контроля соблюдения правил хранения лекарственных препаратов и порядка распределения по клиническим отделениям (согласно утвержденным формулярной комиссией формуля­рам отделений и по решению профильной врачебной комиссии).

К сведению

Объектом управления в подсистеме управления качеством лекарственной помощи являет­ся исходный уровень качества обеспечения и оказания лекарственной помощи пациентам, пред­ставленный показателями комплаентности (приверженности) образцам качественной практики применения лекарственных препаратов, включая условия оказания лекарственной помощи, со­держание лекарственной помощи, а также уровень клинико-экономической толерантности си­стемы (соответствие объемов финансирования клиническим потребностям в лекарственных препаратах).

Инструментами управления служат формуляры лекарственных препаратов, протоколы, содержащие согласованные правила принятия решений о назначении лекарственных препара­тов в конкретных клинических ситуациях, стандарты медицинских технологий, условий оказа­ния лекарственной помощи, приказы, распоряжения, рекомендации.

Каналы обратной связи - чрезвычайно важный элемент любой системы. Сбор и обработка информации о назначенных и введенных пациентам лекарственных препаратах - важный ис­точник диагностики проблем качества лекарственной помощи на персонализированном уровне оказания помощи, а значит и источник для повышения уровня качества лечения. На данном этапе особенно значима роль врачей - клинических фармакологов.

Параметры и критерии оценки качества лекарственной помощи

Обязательным условием эффективной работы любой системы является выделение параметров и выбор целевых критериев. Это те характеристики, которые позволяют оценить степень достижения поставленной цели.

Параметры определяются в соответствии с уровнем, выбранным для оценки КМП (организационным, ресурсным, популяционным или персони­фицированным).

Параметрами для оценки качества лекарственной помощи в ЛПО на организационном уровне служат:

•показатели доли затрат на лекарственные препараты в общих затратах ЛПО на оказание медицинской помощи;

•наличие в ЛПО системы формуляров;

•наличие системы протоколов поддержки принятия решений при назна­чении лекарственных препаратов;

•наличие согласованной формулярной комиссией и советом по анти­микробной терапии структуры закупки лекарственных препаратов;

•наличие системы внутрибольничного фармакологического контроля;

•наличие системы внутрибольничного фармацевтического контроля;

•наличие системы внутрибольничного антимикробного стюардшипа;

•коэффициент социальной удовлетворенности пациентов качеством оказанной лекарственной помощи (доступность, своевременность) и др. Характеристиками качества лекарственной помощи популяции пациен­тов с конкретным заболеванием являются коэффициент результативности - отношение числа случаев с достигнутым результатом (например, выздоров­ление) к общему числу оцениваемых случаев оказания лекарственной помощи, и индекс соответствия нозологическому формуляру - отноше­ние количества препаратов, назначенных пациентам согласно утверж­денному формуляру для лечения данного заболевания в рамках террито­риальной программы ОМС, к общему количеству назначенных пациенту препаратов.

Для оценки качества лекарственной помощи на уровне пациента с кон­кретной клинической ситуацией может быть применен индекс соответствия протоколу - отношение количества назначений, сделанных в соответствии с согласованными правилами, к общему количеству принятых решений при назначении лекарственных препаратов в рамках отдельной клинической ситуации.

Критерии качества лекарственной помощи на организационном уровне (конкретный показатель объема финансирования лекарственной составляющей, целевой показатель социальной удовлетворенности пациен­тов в процентах и т. д.) должны быть адекватны реальным ресурсам ЛПО, согласованы с органами управления здравоохранением, страховыми меди­цинскими организациями, профессиональными медицинскими ассоциация­ми, ассоциациями пациентов и доведены до сведения контролирующих инстанций и потребителей.

Критерии качества лекарственной помощи на уровне популяции паци­ентов определяются как целевые показатели по конкретным нозологиям на основе данных статистики.

Пример

На 2010 г. в ЛПО была определена модель оказания лекарственной помощи для внегоспи­тальной пневмонии и запланирован коэффициент результативности равный 0,92 ± 0,01. Согласно модели выздоровление запланировано в 91-93% случаев лечения внегоспиталь­ной пневмонии. По истечении установленного срока (1 год) фактический результат со­ставил 0,91 (91%), что свидетельствует о достижении согласованных критериев каче­ства при лечении популяции пациентов с внегоспитальной пневмонией.

Примером критериев на уровне оценки персонализированной лекар­ственной помощи могут служить согласованные и утвержденные в ЛПО пра­вила принятия решений при назначении конкретных лекарственных препа­ратов.

Выводы

Эффективное управление качеством лекарственной помощи на персо­нализированном уровне является приоритетной задачей системы здравоох­ранения и осуществимо только при широком внедрении в клиническую практику информационных технологий. Сегодня в мире активно развивают­ся пациент-ориентированные информационные технологии с использовани­ем не только сканеров, чиповых систем контроля введения лекарственных препаратов, но и программ для Wi-Fi мониторинга функций жизненно важ­ных органов пациента (ритма и числа сердечных сокращений, артериально­го давления, числа дыханий и т. д.) и коррекции фармакотерапии в режиме онлайн.

Организация системной деятельности врачебных комиссий в отече­ственных ЛПО - первый шаг на пути координации процессов, обеспечиваю­щих КМП. Представленная в статье организационная модель проблемно­ориентированной интеграции в виде системы врачебных комиссий была апробирована в ряде ЛПО г. Екатеринбурга по отдельным направлениям (врачебные комиссии по антимикробному стюардшипу, контролю обосно­ванности назначений некоторых групп препаратов, мониторингу безопасно­сти в ЛПО и т. д.) и показала свою эффективность. Такие модели проблемно­ориентированной интеграции в формате врачебной комиссии могут выполнять как стратегические, так и оперативные функции. Например, фор­мулярная комиссия определяет стратегическую структуру закупок всех групп лекарственных препаратов, а совет по антимикробной политике кон­тролирует нагрузку антибиотиками в стационаре, изменения уровня рези­стентности госпитальной флоры и координирует распределение антибиоти­ков по клиническим отделениям.

Важным аспектом работы в рамках модели интеграции функций врачеб­ной комиссии является персональная ответственность ее членов за своевре­менность диагностики назревающих проблем процессов обеспечения каче­ства и оказания медицинской помощи, сигнализации об отклонениях и принятия решений по оптимизации ситуации. Оценка эффективности ра­боты в условиях такой модели должна производиться в показателях предот­вращенного ущерба и морального вреда, прежде всего по отношению к па­циенту и только потом - к ЛПО.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту:)

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
×

Гость,
заберите Ваш подарок!

Активировать

Доступ к журналу «Заместитель главного врача»

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.