Организационная модель управления качеством медицинской помощи

34

В многопрофильных лечебно-профилактических организациях назначения лекар­ственных препаратов составляют до 95% врачебных назначений, что обуслов­ливает необходимость постоянного мониторинга качества лекарственной помощи. Для реализации данной задачи авторы предлагают организационную модель управления качеством медицинской помощи многопрофильного стаци­онара, основанную на системе подкомиссий врачебной комиссии, в т. ч. и под­комиссий по лекарственной помощи.

Системный подход к управлению качеством лекарственной помощи в лечебно­профилактической организации

Т.К. Луговкина,

д-р мед. наук, специалист по системному анализу и обработке информации в медицине, врач - клинический фармаколог научно-практического центра "Бонум", главный клинический фармаколог Управления здравоохранения администрации г. Екатеринбурга,

Н.А. Тютикова,

канд. мед. наук, зам. директора научно-практического центра "Бонум" по клинико-эксперной работе, г. Екатеринбург

Важным моментом в становлении любой системы является согласование терминов и понятий, действующих в рамках системы. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации" (ст. 2) дает следующее определение понятию "медицинская по­мощь": "Медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предо­ставление медицинских услуг". На основе данной формулировки, лекар­ственную помощь можно определить как важный раздел медицинской по­мощи, связанный с обеспечением и применением лекарственных препаратов в клинической практике.

Качественная лекарственная помощь предполагает своевременное и адекватное потребностям клинической ситуации обеспечение и примене­ние лекарственных препаратов при наличии:

•обоснованной потребности в лекарственной помощи при конкретной клинической ситуации;

•информации о доказанной эффективности лекарственного препарата для решения выбранных клинических задач;

•данных о безопасности, рисках нежелательных реакций для пациента при назначении и применении лекарственных препаратов;

•информации об оценке общей степени тяжести пациента при конкрет­ной клинической ситуации в момент принятия решения о назначении и введении лекарственного препарата (с учетом стадии заболевания, фазы патологического процесса, степени тяжести органной дисфункции у пациента, его лекарственного анамнеза);

•условий для индивидуального и рационального выбора лекарственных препаратов, обеспечивающих реализацию принципа достаточного раз­нообразия (соблюдение этого принципа необходимо для эффективного функционирования любой сложной системы, включая систему лекар­ственной помощи);

•согласованных и регламентированных правил оказания лекарственной помощи (условий назначения, дозирования, выбора пути, способа, крат­ности и скорости введения, продолжительности применения лекар­ственного препарата);

•условий для соблюдения принципа доступности лекарственной помощи (наличие лекарственных препаратов, доступных для оперативного при­менения и для адекватной продолжительности терапии с учетом кон­кретной клинической ситуации).

Основной движущей силой и гарантом эффективной работы системы управления качеством лекарственной помощи в многопрофильной крупной лечебно-профилактической организации (далее - ЛПО) может быть только хорошо организованная служба лекарственной помощи во главе с отделе­нием клинической фармакологии. Врачи - клинические фармакологи долж­ны быть компетентны не только в вопросах фармакокинетики, фармакодина­мики и фармакогенетики, но и организации процесса оказания и контроля качества лекарственной помощи в ЛПО. Для этого необходимо знание нор­мативных и регламентирующих документов о надлежащей практике приме­нения лекарственных препаратов.

Новый приказ Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 № 502н "Об ут­верждении Порядка создания и деятельности врачебной комиссии меди­цинской организации" (далее - Приказ № 502н) регламентирует порядок соз­дания и функционирования врачебных комиссий в ЛПО.

Согласно данному приказу (пп. 4.1,4.6, 4.8-4.11, 4.16, 4.18-4.22) врачеб­ная комиссия наряду с такими функциями, как выдача справок, медицинских заключений, освидетельствование, определение нетрудоспособности паци­ента, регламентированного права на получение изделий медицинского на­значения на льготных условиях и т. д. выполняет функции управляющего субъекта системы качества медицинской помощи (далее - КМП).

Пункт 6 Приказа № 502н, в соответствии с принципами системного под­хода, регламентирует в общей системе врачебных комиссий ЛПО создавать подсистемы (подкомиссии), обеспечивающие управление (т. е. организацию, контроль и развитие) КМП.

Данные подкомиссии могут быть представлены:

•профильными комиссиями по управлению КМП в клинических отделениях;

•комиссиями по организации и обеспечению условий оказания каче­ственной медицинской помощи;

•комиссиями по управлению качеством лекарственной помощи. Согласно системному принципу иерархии, профильные комиссии явля­ются управляющими субъектами КМП на своем уровне. Они организуют, кон­тролируют и несут ответственность за соблюдение требований к качеству выполнения медицинских технологий, процедур, манипуляций, проводят внутренний клинический аудит, занимаются диагностикой проблем и вносят предложения по совершенствованию КМП в комитет по качеству медицин­ской помощи ЛПО.

