Этика отношений медсестры и пациента

671

Этические стороны работы среднего медицинского персонала медицинских организаций (МО)

Медицинская этика представляет собой нормы и правила взаимодействия врача с пациентом, и коллегами. Обуславливается особенностью работы, ролью, и положением в обществе.

Появление рыночной экономики намного повысило требования к качеству оказания медицинской помощи. Медицинская услуга стала выступать товаром. Потребителем этого товара стал пациент.

Ключевыми этическими правилами (принципами) взаимоотношений между медицинским работником и пациентом стали:

  • конфиденциальность;
  • партнерство;
  • информированное согласие.

Международные профессионально-этические нормы, мировой опыт вообще, говорит о том, что на смену тотальному покровительству государства, диктующего модели поведения , приходят модели поведения, учитывающие достоинство личности, автономию индивида.

Современные вопросы медицинской этики

Последние годы все больше исследователей подчеркивают важность этических тем современного здравоохранения.

На этапе реформирования российского здравоохранения, актуальной стала проблема информированного согласия пациентов на медицинское вмешательство. Часть пациентов, обладает достаточными знаниями медицинских достижений, а потому сравнительно легко ориентируется на рынке медуслуг и товаров. А такое положение вещей определяет постоянно возрастающие требования и ожидания, которые предъявляются к медицинским учреждениям и медперсоналу.

Растет проявление правовой культуры пациентов. Начинают предъявляется высокие запросы к функционированию медучреждений и медработников, причем зачастую на фоне небольших требований пациента, к самому себе. Сейчас наблюдается некоторое возрастание количества обращений пациентов в суд, различные комитеты защиты прав потребителей. Цель - возмещение ущерба, который причинили ненадлежащим оказанием диагностической, или лечебной помощи. Кроме того преследуется цель возмещения морального вреда. Появляется необходимость в разработке, внедрении и апробации новых концепций организации обслуживания населения учреждениями здравоохранения.

Отношения медицинского работника – пациента, из области этики смещаются в область права. Всякое нарушение медицинским работником своих обязательств, порождает не только общественное неодобрение, но и зачастую финансовую, и уголовную ответственность. Законодательство России смещает акцент претензий, в сфере медицины, на кажущиеся более логичными «возместительные» отношения. В этом случае за ущерб платит не сам работник, а его работодатель, то есть медицинское учреждение.

Идеология новаторского подхода, в организации медобслуживания, отводит важное место потребности оказания больничной помощи, учитывающей существующие медицинские стандарты, а зачастую, и недостаточность материальных ресурсов. Значительное внимание уделяется гарантированности нормального психического состояния пациента, защите от стресса, который вызывается размещением в непривычную для него обстановку больницы.

Этико-правовые отношения медработников обязаны строиться на соблюдении прав пациента. Гарантией спокойной работы профессионалов-медиков, является соблюдение простых этических правил и норм.

Добровольное информированное согласие и его место в практике медицинской сестры

В 1993 году, отечественное законодательство, закрепило за гражданами их право на информированное добровольное согласие, как предварительное условие любого медицинского вмешательства (ст. 32 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан).

Это право дало пациенту возможность быть не наблюдателем, а участником терапевтического процесса. Но став участником, пациент принимает на себя и обязательства четкого исполнения назначений врача, и ответственность, за результаты медицинского вмешательства. Изменившееся законодательство пересмотрело положение пациентов, которые обращаются за медпомощью.

Основы законодательства Российской Федерации, закрепили права граждан на медицинскую помощь, охрану здоровья, личную неприкосновенность, которые реализуются через соблюдение правила информированного согласия.

Информированное согласие, - это совершаемое по собственному согласию пациента, или его законного представителя, разрешение на врачебное вмешательство. Разрешение дается ими на основании полученной от лечащего врача, исчерпывающей, и всесторонней информации (в приемлемой для пациента форме изложения):

  • о характере, цели, способах вмешательства;
  • о риске, возможных медико-социальных, экономических, психологических последствиях;
  • возможном выборе.

Пациенты, медработники, в процессе получения и оказания медпомощи, встречаются с большим количеством этических проблем. Например, какова компетентность пациента в отношение полученной информации? Готов, желает ли пациент услышать данные от медицинского работника? Каков объем, форма подачи информации?

Любой современный медицинский работник встречается с необходимостью персонифицированного подхода к каждому пациенту, который обратился за медпомощью. Причем при персонифицировании учитывается социальный статус пациента, тяжесть заболевания, психика.

Медицинской сестре вменяется в обязанность рассказ пациенту о производимых ею действиях, объяснению сути процедуры, моральной подготовки заболевшего к медицинскому вмешательству.

Во время выполнения манипуляций медсестре нужно проявлять максимальное дружелюбие, сочувствие, заинтересованность, и открытость.

