Здравоохранение

Медицинская экспертиза при тугоухости и глухоте

  • 15 ноября 2012
  • 60

Тугоухость - внезапное или постепенное снижение слуха, характеризуется на­рушением функции звукопроводящей или звуковоспринимающей системы. Нару­шение функции звукопроводящей системы вызвано поражением слухового прохо­да или среднего уха, звуковоспринимающая функция нарушается в результате поражения внутреннего уха, преддверно-улиткового нерва или слухового центра головного мозга.

В статье рассматриваются наиболее важные и сложные вопросы, возникающие при медицинской экспертизе пациентов, страдающих тугоухостью и глухотой.

Больше статей в журнале «Заместитель главного врача» Активировать доступ

Медицинская экспертиза при тугоухости и глухоте

С.Г. Данилова,

д-р мед. наук, действительный член академии медико-технических наук, врач-невролог высшей квалификационной категории, независимый специалист-эксперт по вопросам медико-социальной экспертизы, г. Новосибирск,

Л.А. Пантюхина,

оториноларинголог-сурдолог высшей квалификационной категории, главный сурдолог при министерстве здравоохранения Новосибирской области, г. Новосибирск

По данным Всемирной организации здравоохранения (далее - ВОЗ), на сегодняшний день в мире насчитывается порядка 300 млн чел., страдающих нарушением слуха различной этиологии. В Российской Федерации эта цифра превышает 13 млн чел., из которых более 1 млн - дети в возрасте до 18 лет. Общепопуляционная частота врожденной тугоухости и глухоты составляет 1 случай на 650-1000 новорожденных детей. По прогнозам ВОЗ, к 2020 г. бо­лее 30% всей популяции земного шара будут иметь нарушения слуха. Соот­ветственно, не приходится ожидать снижения числа инвалидов по слуху как в Российской Федерации, так и в других странах; все это свидетельствует о мас­штабе медицинской проблемы и ее социальной значимости. Тенденция к ро­сту числа больных с тугоухостью обусловлена в основном патологией вну­треннего уха, что связано с применением препаратов с ототоксическим действием, ростом числа больных с наследственной и врожденной патологи­ей, ухудшением экологии и другими причинами.

Широкая распространенность поражений органа слуха в современных условиях вызвана многообразием этиологических факторов, приводящих к тугоухости и глухоте: травмы (акустические, механические и баротравмы);

инфекционные и вирусные заболевания; аутоиммунные и аллергические за­болевания; сосудистые расстройства (гипертоническая болезнь, вертеброба- зилярная дисциркуляция, церебральный атеросклероз); ототоксическое воз­действие промышленных и бытовых веществ, ряда лекарственных препаратов, производственных интоксикаций, новообразований. Причиной врожденной ненаследственной глухоты является воздействие на плод во время беремен­ности инфекции (краснуха, сифилис, цитомегалия и др.). При наследственной глухоте присутствует дефект в генах, несущих информацию о развитии орга­нов слуха, уже имеющийся в организме родителей; ребенок только наследует их от матери и отца. В случаях т. н. идиопатической тугоухости, когда заболе­вание развивается внезапно, без видимой причины, чаще всего выявляются сосудистые расстройства по типу нейроциркуляторной дистонии.

Экспертиза временной нетрудоспособности

Согласно Ориентировочным срокам временной нетрудоспособности при наиболее распространенных заболеваниях и травмах (в соответствии с МКБ-10), утв. Минздравом России 21.08.2000 № 2510/9362-34, ФСС России № 02-08/10-1977П, утвержденные сроки временной нетрудоспособности при тугоухости и глухоте отсутствуют. Временная нетрудоспособность таких больных определяется в соответствии с ориентировочными сроками вре­менной нетрудоспособности при основном заболевании, на фоне которого возникла тугоухость или глухота, являющиеся очаговой неврологической симптоматикой остро развившегося патологического процесса центральной нервной системы (например, при черепно-мозговой травме или острой ней­роинфекции).