Комиссия по управлению качеством лекарственной помощи в ЛПО

выполняет функции управляющего субъекта подсистемы системы лекар­ственной помощи и координирует работу:

•формулярной комиссии;

•профильных (специализированных) врачебных комиссий по назначе­нию наркотических, психотропных, сильнодействующих препаратов и препаратов, назначаемых в порядке ; антибиотиков резер­ва; препаратов, назначаемых по регламенту приказа Минздравсоцраз­вития России от 12.02.2007 № 110 "О порядке назначения и выписывания лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специали­зированных продуктов лечебного питания", а также по льготным и бес­платным рецептам;

•комиссии по контролю рационального использования наркотических средств, обоснованности и правильности применения психотропных и сильнодействующих препаратов;

•совета по антимикробной политике в ЛПО, который представляет собой группу специалистов по антимикробной химиотерапии, осуществляю­щую антимикробный стюардшип (мониторинг назначений и общей на­грузки антибиотиками в клинических отделениях, структуры и свойств госпитальной флоры в ЛПО);

•рабочих групп по разработке протоколов назначений лекарственных препаратов при конкретных клинических ситуациях - команды специа- листов-аналитиков по разработке правил поддержки принятия решений при выборе лекарственных препаратов;

•группы внутреннего фармакологического аудита качества организа­ции и оказания лекарственной помощи в ЛПО, контроля соблюдения технологий применения лекарственных препаратов (режима и правил введения и др.), сбора и обработки данных о нежелательных реакциях на лекарственные препараты в ЛПО, анализа причинно-следственных связей;

•группы внутрибольничного фармацевтического аудита, осуществляющие контроль и анализ соблюдения регламентированных нормативными до­кументами правил закупки аптекой лекарственных препаратов в рамках согласованного формуляра и графика поставок; проведение фармако­экономического анализа (АВС-, -, -анализ); оценки работы аптеки по вопросам безопасности, своевременности, доступности лекарствен­ной помощи пациентам в ЛПО; контроля соблюдения правил хранения лекарственных препаратов и порядка распределения по клиническим отделениям (согласно утвержденным формулярной комиссией формуля­рам отделений и по решению профильной врачебной комиссии).

К сведению

Объектом управления в подсистеме управления качеством лекарственной помощи являет­ся исходный уровень качества обеспечения и оказания лекарственной помощи пациентам, пред­ставленный показателями комплаентности (приверженности) образцам качественной практики применения лекарственных препаратов, включая условия оказания лекарственной помощи, со­держание лекарственной помощи, а также уровень клинико-экономической толерантности си­стемы (соответствие объемов финансирования клиническим потребностям в лекарственных препаратах).

Инструментами управления служат формуляры лекарственных препаратов, протоколы, содержащие согласованные правила принятия решений о назначении лекарственных препара­тов в конкретных клинических ситуациях, стандарты медицинских технологий, условий оказа­ния лекарственной помощи, приказы, распоряжения, рекомендации.

Каналы обратной связи - чрезвычайно важный элемент любой системы. Сбор и обработка информации о назначенных и введенных пациентам лекарственных препаратах - важный ис­точник диагностики проблем качества лекарственной помощи на персонализированном уровне оказания помощи, а значит и источник для повышения уровня качества лечения. На данном этапе особенно значима роль врачей - клинических фармакологов.

Параметры и критерии оценки качества лекарственной помощи

Обязательным условием эффективной работы любой системы является выделение параметров и выбор целевых критериев. Это те характеристики, которые позволяют оценить степень достижения поставленной цели.

Параметры определяются в соответствии с уровнем, выбранным для оценки КМП (организационным, ресурсным, популяционным или персони­фицированным).