Выполняя инвазивные процедуры, медсестра может сослаться на санитарно-эпидемиологические правила. Инъекции лекарственных средств сопроводить комментариями об упаковке, ампулах, из которых набираются лекарственные препараты. Доступно объяснить причину назначения лекарств. Если раздаются таблетированные препараты — заострить внимание больного на том, как внешне выглядит каждый препарат. Уточнить время и порядок приема средства. Научные тонкости следует опустить.

Следовательно, соблюдение прав пациента на информированное добровольное согласие, это фундамент при построении партнерских, выгодных обеим сторонам отношений, между медицинским работником и пациентом во время оказания медицинской помощи, соответствующей современным требованиям. Дальнейшее совершенствование схемы отношений медработник — пациент, предполагает необходимость повышения правовой грамотности медицинских работников

Читайте бесплатно в системе Главная медсестра:

Этические проблемы предоставления помощи пациентам, инфицированным ВИЧ

Новой проблемой сегодняшнего здравоохранения является такая актуальная проблема, как СПИД. Появление большого количества ВИЧ-инфицированных, создает много этических, и правовых затруднений. У жителей страны вообще, и у медицинских работников, в частности, выработалось определенное, ставшее привычным, отношение к ВИЧ-инфицированным, как к людям, которые лично виновны в случившемся. Такой стереотип существенно ограничивает вероятную возможность сострадания медицинского работника в отношении пациента.

Еще хуже, если ВИЧ-инфицированные воспринимаются, как угроза личной безопасности.

Все-таки большинство медицинских работников, а это около 77%, согласны с необходимостью лечения людей, инфицированных ВИЧ. Только 23% опрошенных высказали мнение о том, что этих пациентов нужно попросту изолировать. Эта реальная действительность наиболее хорошо демонстрирует значение принципа «делай благо», в соответствии с которым, врачебным, моральным долгом, выступает оказание профессиональной помощи, проявление сострадания, и заботы к таким больным.

Принимают участие медицинские работники, в программах, ориентированных на предупреждение распространения СПИДа, следующим образом:

  • участвуют в программах 43,6%,
  • не участвуют в программах 56,4%.

Исследование показывает, что подобные программы должны направляться на молодежь в целом -17,5%, на наркоманов — 2,5%, на так называемые группы риска, и медперсонал — 80%.

Эти данные свидетельствуют о том, что и медицинские работники, и пациенты не выказывают большой настороженности в отношении ВИЧ-инфицированных. Это, в свою очередь, оставляет надежду на благополучное проведение программ, которые направленны на профилактику распространения СПИДа. Также вселяет надежду понимание всеми медицинскими работниками без исключения, то, что ВИЧ-инфицированные должны рассматриваться в одном ряду с другими пациентами. Нужно осознавать обязанность оказания этой группе пациентов медицинской помощи в достаточном объеме, согласно действующего законодательства, а также соответственно с этическими принципами.

В этом случае биомедицинская этика в силах стать активной силой в решении вопроса СПИДа. Большая часть специалистов данной области допускают, что наиболее важным сейчас является острая необходимость демократизации в отношении к проблеме ВИЧ/СПИДа. Только когда в стране сформируется настоящее гражданское общество, можно будет предположить, что общественное мнение сможет активно оказывать влияние на решения, которые принимает правительство.

От деонтологии к биомедицинской этике

Термин деонтология предложил английский философ И. Бентан. Означает он сумму этических принципов, и норм, в поведении медицинского работника, при выполнении им своих профессиональных обязанностей.

Медицинская этика — это разновидность профессиональной этики. Медицинская этика основывается на моральных ценностях индивидуумов, которые составляют общество, тогда как деонтология основана на рационализме законов, и инструкций, которые едины для всего общества.

Этика и деонтология никак не конкурируют между собой, они лишь по-разному создаются:

  • этика — процессом длительного воспитания моральных ценностей,
  • деонтология — довольно быстрым усвоением правил и норм.

Термин биоэтика предложен американским биологом, онкологом-исследователем В. Потером. Он определяет эту науку как новую дисциплину, своеобразный мостик между биологией и этикой. Определенный набор авторов строго придерживаются термина биоэтика,биомедицинская этика, когда обсуждают медицинские, биологические, философские и этические проблемы. К примеру такие проблемы, как экстракорпоральное оплодотворение, аборт,эвтаназия, биомедицинские эксперименты проводимые на человеке, трансплантация тканей эмбрионов, границы конфиденциальности. Новые проблемы, возникшие или обострившиеся в результате революционных открытий последних десятилетий прошлого века, в биологии, и медицине, значительно углубили и расширили профессиональную, моральную и социальную миссию медицинских работников.

Круг вопросов, охватываемый биоэтикой, поражает разнообразием, но их единит приоритет таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, жизнь, благополучие, справедливость. С точки зрения академической науки, биоэтика носит междисциплинарный характер исследования проблем этической, философской и антропологической направленностей.

Читайте в ближайших номерах журнала «Главная медицинская сестра»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Повышаем квалификацию

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...








      Наши продукты






















      © МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

      Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

      Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×