Направление на медико-социальную экспертизу

На медико-социальную экспертизу (далее - МСЭ) направляются больные со значительно выраженным снижением слуха на оба уха при отсутствии ре­чевых нарушений или в сочетании с нарушением речи (от умеренной степе­ни до полного отсутствия речи), в т. ч. при двусторонней тугоухости IV степе­ни, двусторонней глухоте и при глухонемоте, если их основная профессия связана с противопоказанными видами и условиями труда.

При направлении пациентов на МСЭ проводится клинико-функциональ­ная диагностика с целью количественной оценки имеющихся нарушений слуховой функции. Необходимый объем исследований:

  • отоскопия;
  • отомикроскопия;
  • камертональное исследование;
  • рентгенография височных костей (по показаниям);
  • импедансометрия;
  • аудиометрическое исследование;
  • ультразвуковое исследование (по показаниям);
  • регистрация слуховых вызванных потенциалов (компьютерная аудио­метрия);
  • регистрация отоакустической эмиссии.

Критерии оценки степени нарушения слуховой функции

Для определения степени снижения слуха оцениваются результаты ис­следования шепотной и разговорной речи, данные аудиометрии при иссле­довании слухового аппарата. Степень нарушения слуховой функции опреде­ляется по лучше слышащему уху (таблица). Для экспертов важна оценка степени снижения слуха на речевых частотах, т. е. от 500 до 2000 Гц. У сурдо- логов этот диапазон шире - от 500 до 4000 Гц.

Критерии оценки степени нарушения слуховой функции

Степень нарушения слуховой функции

Степень

выражен­

ности

тугоухости

Восприятие речи

Потеря слуха, Дб, на речевых частотах 500-2000 Гц

Порог

разборчивости речи, дБ

шепотной, м

разговор­ной, м

Нормальное снижение слуха

-

6

6

5-20

20-45

I степень - незначительные нарушения

I

Уушной раковины до 6

4-6

О

1

см

46-55

II степень - умеренные нарушения

и

0 - уушной раковины

2-4

41-60

56-65

III степень - выраженные нарушения

iii

0

0,5-2

о\

1

00

о

66-85

IV степень - значительно выраженные нарушения, при которых возможно разборчивое восприятие речи

IV

0

0-0,5

Свыше 80

Свыше 85

IV степень - значительно выраженные нарушения, при которых невозможно разборчивое восприятие речи

Глухота

0

0

Отсутствие

тонов

Разборчивость

невозможна

Критерии оценки ограничений жизнедеятельности при тугоухости и глухоте

При наличии у пациентов стойких нарушений слуховой функции, по результатам комплексной оценки показателей, характеризующих ограни­чения основных категорий жизнедеятельности человека, определяется степень выраженности ограничений следующих категорий жизнедеятель­ности.

Ограничение способности к общению

Социальная адаптированность при слуховых нарушениях предполагает сохранность у больного возможностей, обеспечивающих включенность в жизнь общества. Больные с незначительными слуховыми нарушениями (ту­гоухость I степени) социально адекватны, т. к. они только при особых услови­ях (профессиональная деятельность, требующая абсолютного слуха) имеют ограничения жизнедеятельности.

Ограничение способности к общению 1-й степени определяется при умеренных нарушениях слуховой функции или выраженных, с учетом ис­пользования слухового аппарата, приводящих к снижению скорости, умень­шению объема усвоения, получения и передачи информации. При этом со­храняется возможность общения при снижении уровня усвоения и передачи информации любым способом при понимании смыслового содержания. При изолированном поражении органа слуха общение возможно с использова­нием невербальных способов и услуг по сурдопереводу.