Параметрами для оценки качества лекарственной помощи в ЛПО на организационном уровне служат:

•показатели доли затрат на лекарственные препараты в общих затратах ЛПО на оказание медицинской помощи;

•наличие в ЛПО системы формуляров;

•наличие системы протоколов поддержки принятия решений при назна­чении лекарственных препаратов;

•наличие согласованной формулярной комиссией и советом по анти­микробной терапии структуры закупки лекарственных препаратов;

•наличие системы внутрибольничного фармакологического контроля;

•наличие системы внутрибольничного фармацевтического контроля;

•наличие системы внутрибольничного антимикробного стюардшипа;

•коэффициент социальной удовлетворенности пациентов качеством оказанной лекарственной помощи (доступность, своевременность) и др. Характеристиками качества лекарственной помощи популяции пациен­тов с конкретным заболеванием являются коэффициент результативности - отношение числа случаев с достигнутым результатом (например, выздоров­ление) к общему числу оцениваемых случаев оказания лекарственной помощи, и индекс соответствия нозологическому формуляру - отноше­ние количества препаратов, назначенных пациентам согласно утверж­денному формуляру для лечения данного заболевания в рамках террито­риальной программы ОМС, к общему количеству назначенных пациенту препаратов.

Для оценки качества лекарственной помощи на уровне пациента с кон­кретной клинической ситуацией может быть применен индекс соответствия протоколу - отношение количества назначений, сделанных в соответствии с согласованными правилами, к общему количеству принятых решений при назначении лекарственных препаратов в рамках отдельной клинической ситуации.

Критерии качества лекарственной помощи на организационном уровне (конкретный показатель объема финансирования лекарственной составляющей, целевой показатель социальной удовлетворенности пациен­тов в процентах и т. д.) должны быть адекватны реальным ресурсам ЛПО, согласованы с органами управления здравоохранением, страховыми меди­цинскими организациями, профессиональными медицинскими ассоциация­ми, ассоциациями пациентов и доведены до сведения контролирующих инстанций и потребителей.

Критерии качества лекарственной помощи на уровне популяции паци­ентов определяются как целевые показатели по конкретным нозологиям на основе данных статистики.

Пример

На 2010 г. в ЛПО была определена модель оказания лекарственной помощи для внегоспи­тальной пневмонии и запланирован коэффициент результативности равный 0,92 ± 0,01. Согласно модели выздоровление запланировано в 91-93% случаев лечения внегоспиталь­ной пневмонии. По истечении установленного срока (1 год) фактический результат со­ставил 0,91 (91%), что свидетельствует о достижении согласованных критериев каче­ства при лечении популяции пациентов с внегоспитальной пневмонией.

Примером критериев на уровне оценки персонализированной лекар­ственной помощи могут служить согласованные и утвержденные в ЛПО пра­вила принятия решений при назначении конкретных лекарственных препа­ратов.

Выводы

Эффективное управление качеством лекарственной помощи на персо­нализированном уровне является приоритетной задачей системы здравоох­ранения и осуществимо только при широком внедрении в клиническую практику информационных технологий. Сегодня в мире активно развивают­ся пациент-ориентированные информационные технологии с использовани­ем не только сканеров, чиповых систем контроля введения лекарственных препаратов, но и программ для Wi-Fi мониторинга функций жизненно важ­ных органов пациента (ритма и числа сердечных сокращений, артериально­го давления, числа дыханий и т. д.) и коррекции фармакотерапии в режиме онлайн.

Организация системной деятельности врачебных комиссий в отече­ственных ЛПО - первый шаг на пути координации процессов, обеспечиваю­щих КМП. Представленная в статье организационная модель проблемно­ориентированной интеграции в виде системы врачебных комиссий была апробирована в ряде ЛПО г. Екатеринбурга по отдельным направлениям (врачебные комиссии по антимикробному стюардшипу, контролю обосно­ванности назначений некоторых групп препаратов, мониторингу безопасно­сти в ЛПО и т. д.) и показала свою эффективность. Такие модели проблемно­ориентированной интеграции в формате врачебной комиссии могут выполнять как стратегические, так и оперативные функции. Например, фор­мулярная комиссия определяет стратегическую структуру закупок всех групп лекарственных препаратов, а совет по антимикробной политике кон­тролирует нагрузку антибиотиками в стационаре, изменения уровня рези­стентности госпитальной флоры и координирует распределение антибиоти­ков по клиническим отделениям.

Важным аспектом работы в рамках модели интеграции функций врачеб­ной комиссии является персональная ответственность ее членов за своевре­менность диагностики назревающих проблем процессов обеспечения каче­ства и оказания медицинской помощи, сигнализации об отклонениях и принятия решений по оптимизации ситуации. Оценка эффективности ра­боты в условиях такой модели должна производиться в показателях предот­вращенного ущерба и морального вреда, прежде всего по отношению к па­циенту и только потом - к ЛПО.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Критерии качества 2017: готовимся к оценке по-новому

Интервью

Обновить руководящий состав медорганизаций

Есть задача – обновить руководящий состав медорганизаций

Федот ТУМУСОВ: журналу «Здравоохранение». «Есть задача – обновить руководящий состав медорганизаций»





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль