Внутренний контроль качества медицинской деятельности

3743

Внутренний контроль качества медицинской деятельности является важнейшей составляющей контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Организация этого контроля полностью ложится на плечи конкретной медицинской организации, поэтому практическая его реализация вызывает многие затруднения и вопросы.

Рассмотрим основные методики  организации внутреннего контроля качества медицинской деятельности, рассмотрим перечень мероприятий, которые необходимо провести для реализации итогов проверки, а также то, каким образом оформляются результаты проверок.

Методики организации внутреннего контроля

Прежде всего, проверочные мероприятия качества медицинской помощи (КМП) в отношении конкретного больного предполагают оценку соответствия оказанной медпомощи:

  • установленным стандартам медпомощи;
  • клиническим протоколам ведения пациентов;
  • зарегистрированным в установленном порядке медицинским техникам и технологиям;
  • принятым в медицинской практике требованиям к проведению профилактических и лечебно-диагностических мероприятий, медицинского освидетельствования и экспертизы, оформлению медицинских документов.

При этом оценивая каждый случай оказания медпомощи необходимо учитывать уровень развития современной медицины, а также клинические особенности этого случая.

Поэтому  руководители медучреждений должны руководствоваться следующими документами:

  • действующими нормативно-правовыми актами в сфере здравоохранения;
  • региональными и федеральными стандартами оказания медпомощи;
  • клиническими рекомендациями и протоколами ведения пациентов;
  • научными статьями и другими источниками, содержащими положения доказательной медицинской практики.

Читайте также в журнале «Управление качеством в здравоохранении»

Экспертная оценка

Методика экспертной оценки заключается в последовательной и объективной оценке каждой отдельной составляющей конкретного случая оказания медпомощи, с учетом его клинических особенностей.

Выделим составляющие случая оказания медпомощи, которые оцениваются в рамках методики:

  • полный опрос пациента, включая сбор анамнеза и его жалоб;
  • полное и объективное обследование больного;
  • постановка предварительного и окончательного диагноза;
  • проведение в соответствии с поставленным диагнозом профилактических и лечебных мероприятий;
  • соблюдение непрерывности и преемственности при оказании медпомощи на разных ее этапах;
  • правильное оформление медицинских документов пациента.

Критерии качественно оказанной медпомощи:

  • достаточность лечебно-диагностических и иных мероприятий, а также соответствие объема медпомощи потребностям конкретного больного;
  • своевременность лечения с учетом потребностей обратившегося за помощью больного;
  • безопасность лечебных и иных мероприятий. Критерий означает, что выбор той или иной медицинской технологии должен быть оптимальным и должен учитывать все возможные риски для больного. В случае необходимости должны применяться профилактические меры для предотвращения возможных осложнений, должны неукоснительно соблюдаться правила применения и хранения лекарств и иных материалов, используемых для лечения пациента;
  • эффективность оказанной медпомощи. Данный критерий отражает достижение поставленных задач и целей оказания медпомощи в каждом конкретном случае.

Предложенные законом критерии должны использоваться ответственными лицами при оценке каждого составного элемента оказанной медпомощи.

Как оформляются результаты внутреннего контроля

Законодатель установил, что результаты проведенной проверки по каждому случаю оказания медпомощи должны регистрироваться в специально разработанных для этих целей журналах, в которых отражается следующая информация:

  • выявленные в ходе проверки дефекты при оказании медпомощи, которые сформулированы кратко и по существу;
  • итоговое заключение комиссии по проверенному случаю оказания медпомощи. Должен быть сформулирован один из следующих выводов:
    • медпомощь была оказана качественно;
    • медпомощь была оказана качественно, но процесс ее оказания сопровождался незначительными дефектами, которые по своей сути не было способны ухудшить состояние здоровья больного;
    • медпомощь была оказана некачественно.

Журналы должны постоянно храниться в медучреждении, после окончания места для записи он хранится в архиве не менее 3 лет.

Детальная экспертная оценка

Если в медучреждении произошел особый случай оказания медпомощи, который привел к ятрогенному осложнению, смерти пациента, или по которому поступила жалоба, необходимо проведение детальной экспертной оценки.

В таком случае результаты контроля необходимо зарегистрировать в журнале и оформить на отдельном листе.

Отчет о проведении внутреннего контроля

В отчете о проведенном контроле должны быть отражены следующие положения:

  • отчетный период;
  • объем реализованных проверочных мероприятий;
  • результаты этих мероприятий. Необходимо отражать подробную структуру результатов в отчетном периоде:
    • число случаев, в которых медпомощь была оказана качественно;
    • число случаев, которые сопровождались незначительными дефектами;
    • число случаев, в которых медпомощь  была оказана некачественно;
  • отражается количество найденных дефектов по их видам:
    • дефекта по сбору анамнеза и жалоб пациента;
    • дефекты, допущенные на этапе диагностики пациента;
    • дефекты, допущенные при постановке диагноза врачом;
    • дефекты, допущенные в ходе лечебно-профилактических мероприятий;
    • дефекты, допущенные при оформлении медицинских документов на пациента;
  • сведения о конкретных мерах, которые были приняты по результатам проведенного контроля;
  • предложения экспертов по результатам проверочных мероприятий.