Ограничение способности к общению 2-й степени устанавливается при выраженных или значительно выраженных нарушениях слуховой функции, вызывающих необходимость, наряду с использованием вспомогательных средств, помощи других лиц при приеме и передаче информации и для по­нимания ее смыслового содержания. У больного отсутствует возможность восприятия речи с использованием чтения с губ и с помощью письменной речи, при этом нарушается воспроизведение речи, в частности письменной (слова в предложении не согласованы; окончания, предлоги, времена оши­бочны, т. е. предложение непонятно). Слуховое нарушение и общение с по­мощью невербальных методов заметны для окружающих. Возможность кон­тактов с людьми резко ограничена. Речь у позднооглохших - с дефектами произношения, у рано потерявших слух - обученная речь малопонятна или непонятна для окружающих, общение возможно с помощью сурдопере­водчика.

Ограничение способности к общению 3-й степени определяется, когда общение невозможно из-за незнания невербальных символов (жестовой речи, чтения с губ, письма). Возможность контактов с людьми резко ограни­чена. Необходима помощь окружающих - близких, родственников.

Ограничение способности к ориентации

Ограничение способности к ориентации 1-й степени определяется у лиц с умеренным нарушением сенсорных функций, способных к ориентации только в привычной ситуации самостоятельно и (или) с помощью вспомога­тельных технических средств, улучшающих сенсорное (слуховое) восприя­тие и компенсирующих его нарушения. С их помощью сохраняется способ­ность к адекватному восприятию окружающей обстановки, ориентированию на месте, в пространстве и времени.

Вторая степень ограничения способности к ориентации может быть определена у лиц с выраженным или значительно выраженным нарушением сенсорных функций, обусловленным нарушениями в различных системах ориентации одновременно. Такие больные способны ориентироваться толь­ко при помощи других лиц. Например, глухота при отсутствии компенсации дефекта слуха зрением.

Ограничение способности к ориентации 3-й степени в результате нару­шения слухового восприятия не устанавливается.

Ограничение способности к трудовой деятельности

Ограничение способности к трудовой деятельности 1-й степени определяется у больных и инвалидов со значительно выраженным сни­жением слуха на оба уха с отсутствием речевых нарушений или в сочета­нии с нарушением речи (от умеренной степени до полного ее отсут­ствия), в т. ч. при двусторонней тугоухости IV степени, двусторонней глухоте и при глухонемоте, способных к выполнению трудовой деятель­ности в обычных условиях труда при снижении квалификации, тяжести, напряженности и (или) уменьшении объема работы, неспособных про­должать работу по основной профессии при сохранении возможности в обычных условиях труда выполнять трудовую деятельность более низ­кой квалификации.

Ограничение способности к трудовой деятельности 2-й степени опреде­ляется при выраженном и значительно выраженном нарушении сенсорной функции в период адаптации у лиц с внезапно наступившей глухотой на оба уха, являющейся очаговой неврологической симптоматикой остро развив­шегося патологического процесса центральной нервной системы (напри­мер, при черепно-мозговой травме или острой нейроинфекции), способных к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях с использованием вспомогательных технических средств. Проведение ле­чебных и реабилитационных мероприятий, обучение у сурдопедагога в спе­циализированном отделении лечебно-профилактического учреждения, по­степенная адаптация в трудовом коллективе при работе в специально созданных условиях позволяют компенсировать 2-ю степень ограничения способности к трудовой деятельности в течение 1 года до 1-й степени. Изо­лированное внезапное возникновение острой глухоты на оба уха не наблю­дается.

Ограничение способности к трудовой деятельности 3-й степени при па­тологии органа слуха не устанавливается.

Ограничение способности к обучению

Ограничение способности к обучению 1-й степени определяется при умеренных нарушениях слуховой функции либо выраженных, с учетом кор­рекции слуховым аппаратом, при которых обучение, овладение знаниями, умениями и навыками в полном объеме возможно в учебных заведениях общего типа при соблюдении специального режима учебного процесса и (или) с использованием вспомогательных средств.

Ограничение способности к обучению 2-й степени определяется у лиц с выраженным и значительно выраженным нарушением слуха, име­ющих возможность обучаться, овладевать знаниями, умениями и навыка­ми лишь по специальным образовательным программам и (или) в специ­ализированных коррекционных учреждениях с использованием вспомогательных средств и (или) с помощью других лиц (кроме обучаю­щего персонала).

Ограничение способности к обучению 3-й степени при патологии орга­на слуха не устанавливается, неспособность к обучению отмечается при со­четании патологии органа слуха со значительно выраженным нарушением психических функций.

Ограничение способностей к передвижению и самообслуживанию

При наличии у больных с патологией слуха вестибулярной дисфункции и статодинамических нарушений, при определении степени ограничения способностей к передвижению и самообслуживанию необходимо учитывать комплекс показателей, свидетельствующих о нарушении функционального состояния вестибулярного аппарата, полученных при проведении калориче­ской и вращательной проб, комплекс биомеханических показателей (темп ходьбы, длительность двойного шага и др.), а также комплекс клинико-функ­циональных показателей, характеризующих выраженность нарушений ста­тики, координации движений, характер походки, использование дополни­тельных средств опоры при ходьбе. Все перечисленные нарушения должны иметь документальное подтверждение.

Критерии определения групп инвалидности

Критерием для определения III группы инвалидности являются уме­ренные нарушения сенсорной функции, приводящие к ограничению способ­ности к трудовой деятельности 1-й степени или ограничению других катего­рий жизнедеятельности 1-й степени в их различных сочетаниях. Как правило, сочетаются ограничение способности к общению и к ориентации.

Критерием для определения II группы инвалидности являются выра­женные нарушения сенсорной функции, приводящие к ограничению одной или нескольких категорий жизнедеятельности 2-й степени. Это может быть ограничение способности к трудовой деятельности 2-й степени (при внезап­ной полной потере слуха на период адаптации), ограничение способности к обучению 2-й степени и (или) ограничение способности к общению 2-й сте­пени при выраженных нарушениях языковой и речевой функций.

Первая группа инвалидности при патологии органов слуха не опреде­ляется.

Условия труда: противопоказания и рекомендации

К производствам и профессиям, в которых противопоказана работа глухих, глухонемых и лиц со значительно выраженной степенью нарушения слуха на оба уха, относятся:

  • работы, связанные с обязательной звуковой сигнализацией;
  • подземные работы в шахтах и рудниках, взрывные работы, подводные работы;
  • работы, связанные непосредственно с валкой, заготовкой и сплавом леса, работа на всех видах железнодорожного, автомобильного, водно­го, воздушного транспорта как по службе движения (водитель, обслужи­вающий персонал), так и по службе пути (стрелочник, путевой обходчик, ремонтный рабочий);
  • работа в горячих цехах;
  • работа, требующая согласованных действий всех участников производ­ственного процесса (рабочие, обслуживающие пилорамы, грузоподъем­ные механизмы);
  • строительные работы на больших высотах с открытыми площадками и в котлованах;
  • работы, связанные с воздействием мощного производственного шума (клепальщики, гвоздильщики, обрубщики, испытатели моторов, при- стрельщики оружия);
  • работы, связанные с производством химических веществ, оказывающих вредное воздействие на слуховой аппарат (анилин, свинец, ртуть). Лицам с глухотой и со значительно выраженной степенью нарушения слуха на оба уха в сочетании с вестибулярными нарушениями противопока­заны профессии, связанные с работой вблизи движущихся механизмов.

Лицам со значительно выраженной степенью нарушения слуха на оба уха в сочетании с хроническим гнойным отитом противопоказана произ­водственная деятельность, связанная со значительным физическим напря­жением (грузчики, такелажники, каменщики, землекопы) и неблагоприятны­ми метеорологическими условиями (частая и резкая смена температур, повышенная влажность, переохлаждение).

Инвалидам с ограничением способности к трудовой деятельности 1-й сте­пени показаны следующие условия и характер труда:

  • работы, не требующие разборчивости речи, слов и сигналов;
  • работы с голосовым напряжением (речевым контактом) до 10% рабочего времени;
  • работы, связанные с длительностью сосредоточенного наблюдения до 50% рабочего времени.

Инвалидам с ограничением способности к трудовой деятельности 2-й сте­пени показаны следующие условия и характер труда:

  • сокращение рабочего дня до 35 ч в неделю в соответствии с Федераль­ным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
  • индивидуальные нормы выработки;
  • оснащение рабочего места специальными техническими средствами;
  • строгое соблюдение санитарно-гигиенических норм;
  • медицинское наблюдение и систематическая врачебная помощь;
  • специально созданные рабочие места, включающие приспособление ос­новного и вспомогательного оборудования к значительно выраженному снижению слуха инвалида, в т. ч. обеспечение обстановки для удобства, безопасности и возможности самостоятельно ориентироваться в усло­виях ограниченного восприятия информации;
  • рабочее место с особыми условиями режима труда: гибкий индивиду­альный график работы со снижением объема производственной дея­тельности; работы только в дневную смену с графиком, позволяющим максимально использовать длительность светового дня и исключить ограничения в ориентации у лица со значительно выраженным сниже­нием слуха. Обязательным является создание щадящих условий труда, исключающих такие вредные производственные факторы, как шум, ви­брация и наличие токсичных промышленных веществ;
  • рабочее место с льготным нормированием и оплатой труда - индивиду­альная форма организации труда с повышенной оплатой труда инвали­дам с тугоухостью и глухотой, когда при планировании выпуска продук­ции учитывается снижение трудоспособности инвалида и обеспечение рациональной организации трудового процесса. Оплата труда инвалида в данных условиях не должна быть ниже заработной платы работников, не являющихся инвалидами, соответствующей квалификации, уровня профессиональной подготовки и стажа.

Трудоспособными являются больные с незначительными нарушениями слуховой функции, у которых способность общаться, адекватно вести себя в окружающей обстановке полностью сохранены, общение - с помощью слу­хового восприятия на вербальном уровне, возможность контактов с людьми не ограничена, слуховое нарушение незаметно для окружающих. Социаль­ный статус таких больных сохранен.

В профессиях, где необходим абсолютный слух (музыкант, певец), боль­ные с нарушением слуховой функции могут испытывать затруднения, приво­дящие к потере профессии. Реализация профессиональных знаний в других областях (преподаватель, искусствовед и пр.) предотвращает наступление социальной дезадаптации.

Профессии, не предусматривающие постоянного общения и не требую­щие от больного активной речи, когда слуховое восприятие может быть за­менено или дополнено зрительным (письменным сообщением, заданием), доступны широкому кругу больных с тугоухостью. Например, художник- оформитель, массажист, мастер по ремонту обуви, лаборант, врач- физиотерапевт, библиотекарь и др.

В этих случаях ограничение способности к трудовой деятельности не определяется. Исключение составляют случаи, когда снижение слуха в предпенсионном и пенсионном возрасте приводит к потере основной про­фессии, а имеющиеся нарушения сенсорной функции организма суживают круг доступных работ, при этом приобретение новых знаний и умений за­труднено.

Профилактика инвалидности или ее утяжеления заключается в т. ч. и в ра­циональном трудоустройстве больных и инвалидов, исключающем неблаго­приятные факторы, которые могут спровоцировать прогрессирование туго­ухости.

В заключение необходимо отметить, что проведение медицинской экс­пертизы лиц с нарушением слуха требует особого внимания в связи с отсут­ствием четких критериев степени выраженности нарушения слуховой функ­ции, ограничений жизнедеятельности. Поэтому в каждом конкретном случае экспертное решение должно быть объективизировано и индивидуально.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту:)

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
×

Гость,
заберите Ваш подарок!

Активировать

Доступ к журналу «Заместитель главного врача»

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.