В случае необходимости этот отчет предоставляется в надзорные органы.

Мероприятия, которые необходимо провести по результатам контроля

Положение о внутреннем контроле качества медицинской деятельности, которое разрабатывается в каждом медучреждении, должно предусматривать конкретные мероприятия, которые должны проводиться по результатам проверочных мероприятий. Эти мероприятия проводятся с целью устранения причин, которые вызвали дефекты в процессе оказания медпомощи, а также повышения эффективности оказываемой медпомощи.

  • мероприятия организационные:
    • разработка необходимых локальных актов, регламентов и инструкций ( например, приказ о внутреннем контроле качества медицинской деятельности);
    • проведение  конференций, совещаний и инструктажей для медперсонала;
    • совершенствование технологий оказаний того или иного вида медпомощи;
  • мероприятий просветительские и образовательные:
    • направление медработников не внеплановое повышение квалификации;
    • проведение клинических разборов;
    • обеспечение медработников актуальной методической литературой и периодическими изданиями;
    • проведение научно-практических конференций;
  • мероприятия дисциплинарные. Заключаются в применении к виновным сотрудникам мед дисциплинарной ответственности, в том числе в соответствии с ТК РФ и должностными инструкциями конкретных медработников;
  • мероприятия экономической направленности. Заключаются в использовании показателей эффективности и качества медпомощи для совершенствования дифференцированного подхода к оплате труда;
  • мероприятия, направленные на совершенствование материально-технической базы;
  • мероприятия, целью которых является совершенствование укомплектованности медучреждения необходимыми специалистами.

Рассмотрение обращений граждан как одно из направлений внутреннего контроля

Закон предоставляет гражданам право обращаться в любой удобной форме в медучреждения с обращениями. Обращения могут поступать в больницу в электронной, устной или письменной форме.

При этом свои предложения , жалобы или заявления посетители больницы могут направлять как главному врачу больницы и его заместителям, так и заведующему или администратору конкретного отделения.

Обращение подается гражданином лично, через законного представиетля или поступает в медучреждение из других организаций для рассмотрения по существу.

Для того, чтобы в полной мере обеспечить реализацию гражданами своего законного права, главный врач больницы должен обеспечить:

  • информирование пациентов об их праве на обращение;
  • учет и регистрацию вновь поступивших обращений;
  • своевременное и объективное рассмотрение обращений;
  • принятие законных мер по итогам рассмотрения обращения;
  • подготовка ответа и его направление гражданину;
  • мониторинг и анализ поступивших обращений, а также устранение обстоятельств, которые становятся причиной поступления обращения.

Для того, чтобы в доступной форме проинформировать граждан о праве на обращение в медучреждение, необходимо в доступном месте разместить следующую информацию:

  • фамилия, имя, отчество, должность, номер телефона и кабинета того должностного лица, к которому можно обратиться с жалобой или заявлением, а также график приема граждан;
  • адреса официального сайта больницы и ее электронной почты;
  • график приема граждан главным врачом больницы;
  • контактные данные надзорных органов: регионального отделения Росздравнадзора, Роспотребнадзора, Минздрава РФ, фонда ОМС и др.

Вся эта информация также должна быть продублирована и на официальном сайте больницы. Рекомендуется предусмотреть на сайте и форму обратной связи для подачи обращений.

Абсолютно все поступившие в больницу обращения должны быть зарегистрированы секретарем в день их поступления в хронологическом порядке.

Рассматриваются также все обращения от граждан. Исключением являются анонимные обращения.

Если в медучреждение повторно поступило обращение, которое ранее уже было рассмотрено по существу, и в новом обращении нет оснований для пересмотра принятого решения, то главный врач больницы может принять одно из следующих решений:

  • оставляет обращение без рассмотрения по существу, уведомив об этом гражданина, его направившего;
  • рассматривает обращение повторно и дает на него ответ в установленном порядке.

Ответ на обращение гражданина по существу больница должна дать в течение 30 дней со дня его регистрации.

Информация о поступлении устных обращений регистрируется в журнале личного приема граждан. Если устное обращение не требует дополнительной проверки, ответ на него может быть дан немедленно.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Критерии качества 2017: готовимся к оценке по-новому

Интервью

Обновить руководящий состав медорганизаций

Есть задача – обновить руководящий состав медорганизаций

Федот ТУМУСОВ: журналу «Здравоохранение». «Есть задача – обновить руководящий состав медорганизаций»





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль